Роман часть двенадцатая глава пятнадцатая

        Конец и распад? Жалок,жалок тот,кого страшат эти ничтожные понятия! Что кончится и что подвергнется к распаду? Вот это тело... Его личность,его индивидуальность,это тяжеловесное, трудно подвижное,ошибочное препятствие к тому, чтобы стать чем-то другим,лучшим!
    Разве каждый человек не ошибка,не плод недоразумения? Разве едва родившись,он не попадает в петли, с узелками. Везде оковы,стены! Сквозь зарещеченные окна своей индивидуальности человек безнадежно смотрит на крепостные валы внешних обстоятельств,покуда смерть не призовет его, к возвращению на родину, к свободе...
Индивидуальность! Ах,то,что мы есть,то что мы можем и что имеем,кажется нам жалким,серым,недостаточным и скучным; а на то,что не мы,на то,чего мы не можем,чего не имеем,мы глядим с тоскливой завистью,которая становится любовью,-хотя бы уже из боязни стать ненавистью.
   Я ношу в себе зачатки,начала,возможности всех родов деятельности и призваний.
Не будь я здесь,где бы я мог быть? В качестве кого и чего я существовал бы,если бы не был собой, если б вот это моя личность не отделяла меня и мое сознание от личностей и сознаний всех тех, кто не я!
   Организм! Слепая,неосмысленная жалкая вспышка борющейся воли! Право же, лучше было бы этой воли свободно пархать в ночи,не ограниченной пространством и временем,чем томиться в тюремном уголке,скудно освещенном мерцающим,дрожащим огоньком интеллекта!
   Я надеялся продолжить жизнь в сыне? В личности еще более робкой,слабой,неустойчивой? Это все, мне открылось сегодня, есть ничто иное как ребячество,глупость и сумасбродство!
Что мне сын? Не нужно мне никакого сына!...
Где я буду,когда умру? Но ведь это ясно как день,поразительно просто!
...Я буду во всех,кто когда либо говорил,говорит или будет говорить "я"; и прежде всего в тех,кто скажет это "Я" сильнее и радостней...
  Где-то в мире подрастет юноша,талантливый, наделенный всем,что нужно для жизни,способный развить свои задатки:
статный, не знающий печали,чистый,жестокий,жизнерадостный,- один из тех,чья личность делает счастливых еще счастливее,
а несчастных подвергает к отчаянию,готовя ко прыжку- вот это мой сын!


Рецензии