Писал ли свою летопись преп. Нестор Летописец?

Казалось бы странный вопрос,но его вполне серьезно рассматривает современная историческая наука в лице критически настроенных, в том числе и к Церкви, историков. Какие существуют точки зрения в пользу преп. Нестора? Их несколько (файлы с текстом книг прикреплю под этой заметкой). Наш церковный историк митрополит Евгений (Болховитинов) писал следующее: "Иностранцам с XVII только века стало известно имя сего нашего Летописателя. Гербиний и Берг ссылаются уже на него, а Лейбниц желал иметь список с его Летописи. Но потом родилась в 1752 г. погрешность в рассуждении Нестерова имени. Переводивший Нестерову Летопись, сокращенно напечатанную на Немецком языке в Миллеровом Собрании Российской Истории, не выразумев слов: Книга Летописец Черноризца Феодосиева Монастыря, принял слово «Феодосиева» за «Феодосия» и назвал его сим именем. От сего долго многие иностранцы называли его Феодосием, пока Миллер не объяснил ошибку в своих Ежемесячных Сочинениях, к пользе и увеселению служащих, на 1755 г. в месяце Апреле, при описании Жизни и Летописи Несторовой. К сей погрешности еще присоединились и другие, и, например, в Ехеровом Ученом Лексиконе, издания 1751 г., сказано, будто бы Нестор жил в 17-м столетии. Моллер в Описании своем Эстляндии и Лифляндии, изд. на Шведском языке 1756 г. не верит даже, чтобы когда-нибудь существовал Нестор, и проч. (См. у Шлецера)".

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви / Митрополит Евгений (Болховитинов); [Подгот. текста, сост. и предисл. П. В. Калитина]. - М. : АО "Рус. двор" ; Сергиев-Посад : Паломник, 2002. - 406, [1] с.

Другой известный церковный писатель и патролог архиепископ Филарет (Гумилевский) в своем произведении "Обзор русской духовной литературы" писал: "Летопись Нестора (изд. в Ит. Собр. летоп.) писана по местам с увлекательным красноречием, с одушевлением живого благочестия; а на сколько она дорожит истиною, показывает уже то, что о древних временах говорит она кратко, ограничиваясь выписками сведений из летописи Малалы и Георгия Амартола, – по переводу болгарскому (кн. Оболенского предисл. к летоп. Переясл. стр. 6, 19, 85); сведения о времени Владимира подвергает критике. Рассказы долголетнего воеводы Яна († 1106 г.), рассказы русских торговцев, воинов, путешественников, дополняли для него предания и письменные заметки прежнего времени. Теперь, когда известно такое число славянских писателей, предшествовавших Нестору, скептицизм против летописи Нестора был бы смешон. Летописец говорит: «в лето 6360 (852) наченшу Михаилу императору царствовати, нача ся прозывати Русска земля... Тем же отселе начнем и числа положим». Затем, показав годы княжения Олега и других до Ярослава и сказав, что от смерти Ярослава до кончины Святополка-Михаила прошло 60 лет, в заключении росписи говорит: «но мы на преднее возвратимся и скажем, что ся удея в лета си (852–1113 г.).» Следственно летописец положил обнять описанием события 852–1113 г . Все предшествовавшее тому служит у него введением в его летопись. Личность летописца видна в летописи, в последний раз под 1106, где передает он беседу свою с Яном Вышатичем: о княжении великого князя Мономаха в ней ни слова. В Житии преподобного Феодосия Нестор говорит о посвящении Феоктиста в епископы, что было 12 января 1112 г.: Это показывает, что летопись преподобного Нестора не простирается далее 1112 года".
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/obzo..


Наконец, самый известный церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) в своем капитальном труде "История Русской Церкви", (в 12 тт.) о преп. Несторе говорит следующее (ч.1, гл. 4):"Надобно заметить, что преподобный Нестор, писавший спустя один век после крещения Владимирова, мог почерпнуть и, конечно, почерпнул свои известия о нем из самых достоверных источников: 1) из устных сказаний очевидцев великого события, каков был, например, преподобный Иеремия, хорошо помнивший крещение России в 988 г., когда и сам крестился, и живший в одной обители с преподобным Нестором (а Нестор, по собственному его сознанию, весьма любил расспрашивать от древних отец, и опасне ведущих братий своей обители о тех лицах и событиях, которые намеревался описать); 2) из письменных повествований о сем событии, которые, без сомнения, были, каковы, например: Похвала кагану нашему Владимиру, от негоже крещени быхом, составленная Иларионом, митрополитом Киевским (между 1037 – 1050 гг.), и Похвала тому же великому князю, вместе с кратким житием его, написанная мнихом Иаковом (упоминается в 1074 г.). Поэтому известия летописца о крещении великого князя Владимира с внешней стороны заслуживают всего нашего вероятия. И нам остается только, по порядку перебирая их, рассматривать, главным образом, их внутреннюю сторону, т. е. взвешивать возможность сообщаемых ими подробностей, естественность и т. п."

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-..
История Русской церкви / Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994-. В 5-и частях. / Кн. 1. 1994. - 400 с.; Кн. 2. 1995 - 704 с.; Кн. 3. 1996 - 690 с + 47 с. ил.; Кн. 4. Ч. 1. 1996. - 590, [1] с., [16] л. ил.; Кн. 4. Ч. 2. 1996 - 440 с.; Кн. 5. 1996 - 560 с., 591 с ил.


Рецензии