ЛЮДИ И ДОМА - 7

 
                ЛЮДИ  И  ДОМА               
 (история небольшого района Харькова, подборка воспоминаний)
               
      Моя учительница Лидия Ивановна Коваленко

     Мама Тани, Лидия Ивановна Коваленко, преподавала у нас в 7-м классе химию. Она была блестящим педагогом! Буквально с первых ее уроков я просто влюбилась в химию. Помню, как жалела, когда с 1-го сентября следующего учебного года к нам в 8-ой класс пришел другой учитель химии. Теперь понятно, что Лидия Ивановна из школы перешла на научно-исследовательскую работу и, несомненно, достигла успеха. Но мы, ее ученики, к сожалению, потеряли прекрасного учителя. Лидия Ивановна смогла увлечь меня химией настолько, что появились мысли посвятить себя этой интересной науке. Как-то, во время весенних каникул к нам домой пришел мой одноклассник, его послала ко мне Лидия Ивановна. Он сообщил, что через полчаса в нашей школе начнется районная олимпиада по химии. Мы оба побежали в школу, от нашего класса участвовали только он и я, от других классов участников уже не помню. Спустя пару недель, Лидия Ивановна в начале урока сообщила, что из нашей школы на городскую олимпиаду прошло только 2 человека, десятиклассник и из 7-х классов - я. При этом она добавила: "Шаргородская, в Вас я не сомневалась". Возможно, спустя 6 десятилетий вспоминать об этом не совсем скромно, но решила всё же об этом написать, так как меня это окрылило до такой степени, что запомнилось на всю жизнь, а главное - появилось еще более сильное желание познавать химию.
   Но когда в 8-м классе химию вел уже другой учитель, а вскоре его сменила учительница (ни один из них не шел в сравнение с Лидией Ивановной), мой запал и острое желание изучать химию постепенно угасли, а сильно увеличилось увлечение математикой. Математика мне тоже всегда очень нравилась, ее у нас вел прекрасный педагог - математик, прославленный в Харькове, Аркадий Владимирович Столин. Позже он много лет преподавал в физико-математической школе. Математика стала моей профессией. Не сомневаюсь, что в выборе пути многое зависит от учителя.
Мне хотелось бы добавить много теплых слов в адрес светлого человека, Лидии Ивановны Коваленко.
   Не знаю, было ли известно кому-то из наших одноклассников о ее певческом таланте, мне точно об этом известно не было. Тем более важно узнавать об этом от ее дочери-певицы и сожалеть о том, что не довелось слышать арий, песен, романсов в ее исполнении.
   То, что Лидия Ивановна была высококультурна, необычайно одухотворена и увлечена химией было видно невооруженным глазом.
   Все ученики относились к Лидии Ивановне с большим уважением.
   На её уроках не стоял вопрос дисциплины, она обладала искусством увлечь нас, ее учеников. Слушали мы ее так, что был слышен полет мухи. Оценки ставила она строго, никому поблажек не делала. Запомнились и химические опыты, проводимые в кабинете химии, во время лабораторных работ. Мы всегда ожидали их с нетерпением, нам открывалось какое-то таинство.
   Кто из учителей нас, детей – учеников 7-го класса, называл на Вы? Да никто. А вот Лидия Ивановна ко всем нам обращалась только на Вы, к каждому ребенку проявляя уважение, как диктовали многолетние традиции.               
         Благословенна светлая память о Лидии Ивановне Коваленко.               
Вернемся к отрывкам воспоминаний её дочери - Татьяны Борисовны Веркиной,[10].               
"С переходом в более взрослое состояние, когда мы уже можем смотреть на родителей как бы со стороны, чистая влюбленность в них уступает место анализу. И начинаешь понимать, что рядом с тобой чрезвычайно умные люди, люди по-настоящему высокого интеллекта..."

  Эти воспоминания были впервые опубликованы на портале Евгения Берковича в №112 «Старины»
https://s.berkovich-zametki.com/y2022/nomer1/gil/
ссылки см.в последней части


Рецензии