П. Сорокин. Классификация проводников взаимодейств

П. Сорокин. Классификация проводников взаимодействия
По физической природе проводников, с одной стороны, и по характеру рецептивных органов, воспринимающих их, – с другой, обе категории проводников распадаются на:
1) проводники звуковые, представляющие колебания воздушных волн, воспринимаемые нашими органами слуха. Таковы речь, восклицание, пение, музыка, шорох и другие комплексы звуков;
2) световые, частным случаем которых являются проводники цветовые, представляющие колебание эфирных волн, воспринимаемых нашими органами зрения. Таковы железнодорожные сигналы (цветные, светящиеся огни фонарей),
трамвайные огни, буквы, надписи, рисунки, значки и т.п.;
3) механические проводники, своим прикосновением к нашему телу и к покрывающим его разветвлениям нервной системы передающие нам ряд раздражений, идущих от других людей. Важнейшим органом восприятия их являются органы осязания. Таковы прикосновение палкой, удар, производимый брошенным камнем, поглаживание, щекотание, укол и т.д.;
4) тепловые проводники, представляющие колебание эфирных волн и действующие на всю чувствительную поверхность тела (ожог, ошпаривание, прикосновение льдом, холодным предметом и т.д.);
5) проводники, двигательные по своей природе, представляющие вид физической энергии, энергию работы, воспринимаемые частью всем организмом, а главным образом – органами зрения (жесты, движения, мимика, передвижения автомоторов и т.д.);
6) проводники химические, главными видами которых является ряд химических реагентов, действующих на физиологическое состояние организма и на органы вкуса и обоняния. Таковы вкусовые вещества, вещества душистые, лекарства, яды и т.п.;
7) проводники электрические;
8) проводники вещественно-предметные, представляющие комплекс физико-химических свойств (материя, цвет, форма и т. д.), в своей совокупности составляющие тот или иной «предмет» и воспринимаемые рядом органов чувств.
Таковы, например, кресты, гербы, знамена, одежда и т.д.
Легко видеть, что эта классификация проводников логически очень груба. Она исходит не из одного, а из многих классификационных критериев. Но я здесь не преследую цели логических упражнений по части создания формально безукоризненных классификаций. Моя цель иная – указать наиболее важные виды проводников взаимных акций и реакций людей, играющих значительную роль в процессе человеческого общения. Этой цели указанный перечень в значительной степени удовлетворяет.
Очертим теперь подробнее каждый из этих видов.
А) Звуковые проводники являются одними из самых важных по своей роли в явлениях человеческого взаимодействия. Они выступают и как чисто физические проводники, и как проводники-сигналы. В качестве первых они фигурируют как шумы, шорохи, звуки ударов и т.д., поскольку последние не являются проводниками-символами. Так, когда мы неожиданно слышим шум или шорох, мы настораживаемся, прислушиваемся – короче говоря, совершаем те или иные акты-реакции. В качестве яркого примера раздражения и влияния звуковых проводников в их чисто физической роли приведу такой факт. Мари Жаель изучала энергетическое влияние звуков независимо от их ассоциативной роли (т.е. символического значения). «Ш. Фере, субъект, музыкально-глухой, должен был поднимать средним пальцем правой руки гирю в 3 кило, проделывая это определенное число раз подряд, до полного изнеможения. Под влиянием определенных звуковых возбуждений гиря казалась ему легкой, и он мог поднимать ее большое число раз подряд; под влиянием квинты (la–mi) Фере мог произвести (в 16 опытах) 850 поднятий; под влиянием же уменьшенной квинты он не мог произвести более 50 поднятий. Разница на полтона превращает сильного человека в слабого». Здесь звук явился проводником взаимодействия между Мари Жаель и г. Фере. Он действовал только как физический реагент. Итогом его действия явились реакции Фере в виде поднятия гири и различное число этих поднятий в зависимости от различных звуков.
Как и большинство других проводников, звуковые проводники нормально выступают в качестве проводников сигнальных, выражающихся и воспринимаемых в качестве символов психических переживаний. Главнейшими видами звуковых проводников-сигналов являются речь, музыка и другие выразительные звуки.
Звуковые символические проводники в виде языка, речи являются важнейшим и основным способом передачи раздражений и психических переживаний от индивида к индивиду. Без них психическое общение людей было бы чрезвычайно затруднено. Они дают возможность передавать другим сложнейшие и тончайшие душевные движения. Общественная жизнь людей, взятая в целом, похожа на громадный и непрерывно циркулирующий поток слов и их сочетаний, идущих от человека к человеку, от одних к другим. Звуки-символы в виде слов непрерывно соединяют людей между собою, передают раздражения, вызывают эффекты. Любая фраза, любое слово похоже на электрический ток, возникающий между людьми, дающий им возможность влиять друг на друга и обусловливать взаимное поведение. Их эффекты бывают временами поразительны. «Слово может убить человека». Недаром в ряде религий, как, например, в брахманизме, слово превратилось в магическую силу, управляющую миром и даже волей богов. Недаром и в Евангелии апостол говорит: «В начале было слово и слово было к богу и бог был словом». Когда мы слышим ряд звуков-символов: «Мне грустно», «Я ненавижу Х-а», «Спенсер был великим мыслителем», «К оружию, пролетарий!», «Долой», «Да здравствует», «Вперед», «Пли» и т.д., мы тем самым воспринимаем ряд раздражений, доходящих до нас в виде звука и передающих нам идеи, настроения и воления других лиц. Посредством звуковых проводников люди регулируют свое взаимное поведение. Когда мы хотим вызвать у других те или иные поступки или удержать их от совершения каких-либо актов, мы пользуемся почти всегда звуковыми символическими проводниками:
«Сделай то-то», «Не смей делать того-то», «Ни с места!», «Руки вверх», «Пли» и т.д. – таковы наши обычные способы передачи волевых решений. Звуковыми же символическими проводниками чаще всего пользуемся мы для передачи наших настроений, чувств и эмоций. Пример: «И скучно, и грустно, и некому руку подать». «Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье». «Здравствуй, племя младое, незнакомое». Эти слова – проводники известных настроений, передающие психику их говорящего и влияющие на психику людей, их воспринимающих.
Нечего и говорить, что слова же чаще всего употребляются и для передачи идей.
Любая встреча людей, всякий разговор между ними, любое собрание: научная лекция, политический митинг, парламентские, судебные и всякие иные заседания, религиозная проповедь, взаимодействие учителя с учениками, разговоры в семье, на рынке и т.д. – все это иллюстрации функционирования звуковых проводников и их социальной роли.
Благодаря гибкости, легкости, передаваемости этих проводников-символов они стали наиважнейшим способом общения людей друг с другом. Их гибкость проявляется не только в том, что существует множество слов, т. е. комбинаций звуков, для передачи самых различных переживаний и явлений. Но эта гибкость выражается еще и в ряде сопутствующих явлений: Дарвин вполне правильно замечает, что голос действует, помимо содержания слова, еще своей силой, высотой и тембром.
Таков первый и главный вид звуковых сигнальных проводников.
Вторым важным видом их является музыка, т.е. опять-таки определенное сочетание звуков – аккордов, производимых одними людьми, «перелетающих» к другим и возбуждающих в последних ряд переживаний и настроений. Когда кому-либо грустно, он может передать свое настроение «песней без слов», может, например, подойти к роялю и играть «Осеннюю песню» Чайковского или «Лунную сонату» Бетховена. Его акты состоят в определенных ударах по клавишам рояля, удары приводят в определенное колебание воздушные волны, последние ударяют в наши органы слуха, воспринимаются нами и в итоге передают нам или возбуждают в нас определенные комплексы душевных переживаний.
Таким образом, благодаря звуковым проводникам одни люди взаимодействуют с другими.
По своей природе звуковые символические проводники в виде музыки больше приспособлены и пригодны для передачи чувств, эмоций и настроений, чем для передачи идей или волевых решений. Вот почему они чаще всего употребляются для эмоционально-чувственного общения, чем для общения волевого или идейного. Всякий концерт, всякий сеанс музыки с этой точки зрения представляет картину людей, объединяющихся в одно эмоциональное целое посредством музыкально-звуковых проводников. Эти проводники переносят или передают настроения от одной «души» к другой, связывают их взаимными нитями и в итоге определенным образом дают возможность влиять и на психику, и на поведение присутствующих. Хороший пианист или музыкант в этом случае представляет собою магического монтера, который, сидя за роялем, мгновенно
связывает себя звуковыми проводниками со всеми слушателями и, играя на клавишах инструмента, по существу, играет на человеческих душах: его душевные движения передаются движениями пальцев по клавишам, удары рождают звуковые волны, последние вызывают волны психических переживаний...
Одни из этих волн вызывают подавленное состояние – грусть, горе, отчаяние (напр[имер], похоронные марши) – и соответствующие движения, другие – радость, веселье, безоблачность, легкость и надлежащие внешние акты. Возбуждающее или угнетающее влияние музыки, говорит Ж. Бон, известно с давних пор. «Помимо похоронных маршей, которые сопровождаются подавленным состоянием, горестными переживаниями и медленной походкой, имеется и музыка возбуждающая, заставляющая оживленно двигать ногами в танцах, которые иначе как под музыку и представить себе нельзя».
Таков второй вид звуковых проводников.
Помимо речи и музыки, звуковые проводники функционируют в бесконечном множестве других форм. Удар пушки в Петрограде означает, что сейчас 12 часов, свисток паровоза сигнализирует, что он отправляется, гудок фабрики выражает начало или конец смены, рожок автомобиля или звонок трамвая «предупреждает» об опасности, удары колокола «объявляют» о начале обедни или утрени, звон тарелок свидетельствует о близком обеде, телефонный звонок дает нам знать, что кто-то хочет говорить с нами, дверной звонок сигнализирует, что кто-то идет, и т.д., и т.д.
Таковы основные виды звуковых проводников, передающих раздражения одних другим, связывающих взаимодействующих людей в коллективное единство, являющихся непрерывно возникающими и вновь обрывающимися связями или «соединительными проводами» системы взаимодействия.
<…>
Резюмирую:
1) Под проводниками взаимодействия разумеются все те средства, благодаря которым раздражение, исходящее от одних индивидов, передается и доходит до других.
2) По характеру эффектов, вызываемых проводниками, с одной стороны, и по характеру передаваемых ими раздражений – с другой, они делятся на:
а) чисто физические проводники и b) проводники-символы или проводники-сигналы.
3) Для функционирования проводников в качестве сигнальных или символических передатчиков раздражения необходимо дополнительное условие – одно-образное выражение психических переживаний и однообразное толкование их взаимодействующими индивидами.
4) По своей физической природе и в зависимости от органов восприятия, на которые они действуют, можно различать проводники звуковые, свето-цветовые, двигательно-мимические, механические, тепловые, химические, электрические и предметные.
5) Если раздражение от одного индивида к другому передается с помощью одного проводника – мы имеем простой проводник. Если с помощью многих – мы имеем цепь проводников.
6) В цепь проводников в качестве звеньев-контакторов часто входят люди. Иногда их контактная функция бывает необходима для того, чтобы раздражение могло передаться от одного звена проводниковой цепи другому.
7) Проводники, составляя необходимый элемент явления взаимодействия и имманентно возникая в его процессе, образуют в своей совокупности то, что носит название «материальной культуры».

Питирим Сорокин. Система социологии / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммен.В.В. Сапова. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2021. – 1000 с.
«Система социологии» – главный труд выдающегося русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889–1968), написанный им в российский период его научного творчества. Многие идеи, впервые сформулированные в «Системе социологии», будут использованы автором в его трудах, написанных уже в США,и тем самым окажут косвенное влияние на мировую социологическую мысль. Книга до сих пор не утратила своего научного значения и может быть использована как учебное пособие.
http://rksorokinctr.org/index.php/2015-09-02-10-47-27.html7


Рецензии