Кому и когда доверять?

Что такое доверие, как с ним быть, кому доверять  и стоит ли вообще кому-то сегодня доверять?  Не так давно, мы с подростками стали разбирать тему доверия. Я спросила ребят, кому они доверяют? Задавая этот не сложный вопрос, я заранее намеревалась получить ответ: родителям, родным, друзьям и так далее. Но из 400 опрошенных ребят, оказалось, что далеко не все подростки сегодня доверяют свои тайны, секреты, проблемы родителям. Даже друзьям не говорят о том, что в кого-то влюбились, не говоря о том, чтобы рассказать маме или папе о полученной двойке. На вопрос: "Почему вы не доверяете близким?" Подростки чаще всего отвечали -  родные посмеются надо мной, не поймут. Друзья разболтают всей школе, улице, в социальных сетях и так далее. Сказать, что я была обескуражена таким ответом, ничего не сказать. Я предложила ребятам вести дневники, как это было во времена А.С.Пушкина.  На что получила ответ: - это не вариант. Мама везде шарится, папа тоже, личного пространства нет, никакого доверия тоже.  Всем знакомы такие выражения: внушать доверие, втереться в доверие, кредит доверия, оправдать доверие,  взаимное доверие и многое другое. В толковом словаре слово "Доверие" означает "Убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь. Питать к кому-нибудь доверие; Оказать доверие кому-нибудь. Злоупотребить чьим-нибудь доверием. Лишиться доверия. Потерять чье-нибудь доверие. Нарушить чье-нибудь доверие. Слепое доверие; Вкрасться в доверие. Уверенность в наличии каких-нибудь положительных качеств. Иметь доверие к полученным сведениям. Питать доверие к чьим-нибудь способностям." А вот как о доверии рассуждал граф Лев Николаевич Толстой в романе "Анна Каренина": "положительное отношение к объекту или субъекту, основанное на уверенности в его надёжности, достоверности или, соответственно, честности, добросовестности".
Что значит для меня доверие?  Я приведу  примеры из своей жизни. Не так давно я ехала в автобусе, и вошел слабовидящий пожилой мужчина с собакой, поводырем. Ему сразу уступили место. Подошла кондуктор, попросила оплатить проезд. Мужчина открыл бумажник, полный купюр. Видимо он носил всю пенсию с собой.
- Возьмите, сколько надо бумажек, - обратился он к кондуктору.
Для него купюры действительно были бумажки, и не имели ценности. Он не видел и не различал их номинал. Что тут скажешь, что обмануть  и воспользоваться  доверием слабовидящего, вряд ли способен добропорядочный гражданин. Я считаю, что доверие это улица с двухсторонним движением: Я доверяю - мне доверяют. Мне доверяют - я доверяю. Никогда не забуду свое детство.  Мама, уходя, клала ключ от входной двери на пороге под коврик. Все соседи, вся улица - так делала, не от кого и нечего было прятать и бояться советскому гражданину. Пионерия воспитывала всех быть честными, открытыми, порядочными людьми. Люди знали, что такое совесть, стыд и чтобы посмеяться над другом или сыграть с ним злую шутку, пользуясь его слабостями, никому и в голову такое не пришло бы. Если в магазине не хватало копеек рассчитаться, продавец говорила: "иди, потом занесешь". И ты бежал домой со всех ног, чтобы вернуться и отдать  недостающий долг. Это был  кредит доверия. Чужие взрослые доверяли детям, дети доверяли незнакомым взрослым. Когда мама оставляла на улице пустой газовый баллон для сотрудников газовой службы и рядом в спичечном коробке деньги за полный баллон. Что это было, как не доверие? Сегодня мама двенадцатилетнего подростка, спрашивает меня: "до какого возраста  нужно отводить ребенка в школу?" О чем этот вопрос, о доверии. Мама не доверяет полиции за безопасность подростка по дороге в школу.  Я вхожу в лифт 20-этажного дома, по привычке со всеми здороваюсь. В лифте   мама,   лет 35 и дочь, 6-7 лет. Родительница отвечает на приветствие, дочь молчит. Я спрашиваю: "А почему ты не здороваешься?" на что мама сразу дает исчерпывающий ответ: "Это я запретила ей здороваться с незнакомыми людьми". Конечно, можно было при желании вступить в полемику и объяснить, что я незнакомая женщина, но когда рядом мама, нечего бояться и нужно соблюдать  элементарные правила этикета и здороваться. Ребенок - учится правилам поведения в обществе при этом образцом поведения - является мама. Но сегодня у меня нет желания воспитывать эту маму. Вечером перелет в Белоруссию. В Аэропорту досмотрищик- завистливая женщина заставляет меня снять туфли и пройти босиком. За моей спиной образуется очередь. Я снимаю туфли и чтобы как-то разрядить напряженную обстановку и недовольную толпу за спиной, обращаюсь к досматривающей: "Так бы и сказали, что хотите узнать фирму выпускающую такие красивые туфли". На что мне досмоторщица отвечает, что у меня в каблуке (2 сантиметра каблук) могут быть спрятаны наркотики. От ее доводов мне становиться тОшно. В Аэропорту Белоруссии такого унижения нет. Все люди свободно проходят не снимая ремней, не вытаскивая ключей и других предметов из карманов. Все дети тут тоже спокойно самостоятельно ходят в школу. Роль доверия в развитии общества оказывает огромную роль. Так в своих трудах Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма - американский философ, политолог, политический экономист и писатель японского происхождения в книге "Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию", говорит о том, что доверие необходимо и крайне важно. Оно играет огромную роль в развитии общества, государства, роль внутрисемейных отношений, воспитании. Вспоминая свое детство, я это были 1980 годы, я вспоминаю, как в 21-00 мы на школьном дворе складывали металлолом. Осенью рано темнеет. Мы ходили по дворам, и собирали никому не нужное в хозяйстве железо. Без чувства страха и боязни, что кто-то пристанет или что-то с нами нехорошее сделает. Мы, ученики 3-х классов спокойно возвращались домой в 22:00 без сопровождения взрослых. Макулатуру также, бегали, звонили  и собирали по квартирам. Мир детей - доверял свою безопасность миру взрослых. Мы, дети знали,  наша доблестная милиция - нас охраняет, любой взрослый ответственен за наше благополучие. Мама на ночь никогда не закрывала входную дверь на замок. Куда ушло доверие? Социальный психолог, историк Б. Ф. Поршнев говорит о том, что доверие - это отсутствие недоверия, и они могут вместе сосуществовать. Доверие - где каждая сторона участников открытая, честная, уважающая другую, добропорядочная. Сегодня мне звонит одна из родительниц и просит обосновать, на каком основании учитель русского языка поставил ее мальчику, второкласснику оценку "4". На что я отвечаю: Спросите у ребенка, поговорите с ним. Почему такая оценка? Он правило забыл выучить или не до конца выполнил задание? Как видим, детско-родительские взаимоотношения тоже потеряли всякое доверие. Дети не открываются родителям, родители больше не доверяют детям. Многие дети сегодня говорят, что они доверяют только самому себе. И от этого становиться страшно.  Страшно, что ребенку даже не с кем будет поделиться своей проблемой, если она возникнет в силу отсутствия жизненного опыта. Когда мы доверяем другому человеку, мы сами становимся увереннее и смелее в своих поступках, конечно, в том случае, если доверие оправдано.
-Ну, а если человек обжегся. Доверие не оправдали, обманули, как тогда быть? Этот вопрос я на уроке задаю школьникам? И вот тут подростки, перебивая друг друга отвечают: "Не надо быть лохом", "никому нельзя верить", "все предают и обманывают", " дружба тоже ради выгоды". Я вспомнила поговорку: "Жизнь и доверие теряется единожды". Если тебя обманули, предали, это не означает, что все люди такие и никому верить нельзя. Абсолютно нет, все люди разные! И не обязательно, что этот человек обманет и предаст во второй и третий раз. Поведение людей зависит от обстоятельств и ситуации, в которой они находятся. Для того чтобы между людьми появилось доверие - нужно время, доверие нужно заслужить. Напрашивается вопрос, чем же так плохи родители, что подростки всё меньше им доверяют. И в чем вина современных детей, что им не доверяют родители? В отсутствии элементарного - общения. Критериями доверия выступают такие качества как уверенность, смелость, честность, порядочность, открытость, ум, образованность, находчивость, нравственность, надежность, независимость, бесконфликтность. Недоверие характеризуют - скрытость, агрессия, зависть, безнравственность, глупость, болтливость, конфликтность, зависимость. Горько осознавать, что сегодня многие подростки  утратили веру в порядочных людей, надежду на светлое будущее, на друзей и круг близкого общения, социальный статус, материальные блага. Общаясь с родителями подростков обучающихся в школе, невольно делаю вывод, что и у родителей появляется страх и высокое недоверие даже к учителям. Доверяю ли я людям? Если человек со мной открыт и не лукавит, то и я всегда готова к общению, открыта. Доверяя человеку, мы надеемся на его добросовестность и порядочность. Если наплевать на честность человека, то и он ответить вам тем же. Подросткам объясняю - Доверие строится только на доверии. Но тут в наш разговор вмешивается учитель физики и говорит о том, что никогда не доверят цыганкам. Всегда обманут или что- либо утащат, потому что безработные. И существуют только за счет обмана. Я тоже слепо не доверяю, когда мне звонят мошенники и говорят: "ваша дочь попала в аварию нужно срочно перевести 100 тысяч рублей". Вот и подошли мы к выводу, что доверие - да это улица с двухсторонним движением, при соблюдении оговоренных и принятых всеми участниками улицы правил поведения и их соблюдения. И все зависит от ситуации на этой улице, дороге. Человек, которому доверились - несет ответственность за оказанное доверие! Он ответственен за свои поступки и поведение перед другим человеком. Так в статье «Критерии доверия и недоверия личности другим людям» авторы А. Б.  Купрейченко и С. П. Табхаровой говорят следующее "Образно проблему доверия-недоверия можно представить как дилемму мыши перед мышеловкой». В случае оправдания доверия она получает кусочек сыра, в случае же подтверждения недоверия – теряет жизнь. Таким образом, высокое доверие означает ожидание значительного блага, а низкое – невысокие ожидания. Высокое недоверие проявляется, как страх многое потерять. Низкое недоверие характеризуется невыраженными опасениями, низкой субъективной оценкой рисков". Начните с малого, с доверия каждому члену своей семьи. Начните с себя, раскрывайте свои маленькие секретики, делитесь с родными своими страхами и чувствами. В семье не должно быть тайн, недомолвок друг от друга, недопонимания. И когда говорят: "Я не хотел этого скрывать, я просто не рассказал", значит, не было доверия между вами, и не оговорили заранее, что можно, а чего нельзя делать. Доверие должно быть разумным, а не слепым и наивным и тогда никто не скажет, что вы лох и вас развели как кролика. У подростков бывают проблемы, которые кажутся им крахом целого мира, катастрофой. И если они поделились ею с нами, с взрослыми, а мы эту проблему осмеяли, и его раскритиковали, не желая ему помочь, о каком доверии может идти речь? Если кто-то в семье обманывает другого? Конечно, ему не будет веры. Чтобы понять ребенка -подростка, нужно взглянуть на его проблему глазами двенадцатилетней девочки, тринадцатилетнего мальчика. Вспомнить себя в его годы, постараться понять и помочь. Может тогда, дети начнут прислушиваться, уважать и доверять своим родителям. А пока недоверие в семье ведет к тому, что ребенок уходит в виртуальный мир общения, замыкается в себе и ищет доверия в социальных сетях, где его поймут, пожалеют, помогут...

список литературы:
1. Доверие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
2. Доверие//Материал из Википедии — свободной энциклопедии
3. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
4. Ю. В. Веселов Доверие и справедливость. М.: Аспект-Пресс, 2011.
5. А. Б. Купрейченко, С. П. Табхарова «Критерии доверия и недоверия личности другим людям» // Психологический журнал. — 2007. — № 2. — С. 55—67.
6. Л.Н.Толстой "Анна Каренина" 1876г.
(фото из интернета)

2020г.


Рецензии