Спасти флот. Александров и Курчатов

   О вкладе Игоря Васильевича Курчатова и Анатолия Петровича Александрова в советский атомный проект известно широко.

   Реже вспоминают о том, что во многом благодаря им СССР сохранил флот во время Великой Отечественной.

   Шла Великая Отечественная война. Немцы стремились с помощью мин перегородить морские пути сообщения, входы в гавани, военно-морские базы, заливы, устья рек, тем самым запереть советские корабли и не дать им выходить в море. Для этого немцы массово использовали мины – как якорные, ударные, взрывающиеся от соприкосновения с корпусом корабля, так и магнитные, донные, неконтактные, срабатывающие при прохождении над ними судна. Такие мины поражают самое уязвимое место – днище. Принцип действия этих мин прост: их взрыватель реагирует от воздействия на него магнитного поля судна – подобно тому, как стрелка компаса реагирует на железный предмет.

   Конечно, к началу 1940-х корпуса кораблей и судов всех флотов мира, в том числе советских, военных и гражданских, уже были, в основном, металлическими – и уязвимыми для магнитных мин. Нужно было найти способ борьбы с ними.

   Всё это хорошо понимали советские учёные и моряки ещё до начала войны. Командование Военно-Морского Флота СССР ставило перед специалистами задачу – разработать методы защиты кораблей от неконтактного минного и торпедного оружия. Эту важную работу поручили Ленинградскому физико-техническому институту Академии Наук СССР, где, кстати, в ту пору трудился Игорь Васильевич Курчатов. Идея была в том, чтобы размагнитить корабли. Компенсация магнитного поля корабля осуществлялась с помощью закреплённых на нём специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток. При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля над миной не будет вызывать срабатывания взрывателя.

   Идея, хоть и не сразу, доказала свою перспективность. До войны этой деятельностью занимался выдающийся советский учёный Анатолий Петрович Александров. Опыт оказался успешным. Но, к сожалению, к началу Великой Отечественной войны все корабли ВМФ Советского Союза размагнитить не успели.

   С начала войны немцы использовали контактные и неконтактные (магнитные) мины, чтобы заблокировать наш флот в гаванях, препятствовать его движению по морю. Советские суда и корабли подрывались на минах, гибли люди и грузы. И если с якорными минами более-менее успешно боролись тральщики, то с магнитными дело обстояло сложнее. Поэтому срочно требовалось ускорить работы по размагничиванию.

   Уже в начале войны было принято решение об организации бригад по установке размагничивающих устройств на всех. С началом Великой Отечественной Игорь Васильевич Курчатов предложил включить себя и сотрудников своей лаборатории в работы по размагничиванию. Уже в августе 1941 года А.П. Александров и И.В. Курчатов прибыли в Севастополь и организовали размагничивание кораблей Черноморского флота. Работать было тяжело и опасно: враг рвался к городу – главной военно-морской базе на Чёрном море, Севастополь бомбили, обстреливали.

   Работа по размагничиванию развернулась на всех флотах ВМФ СССР – и везде было трудно, особенно там, где враг топтал родную землю. Зачастую не хватало материалов, оборудования, специалистов. Но всё же, самоотверженно преодолевая все трудности, научные работники, моряки, рабочие трудились не покладая рук – и советский флот получал корабли со смонтированными и отрегулированными размагничивающими устройствами. Благодаря этому были спасены многие корабли и человеческие жизни. Награда нашла героев: так, за эту работу И.В. Курчатов был удостоен Сталинской премии. Однако главное дело его жизни было впереди.

   Подробнее обо всём этом читайте в книге Виктора Дмитриевича Панченко «Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны».


Рецензии