Туи

После завершения основных работ по благоустройству нашего родительского дома в посёлке Телеханы, что на Брестчине, моя сестра Татьяна занялась озелением участка. Высадила туи, самшиты, скумпии, лимонник, тис, сирень, жасмин, спирею, калину, айву, чёрную смородину, малину, виноград, вишни; в палисаднике – форзицию, розы, гортензии, клематисы, ирисы, хосты, гвоздики, бадан и другие многолетние цветы.

Глядя на посаженные сестрой небольшенькие туйки, я сильно сомневалась, что на нашей неплодородной почве вечнозелёные растения семейства кипарисовых вырастут в высоких стройных красавцев, таких, “как в кино”.

Первые годы после посадки высота деревцев визуально не менялась. Я поделилась своими сомнениями с Татьяной, мол, они совсем не растут, словно замерли.

– Не торопись, так и должно быть – после пересаживания в другое место саженцы вначале формируют корневую систему. Корни у туек располагаются неглубоко, преимущественно в горизонтальной плоскости, поэтому поливать деревца следует так, как будто купаешь их. Лучше всего использовать для полива  разбрызгиватель воды. Тогда капли влаги, стекая с растения, будут попадать на корни и подпитывать их, – пояснила мне сестра.
 
Татьяна – прирождённый ланшафтный дизайнер; её руками обустроена территория семейного коттеджа в городе Гродно и приусадебный участок нашего родового дома в Телеханах. Все посаженные сестрой растения хорошо укореняются; по всей вероятности, часто помогая в домашнем питомнике растений отцу, дипломированному агроному, она унаследовала его способности и знания.

Я последовала совету сестры относительно методики полива туек; после завершения водных процедур, как мне казалось, ветви деревцев благодарно кивали “поильцу”.

Мы огородили саженцы частыми колышками от посягательств вездесущих котов; появившиеся было на растениях жёлтые пятна-метки, постепенно исчезли.

Между туйками и хозяйственными постройками соседей, а также в тени заборов, Татьяна посадила папоротники. Они хорошо прижились и были украшением приусадебного участка до тех пор, пока не подросли декоративные кустарники и деревца.

Прошло несколько лет. В один из приездов в родительский дом мы обнаружили, что туйки начали расти: им стало тесно в заграждении из колышков. В обновлённой защите – более высокой и широкой ограде – деревца пробыли примерно год, заметно прибавив в росте.
 
Мы и не заметили, как туи набрались сил и уже не нуждались в ограждении и поливе. Высота части из них сравнялась с ростом жильцов дома, затем деревца переросли людей, а спустя какое-то время туи своими разросшимися кронами  закрыли хозяйственные постройки соседей.

Это потаённое местечко облюбовали споры опят и, впервые обнаружив их на подворье, я спросила у соседа-лесовода, что это за грибы?

– Может, опята, но я не уверен, так что лучше их выбросить. В лесу полно хорошо известных грибов, вот там и собирайте! – порекомендовал сосед.
 
Несколько лет я собирала во дворе и выбрасывала “волчьи”, как в наших краях называют несъедобные или ядовитые грибы.

Как-то осенью друг нашей семьи Анатолий Васильевич Ковалевич после вспашки огорода очищал лезвия мотоблока от земли и травы. Отвлекшись от чистки, он обратил внимание на семейку грибов, выросших у беседки.

– Ничего себе, у вас прямо во дворе опята растут! – удивился он.

– Какие это опята, это “волчьи” грибы, не успела их собрать и выбросить, –  возразила я.

– Это – опята, я уверен, – повторил Анатолий.

– Я опят не знаю и никогда их не беру. Я видела, как они выглядят на фотографии, а как вживую – не представляю, потому и не испытываю судьбу, – отреагировала я.

– А можно я их соберу, а то жена ругается, мол, скоро осень закончится, а грибов ещё не попробовали в этом году! – спросил Толик.

– Да я сама их соберу, пока ты управишься с техникой, – предложила я. – А вы не отравитесь, вдруг это не опята? – по-прежнему сомневалась я.

– Точно не отравимся, уверен! – ответил мой молодой помощник.
 
На следующий день под надуманным предлогом я позвонила жене Анатолия. Напрямую сказать о причинах звонка я медлила; словно угадав мои мысли, Светлана отметила:

– Очень хороши оказались жареные с луком опята, спасибо! Если ещё вырастут, зовите, мы соберём по пути с работы!

– Ну, уж нет, я сама их соберу, приготовлю, да и узнаю, наконец, вкус опят! – ответила я приятельнице.

С той поры на вопросы моих знакомых, какие культуры произрастают на приусадебном участке нашего родового гнезда, наряду с зеленью, овощами и фруктами, я непременно называю грибы опята.

Имею полное право отнести опята к “культурным растениям”: в некоторые годы урожай грибов не помещается в две большие корзины.

PS. Успехи в разведении “домашних” грибов сподвигли меня на опыты по увеличению разнообразия макромицетов, выращенных “в неволе”; после переборки и сортировки дикорастущих грибов все отходы “производства” помещаются под туи.

А вдруг спорам белых грибов и подосиновиков также, как и спорам опят, понравится укромное местечко под разросшимися четырёхметровыми туями?


Рецензии
Здравствуйте Нелли! Повезло вам. И туи выросли, и опята пошли, да друг семьи (грибной человек) на себе апробировал их. Теперь и я буду надеяться, что у Вас на даче белые грибочки пойдут.
С улыбкой и добром,

Людмила Нор-Аревян   21.03.2023 21:27     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Я так гордилась своими "домашними" грибами, пока у забора дальнего соседа по пути следования в близлежащий лес, не увидела с десяток крупных опят с толстыми ножками.

- Не такой уж я способный грибовод, если опята сами по себе у дороги растут, - подумалось мне.

С улыбкой и теплом.

Нелли Фурс   22.03.2023 10:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.