18. Петр Павленко

Крылатое выражение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!», произнесенную князем Александром Невским, знают все. Эту фразу вложил в уста князя Александра Ярославовича Невского не кто иной, как писатель Петр Павленко (1899 - 1951 г.г.). Именно он был автором сценария ставшего классикой фильма «Александр Невский». За одну только эту отражающую силу русского духа фразу Павленко можно считать великим драматургом.

Однако сейчас имя Петра Андреевича Павленко мало кто знает, а ведь это был известнейший деятель культуры сталинской эпохи, русский советский писатель, сценарист и журналист. Член Союза писателей СССР с 1934 года. Бригадный комиссар. Депутат Верховного Совета СССР с 1950 года. Орденоносец: орден Ленина (1939), орден Красной Звезды (1940), орден Красного Знамени (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий Первой степени: 1941 года за сценарий фильма «Александр Невский», 1947 года за сценарий фильма «Клятва», 1948 года за роман «Счастье», 1950 года за сценарий фильма «Падение Берлина».

При жизни он считался безусловным классиком советской литературы. Однако ныне полностью забыт, что понятно, ведь с наступлением хрущёвской оттепели творчество писателя-сталиниста Петра Павленко стало не соответствовать провозглашенной политической повестке. Его многогранное писательское наследие и героическая жизнь были намеренно стерты из нашей памяти.

***
Родился Петр Павленко 29 июня (11 июля) 1899 года в Санкт-Петербурге. Отец — мелкий чиновник, мать — учительница. Вскоре после рождения сына семья вынуждена была из-за туберкулёза, открывшегося у матери, перебраться в Тифлис. Мать вскоре умерла, отец, снова женившийся, едва мог заработать на пропитание. Однако отцу удалось устроить мальчика в Тифлисское реальное училище. По воспоминаниям Павленко, его несколько раз исключали оттуда за невзнос платы. Жили в Нахаловке — беднейшем районе города. В 1917 году закончил реальное училище, учился в политехникуме в Баку (1917—1920). В начале 1919 года вступил в ВКП(б).

С 1920 года служил в Красной Армии на должности военного комиссара в составе Куринской речной флотилии. В 1921 году Павленко впервые выступил в печати на страницах тифлисской красноармейской газеты «Красный воин», созданной С.М. Кировым и редактировавшейся одно время Дмитрием Фурмановым. Демобилизовавшись в 1921 г. по болезни, он стал постоянным газетным корреспондентом, написавшим и опубликовавшим множество статей на различные темы.

В 1924-м Павленко назначен секретарем Константинопольского представительства по торговле в Турции. С 1924 по 1927 гг. работал в советском торгпредстве в Турции, где только что завершилась кемалистская революция. Много путешествовал по Малой Азии, побывал в Греции, Италии, Франции. Был связан с советской разведкой. Все три года работы в Турции он не оставлял и литературной деятельности, сотрудничая в «Одесских известиях» и тбилисской газете «Заря Востока». Свои статьи и очерки, а затем и рассказы, посвящённые Турции, он подписывал псевдонимом Суфи. Пишет большой цикл «Азиатских рассказов» и небольшую повесть о Лермонтове («Тринадцатая повесть»). Всеволод Иванов, познакомившись с Павленко, предложил ему работу в журнале «Красная новь».

По возвращении в Москву в 1928 году Павленко примкнул к группе «Перевал», в 1929 совместно с Б. Пильняком написал рассказ «Лорд Байрон». Писал в гумилёвском «ориентальном» стиле неоромантические «восточные сборники»: «Азиатские рассказы», «Стамбул и Турция», «Анатолия»… Впрочем, в эстетах «Перевала» Павленко не устраивала их явная аполитичность. В декабре 1930 года он отходит от «Перевала» с его аполитичностью и культом формы, включается в активную литературно-общественную жизнь.

В 1930 году вместе с Н. Тихоновым, Л. Леоновым, Вс. Ивановым, В. Луговским, Г. Санниковым Павленко отправился в Туркменистан. В результате этой поездки он написал книгу очерков «Путешествие в Туркменистан» и повесть "Пустыня". Произведения молодого писателя заинтересуют М. Горького, который в марте 1931 года в письме к С. Сергееву-Ценскому, называя имена талантливых писателей, упоминает в их числе и имя Павленко. А годом ранее, в статье «О литературе» Алексей Максимович назовет имя Павленко в числе «талантливых очеркистов». Известным достижением Павленко явился и роман «Баррикады» (1932) о Парижской коммуне: по своему интернациональному пафосу он был тесно соотнесён с современностью.

Встреча с самим Горьким произошла в 1932 году. Тогда Алексей Максимович пригласил к себе Н. Тихонова и П. Павленко рассказать ему о Ближнем Востоке. С тех пор, после того памятного разговора, Павленко находится в самой гуще писательской жизни страны. Вошел он и в президиум Оргкомитета по подготовке I Всесоюзного съезда советских писателей под руководством А.М. Горького.

О личности П.А.Павленко в 30-е годы вспоминал его друг и соратник, известный писатель-ленинградец Михаил Слонимский:
«Надо сказать, что Павленко был блистательным собеседником, рассказчиком. Искусством разговора он владел виртуозно. Даже то, что казалось не очень значительным, не слишком интересным, становилось в его изложении ярким или, во всяком случае, занимательным. Его отличала чрезвычайная восприимчивость ко всему живому, ко всему новому, он являлся как бы концентратом всего самого важного, что произошло, его появление на пороге вызывало не только дружескую радость, но и нетерпеливый интерес к тому, что и как он расскажет. Казалось, что жизнь его всегда идет на пределе, не знающем усталости и упадка, у некоего критического радиуса, который, впрочем, очень точно выверен и случайным взрывом не грозит.

Он умел дружить и умел любить. <…> Чувствами своими он владел властно. Человеком он был сильным, решительным. Резкостей не избегал. <…> Павленко шел по глубокому руслу жизни, по главной ее магистрали. Полковым комиссаром, писателем и бойцом он прошел Великую Отечественную войну, деятельно работал в послевоенные годы в литературе, в широкой общественности. И умер он на ходу – в работе, на полуфразе. Он остался в памяти моей как романтик и лирик коммунистической идеи».

***
Вскоре после первой встречи с А.М. Горьким Петр Андреевич становится его ближайшим помощником в издательской деятельности. В 1933 году он редактировал издававшийся по инициативе Горького журнал «Колхозник», альманахи «Год XVI», «Год XVII», «Год XVIII». Именно в эти годы Горький и оказал на Павленко решающее влияние. «Вспоминая о встречах с Горьким, – писал Павленко, – не раз я говорил себе: путь мой как литератора был бы совсем иным, не подари мне жизнь счастья видеть, слышать и учиться у Горького».

В 1934 г. Павловский  был включен в оргкомитет Первого съезда советских писателей. О необходимости создания писательской организации говорил Сталин на встрече 20 октября 1932 года с писателями-коммунистами из РАПП. На ней И. Сталин обосновал необходимость создания новой писательской организации: «Вы выдвигали и расхваливали своих, выдвигали подчас не в меру и не по заслугам, замалчивали и травили писателей, не принадлежащих к вашей группе, и тем самым отталкивали их от себя, вместо того чтобы привлекать их в нашу организацию и помогать их росту… Тут же рядом с вами росло и множилось море беспартийных писателей, которыми никто не руководил, которым никто не помогал, которые были беспризорными».

Первый всесоюзный съезд советских писателей — это весьма значимое событие, проходившее в Москве с 17 августа по 1 сентября 1934 года. На мероприятии присутствовали делегаты с решающим (376 человек) и совещательным (215 человек) правом голоса, а также более 40 иностранных гостей. С основным докладом выступил Максим Горький. Делегаты съезда приняли устав Союза писателей СССР; основным методом советской литературы был признан социалистический реализм. На этом съезде писатель Петр Павленко был избран в правление Союза писателей, заняв высокое место в иерархии советской писательской пирамиды. Позднее вместе с Д. Бедным, Ф. Гладковым, Л. Леоновым, А. Серафимовичем, Н. Тихоновым, А. Толстым, А. Фадеевым, К. Фединым, М. Шолоховым, И. Эренбургом и другими он вошел в возглавляемый Горьким президиум правления.

В эти годы Павленко написал свой мега-роман «На Востоке». Это была грандиозная социальная и военная утопия – за пять лет до начала второй мировой войны он попытался изобразить её судьбу, завершающуюся, конечно же, Мировой Революцией…
Роман «На Востоке» представляет собой весьма объемное эпическое полотно, написанное очень энергичным, быстрым и простым, «телеграфным» языком.
Начинается роман символически:
«В майское утро 1932 года на маньчжурской границе, южнее озера Ханка…»
Но временами в корреспондентский слог военно-социальной утопии врываются абсолютно поэтические, почти мистические строки: «На пятый день из тайги вышел древний старик, слепленный как бы из древнего отекшего воска, косматый, с длинной, до полу, трубкой.
- Дети, - сказал он по нанайски, и никто не понял, что он сказал. – Через каждые пять лет из тайги за орехами выходят медведи. Нет спасенья от их характера. И этот год – пятый. Они должны придти. И тогда не будет спасенья. Я знаю такие глухие тропы, каких не знает и молодой медведь. Только самые старые медведи знают, да я. И я, ребята, выведу вас на чистую землю».

Военно-социальные утопии были весьма популярны между двумя мировыми войнами во всех великих державах – от США и Японии до Британии и Германии. Но военно-социальная утопия Павленко, пожалуй, самая титаническая из них, ибо коммунистическое видение мира на порядок грандиознее даже нацистского, а пространства Азии подавляют европейские размеры… Для читателей конца 30-х сцены из романа «На Востоке» были не утопией и не фантастикой, а страшными и сладкими снами о ближайшем будущем.

Фантазия бригадного комиссара Павленко создаст очень реальные видения - даже прозрения - которые воплотятся в действительности, порой в самом неожиданном преломлении… И описанные им в 1937 году фантастические налеты советской дальней авиации на Токио будут до деталей походить на американские бомбардировки японской столицы спустя семь лет. Ну а советские десантники на полях Маньчжурии будут немногим отличаться от реальности 1945-го…

Фактически, Павленко возглавлял целую плеяду «советских Киплингов», певцов Красной Империи и Мировой Революции. Роман «На Востоке» начал публиковаться в 1937 году в журнале «Знамя», а затем его текст перекочевал полностью и в отрывках во многие другие издания — центральные и местные, печатался грандиозными тиражами и даже в специальной обработке для детей.

***
В январе 1937-го во время процесса по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра" Пётр Павленко публиковал репортажи из зала суда. Вместе с Фадеевым, Алексеем Толстым и другими он подписал письмо, где говорилось: "Требуем беспощадного наказания для торгующих родиной изменников, шпионов и убийц.."

В марте 1939 года, имея корреспондентский билет на открытие XVIII съезда ВКП(б), Петр Андреевич неожиданно, вместо Москвы, окажется в Узбекистане. Он будет активно вникать в жизнь республики, станет гостем и выступит с большой речью на съезде писателей Узбекистана, познакомится с новостройками и будет принимать активное участие в первых начальных мероприятиях грандиозного строительства Большого Ферганского канала. Пятого августа «Правда» напечатает очерк Павленко «Ферганский почин». Писателя переполняли возвышенные настроения, все увиденное он воспринимал как свидетельство грандиозных преобразований, привнесенных в жизнь Великим Октябрем. Он жил тогда на необычайном подъеме.

Не успев отойти от узбекских впечатлений, осенью того же 1939 года Павленко в качестве военного корреспондента «Правды» отправляется в только что освобожденную Западную Украину. День за днем главная газета страны публиковала его живые документальные очерки о подготовке и ходе избирательной кампании, о Народном собрании Западной Украины, которое приняло историческую декларацию об установлении советской власти и воссоединении с Советской Украиной.

Павленко стал одним из ведущих литературных деятелей. Даже на фоне Алексея Толстого, Булгакова или Шолохова писатель Павленко читался не хуже, а по мнению некоторых даже лучше – очень энергичный, быстрый и очень простой, «телеграфный» язык. В эти годы Павленко проявился и как талантливый автор сценариев к кинофильмам: "Александр Невский" (совместно с Эйзенштейном 1938), "Яков Свердлов" (1940), "Клятва" (1946), "Падение Берлина" (1947) и другие. Как сказано, именно бригадный комиссар Павленко вложил в уста православного святого Александра Невского знаменитую, почти библейскую фразу – «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет».
 
Во время Западного похода РККА осенью 1939 г. и советско-финской войны 1939-40 гг. большевик Павленко работал военным корреспондентом. С первых дней Великой Отечественной войны он - военный корреспондент центральных газет "Правда" и "Красная Звезда". В 1942-1943 председатель Оборонной комиссии Союза писателей СССР. Павленко автор сценарного плана документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» - одного из самых сильных по воздействию документальных картин середины ХХ века и одного из любимых документальных фильмов Сталина. В годы Великой Отечественной войны наряду с многочисленными статьями и корреспонденциями Павленко пишет рассказы, военные заметки (вошли в книги «Путь отваги» (1942), «Народные мстители» и т.д.) и повести.

Причем известно, что военным корреспондентом он был совсем не тыловым. Например, в мае 1942 года, после разгрома Крымского фронта, стал одним из немногих и одним из последних, кто сумел спастись через Керченский пролив вплавь, проплыл весь пролив от Керчи до Таманского полуострова на автомобильной покрышке. Павленко был награжден боевыми наградами: орденом Ленина (1939), орденами Красной Звезды (1940), Красного Знамени (1943).

Писатель прошел всю Европу, участвуя в победоносном освободительном походе Третьего Украинского фронта. После демобилизации в мае 1945 года в звании полковника, он, по причине ранения и обострения туберкулёза, переехал в Крым.

***
П.А. Павленко с семьей с осени 1945 года жил в Ялте, на Горном проспекте 10, в дачном доме тестя, известного писателя и драматурга К.А. Тренева. Жил скромно, дом требовал ремонта, за тощим пайком приходилось ездить в Симферополь. Но при всех бытовых неурядицах, при плохом здоровье, которое по мнению врачей требовало сделать Крым постоянным местом пребывания, Петр Андреевич был всегда в гуще общественной жизни.

Помимо руководства областной организацией Союза писателей и редакторской работы в альманахе «Крым», он неоднократно избирался членом Ялтинского горкома партии и Крымского обкома партии, депутатом Ялтинского городского совета, где работал в постоянно действующей комиссии по народному просвещению. Ни одно значительное событие партийной, хозяйственной, культурной жизни Ялты и Крыма не проходило мимо писателя. Повсюду звучал его страстный голос. 12 марта 1950 года трудящиеся Крыма и Краснодарского края избрали Петра Андреевича депутатом в Совет Национальностей Верховного Совета СССР.

Павловский любил Крым, ставший для него второй малой родиной. В ялтинском рабочем кабинете писателя была удивительная рабочая картотека по Крыму. Она состояла из множества коробок, переполненных записями о Крыме. На этих коробках были и такие надписи: «Ялта и ее окрестности», «ЮБК (Южный берег Крыма). Никитский сад. Ай-Тодор. Батилиман», «История. Крымская орда», «Горный Крым. Пещеры. Пещерные города», «Рыбаки», «Симферополь. Окрестности. Пещеры», «Керчь», «Садоводство. Виноград. Почва. Вода», «Феодосия и окрестности. Судак. Старый Крым», «Пушкин. Гоголь. Грибоедов». Эта картотека дает представление о том, как глубоко Павленко изучал историю того региона, в котором жил и работал.

Павленко создал литературный альманах «Крым». На страницах этого внушительного периодического издания Павленко стремился рассказать о проблемах водоснабжения Крыма, о работе передовых колхозов, о жизни крымских степей, о железе Камыш-Буруна, о керченских рыбаках, о первых послевоенных достижениях тружеников-крымчан. И если материалы запаздывали, Петр Андреевич не раз обращался к своим коллегам с напоминанием о том, что «жизнь проходит мимо нас, точно она не близка нам, точно мы не хотим погружаться в нее». Его волновало буквально все, чем жил тогда крымский полуостров.

Он мечтал о расцвете Крыма. Говорил: «Крым должен стать областью, жизни которой завидовали бы соседи. Пора уже, чтоб о нас говорили: «Вот живут так живут крымчане! И откуда у них это богатство, это неисчерпаемое изобилие, это неиссякаемое плодородие! Земля у них, что ли, особая?»

Здесь он создал свой лучший роман «Счастье», ставший своего рода идейным завещанием писателя будущим поколениям. В нем писатель обращается к теме трудового подвига вернувшегося к мирной жизни фронтовика. Главный герой романа, вчерашний фронтовик Воропаев, несмотря на тяжелое ранение, самоотверженно трудится в одном из хозяйств Крыма, объединяет людей, ведет их за собой. Этот образ получил такое народное признание, что вызвал к жизни целое «воропаевское движение». Писатель смог показать процесс духовного и патриотического подъема советских людей, отдающих все силы, несмотря на увечья, оставленные войной, созидательному труду во имя восстановления и возрождения Родины. За этот роман Павленко был удостоен Сталинской премии I степени.

Писатель призывал к героизму не только в военное время, но и в мирные дни: «Наша страна не консервирует героизм от войны до войны. Она сражается ежечасно, и героизм ей нужен как будничная норма жизни, ибо мы не только воюем, но и живем героически. Мы закрываем грудью вражеские бойницы не только на полях сражений, но в залах международных конференций. Мы форсируем реки, буравим горы, исследуем небо в таких темпах, точно каждый месяц берем по Берлину». Вся страна читала страстные статьи писателя во имя мира в ленинской «Правде». Причем, печатал их орган ЦК ВКП(б), в первомайских и новогодних номерах, что было свидетельством высокого авторитета самого Павленко. Да и названия этих статей говорили сами за себя: «За мир, за жизнь», «Привет вам, борцы за мир во всем мире!», «Новогодние размышления», «Героический путь» и др.

Послевоенные заграничные маршруты Павленко, в которых он выступал как советский посол мира и дружбы между народами, начались с большой поездки по Германии, Чехословакии и Австрии. Это было летом 1947 года, после окончания работы над романом «Счастье». Весной 1949 года П.А. Павленко, в составе советской делегации, выехал в США на Всеамериканский конгресс в защиту мира, созванный Национальным комитетом деятелей науки и культуры. На этом представительном форуме писатель произнес большую речь о роли печатного слова. «Будем говорить о необходимости мира для всего человечества, повествуем ли мы о любви или красоте, о семейном счастье или веселых приключениях путешественника». Вернувшись на родину, писатель пишет очерк «Американские впечатления».

Осенью 1949 года вместе с А.А. Фадеевым и академиком А.Н. Несмеяновым Павленко принял участие в Первом национальном конгрессе общества «Италия – СССР». В результате своей поездки в Италию он опубликовал большой очерк «Итальянские впечатления», написанный с подлинным литературным блеском, присущем писателю.

Но как не пытался писатель жить в полную силу, отдавая всего себя многогранной работе, застарелая болезнь, в последние пару лет, уже не отпускала его. В феврале 1951 года обострилось давнее сердечное заболевание. В одном из писем, датированных 22 апреля, он признавался: «…Еле тяну. Видно всему свой конец, а главное – неожиданный».

Тем не менее Павленко продолжал напряженно работать. Почувствовав себя несколько лучше, в том числе ради сбора материала для романа «Труженики мира», над которым он тогда работал, в мае, вместе с писателями Петрусем Бровкой и Вадимом Кожевниковым, писатель поездом, так как лететь ему было запрещено, выезжает в Чехословакию. Эта заграничная поездка станет последней в его жизни…

По возвращении в Москву, физически чувствуя себя плохо, Петр Андреевич проживет еще пару дней, и в ночь с 15 на 16 июня, за рабочим столом, работая над статьей к пятнадцатилетию со дня смерти Горького, писатель покинет этот мир. Эту статью для "Правды" под названием «Бунтарь, труженик, искатель» ему не суждено было закончить. Рядом с рукописью на столе лежала книга Горького «Публицистические статьи». В ней были подчеркнуты слова, которые Павленко собирался процитировать.

18 июня 1951 года на траурном митинге в Центральном доме литераторов Александр Фадеев сказал о писателе Павленко такие слова: «Его всегда трудно было застать на одном месте. Он был жаден к жизни. Он обладал той исключительной любознательностью и интересом к жизни, которые и характеризуют подлинный, настоящий и глубокий талант.
Павленко бросало в разные концы нашей необъятной родины. Он бывал на всех великих стройках, в самых дальних краях нашего отечества. В этом отношении он всегда был неугомонен. Но особенность его характера состояла и в том, что он соединял эту жадность к жизни с величайшей профессиональной изобретательностью, с искрометной выдумкой. Ему был в высшей степени присущ тот творческий домысел, о котором так любил говорить Алексей Максимович Горький, и это создавало неповторимое обаяние его таланта, поскольку, опираясь на источник живой действительности, он всегда находил в ней то своеобразное, новое, тот необычный свой «поворот», который и придавал прелесть его таланту».

Эти слова многолетнего друга, с которым Павленко связывала двадцатилетняя совместная работа в Оргкомитете, а затем и в Президиуме Союза советских писателей, точно отображают основные личностные характеристики Петра Андреевича как художника. Судьба сложилась так, что Александр Фадеев, которого Павленко должен был заменить на посту генерального секретаря Союза писателей на период годового творческого отпуска, буквально за несколько часов до смерти, встречался с Павленко.

Писатель был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. После смерти писателя Александр Фадеев работал в комиссии по литературному наследию Павленко и в том числе, непосредственно занимался изданием шести томов Собрания сочинений писателя. На первом же заседании комиссии Фадеев восторженно отмечал: «Как много он успел написать!»

И как обидно и несправедливо, что имя выдающегося писателя кануло в лету в связи с изменением политической конъюнктуры. Как сказано, с наступлением хрущёвской оттепели творчество и деятельность писателя-сталиниста Петра Павленко постарались полностью стереть из нашей памяти. И не без успеха!

Список литературы:

1. Левин Л.И. П.А.Павленко. М., 1956
2. Новикова М. П.А.Павленко: Очерк творчества. Симферополь, 1955
3. Павленко П. Собрание сочинений, т. 1-6. М., 1953-1955
4. Павленко П. Записные книжки. Симферополь, 1955
5. Павленко П. Писатель и жизнь: Статьи. Воспоминания. Из записных книжек. Письма. М., 1955
6. Скорино Л. П.А.Павленко: Критико-биографический очерк. — В кн.: Скорино Л. Семь портретов. М., 1956
7. П.А.Павленко в воспоминаниях современников. М., 1963
8. Павленко П. Кавказская повесть. Махачкала, 1966
9. Пётр Павленко. Первопроходец советской литературы. 16 июня 2021.


Рецензии
Умер за рабочим столом Павленко, Миронов на сцене...

Евгений Анатольевич Ефрешин   31.01.2023 08:59     Заявить о нарушении
Да, умер на лету, на бегу, в полете! Спасибо за прочтение и отклик!

Полина Ребенина   31.01.2023 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.