28. Псковская Хатынь

При упоминании Великой Отечественной Войны люди смолкают... Вспоминаются подвиги обычных людей: малых детей, солдат, матерей... Как хоронили младенцев, как жгли фашисты матерей с детьми на руках заживо, как пулями косили народ нацисты, не имеющие ничего святого. Над сколькими надругались! Скольких погубили!
Моя бабушка рассказывала, как немец наставил на них, на детей, оружие, но мать упала на колени перед ним, и он пощадил, не убил... Но сколько случаев безжалостных расправ с людьми знает история! Сколько жертв! Вспомним 900 дней мужества блокадного Ленинграда, белорусскую Хатынь...
А на Псковщине была Красуха. В годы войны она относилась территориально к Ленинградской области.  Это была небольшая деревенька, в которой люди занимались выращиванием льна. В июле 1941 года она была оккупирована немцами. Люди не сдавались, активно работало партизанское движение. Жители деревни помогали партизана провиантом.
Приведу здесь материал из Википедии:
"27 ноября 1943 года недалеко от деревни подорвалась на мине немецкая автомашина с генералом Ф. Ферчем (начальник штаба группы армий «Курляндия»), который был легко ранен. Организатор взрыва так и не был установлен: жители деревни не стали бы ставить себя под удар, а партизаны старались совершать свои диверсии вдалеке от населённых пунктов. Командование бригад, действовавших неподалёку от Красухи, провело расследование и выяснило, что никто из них к диверсии не причастен. Есть версия, что взрыв совершил мальчик Сенька по прозвищу Жаворонок, решивший отомстить за отца, погибшего на фронте.
27 ноября немецкие каратели ворвались в деревню и начали один за другим поджигать дома. Жителей, пытавшихся спасти имущество и скот, били прикладами, кололи штыками. Всех стали сгонять на два гумна на краю деревни, где до этого люди обмолачивали пшеницу. Двери в сараи заколотили, облили деревянные постройки бензином и подожгли. Пытавшихся вырваться из огня убивали автоматным огнём.
В деревне Красуха таким образом погибли около 280 человек. Их имена до конца не установлены, так как среди убитых были малолетние дети и беженцы из Ленинграда и Старой Руссы.
Уцелела после трагедии Мария Лукинична Павлова, у которой в огне погибли все дети — одиннадцатилетний Николай, десятилетняя Галя и семилетняя Надя, шестилетний Витя, а сама она от нанесённого карателями сильного удара потеряла сознание и пришла в себя только тогда, когда сараи уже догорали. Мария Лукинична нашла приют в соседнем селе и впоследствии стала прообразом памятника «Псковитянка».
После Великой Отечественной войны деревня не восстанавливалась, как и 1120 других деревень из 3823, уничтоженных и разграбленных гитлеровцами. На Псковщине во время фашистской оккупации погибло 71187 мирных жителей.
В 1964 году был открыт первый обелиск в память о павших".

Как страшно читать эти строки, не правда  ли?

Прочувствовав, насколько для нас, живых потомков, это возможно, всю боль, которой была напитана каждая клеточка этой матери, потерявшей детей, приехав к кургану памяти, посмотрев на обелиск, и едва сдерживая рыдания, многие люди на Порховской земле опускаются на колени и долго стоят так, не двигаясь, пропуская через себя страшные муки, и павших, и живых.

А кроме Красухи сколько еще таких деревень и безвестных местечек, и не только на Псковщине!

В ноябре была памятная дата: сожгли их заживо в ноябре...

Сколько лет прошло, но деревню изначально было принято решение не восстанавливать, на местах сожженных изб молчаливыми памятниками прошлому стоят кое-где уцелевшие печи. Их трубы, устремляясь в небеса, как стражи прошлого: безжалостного, дикого, мучительного...

А Линия Обороны Сталина! До сих пор там видим мы остатки укреплений русских солдат, вросшие в землю доты...
Страшные свидетели страшной войны....

Желая отдать по-своему дань памяти всем защитникам моей малой родины, я представляю на суд читателей своё новое стихотворение о той войне...


Спит земля, пронизанная болью,
Где осколок, где забыт снаряд,
Над печальной псковскою юдолью
Красит поле тихая заря.

Здесь поныне спят бойцы в окопах,
Сгинувшие в давние года,
В сахарных стоит трава сиропах,
Росы - это слёзы, не вода.

Псковщина туманная, болота,
Клюквенные мхи тихи как ночь,
Шла на смерть здесь под огнём пехота,
Шла, хотя идти было невмочь.

Ливнями косили пули детство,
Осыпали наши рубежи!
Нынче от войны былой соседство -
Вросшие в болота блиндажи.

Порховский район... Здесь немец дикий
Многие деревни запалил,
До сих пор порою слышим крики
Тех, кого огонь похоронил.

Потому и Память не устала!
И когда весна прольёт теплынь,
Помним майским днём как умирала
Здесь Красуха - псковская Хатынь.
 
День и ночь о прошлом памятуя,
Вытянувшись в тонкую струну,
Печи, трубы Небу салютуют:
Выстояли русские в войну!

Захлебнулись пусть предсмертной болью,
Но смогли отбить родную Русь!
В память их плывут на богомолье
Облака и влагой сеют грусть...

Золотит поля огонь закатный,
Угощает мёдом тихий Спас...
Помните героев подвиг ратный,
Умерших за каждого из нас...

23.01.2023
Иллюстрация из интернета - обелиск "скорбящая псковитянка"


Рецензии