2. Билет в прошлое

Начало: http://proza.ru/2023/01/06/81


     Раннее утро 9 января 70-х годов прошлого века. Я снова иду по родному городу и с трудом его узнаю. Плохо убранные от снега и льда тротуары, всюду сугробы, сосульки, неторопливые прохожие, и никаких телефонов в руках, длинные очереди у магазинов, допотопные машины и вывески. На домах плакаты и лозунги, зато рекламы нет совсем. Ещё не возведены современные высотки, не расширены мостовые и не построены эстакады. Автомобилей заметно меньше, а детворы на улице - больше. И во дворах нет шлагбаумов и заборов с электронными замками.
 
     Да, многое изменилось за 50 лет, хочется остановиться, оглядеться, поболтать с прохожими, но это запрещено. И я молча бреду с сопровождающим ради единственной и главной цели – сорвать роковую встречу Вити Морозова с девочкой Ирой. Я должен попасть во двор детства и остановить себя, десятилетнего пацана. Жаль, поговорить с мальчишкой нельзя, но кое-что я всё-таки придумал…

     Мы с конвоиром направились к большому зданию с аркой, и тут я сорвался с места, нырнул в проходной двор, оттуда – к своему старому дому, рванул дверь подъезда («Спасибо, что пока без домофона!») и кинулся на лестницу, перепрыгивая через ступеньки, взлетел на третий этаж, где на батарее ещё сушатся мои детские валенки. Схватил один, засунул в мусоропровод… Всё! Успел! Тайный план сработал! Сегодня обворованный школьник точно не выйдет на улицу и не попадёт на горку…
 
     Опьянённый успехом, я радостно вышел наружу. Ко мне подскочил надсмотрщик с перекошенной от злости физиономией и зарычал, тяжело дыша:

- Что за гонки устроили, почему в бега ударились? Вы должны оставаться в поле моего зрения и никуда не исчезать!

     Находясь на кураже, я улыбнулся с самым невинным видом:

- Извините, не сдержался, немного поторопился. Ноги сами понесли. Эмоции, ностальгия... Воспоминания захлестнули… Хотелось быстрее оказаться у дверей, где прошло детство…

     Сопровождающий посмотрел на прибор с маленьким экраном:

- Судя по записям с браслета, вы в контакты не вступали и от заданного маршрута не отклонялись. Однако заставили поволноваться и погоняться за собой… - упрекнул он с кривой усмешкой.

- Прошу прощения, больше не повторится. Теперь постоянно буду на виду.

     Провожатый плюхнулся на скамейку отдышаться, а я ликовал в душе и безмятежно оглядывался. Удивительно, но только сейчас заметил, что во дворе пустынно, а с пасмурного неба летит ленивый снежок.

     Увы, недолго я упивался торжеством победителя... Вскоре наша дворничиха тётя Зоя вывезла на тележке мусор, скопившийся за ночь в камере мусоропровода. Сверху лежал детский валенок! Она схватила находку и запричитала:
 
- Ну сколько раз предупреждала Морозовых, чтобы не оставляли вещи за порогом. И матери говорила, и бабушке - всё об стенку горохом! Вот кто-то и схулиганил. Эй, Витя! – задрала она голову. – Ви-и-и-тя!!! Чтоб тебя...

     Вихрастый мальчуган высунулся из моего окна.

- Гляди, твой валенок выкинули. Сейчас поднимусь, отдам, только больше не бросай на лестнице, забирай в квартиру!

     Я остолбенело наблюдал, как сердитая тётя Зоя зашла в подъезд, и вскоре оттуда появился озорник Витя Морозов в валенках и беззаботно помчался на горку.

     «Опять я накосячил с этой чёртовой горкой...» - тоскливо заныло под ложечкой.

- Ну что, пойдём? – успокоившись, предложил сопровождающий. – Можем успеть в «Детский мир», возьмём по мороженому, оно там особенно вкусное.

- Давайте посидим ещё немного! – взмолился я.

    «Остался один вариант – предупредить Иру! – лихорадочно метались мысли. – Надо что-то предпринять, чтобы она ни в коем случае не вышла во двор…»

     Я повернулся к строгому спутнику:

- Если напишу пару слов, а вы сами отнесёте записку соседке, это ведь не будет нарушением правил?

     Он подумал и согласился с неохотой.

     Я нацарапал в блокноте: «Ира, никуда не уходи, жди учительницу». Такое я сочинил для надёжности, считая, что хитрость железобетонно удержит школьницу дома. Конвоир покрутил в руках листочек, проверил бумажку на свет, хмуро кивнул, спросил номер квартиры и скрылся в подъезде. Через минуту вернулся:

- Всё в порядке, засунул под дверь.

     Мы сели на лавочку, он достал сигареты:

- Покурю, и пойдём обратно.

     Я расслабился и умиротворенно смотрел по сторонам, уверенный, что предотвратил опасную встречу. И вдруг увидел, как с улицы через арку вприпрыжку примчалась та самая девочка с санками!

     И тут я не выдержал, вскочил и заорал, как ненормальный:

- Ира, стой! Не ходи никуда!

     Она застыла от неожиданности, а курильщик аж подпрыгнул, негодуя:

- Прекратите! Это недопустимо! Вы нарушили правила!

     Школьница в растерянности смотрела на меня, незнакомого дяденьку, и не могла понять, кто я такой и что именно требую от неё.
 
- Ира, вернись домой! Иди назад! – вопил я, отчаянно махал руками и не обращал внимания на возмущённого надсмотрщика, хотя тот буквально повис на мне, принуждая к молчанию.

     Девочка замешкалась, а затем послушно сделала шаг к подъезду, не сводя с меня глаз, и в эту секунду с крыши сорвалась большая сосулька, рухнула вниз и сбила школьницу с ног.

     Я стряхнул с себя рассвирепевшего конвоира и кинулся к ней. Туда уже сбегались соседи, пытались поднять пострадавшую, звали дворничиху, кричали про «скорую помощь». Ирочка неподвижно лежала на снегу среди осколков льда, белая шапочка с красным помпоном валялась рядом. Из головы ребёнка шла кровь, и снег быстро становился красным.

     Провожатый оттеснил меня в сторону и прошипел, что теперь мои данные внесут в чёрный список и никогда не пустят в прошлое, но меня перестали волновать его угрозы.
 
     Вокруг собирались люди, раздавались всхлипывания и плач. Тётя Зоя вызвала «скорую» и милицию. И все ждали родителей Иры. Сопровождающий намертво вцепился в мой рукав, тянул на улицу и сулил большие неприятности по возвращении, но я намеренно медлил в ожидании врачей.
 
     Приехавшая бригада пояснила:
 
- Страшное дело - ребёнка убило сосулькой. Несчастный случай. Просто зима…


    

     Я проснулся с тяжёлой головой. В горле пересохло, в боку кололо. Наверное, снова спал с открытым ртом. И приснилась ерунда какая-то. Понять бы, что этот сон значит?

     Встал с кровати, прошёл на кухню, выпил воды. Потихоньку ко мне возвращались запахи и звуки зимнего утра. Посмотрел на айфон – почти девять часов. И число сегодня – 9 января, заканчиваются выходные, завтра на работу.

     Стоп! Опять 9 января, как во сне! Что за наваждение?
 
     Жаль, бабушки давно нет на свете, мастерица была сны разгадывать… Как она говорила? «Сон бывает вещим, словно предупреждение или предостережение. А может стать подсказкой, когда сомневаешься, что делать надобно».
 
     Вот бы мне такую подсказку! А если бы я тогда признался бабушке про историю с Ирочкой, как бы она истолковала мой сон, что бы сейчас сказала?

     Я задумался и словно услышал родной голос: «Ах ты, глупый мой Витёк! Дурная твоя головушка! Всю жизнь бегаешь от правды, пытаешься забыть свой грех. Ты же не страус, чтобы прятать голову в песок. Помогать надо живым, а мёртвым - уже поздно…»

     Верно! Столько лет пытаюсь забыть страшный случай на горке, вычеркнуть из памяти девочку Иру вместо того, чтобы поддержать инвалида.
 
     И разыскать человека нынче довольно просто. Через соцсети, например. Эх, к сожалению, не помню Ирочкиной фамилии! А съезжу-ка я по давнему адресу, вдруг там узнаю, где она. Это всё-таки легче, чем слетать в прошлое…

     Я невольно улыбнулся, выскочил из дома и отправился в старый район, радуясь, что нашёл верное решение и теперь делаю всё как надо. Я чувствовал необыкновенную уверенность и прилив сил. Сразу бы так! И почему раньше не додумался?

     В пути торопил время, будто боялся опоздать. Скорей, скорей! Наконец, показался большой дом с аркой. Уже можно не спешить, удирая от строгого сопровождающего. Однако ноги сами несут вперёд, ускоряя ход. Почти бегом врываюсь в знакомый двор, обхожу неожиданный шлагбаум… Вот она, территория моего детства! Здесь всё памятно и дорого сердцу. Я вернулся туда, куда следовало приехать давным-давно!

     Странно: у подъезда стоят машины с мигалками - «скорая помощь» и полиция. А рядом группка пенсионерок. Недоумевая, я подхожу к ним:

- Что произошло?

     И с ужасом вижу на снегу неподвижную женщину в пальто. У неё запрокинута голова, рядом среди осколков льда валяется белая шапочка с красным помпоном, слипшиеся волосы измазаны кровью, что сочится из раны на голове и окрашивает снег вокруг. А поодаль на боку лежит инвалидное кресло с погнутым колесом.

- Отмучилась Ирина... – вздыхают старушки. – Выкатилась со своей коляской, а тут сосулька сверху упала. Прямо по голове… Куда только смотрят коммунальщики? Пандус ей сделали, а крыши не чистят.

- Ну что вы хотите? За каждой сосулькой не уследишь, - возражают другие. – Какие претензии? Несчастный случай. Просто зима…


Рецензии
Наверное поэтому и появилось выражение:"Судьбу не обманешь!"

Ольга Смирнова 8   08.03.2024 19:04     Заявить о нарушении
Наверное...
Спасибо за доброе внимание!

Елена Бетнер   09.03.2024 11:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.