Встреча с прошлым и настоящим

      
          
      
           Валя по служебным делам приехала в город своего детства. Приехала специально в выходной день, чтобы спокойно побродить по улочкам, вспоминая и сравнивая, очень надеялась встретить знакомых. Но первым делом решила съездить в коллективный сад, где была  бабушкина дача, с ней связаны самые лучшие воспоминания о беззаботном и счастливом детстве.
 
          Вышла из автобуса,  всё оказалось узнаваемым, близким и до боли в сердце знакомым: та же тропинка через лесок, даже ромашки, казалось, те же,  по краю поляны, перед самыми садами. Крайний участок Женьки Попова – мальчишки не из нашей компании, он каждое лето гостил у бабушки, но был замкнутым и нелюдимым.
Воспоминания нахлынули ярко и явственно, словно вчерашний день.

           Нас, не разлей вода, было семеро: я, Света Церфус и Таня Иванова, Вовка Зыкин, Коля Серов, Миша и Игорь Верещагины. Мы почти всё лето жили в саду с бабушками и дедами. Иногда после работы, приезжали родители, но чаще всего они наведывались в выходной день. Тогда мы все вместе отправлялись на пруд. Вот где было веселье! Смех, брызги, солнце – безоблачное счастье. Иногда ходили по ягоды, но бродить в лесу, где комары и труднопроходимые тропы, не все горели желанием. А мне нравилось: замирала душа от трепета и восторга, глядя на необъятный простор, который открывался с высоты горы, возникшее чувство трудно передать словами.  Тайга казалась местами изумрудной, местами голубой, то возвышаясь до облаков, то растекалась в низине, как в чаше. Небо – это особая песня: когда поднимаешься  по прямой дороге, то кажется, что она упирается в небо, а ты идёшь к сказочным облакам и вот-вот к ним прикоснёшься.
 
           Так размышляя о том, о сём дошла до дома Верещагиных.  Порадовало, что дом такой же ухоженный, как прежде,  и жилой. Подумалось, что сейчас в нём спят дети Мишки или Игоря. Рано приехала, все ещё спят. Эх, как хочется увидеть хозяев. А вдруг там новые, незнакомые люди? Скорее всего,  так оно и есть. Столько лет прошло.

           Свернула на соседнюю улицу, разволновалась, глазами отыскала крышу дома и расплакалась. «Вот дурочка мягкотелая… Реветь-то чего?»  Жизнь на месте не стоит. Наш красивый, высокий дом из круглых брёвен, с резными наличниками, как-то осел, сровнялся с остальными домами. Помню, как у деда с бабушкой сгорел садовый дом, как вывозили гарь с участка, как дед заказал брёвна и за месяц с друзьями и родственниками возвели новый красивый, добротный дом. Дом был жилой в условиях северной зимы: двойной пол, двойные рамы на окнах, утеплённый потолок, большая печь, камин, квадратные комнаты, веранда, второй этаж – летний вариант.  В нём было уютно и радостно. Когда бабушка решили его продать и купить коттедж на окраине города, я плакала и протестовала, рушилось что-то дорогое, словно понимала, что часть детства безвозвратно уходит.

          Недалеко от дома, вот чудо, сохранился скособоченный «дворец», который мы гурьбой строили.  На пустующем, скалистом участке, решили построить дом для наших игр. С разрешения старших тащили к стройке доски, бруски, гвозди. Первый дом, который мы сляпали, мой дед уронил одним напором руки, раскритиковал, позвал мальчишек, что-то там объяснял, чертил, выдал инструмент и наказал всё вернуть в целости и сохранности. «Дворец» был построен, мы с девчонками установили столик, лавки уже были, натащили еды и закатили праздник. Сначала часто собирались в домике, рассказывали страшилки, играли в глухой телефон, в фантики, в слова, в карты, в шашки. У Миши и Игоря дед с бабушкой были учителя, дед директор школы, поэтому им в карты играть было запрещено, а в нашем «дворце», всё было можно. Правда, в карты умели играть только двое: Вовка и Игорь.  Со временем к дому охладели, и  собирались только в дождливую погоду. Ребятам больше нравилось играть в прятки, гонять на велосипеде, рыбачить на озере. В озеро давным-давно прадед запустил карасей, они там успешно прижились. Заядлым рыбаком был Коля Серов, наверно, потому что он был самым терпеливым и спокойным, не в пример Вовке – непоседу и фантазёру. Однажды Вовка так подвёл меня, что я еле – еле избежала наказания. Поспела клубника, он спёр с верёвки бабушкин халат, накинул его на себя, на голову - мою панамку, и отправился к соседям собирать ягоды с грядки. Шуму было!

           Наш дом стоял через два участка от леса. Справа и слева полуразрушенные домики сиротливо жались к дороге.  Где то буйное цветение и благоухание, где весёлая, бодрая перекличка соседей? Тишина…

       «И чего я сюда потащилась? Да ещё в такую рань. Что хотела увидеть? Кого встретить? Говорят же, что лучше не возвращаться в места, где был счастлив. Так оно и есть: одно разочарование глядеть на заброшенные садовые участки. Хорошо люди стали жить: всё можно купить, для чего копошиться на грядках. Старики ещё, кто может, держат сады, а молодёжь предпочитает отдыхать с банькой да шашлычом.»

Сзади просигналила машина, я от неожиданности шарахнулась в сторону, запнулась за кочку и упала. Из машины ринулась ко мне молодая симпатичная женщина.

- Как же так неудачно получилось? Я вас не зацепила? – беспокоилась она, стараясь помочь мне подняться.

- Ничего, ничего. Не беспокойтесь. Сама виновата. Задумалась.

- А вы к кому? Вас раньше в нашем углу не видно было?- с интересом взглянула на меня незнакомка.

- Да, ни к кому, здесь был сад  деда и бабушки, - с грустью ответила я.

-Да? -  женщина оглядела четыре жилых дома, стараясь угадать, который из них был мой.

- Вон тот, самый красивый, - я указала на бывший наш дом.
 
- Ничего себе! Это был ваш дом? А теперь он наш! - удивилась незнакомка. Мы внимательно посмотрели друг на друга. В глазах появился знакомый блеск,  губы невольно растянулись в  улыбке.

- Танечка!

- Валюшка! – мы бросились в объятия друг друга. Слёзы радости и, наверное, грусти текли по щекам у обеих.

- Валя, иди в дом, он не заперт.  Я припаркую машину, и всё остальное время  наше.

          Ничего не замечая вокруг,  спешила к родному дому. «Слава Богу, всё в порядке – чувствуется рука хозяина. Как же хорошо, что дом в руках знакомых, дорогих людей. Мало что изменилось, разве что полно детских игрушек и вещей. Ой, а на диване и креслах бабушкино «творение» - накидки, которые она год вязала крючком из синтетических бежевых ниток. Говорила, что им износа не будет. И ведь точно! Сколько лет прошло, а им хоть бы хны!»

            Таня, проворно хозяйничала в доме: накрывала стол, копошилась на кухне и не переставала рассказывать  о детях. У неё их трое: две девочки и мальчик. Сегодня отвезла их в город, пойдут со старшей сестрой на спектакль в кукольный театр, а после навестят бабушку, которая приболела.
- Вечером привезу их обратно. Здесь им раздолье, сама же знаешь.
 
Когда у хозяйки всё было готово, они сели за стол и потекла неспешная беседа.
            - Танюша, давай по порядку: расскажи, что знаешь о ребятах, прежде всего о своей ближайшей подруге.  Как Светланка – красавица наша? Помнишь, как ребята, хоть и малы ещё были, но глаз с неё не сводили, особенно Игорёк, - хотела продолжить разговор, но посмотрела на подругу детства и осеклась: Таня плакала, не скрывая горьких слёз.

- Валя, Света умерла год назад от ковида. Такая у нас беда! Не обошла стороной.
 - Царствие Небесное Рабе Божьей Светлане, - мы перекрестились, глядя на Владимирскую икону Божией Матери. Немного помолчали и продолжили разговор.
- Так и прожила она одна: ни детей, ни мужа – всё принца ждала. А с другой стороны – как жить не любя? Я могу её понять, не всех Господь одаривает таким счастьем – любить. Мы с ней иногда разговаривали, что важнее:  любить или быть любимой. Она хотела быть любимой. А для меня важнее любить, а лучше всего, когда взаимно, - улыбнулась хозяйка.
- Таня, а Мишка с Игорем где?

- Они оба в Новосибирске.  Давно туда с родителями переехали. Слышала, что Миша программистом в банке работает. Помнишь, каким он слабаком был? Болел всё время. Видела бы ты сейчас его! Русский богатырь!  Здоровенный, мускулистый, с густой рыжей бородой и с детской, доброй улыбкой.  Об Игоре мало что известно. Его любопытный ум и тяга к путешествиям увлекли на Северный Полюс нефть добывать.

- Поразительно! Там же мороз за шестьдесят! Полгода солнца нет. Кто бы мог подумать, куда жизнь занесёт Игорёшу, - удивлялась я.
 
- Валя, Игорь лет пять назад к Светланке приезжал, но уехал ни с чем. Мне так хотелось, чтобы они были вместе. Увы.

  Завидные женихи. А ты-то замужем? Может они тебя ждут? – смеётся Танюшка.
 
- Поздно, дорогая, поздно. И муж есть, и сын есть – всё у меня хорошо.

- Как-то грустно ты об этом говоришь. Может, расскажешь подробнее о себе?

- Таня, у меня всё ровно:  работа хорошая,  дом – сад, сын – умница, муж – замечательный,- не кривила я душой – это была истинная правда.

- Я рада за тебя, дорогая.

              Коля Серов работает на металлургическом  заводе, уже начальник цеха. Говорят, толковый руководитель, и рабочие его хвалят за чуткость. Он учился десять лет: ординатура, магистратура, аспирантура – вот и результат.  У него семья, дочка маленькая, в которой он души не чает, - продолжила рассказ хозяйка.

             - Обо всех поговорили, о себе что молчишь? Давай рассказывай. Вижу, что у тебя всё в полном порядке, - обняла я подругу. А та уткнулась мне в плечо и заплакала, тихо и горько.

- Валюшка, мой Вовка  добровольцем ушёл в армию три месяца назад.

- Подожди! Какой Вовка? Наш что ли? Зыкин? Вот это поворот! – я даже руками всплеснула от удивления.

- Давай рассказывай всё с самого начала, - мы перебрались на диван, чтобы удобнее было вести задушевный разговор.

             - Я не собиралась за него замуж. Мама помогла мне раскрыть глаза. Рассказывала, как Вовка просил её уговорить меня выйти за него, обещал ей любить и жалеть меня всю жизнь. А мама – мудрая женщина подсказала, как завоёвывать моё сердце: «Подарки, подарками, а ты покажи, что ты за человек, есть ли в тебе стержень, что ты из себя представляешь. Быть ухарем проще простого. Ты делом покажи себя. Начни с учёбы, приобрети специальность, чтобы самому интересно, от людей не стыдно и для пользы. Так он, после армии в Чечне, пошёл работать с трудными подростками, поступил учиться в пединститут заочно. Куда он мальчишек только не таскал: и в горы, и в тайгу, и на реках сплавлялись, и соревнования разные. Ребятишки его очень любят и уважают. Окончив институт, преподавал информатику, ОБЖ, после стал завучем. Все спортивные мероприятия в школе на нём, да и городские тоже, он был председателем совета «Воинов-интернационалистов».
Валя, я так благодарна судьбе и маме! Лучше моего Вовки мужчин нет!
Для меня его решение, уйти воевать, не было внезапным,  понимала, что долго в тиши он не просидит.

 Последней каплей была его встреча с мобилизованными ребятами у военкомата. Со слезами на глазах рассказывал, как бывшие ученики обрадовались ему, облепили, приободрились, спрашивали с надеждой:

- Владимир Михайлович, вы с нами? Ура!

- С вами, ребята, с вами! Только не сегодня. Мы обязательно встретимся на учебном полигоне. Ждите меня.

- Вот и всё. Собрал рюкзак, друзья и родственники помогли купить достойную экипировку, и отправился мой муж  догонять своих воспитанников, - Таня тяжело вздохнула, утёрла слёзы, поднялась с дивана, надо было ехать домой – там ждали дети.


Рецензии
Хороший рассказ. Спасибо.
С уважением

Юрий Матусов   19.03.2024 09:57     Заявить о нарушении
Добрый день, Юрий. Благодарю за внимание и добрый отзыв. Вам всего самого наилучшего. С уважением,

Людмила Алексеева 3   19.03.2024 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.