По волнам моей памяти

Родилась  и выросла я в г.Суоярви. Отец, Рютиков Николай Михайлович  истинный карел, мама, Рютикова Евгения Васильевна (в девичестве Андрианова)  родом из Олонца. Семьи моих бабушек и дедушек  были многодетные.  Мамин отец умер рано,..Женя, самая младшая из пяти сестер так и не успела сполна получить отцовской любви, а юность её пришлась на В.О.В.
Семья Андриановых сильно пострадала в отечественную войну, и во время политических репрессий. Два зятя погибли на фронте, один, в звании полковника вернулся домой героем, но без ноги!
Говорят, беда одна не ходит, сразу после возвращения из эвакуации от дистрофии умерла дочка маминой сестры Клавы, а следом утонул восемнадцатилетний сын. Кормилицей в эвакуации в Архангельске была как раз шестнадцатилетняя Женя, она работала слесарем на судоремонтном заводе, где латали подбитые военные корабли. Нахлебалась лиха семья Андриановых,…как и миллионы других семей Советского союза.
После войны, в 1948 году, находясь на курсах операторов молочного доения, Евгения познакомилась с  Николаем Рютиковым. После окончания учебы, молодые поженились и поехали жить на малую родину мужа, в г.Суоярви.

В 1949 году на свет появилась дочь Галина,  а скоро счастливого отца призвали в армию, да еще и в мор-флот,  служить пришлось в то время 4 года. Женя на время службы уехала на свою малую родину, в Олонец, помогала  поднимать племянников, так как   сестры Люба и Клава потеряли мужей, а мама болела.
По возвращению Николая из армии, молодые  переехали на постоянное место жительства опять в Суоярви. Семья постепенно стала увеличиваться, сначала родились две девочки погодки, а уже через пять лет появился на свет долгожданный сын!
Но, к сожалению жизнь молодых не была сахарной. Многодетная семья жила бедно, постоянная нехватка материальных средств отразилась на судьбе наших родителей.
Отец часто выпивал,и на этой почве в доме случались разные неприятности и скандалы, мама естественно сильно переживала. Но мы, дети никогда не чувствовали негатива по этому поводу, родительской любви нам всегда хватало! О своем детстве у меня написан цикл рассказов под названием «Когда деревья были большие», там же я посветила две миниатюры отцу, интересные случаи  из жизни нашей семьи, где главным героем был папа!))

В своей книге не забыла написать рассказы о маме, её биографию и небольшие сюжеты из нашего детства. Хотелось бы написать и про семью бабушки Оли и дедушки Миши  Рютиковых, по отцовской линии, и если получится, я это обязательно сделаю,…вот только соберу недостающую информацию. Я с огромной теплотой вспоминаю то прекрасное время, когда мы с сестрой Наташей отдыхали на каникулах в поселке Леппяниеми, где родители нашего папы жили последнее время.
Это была незабываемая счастливая пора детства!

Начала учебу я в Сувилахтинской школе, но с четвертого класса нас, десять учеников, которые жили на ул. Гагарина, перевели в восьмилетнюю им. Голеренко, здесь получила неполное, среднее образование. Сколько помню, класс наш был не очень дружный, но именно в этой школе мы сблизились с моей закадычной подружкой Танюшкой, и дружим по сей день!!!
Так, как училась я средненько, то в девятый класс решила не идти. Отец с матерью предоставили нам в выборе своего будущего, полную самостоятельность!

Помните наверно свою юность, как мечтали оторваться от родительской опеки! Вот и мы, группа девчонок из пяти человек, вдруг решили поступать в ткацкое училище г.Кинешма, что на Волге реке. Хотелось, как можно дальше от дома ощутить вкус свободы, да еще и ехать так долго на поезде, и главное через Москву!

Первое время все в училище было нормально - общежитие хорошее, бесплатно кормили, с первых дней водили на ткацкую фабрику, нам там понравилось. Единственное пугало,  мы с Любашей вдвоем боялись выходить в город, который в семидесятые годы считался очень криминальным, хотя другие наши подружки с удовольствием бегали на танцы в центр Кинешмы.

Все изменилось во время каникул, когда нас отпускали отдохнуть в Суоярви. Вернувшись на учебу, мы вдруг почувствовали такую тоску по дому и по мамам, что просто не могли учиться! Я была очень сентиментальная, ревела вечерами в подушку, и даже на уроках. Решили вернуться обратно, но не тут-то было – нас не отпустили, руководство училища не отдавали документы, заставляли  отучиться хотя бы год, или заплатить за три месяца учебы.

Естественно денег от родителей мы не получили! Сто рублей  в те годы была неподъемная сумма для наших бедных семей, где например зарплата мамы - всего сорок рублей в месяц.
Тогда мы вдвоем с Любашей решились на побег! Удался он не с первого раза,о той истории  можно написать интересный рассказ, и когда-нибудь я поделюсь с читателями этой удивительной авантюрой из моей юности, в которой мы с Любой впервые узнали, что такое предательство!
 
Вернувшись в Суоярви, я сразу пошла учиться в вечернюю школу, а с нового года стала работать на овощехранилище Горторга, где постоянно требовались рабочие. Занимались мы в основном переборкой овощей, погрузкой их по магазинам и столовым, а так же помогали квасить капусту.
 Следующим летом мы с любимой подругой Татьяной решили поступать в пед училище на воспитателей, но увы, я не прошла по конкурсу, а  Танюха, хоть и сдала экзамены хорошо,не осталась учиться из солидарности со мной, так уж мы хотели быть всюду вместе!)))

Учебу в вечерней школе  не бросили, но бездельничать дома тоже не будешь, да и стыдно просто так сидеть «на шее» у родителей. Мама устроила меня работать в больницу, в хирургическое отделение санитаркой. 
Больница новая, отделений полно, как и больных, особенно много лежало людей с разными травмами в хирургии, медперсонала тоже хватало! Каждый день по нескольку операций, тяжелобольные в послеоперационной палате требовали специального ухода. Уборка супер тщательная, строго проверяемая старшей медсестрой, но трудности не пугали. Мне нравилось ухаживать за больными, помогать медсестрам, даже мыть полы и вытирать тумбочки, но особенно разносить обеды по палатам.)))
Стыдилась только выносить «утки»…краснела, когда мне навстречу шли молодые парни (пациенты), некоторые хихикали, глядя на юную девчонку с ночными горшками в руках, а я в это время готова была провалиться сквозь землю.((

 Именно в хирургии я научилась состраданию к несчастным и увечным. Сколько же чужой боли насмотрелась в свои 16 лет,как сильно переживала, когда кто-то умирал, а таких было немало.
 Помню, сильно плакала над обгоревшим малышом, который умер после ожоговой болезни, когда вроде уже пошёл на поправку.
 Как горько было сознавать, что ты ничем не можешь помочь молодому лесорубу, на которого упала сосна, и он медленно умирал у нас на глазах.
А однажды привезли 18 летнего парня, попавшего под поезд, Леше отрезало обе ноги. Врачи спасли ему жизнь, хотя сам юноша был в отчаянье и хотел умереть.  Жалея Лешу, я старалась, чем могла помогать пареньку, успокаивала в минуты сильного волнения и истерик, кормила из ложки, угощала домашним печеньем.

Видела я в хирургическом отделении и материнскую заботу старых нянечек к больным, и не милосердие некоторых медиков, которое меня напугало и поразило одновременно. Не раз смотрела я в глаза умирающим, не понимая почему их нельзя спасти? А причин то было много! Помню только, что всех очень жалела до слез.
 Про мою работу  в больнице можно написать целую книгу, и это будет бесконечный роман о трагических, человеческих судьбах.

 А какие доктора трудились в нашем отделении!! Игорь Иванович -анестезиолог(фамилии не помню)- такой умница! Лысеющий, в огромных черных очках, вроде не красавец. Но когда он шел улыбающийся в белоснежном высоком колпаке и халате нараспашку, по длинному коридору отделения, все женщины переставали дышать, оглядываясь вслед его неспешной покачивающейся походки! Знаю точно - в него были влюблены все медсестры хирургии!!!

 Конечно работали и другие отличные врачи, но вот хорошо запомнила именно Игоря Ивановича, и конечно, З.Н Нерадовскую, которая спасла не один десяток жизней у нас в Суоярви в семидесятые годы прошлого века! Именно она предложила мне поступать в Петрозаводский университет на мед-фак.
- Татьяна, ничего не бойся, мы тебе дадим направление, сдашь экзамены хотя бы на тройки и поступишь, иди летом на подготовительные курсы! – убеждала меня Зинаида Николаевна, - необязательно на хирурга, можно получить любую, понравившуюся тебе квалификацию! У тебя есть все навыки, а главное,  доброе сердце – это как раз то, что надо для получения профессии медицинского работника!

Как же она меня уговаривала! Но я, не рассчитывая на свои знания, и терпение так долго учиться (аж 7 лет), конечно, отказалась от  перспективного предложения.
 А если бы закончила университет, работала бы потом не в синем, грубом халате для птичниц, а в белом накрахмаленном колпаке и таком же халатике, возможно детским врачом, как мне тогда представлялось.))) (с улыбкой)

В больнице я проработала почти год, но  надо было получать какую-то специальность,  Танюха, моя закадычная подруга, успела по объявлению попасть ученицей продавца в большой универмаг. Кстати, она всю жизнь проработала в райпотребсоюзе продавцом, закончив заочно кооперативный техникум.
 Я, к сожалению, тогда (пятьдесят лет назад) опоздала на собеседование, в торге мне предложили идти работать в кондитерский цех столовой «Дружба», где можно было приобрести специальность кондитера. Работа тяжелая для молодых девчонок, требовалась сноровка и быстрота. Приходилось рано вставать, уже с 7 утра мы вовсю пекли пирожки и булочки, для учащихся школьников.
Тогда в городе было четыре школы, детей очень много, естественно и завтраков и выпечки готовили  уйму!  Бегали, как электо-веники))) пока приноровилась работать с печкой, обожгла все руки.

 К 10 утра школьные заявки должны были быть выполнены,..уставали очень!!! После одиннадцати часов пекли выпечку для столовой и здешнего магазинчика, разнообразие  вкусной продукции – огромное! Столовая «Дружба» в  Суоярви, в те далекие семидесятые годы, пользовалась огромным спросом!
Привычка готовить вкусненькое, у меня осталась навсегда, своих детей и мужа баловала постоянно.  До сих пор каждую субботу обязательно, что - то пеку  детям и внукам!))

В 1974году закончила вечернюю школу, и одновременно вышла замуж. Жить пришлось с моими родителями. Миша сам был из Украины, приехал в Карелию к дяде, здесь выучился на водителя и работал в Суоярвском леспромхозе на лесовозе. В браке у нас с Михаилом родилось двое детей: дочь Марина в 1976 году и сын Саша в 1981 году. Жили мы с мужем хорошо, каждый год ездили на Украину, где нас всегда гостеприимно встречали. Не верится, что теперь на благодатной земле идет война между братскими славянскими народами. Мы ничего не знаем о родственниках Михаила, связь с ними потеряна.

Мой отец, как я уже писала раньше, любил выпить, а во хмелю мог поругаться с зятем, лез драться - это очень портило  жизнь всем домочадцам, не только нам, молодым, но и маме с моим младшим братом Мишей. 
Тогда  на семейном совете, чтобы не нагнетать обстановку в доме родителей,  летом 1977 года мы решили переехать жить на север Карелии в поселок Лендеры, где тогда создавался новый леспромхоз.
 Михаил работал водителем лесовоза, а я трудилась в здешней старой столовой, где готовили на печке с дровами, а еда от холода замерзала в тарелках.  Жизнь в Лендерах была нелегкой, зима выдалась тот год очень морозной, а предоставленная квартира холоднющая! Топили день и ночь, Маришка маленькая, не было и годика, в садике сразу заболела, пришлось искать нянечек. До сих пор вспоминаю добрым словом соседок финок, которые сидели с малышкой, пока я была на работе. Милые бабули ухаживали за нашей дочуркой словно за своей внучкой!

Правда счастливых моментов было  единицы, вообще жизнь в Лендерах запомнилась мне, как страшный сон – об этом тоже когда-нибудь  обязательно напишу рассказ! Там я пережила большой стресс и горькую, незаслуженную обиду от родственников мужа, которые и позвали нас на север Карелии. Обещали помочь, а на самом деле столько ненависти и злобы от женщин  (родных Миши) я никогда нигде больше не встречала. Видно просто, пришлась им не «ко двору».(((

Через год случилось несчастье,  скоропостижно умер мой отец, когда были на похоронах, мама позвала нас обратно, и мы  с семьей вернулись в Суоярви.
Вот ведь как получилось - уход из жизни родного человека, повлиял на  судьбу нашей семьи. В Лендерах я уже подумывала о разводе, по причине того, что супруг меня не поддерживал, заставляя терпеть унижения от своих родных. Наш брак спасло возвращение в родной город.

Какое-то время жили у мамы, а потом переехали в отдельную квартиру, которая осталась от дяди Михаила, тот с семьей переехал жить в город Кингисепп.
Пока Маришка была совсем маленькой, работать пришлось в Детском садике истопником. Рано поутру топила печи в двух зданиях, а днем сидела дома с ребенком. Когда дочке дали место в яслях, я вернулась в столовую. Трудилась там до рождения сына, а после декрета, опять же по причине того, что Саша часто болел и ему нужен был присмотр дома, работу искала посменную.
Какое то-время мы с моей мамой  трудились на железной дороге приёмосдатчицами топлива, работали в разные смены, за сынишку можно было не беспокоиться, кто-то из нас всегда оставался с маленьким Сашей.

В это самое время наша семья переживала нелегкие времена, муж Михаил стал часто болеть. Рассеянный склероз - грозное заболевание, которое поражает именно молодых, развивается медленно, обездвиживая суставы.  Скоро из-за слабости ног, Миша  не смог водить машину, пришлось менять специальность. На какое то время его устроила работа в небольшой котельной, зарплаты не хватало, моя временная работа на складе топлива закончилась. Возвращаться  в столовую, где платили  очень мало, не было смысла.

И как только Саша окреп и дали наконец место в саду, я решила пойти на Птичник, разузнав у знакомых, что там хорошо платят. 
Масштабы Суоярвской Птицефабрики, которая в восьмидесятые годы считалась одной из лучших в Карелии, меня поразили!!! На огромной территории расположился целый городок с развитой инфраструктурой.  Здесь была своя автобаза с ремонтными мастерскими, большой инкубатор, яйцесклад, столярка, огромный кормоцех, больше двух десятков цехов с молодняком и взрослой птицей, плюс маточное стадо, лаборатория и много чего другого.
Быстро освоив профессию птицевода, я первое время трудилась подменной птичницей. А когда одна из работниц ушла на заслуженный отдых, мне доверили «клетку» в цеху производственного стада, где я стала трудиться уже на постоянной основе.
Под опекой двух человек (птичницы и слесаря)находилось более 24000тысяч голов кур – несушек.

Работу свою полюбила всей душой, ухаживать за птицей мне нравилось! Совершенствуясь в профессии, была не раз отмечена начальством, получала грамоты, премии и ценные подарки за свой нелегкий труд.
Супруг к тому времени, уже не работал, находился на инвалидности,  коварная болезнь постоянно прогрессировала. И хотя Миша был совсем молодым, он не мог ничем помогать семье. Все хозяйство и забота о детях лежали на мне, вода далеко,  купать больного мужа приходилось дома в тазу, дров  много таскала, ведь квартира неблагоустроенная, плюс работа нелегкая на птицефабрике.
Тяжело жилось, но ничего справлялась как то, на огород за десять километров ездила на велосипеде, дети, подрастая стали помогать по дому.

Когда Саша пошел в первый класс нам дали, наконец благоустроенное жилье  по льготной очереди. Правда квартира оказалась очень холодной, много разных недоделок, но это не так пугало, самое главное – вода и теплый туалет, для больного мужа теперь были рядом! Это очень помогало  мне ухаживать за Михаилом. 

В одном стало легче – улучшились жилищные  условия, но тут наступила вторая половина  девяностых, сначала задерживали зарплату, потом стали закрываться предприятия, перестали совсем платить заработок! Коснулось это и нашей птицефабрики. Помню,  как беспомощно опускались руки, когда птицу нечем было кормить, и она дохла прямо в клетках. Это страшное зрелище навсегда осталось в памяти.
Спустя годы, побывав на месте бывшего градообразующего предприятия, не узнала территорию - там, где стояли цеха, вырос настоящий ЛЕС! Как же больно было видеть такое!
В  тяжелое время всеобщего развала Союза, мы выжили благодаря пенсии мужа по инвалидности, ждать помощи было не откуда.

Чтобы улучшить материальное положение семьи, пришлось оставить некогда любимое дело, устроилась рабочей в частный продуктовый  магазин. Оборот торговли большой, соответственно и трудиться приходилось на износ.
Таскала бесконечные упаковки и объемные коробки,  помогала разгружать после смены машины. Была в магазине и другая не менее тяжелая, грубая работа, больше для мужчины, чем для хрупкой женщины. Приходилось разбирать и фасовать мороженную рыбную и мясную продукцию в холодном помещении,  домой возвращалась  поздно, без сил, словно с каторги!
Здоровье ухудшилось, стали сильно болеть руки и спина, больше года такого непосильного труда, я не выдержала. Жалела одного, пришлось расстаться с хорошим коллективом, уж очень сдружилась с девчонками продавцами!

В «никуда» не уходят, я заранее позвонила в больницу, там мне предложили  работу санитаркой в родильное отделение, чему я очень обрадовалась. Хотя и посменно, но все же легче, да и заманчивее чем в магазине. О том, как трудилась в Роддоме, у меня написан рассказ: «Человек родился».
 А в какой славный коллектив я попала работать! Как здорово, что мне всегда везло на хороших людей!
 В произведении я пишу о прекрасном таинстве РОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА!
 О том, какое же это чудо – появление крошечного человечка на свет!

Дома у нас тем временем появилась большая проблема, росла негативная  атмосфера. Болезнь мужа все больше прогрессировала, это было тяжело морально, у Михаила испортился характер, его всё раздражало, он стал подозрительным и нервным. По мелочам придирался ко мне и детям, ругался с ними, гнал из дома друзей и подруг дочки и сына.
  По этой причине Марина очень рано вышла замуж, ей просто хотелось скорее сбежать из дома, естественно скоропалительный брак скоро распался! Сын - подросток тоже никак не ладил с отцом, обстановка накалялась, я была словно между двух огней – мне жалко и мужа и сына. Дело чуть не доходило до милиции.

 Появилась и другая беда - Миша не мог ходить без помощи, просто лежать один на койке не хотел! Пока я на работе он пытался сам вставать, при этом часто падал, и лежал на полу до прихода сына со школы, но Саша один его поднять не мог, приходилось звать соседей. Стало ясно, что оставлять больного мужа одного дома не безопасно!

Назрел вечный вопрос: Что делать!?
Работу мне бросить нельзя, кто же нас будет тогда кормить?! Прожить на одну пенсию Михаила в то время было невозможно, доплата за уход по инвалидности - смешная 1800рублей в месяц!!
Казалось выхода нет, и тут Миша, много лет не бывавший у себя на родине в Украине, вдруг захотел навестить маму и родных, пожить там, до того времени когда Саша начнет учиться в Петрозаводске или пойдет служить в армию.
 
На тот момент нам казалось, что это было единственное правильное решение для всех, тем более и мать соскучилась по сыну.
 Правда поездка с инвалидом оказалась хлопотной, но благодаря родственникам Миши из Кингисеппа, которые помогли перевезти и посадить нас, с креслом-коляской на поезд в Ленинграде,  мы благополучно добрались до места.

Тогда никто не думал, что мы больше с Мишей не увидимся. Когда я уже собралась ехать за мужем, он вдруг скоропостижно умер у себя на малой родине, чуть-чуть не дождавшись возвращения в Карелию. Состояние его резко ухудшилось, сердце остановилось.   
Но это случилось чуть позже.

Вернемся в 2003 год, мне в то время опять пришлось поменять работу. В больнице произошли изменения, санитарок стали переводить в уборщицы (началась всеобщая оптимизация) которая коснулась всех, и медицины в том числе! Зарплата резко уменьшилась, хронически не хватало на жизнь, надежды на пенсию супруга, увы - не было.
Тут мне подсказали об освободившемся месте сторожа в О.О.О «Интер – гидравлик»,  в одном лице надо было еще отапливать помещение ремонтных мастерских  и выполнять работу дворника.  Да, зимой тяжеловато, но платили неплохо, зарплату начальник не задерживал, прислушивался к нашим просьбам. Там я трудилась до заслуженной пенсии.  Вспоминаю это предприятие и коллектив работников только с хорошей стороны!

Как раз к пятидесяти годам у меня круто поменялась жизнь.  Дочь Марина, разведенная к тому времени, жила у меня со своей дочуркой Сашей. Я понимала, что ей надо попытаться создать новую семью, пока молодая, и знала, что буду лишней, если в доме появится чужой мужчина. Две хозяйки на кухне это не для меня!
 
Тем более я давно мечтала, выйдя на пенсию, переехать куда-нибудь в поселок, купить свой домик недалеко от леса и озера, посадить сад, завести грядочки с овощами, собирать ягоды и грибы. Наслаждаться неповторимой карельской природой, ходить летом на рыбалку, а зимой на лыжах, и пусть это все будет  рядом!

Было желание уехать в Вешкелицу, в карельское, красивое село, с многочисленными озерами! Но увы, цены на старые, ветхие домишки там были космическими, мне не по карману. А тут как раз дальние родственники предложили временно пожить в квартире их матери в Пийтсиеках, как оказалось временное стало  постоянным!
Скоро у меня появилось все, о чем мечтала: садик с ягодными кустами, яблонька и слива, участок с грядками, любимая всеми банька, и желанные лес с озером близко, рыбка на столе, варенья и соленья в холодильнике! Так что задуманное и, правда, сбылось!


Вот уже 16 лет я здесь, в поселке с великим недавним прошлым, где трудились в гремевшем на весь Союз, лесопункте сотни рабочих на заготовке леса! Где люди счастливо жили, создавали семьи,  трудились ударно, получали достойную зарплату, жили настоящим, верили в будущее!

Прошло время, как и всюду в России, лесная отрасль к двухтысячным годам развалилась, народ остался без работы, многие уехали, старики покинули этот мир навсегда. Но Пийтсиеки живут и сегодня, остались старожилы, есть костяк молодежи, которые любят свой поселок, хотят, чтобы здесь жизнь не умирала. Они активны, напористы, участвуют в разных проектах, стараются сами сделать жизнь поселка интереснее, и у них это прекрасно получается!

Я тоже нашла здесь отличных подруг по возрасту и увлечениям, мы стараемся не особо отставать от молодых, занимаемся в разных кружках при библиотеке, вместе с библиотекарем Натальей Лутковской готовим интересные,  заманчивые мероприятия! Ходим в походы, занимаемся лечебной физкультурой, путешествуем по Карелии, в общем живем полноценной жизнью! Здесь же, в Пийтсиеках, приобретя впервые ноутбук, я начала писать рассказы на сайте Проза.Ру, познакомилась с интересными авторами, с которыми дружу и общаюсь сегодня.

И хотя здоровье желательно иметь бы получше, мы не унываем, работаем на своих приусадебных участках, с радостью встречаем пирогами детей и внуков, которые не забывают нас навещать, и помогают во всем! Я богатая бабушка, у меня четверо прекрасных внуков, а недавно я стала счастливой прабабушкой маленькой Алисы!))
О старости не думаем, она нас дома не застанет, мы в дороге, мы в пути!))

Всем, кто прочитал мою историю, размером в жизнь, желаю здоровья, добра и мира!







 


Рецензии
Дорогая, Татьяна! Прочитала о вашей нелегкой жизни… Очень тронута, до слез. Такое вынести могла только сильная женщина. Сколько любви и тепла было и есть сейчас в Вашем сердце — к родным и всем людям, с которыми приходилось жить и работать. Пишите, пожалуйста, об этом. У Вас есть чем поделиться! И пишите Вы достойно, искренне и правдиво. Это дорогого стоит.
Здоровья Вам, любви и вдохновения. Спасибо, что Вы есть.🙏❤
С УВАЖЕНИЕМ,

Варвара Бурун   19.10.2023 10:33     Заявить о нарушении
Варвара, тронута Вашим отзывом, спасибо огромное!
С уважением и теплотой,

Татьяна Самань   20.10.2023 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.