Psychoanalyse

Психоанализ через творчество.
Текст вошёл в раздел «философия» по причине той, что никуда более он явно не относится.


Сколько раз человек хотел кончиться, прежде чем сел за мольберт или письменный стол?

Я убеждена, что за каждым человеком искусства стоит история, которая буквально выбросила в глубокий океан творчества. Как это происходит и для чего я попробовала коснуться через психоанализ. Мне хочется этим текстом поделиться знаниями, чем-то тем, что изучала и кто знает, быть может, это станет полезно, а, возможно, что-то вы уже слышали. Пройдёмся со мной, надеюсь на то, что для себя вы что-то черпните.

«Психоанализ — это искусство, которое позволяет лучше понимать один феномен через другой».
                — Феликс Гваттари (франц. философ)

«Психоанализ сделал всё более и более очевидным, что проявление художника почти всегда полностью субъективны, холст живописца – это та большая область, на которую он излагает свои собственные проблемы. Лирическое горе поэта и писателя всего лишь эхо его собственного личного горя. Средний роман это всего лишь обширная автобиография. И как художник создаёт, мы постепенно приходим к понимаю того, каков художник, и таким образом мы можем познавать его личную историю».
                — Бен Карпман.

Бен Карпман – амер. психоаналитик, написал вышесказанное в 1942 году. Психоанализ в XX веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Есть такое понятие «психиатрическое литературоведение» — анализ литературного текста с точки зрения выраженности в нём отклонений психопатологического плана. Выделяют психиатрический анализ персонажей и отдельно текста. Что касается последнего, то в тексте, в свою очередь, выделяется ряд типов текстов, каждый из которых является опосредованным продуктом порождения определённой акцентуации. Акцентуация — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера,  при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.
Итак, психоанализ — это совокупность глубинно-психологических концепций, складывающихся в научную дисциплину. Нечто такое, что казалось бы лежит на поверхности, но кроется где-то в глубине. Слова Карпмана в точности отражают суть психоанализа, но не всем захочется это признать.


Зигмунд Фрейд (австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа), рассматривает творчество как продолжение и замену старой детской игры, в которой поэт создает мир, к которому относится очень серьезно, внося в него много увлечения, в то же время, однако, резко отделяя его от действительности. При этом творит отнюдь не счастливый человек, а только неудовлетворенный. Ибо чтобы в душе писателя или поэта развился образ, его должны обуревать сильные чувства, вызванные действием нерешенных внутренних конфликтов, которые ему необходимо отреагировать, чтобы от них освободиться, так как если бы бессознательное писателя не находило своей реализации в художественной фантазии, то энергия бессознательного тратилась бы на создание невроза. Не случайно, поэтому, Гёте любил говорить, что непреодолимое желание освободиться от собственных душевных мук заставило его написать роман «Страдания юного Вертера». Бунин также писал, что поэт не должен быть счастливым, ибо это «хуже для писания».
И здесь со словами Фрейда невозможно не согласиться на мой взгляд, но опять же, насколько готовы некоторые люди, относящиеся к литер.творчеству это принять. Далеко не каждому не то что хочется, может быть даже и не нужно, копаться в своём бессознательном, чтобы узнать истинные причины тяги к своим творениям. Кому-то, совершенно не задумываясь об этом, хочется просто творить и не знать, что писателей записали в «больных» людей. А кто-то же, наоборот, хочет капнуть куда-то в неизведанное, чтобы понимать откуда желание творить блещет ключом.


В книге «Основы микропсихоанализа»   психоанализ описывается, как исследовательский метод, помогающий ознакомиться с той частью его психики, о которой он не знает и которая руководит его мыслями, желаниями и поведением. Целью психоанализа является расчленение агрегата (психический аппарат) на компоненты, его составляющие. Психический аппарат состоит из систем (бессознательное, предсознательное, сознательнее); инстанций (Оно, Я, Сверх-Я).

А в  книге «Аналитическое движение к творчеству» описывается, что при каких-либо психосоматических расстройствах часто бывает невозможно избежать страдания, как если бы существовала таинственная сила, которая подталкивает субъекта к неудачам, чтобы он продолжал цепляться за свои симптомы и ничего не менял. Психоанализ и другие дисциплины уделяют этой загадочной силе особое и пристальное внимание. Фрейд назвал её первичным мазохизмом — производной от влечения к смерти.
В книге также описывается, что творческий порыв возникает из преодоления потери. Творческое влечение основывается на синергии совершенного благодаря потери открытия и следами благополучия.

Творчество является целительной силой, потому что служит методом самоанализа и проработки своих травматических переживаний через те творения, которые выходят свободно.
Влечение к творчество идёт через влечение к смерти, а после того, как последнее приводит к изоляции, разрушению внутренней дезорганизации, происходит влечение к жизни. Это такая трансформация внутренняя. Таким образом, происходит исцеление творчеством. Здесь я бы ещё высказалась, как говорю в одной из своих работ: если вам больно, то сделайте из боли творчество.
Кстати говоря, любой творческий процесс терапевтичен. Можно, например, вести дневник.
В 70-е года психолог Джеймс Пеннебейкер разработал метод экспрессивного письма, который позволяет пережить травмирующее событие. Это событие описывает тот, кто его переживает, не задумываясь о формулировке, ошибках. Не раздумывать, не перечитывать, не анализировать, а просто писать. И с точностью могу сказать, так как проверено на себе, станет гораздо лучше.


Творчество выступает как внутренний психологический процесс и как правило творческие люди развиты во многих сферах. И вот здесь считаю, что человека творческого можно и похвалить. Ведь, как правило, такие люди действительно заполняют с глубин до краёв свой внутренний мир познаниями о многом. Это связано с проработкой психологических процессов. Человек, который занимается творчеством, он создаёт летопись собственной жизни, он творит её, пишет сам. Я абсолютно убеждена, что в мире творчества нет соперничества. Какое бы оно не было, будь то литературное, будь ещё какое, взять любые творения живописи, музыки, например. Любой человек искусства уникален настолько, что его невозможно повторить.

Творчество рассматривается и как сублимация, и как невротический симптом. Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.

Творческий потенциал есть внутри у каждого из нас. Но есть и бессознательный блок к жизни и креативности.
Истоки креативности уходят корнями в конфликты, бессознательные травмы, которые зафиксировали в детском возрасте. Основами креативности являются благополучные зоны в психике, которые хранят воспоминания о благополучии.

В психоаналитическом подходе способность человека творить обусловлена тем, что он рождается с заложенным творческим потенциалом. Я же снова убеждена, что потенциально творческие абсолютно все. Не каждому хочется творить, не каждому надо.

В детстве я заблокировала свой творческий потенциал. Но бесконечные попытки творить были на протяжении всей моей жизни. Но всё-таки считаю, что свой потенциал благополучно захоронен был в глубоком бессознательном, омертвел до некоторых времён. По причине неуверенности быть может или ещё по какой, это уже не имеет столь важного значения. Однако, я предалась волнам океана творчества уже во взрослом периоде и более основательно. Детство – пора, которая лежит основой для всей жизни.
 
«Лучшей подготовкой для творчества писателя является несчастливое детство»
                — Э. Хеменгуэй.

Таким выводам служит частые биографии творческих людей, где детство как будто бы не было вовсе и их жизнь началась уже в подростковом возрасте. Я изучала сама многие биографии творческих людей, не могу точно утверждать про детство, но однако, совершенно точно могу сказать, что судьбы людей творческих, как правило всегда печальны, во всяком случае, в начале своего творческого пути.

В завершении этой работы я бы хотела немного отойдя от основной темы, но про литературное творчество, поделиться цитатой из замечательной книжки К. Паустовского «Золотая роза»:
«Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего — зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого».
Мне хотелось поделиться полученными знаниями и я надеюсь, что хотя бы немного, но у меня это получилось. Изучая то или иное, я задаюсь иной раз вопросом: а все ли это знают? Ведь на свете столько людей и ведь явно же кто-то да не слышал об этом. По этой причине я пишу некоторые свои эссе, тексты про авторов, какие-то размышления, если хотите. Возможно, на начальном этапе своего писательского пути у меня не всё получается так, как хотелось бы, но получится позже я уверена.

Мне очень нравится философия, психология, а психоанализ был своего рода между, но не менее интересным. Согласитесь вы со мной или нет, дело абсолютно каждого.


Рецензии