Впечатления от романа Вадима Оришина Кодекс Хёрта

       Фантастический роман Вадима Оришина «Кодекс Хёрта» представленный 21.01.23 на обсуждение ЛитО, я прочитал с большим интересом. Главному герою – агенту Хёрту, поручают организовать работу с исключительно опасными подростками с паранормальными способностями. Счёт погибших и пострадавших идёт на сотни, но похоже никто не понимает, что со всем этим делать. А вскоре оказывается, что Хёрт получает такие полномочия, что выше него, да и то всего лишь на одну ступеньку, только президент страны. И, при этом, президент склонен во всем поддерживать агента Хёрта, и по возможности ни в чём его не ограничивать.
       С первых же страниц я, как читатель, поймал себя на том, что пытаюсь мысленно забегать вперёд, стараясь догадаться, что же будет дальше. Но предугадывать обычно не получается, по-моему, по причине того, что Вадим Оришин контролирует такую возможность. В результате незаметно для себя погружаешься в чтение книги всё глубже.
       Впечатляет яркий и харизматичный образ главного героя Джека Хёрта. Опытный агент легко преодолевает любые трудности, и распутывает сложные ситуации. Захватывает насыщенный событиями и неожиданными поворотами сюжет. И за всем этим чувствуется твёрдая рука уверенного в себе автора.
       Так же интересны многие персонажи второго ряда. Специалист по подбору кадров Эдди Спенсер, секретарь Чихару Мисаси и другие герои настолько занимательны, что о некоторых из них можно написать отдельные произведения.

       Иногда я обращал внимание на то, что некоторые описания действий и персонажей даны прямолинейно и жёстко – без полутонов, компромиссных решений или каких-либо сглаживаний. Порой, даже несколько грубоватым языком. Таким, например, я воспринял описание главного героя в первом абзаце произведения: «Морда – говорящий кирпич. Глаза – взгляд матёрого мясника». Но, не могу сказать, чтобы это как-то обедняло портрет Джека Херта, потому что многие черты его характера даются позднее, постепенно, по ходу развития сюжета. И мы видим, что он может быть не только жёстким и бескомпромиссным, но и предусмотрительным, и мягким как, например, при общении с детьми. Пожалуй, иногда Джека Хёрта можно, заподозрить даже в лёгкой сентиментальности.
       Некоторые затруднения у меня вызвало чтение описания возможных перспектив человечества, которые выведены из анализа специально для этого построенной координатной плоскости. Джек Хёрт отмечает: «Моя задача – учесть все эти возможные варианты. Учесть и быть к ним готовым». Таким образом, столь подробное изучение вопроса оправдано. Не знаю, как отнестись к этому описанию, но упоминаю о нём, потому что формулировки его восьми пунктов показались мне сложноватыми для восприятия.
       Автор предупредил, что произведение не проходило редакторскую и корректорскую обработку, поэтому я не отмечал опечатки и неточности в тексте.

       Так же я обратил внимание на то, что 28-ая, 45-ая и 46-ая главы, в отличие от других, написаны от третьего лица. Это обычный приём и тому можно привести множество примеров, хотя он не всеми и не всегда приветствуется. Но в качественном исполнении он позволяет успешно дополнить и расширить возможности рассказчика от первого лица. Например, в 28-ой главе мы многое узнаём о Тиффани Милтон – матери сына Херта. Возможно, даже больше чем знает сам главный герой. Кроме того, читатель получает возможность увидёть Хёрта со стороны. Что же касается событий описанных в 45-ой и 46-ой главах, то в таких случаях меня порой смущает, что главный герой не знает в подробностях всего произошедшего в его отсутствии. По крайней мере, до тех пор, пока ему об этом не расскажут, или он, хотя бы, не увидит последствия событий. Но, по-моему, во всех этих главах повествование от третьего лица вполне оправдано.

       В начале каждой главы приводится место и время действия. Благодаря такому оформлению и стилю изложения всё описанное в романе выглядит очень достоверным. Этому способствует и то, что в произведении всего лишь одно фантастическое допущение – описаны подростки с паранормальными способностями. Поэтому, субъективно, термин «фантастический», к данному роману, даже как-то не хочется применять. Невольно задумываешься: «Не могли ли описанные события, по крайней мере, в какой-то их части, произойти на самом деле?» На мой взгляд, это один из важных признаков хорошей фантастики.
       Таким образом, рассматривая роман «Кодекс Хёрта» можно сделать вывод, что Вадим Оришин не просто способный и умелый автор. На мой взгляд, он владеет комплексным навыком писательского мастерства.


Рецензии