Одиночество. Две крайности проблемы

Одиночество. Две крайности проблемы.
В последние годы общая социально-экономическая ситуация оказала огромное влияние не только на все сферы общественной жизни, но и на каждого отдельно взятого человека. Высокая степень зависимости от государства, финансовой обеспеченности и постоянный страх потерять работу или семью невольно толкают людей к чрезмерной защите своих прав и свобод, а также личного пространства. Другая же категория граждан, еще только планировавших построение собственных империй и  ячеек общества, становятся более склонны к другой крайности – страху не достижения  поставленных целей и одиночества. Количество последних, впрочем, растет из года в год, а среди людей пожилого возраста количество одиноких порой достигает просто немыслимых пределов. Современная психология называет состояние боязни одиночества аутофобией, подразумевая под этим именно болезненное состояние, которое может выражаться в реальном деструктивном поведении человека и изменении его привычного образа жизни в связи с отсутствием рядом кого-либо. Вследствие патологического воздействия аутофобы подвержены воздействию других болезней, не менее, а гораздо более тяжких.
Другой же крайностью является наоборот стремление человека к одиночеству. В сфере медицины и психологии данное явление, насколько мне известно, крайне мало изучено, но, думаю, заслуживает внимания. Часто специалисты путают подобное поведение с желанием пациента отдалиться от всех в результате ссоры, стресса, проблем на работе или в личной жизни. Но, надо понимать, что люди, стремящиеся к этому, переживают временное желание уединение и сосредоточения на своих трудностях. Есть же группа людей, которую тяготит любое общество, которая способны прожить в уединении всю оставшуюся жизнь. На мой взгляд, это ничуть не менее болезненное состояние, чем аутофобия, поскольку при, так сказать, «аутофилии» кардинально меняются многие черты характера человека — начиная от замкнутости и молчаливости до  панической боязни любого присутствия людей. Можно даже определить круг потенциальных «клиентов», подпадающих под данное понятие. В первую очередь, это люди, работающие на удаленной работе, вахтовым методом или другим образом занятые какой-либо деятельностью в одиночку. Это объясняется тем, что постоянная загруженность приводит к привычке находится одному, а спустя годы такой образ жизни становится просто обыденным. Кроме того, это могут быть люди, которые в силу своего характера либо в силу врожденных качеств не способны к полноценному общению и социальной адаптации. Их же стремление к отчуждению всего общественного носит ярко выраженный асоциальный и даже болезненный характер. Западные социологи часто упоминают такой термин, как «синдром недостатка внимания», который как раз и присущ «аутофилам». Собственно, из названия синдрома явно видно противоядие этому недугу. Наверняка, найдется хоть пара родственников или друзей, наблюдающих за отдалением от всех близкого человека. При этом совет только один — не бросать его и не махать рукой на чужие проблемы, а всеми силами возвращать его в общество. Иногда это может привести к обострению и еще большему «замыканию», поэтому при таких попытках следует обратиться к психологу или психиатру в зависимости от сложности и запущенности ситуации.
Подводя итог, можно сказать, что страсть человека к уединению, не временному, а постоянному, как образу жизни, все-таки социальная проблема. Изучение этого, безусловно, имеет право на существование и, на мой взгляд, должно быть поставлено на рельсы общегосударственной медицинской программы. А задачей каждого в этом плане будет являться жить семьей и заботиться о друзьях и родственниках, не отпускать их и, сообща, решать все проблемы и вопросы.




Рецензии