Этюд о мечте и баллада о синем цвете
1.
Если вы, любезный читатель, имели несчастье хотя бы раз задуматься, почему в нашей родимой земной жизни никогда «концы с концами не сводятся», в чем причина того, что нам всегда – тайно или явно – чего-то в жизни не хватает и как же так получилось, что, на словах постоянно сетуя на отсутствие покоя, мы на деле только и нарушаем его на каждом шагу : пусть незаметно и понемногу, ибо серьезное и большое беспокойство нам действительно не по душе, –
итак, как следует, то есть и умом и сердцем вместе, задумавшись об этом главном, быть может, противоречии земной жизни, вы невольно вспомните знаменитую сцену из самого лучшего фильма нашей юности – говорю о людях моего поколения – а именно, той, где главный герой плывет на прирученном им дельфине, трубя в громадную раковину, –
сцена эта хороша еще и тем, что ее, к великому сожалению, нет в том фильме, а она есть в романе, который был экранизирован, а значит, она поневоле вдвойне символизирует человеческую мечту, которая, как читатель уже догадался, и является универсальной причиной субтильного беспокойства, пронизывающего нас «насквозь и глубже», –
о чем, собственно, это беспокойство? вот вопрос, который столь же важен и столь же безответен, как и вопрос о суициде : более важные вопросы человеческого существования мне пока не приходят в голову, –
и вот синева : морская и небесная в их волнующе-монументальном слитии, адекватно воплощая ту самую «первородную мечту», которая, как мне почему-то кажется, и является скрытым perpetuum mobile закона перерождения, заодно и попутно вполне удовлетворительно объясняет корни вышеозначенного беспокойства, –
да, не столько наши мирские желания и привязанности – на чем настаиваем буддизм – сколько именно попытка оторваться от них, преодолеть их : вот что снова и снова магически притягивает нас к этой жизни, –
ибо в астрале, как утверждают знающие люди, любая мечта тотчас становится действительностью, –
о, этот безумно-прекрасный, подобно скольжению чайки над морем, полет юношеской мечты! рядом с ним не уживаются ни привычные человеческие чувства, ни даже настроенность на бога... разве что женская любовь... но и она в конечном счете поглощается всеобъемлющей бездонной синевой, не желающей признавать смерть, а значит и любую форму жизни, зиждущуюся на неизбежности смерти, –
в сущности, синева эта есть также и первооснова любого искусства, но прежде всего, конечно, романтического, –
недаром на «том свете», как полагают те же знатоки, нет места искусству как таковому, –
о, эти единственные в своем роде глаза молодого Владимира Коренева!.. их волшебный взгляд исчез у него бесповоротно с возрастом... когда это случилось? не знаю, не могу судить... не так ли уходят от нас и наши мечты? или мы сами покидаем их, не в силах простить им их иллюзионную природу? кто знает...
2.
На умном верхом дельфине,
в раковину трубя,
забыв обо всем на свете,
только мечту любя :
мечту о большой свободе,
места в которой нет
ни для людей, ни для бога,
где в синей гамме свет
морем зовется и небом,
узких где нет страстей,
в темный туннель уводящих,
мелких нет и сетей,
в быте бессмертном держащих,
демиург где отец –
не лучший для нас ли самый? –
где и любви конец
прекрасней, чем у Шекспира,
главное ж, где финал
не знает привычной смерти :
море ведь как астрал, –
эта прекрасная сцена
близкая нам давно :
жаль, что по повести только,
лучше бы по кино, –
она и рождает чувство :
что-то у нас не так,
а что, если взять конкретно,
мы не поймем никак,
и сколько бы с ностальгией
книгу в руки ни брать,
сцена «верхом на дельфине»
будет одолевать
все наши смыслы о жизни,
в коих искусства нет –
и будет душа стремиться
в синий проникнуть свет.
Свидетельство о публикации №223012301068