Непейзажный Левитан. Судьба пианиста Иосифа Левина

Непейзажный Левитан. Судьба пианиста Иосифа Левина, «последнего аристократа клавиатуры»
                5.10.2018
На рисунке портрет неизвестного мальчика, да и автор пока не ясен.

Правда, если присмотреться, то под воротничком можно разобрать подпись автора – Исаак Левитан.
Большинству людей имя этого мальчика – Иосиф Левин, скорее всего, ни о чем не говорит. Тем не менее, этот мальчик, которому на рисунке Левитана пять–шесть лет, впоследствии стал великим пианистом-виртуозом 20-го века и выдающимся музыкальным педагогом.

С 15 октября 2010 года по 20 марта 2011 года в ГТГ проходила грандиозная выставка Исаака Левитана, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. Последняя ретроспективная выставка живописца проходила здесь 50 лет назад.

Собрано около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России и частных коллекций Москвы, а также из двух зарубежных собраний: Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск) и Израильского музея (Иерусалим).

Особый интерес вызвал, так называемый «непейзажный Левитан».

Это целый ряд ранее неизвестных или выпавших из поля зрения публики и специалистов работ И. Левитана. Вспомним некоторые из них. Впервые широко были представлены его гравюры (литография и офорт), рисунки, акварели.
«Портрет Дейши Елены Федоровны» (урождённая Ненарокова) и «Портрет Нади Яковлевой».

Лена была ученицей И.И.Левитана.

В 1880 году юрист Василий Васильевич Яковлев, товарищ (заместитель) председателя окружного суда Виленской губернии нанял для своей девятилетней падчерицы Лены учите¬ля рисования – студента Исаака Левитана. Детский портрет Елены, сохранился после революции в ее московском доме. Исполненный легкими касаниями карандаша с легкими добавлениями мела и пастели, этот портрет, традиционный по замыслу и композиции, вполне выразителен и выдает непростой характер модели. Память Лены сохранила множество любопытных подробностей о художнике.

Она написала “Воспоминания о И. И. Левитане” в кн. “И. И. Левитан”, М.,1956.
Поколенный «Портрет Нади Яковлевой» композиционно более сложен, но младшая сестренка Лены, изображенная в скованной позе, со сложенными на коленях ручками и приоткрытым от напряжения ртом, выглядит на рисунке беспомощной и неуклюжей. Надя погибла летом 1882 года в смоленском имении Яковлевых Ларино.
В 1969 году эти работы поступили в Третьяковскую галерею в составе коллекции учёного-искусствоведа, профессора МГУ А. А. Сидорова.

Среди карандашных работ обращает на себя внимание и портрет мальчика.
Это Иосиф Аркадьевич Левин.
Светло-серый фон придает рисунку воздушность; динамичность достигается за счет полуоборота курчавой головы ребенка с задумчивым и в то же время пытливым взглядом.
На его спине, под матросским воротником, стоит подпись художника: И. Левитан.
Художнику, студенту МУЖВЗ, было 19-20 лет.
В Московской консерватории напротив входа в Малый зал есть мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны имена выпускников, награжденных Золотыми медалями. Его имя есть на этой доске. Судьба его необычна и заслуживает того, чтобы о ней рассказать.

Иосиф Левин (1.12.1874, Орёл - 2.12,1944, Нью-Йорк) родился в семье музыканта. Отец - Аркадий Леонтьевич – был скрипач, но долгое время работал трубачом в оркестре московского Малого театра. Единственным богатством их семьи были дети: их было 11.

Маленькая зарплата отца не могла покрыть потребности такой большой семьи, но он был очень привязан к детям и считал, что дети должны жить лучше, чем их родители. Поэтому он всегда искал искры таланта у своих «чад» и пытался развить в них эти таланты. Судьбе было угодно, чтобы, когда Иосифу не было еще 3-х лет, в их доме появился рояль. Это был подарок от шурина отца, выехавшего в США за лучшей долей.
Старый рояль решил судьбу мальчика. Как-то отец взял на рояле несколько нот и сказал Иосифу спеть их. Он сразу спел их правильно. Уже через год Иосиф был признан вундеркиндом.

Мальчик был влюблен в фортепианную музыку, много занимался.
К шести годам он уже профессионально исполнял и аккомпанировал множество фортепианных произведений, в том числе Бетховена и Мендельсона.

Мальчиком заинтересовался известный музыкант, хормейстер Нильс Кризандер (1846-1918), уроженец Стокгольма. Он 5 лет занимался с мальчиком, не требуя оплаты, жертвуя своим свободным временем.

Именно он договорился, чтобы 11-летний музыкант играл на большом вечере в зале дворца Московского дворянского собрания.

Благородное собрание в Москве — общественное здание в в Охотном ряду для московского дворянского собрания. В советское время - Дом Союзов.

Это был для застенчивого и робкого мальчика волнующий момент: незнакомая среда, «высшее» общество, роскошные платья, сверкающие огни, блеск драгоценностей - все встревожило его. Помимо всей московской аристократии и артистических знаменитостей здесь присутствовал и Великий князь Константин, покровитель Императорской Консерватории. (Председатель Русского Музыкального Общества Константин Николаевич (1827- 1892), второй сын Николая I – 1796-1855).

Иосиф играл «Лунную сонату». Как вспоминал в дальнейшем сам Иосиф, князь, который сидел близко слушал исполнение внимательно и с большим интересом. Потом состоялась их беседа. Константин Николаевич задал множество вопросов, на которые мальчик от волнения смог отвечать с запинкой только "да" или "нет".

И. Левин вспоминал:

«...но у меня хватило ума правильно ответить, когда он спросил меня, хотел ли бы я пойти в Консерваторию. Он пожал мне руку и сказал, что проследит за этим делом. Тем же самым вечером, фактически ночью, Великий князь обсуждал вопрос с богатым банкиром, у которого была репутация мецената, поддерживающего молодых талантливых, но нуждающихся музыкантов.

На следующее утро мой отец и я были вызваны в офис банкира. Отца спросили, у кого он хотел бы, чтобы я учился. Без колебания он сказал:

"Сафонов — самый великий учитель фортепиано в России".

Банкир засмеялся, и тогда все трое пошли, чтобы видеть Сафонова (в 1885 году по рекомендации Петра Ильича Чайковского, петербуржец Сафонов получил место профессора фортепианного класса в Московской консерватории). Я играл перед ним. Сафонов слушал с явным удовольствием и с улыбкой. Директор Консерватории С. И. Танеев и предложил, чтобы я был определен в предварительный класс, пока я не стал достаточно продвинутым, чтобы учиться у Василия Ильича Сафонова. Сафонов настоял, чтобы принять меня сразу в консерваторию, ибо другие учителя испортят ему меня».

1886-92 годы - учеба у Сафонова в московской консерватории (Иосиф окончил первым номером с золотой медалью, следующие лауреаты в этом году были Рахманинов и Скрябин).

В 1895 получил премию на международном рубинштейновском конкурсе в Берлине. Имя русского пианиста сразу получило европейскую известность, ему предлагали выгодные контракты.

Левин начал большое концертное турне, когда неожиданно пришло извещение из России о том, что его призывают в армию на три года.

В 1898 Левин женился на Розине Бесси (1880, Киев - 1976, Глендейл, Калифорния). Дочь богатого ювелира Якова Бесси и Марии Кац. Розина Бесси брала частные уроки фортепиано, и очередным её учителем стал студент Московской консерватории Иосиф Левин, который был старше её на пять лет. Розина поступила в консерваторию, а в 1898 г. окончила её с золотой медалью, после чего они с Левиным сразу поженились.

Роль Розаны Левиной в творческой судьбе мужа трудно переоценить.
Во многом благодаря энергии и настойчивости жены Левин, человек по натуре очень скромный и лишенный артистического честолюбия, стал одним из самых выдающихся мировых виртуозов.

Розина Левина отказалась от сольной карьеры и выступала ассистентом мужа в педагогической деятельности, а в концертах выступала лишь в дуэте с мужем, в партии второго фортепиано, - этого самоограничения она придерживалась до смерти Иосифа в 1944 г.

Осенью 1899 Левины переехали в Тифлис, где Иосифу предложили преподавать в местном музыкальном училище. Здесь они прожили до 1901, каждое лето проводя в Москве.

«Мы были прекрасно устроены и в финансовом, и в общественном отношении. Иосиф был рядом со своими любимыми горами и звездами, - вспоминала впоследствии Розина. - Но я вдруг поняла, что все это не было той атмосферой, какая необходима для его артистического развития.

Не соревнуясь с лучшими артистами мира и не учась у них, он мог просто заплыть жиром в таких комфортных условиях».

Следующий период жизни пианиста снова связан с Москвой.
По приглашению В.Сафонова, бывшего тогда директором Московской консерватории, Левин занял пост профессора в своей Alma Mater. Условиями контракта предполагалось, что он сможет также разъезжать с концертами.

Левину рукоплескали не только Москва и Петербург, но и Париж, Вена, немецкие города.

В декабре 1905, когда Москва была охвачена вооруженным восстанием и занятия в консерватории прекратились, Левин выехал сначала в Европу (их первый ребенок, Константин (Дон), родился в Париже 21 июля 1906 года), затем в США, получив оттуда предложение провести серию концертов.

1906 год - успешный дебют в Carnegie Hall, далее турне с более чем 100 концертами!
Дебют фортепианного дуэта Левиных состоялся в Чикаго 17 февраля 1907 года.
Последующие 10 лет Левины провели в Берлине. Здесь важное место в деятельности музыканта снова стала занимать педагогика. С учениками он занимался в промежутках между концертными поездками.

В отсутствие Иосифа уроки давала Розина, выполнявшая при нем обязанности ассистента. И в творческих, и в педагогических вопросах они всегда были единомышленниками.

Когда началась Первая мировая, Левины были интернированы в Ванзее как подданные России. Им запрещено было выезжать из Берлина и давать платные концерты. Семья была почти без средств к существованию.

Их второй ребенок, Марианна, родилась в Берлине, в июле 1918 года.
По окончании войны Левины возвратились в США и снова могли посвятить себя любимому делу. До конца жизни Иосиф продолжал активно концертировать в Америке, а, начиная с 1926, регулярно выступал и в Европе.

Ни разу, однако, он не приезжал в Советский Союз. Весьма критически оценивая все то, что происходило тогда у него на родине, Левин заявил как-то в ответ на вопросы журналистов, что не будет играть в России до тех пор, пока не получит гарантий, что его там не убьют или не посадят в тюрьму (в частности, он знал о судьбе дочери своего учителя Сафонова, об Анне Васильевне Тимиревой – возлюбленной адмирала Колчака, которая пережила десятилетия мытарств в советских лагерях и ссылках).

В 1924 в Нью-Йорке была организована Джульярдская музыкальная школа.
С самого основания одним из ведущих ее педагогов стал Левин.
Здесь в полной мере расцвел его преподавательский талант. Свой огромный опыт музыканта Левин передавал также на летних курсах в Чикаго, при университетах, в зальцбургском «Моцартеуме».

Левину принадлежит учебное пособие «Основные принципы фортепианной игры» (англ. Basic Principles in Pianoforte Playing) , впервые изданной на английском языке в 1924, считающееся классикой музыкально-педагогической литературы.
Свой подход к составлению концертных программ он сформулировал в характерной юмористической манере: «Публичное выступление должно быть как хороший обед: не слишком много бифштексов, но и не один пустой десерт».

Его исполнение поражало слушателей виртуозной мощью, красотой и разнообразием тона. Восторженный американский рецензент так писал об исполнении пианистом Пятого концерта Рубинштейна: «Сдержанные и экономные в движениях, его руки опускались на клавиатуру, исторгая из инструмента рев русского медведя, который восхитил бы самого Рубинштейна. Никогда простые гаммообразные пассажи не производили таких звуковых ураганов.

Но это был всего лишь Левин, играющий гамму... В других местах гаммы рассыпались у него хрустальными звучаниями, а пассажи стаккато хрустели и вспыхивали, подобно электрическим искрам... Звуковое великолепие игры Л. было плодом не стихийного порыва, а прежде всего мудрого и тонкого мастерства, прекрасного владения всеми тайнами инструмента».

«Левин слишком великий художник, чтобы думать о достижении собственной выгоды», - заметил как-то один из рецензентов. Его называли «идеалистом, мечтателем, стремящимся к утонченности, отточенности и совершенству». Не случайно яркому и блестящему звучанию «Стейнвея» он со временем начал предпочитать более мягкий и матовый тембр роялей Чикеринга и Балдуина, выступал в полутемных залах, дабы ничто не отвлекало слушателей от музыки. До самого конца жизни искусство его оставалось таким же совершенным, как и в молодости.

К сожалению, пианист мало записывался на пластинки, и мы ныне ограниченны в возможности почувствовать в полной мере все величие этого «последнего аристократа клавиатуры», как выразился пианист Артур Рубинштейн.

После смерти Иосифа Левина руководство Джульярдской школы убедило Розину Левину стать его преемницей, и в последующие годы из класса Левиной вышел целый ряд крупных пианистов; наиболее известным учеником Левиной стал Ван Клиберн, выигравший в 1958 г. Международный конкурс пианистов имени Чайковского - как считается, не в последнюю очередь благодаря любви к русской пианистической школе, которую прививала ему Левина.

В поздние годы Розина иногда выступала с концертами, и осуществила ряд записей. В 1963 г. в возрасте 82 лет она дебютировала с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под руководством Леонарда Бернстайна, исполнив первый фортепианный концерт Фредерика Шопена — тот же самый, который она исполняла 65 лет назад, в 1898 году на выпускном экзамене в консерватории.

Таким образом, получается, что рисунок И. Левитана имеет не только художественную, но и большую историческую ценность.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии