Инкассо-I

Когда я освободился в 1998 году только у ленивого не было своей инкассо-фирмы. В каждом двадцатом доме жил хозяин или работник инкассо-фирмы, а в каждой двадцатой иномарке была куча расписок. Расписки были абсолютно «дикие», получатели денег и методы получения денег были абсолютно беспредельные. Очень не зря тогда бытовала фраза: «Выбивание долгов». Ну и сажали этих выбивальщиков горстями и пучками. Мне на робу предложили заняться инкассо-фирмой, все претенденты на трон в этой фирме либо давно сидели, либо далеко убежали. Название этой фирмы я называть не буду, она работает и сейчас, и это довольно успешная юридическая фирма. Там даже один человек с юридическим образованием работает. Даже числиться руководителем. Чтобы документ из фирмы имел юридическую силу его юрист и должен подписывать. Оригинально, я в этой фирме был никто, даже в кадрах не числился. У меня не было ни вида на жительство, ни разрешения на работу. Из всех документов были временные автоправа, выданные на 1 год в 1989 году и волчий билет (справка об освобождении). На обоих этих документах была квадратная фотография и круглая печать. Всех этот набор документов устраивал, и я прожил с ним полгода. Это как у Кота Матроскина: «А у меня документов – усы и хвост». У меня даже серого паспорта не было. Появился он у меня только тогда, когда я собрался съездить за границу, но это отдельный, совсем другой рассказ. Первое мое дело было хуже любого экзамена. Знакомые моих знакомых, точнее сказать друзья моих друзей купили завод железобетонных изделий, оставив прежнему владельцу 20% акций и место в «Б» карте. Сделка была настоящая и платеж соответствовал обговоренному. Дело в том, что я сразу «кинул объяву», что не принимаю расписки, написанные «в лесу» и не беру дела на сумму меньше, чем сто тысяч. Напоминаю, тогда еще кроны были. О «лесных» расписках. Чаще всего они были «потолочные» и пахли большой или малой, но кровью. Или дерьмом! Не хочу нюхать ни то, ни это. Одинаково противно. А к лесным распискам постоянно приписывались нули к сумме долга.  И приписывались ни с левой стороны, а с правой. Должен бедолага 100 ЕЕК. Ему дают (новые хозяева долга) нереальный срок погашения задолженности, такой же нереальный счет за работу инкассо-фирмы (рука устала, давайте я дальше просто буду писать И-Ф, что вам жалко что ли, а мне легче. Это же для вас пишу, а не для меня читаете!). Затем бедолаге «включают счетчик» и можно бить. Когда должник понимает, что вовек не рассчитается, ему остается три варианта:
Вариант первый: ствол к своему или их виску.
Вариант второй: к другим бандитам.
Вариант третий: к ментам.
Вариант второй очень часто тоже переходит в вариант третий, так как часто просто против него начинали совместную «разводку на бабки» (обман на деньги при игре в плохого и хорошего).
Вот поэтому я таких дел сторонился, а дело с заводиком бетонных изделий было мне ново и интересно. Для дня я теребил буквари (изучал преценденты). Потом еще пару дней потратил на общение с людьми, разбирающимися в этих делах лучше меня. Я никогда (ну почти) никогда не «драл нос к верху» (не зазнавался), не «давил фасон» (делать вид что знаю, хотя не знаю). И не отказывал в помощи нормальным людям. Ко мне относились «зеркально» (так же). К концу недели я уже примерно разбирался в том, что происходит и был уверен, что по крайней мере один вопрос из каждых заданных мной четырех вопросов, не выставит меня абсолютным идиотом. А что, хорошие 25% в самом начале дела. А дальше – как карта ляжет (как повезет). А дело было в том, что одна столичная фирма что-то строила и заказала, и получила железобетонные трубы (?) большого диаметра. Договор был составлен со старым владельцем, а новый владелец проплатил расходы старого владельца и, сидя у моря, ждал дивидендов, а дождался письма из столицы, в котором было сказано:
1. Трубы уже в земле
2. Диаметр труб и толщина стенок не соответствуют заказу
3. За все за это вы должны нам … ЕЕК
4. Согласны, если вы оплатите нам возмещение всего на свете в сумме … ЕЕК
5. Если вы хотите решать спор в судебном порядке, то демонтаж, раскопки, экспертиза и ущерб за ХХХ  ХХХ прекращение деятельности  за ваш счет.
Через суд решим, кто должен эти затраты компенсировать. А суди-таки длились годами. Ну что, лопату в руки и ХХХ. И накопал. А договор на продажу 80% акций и договор на поставку труб имели общую особенность. Оба договора были «ничтожными». Что значит ничтожными? А вот что. Есть в государстве «Основной закон». Это Конституция, есть второй уровень законов, это государственные закона и эти законы проходят слушания и обсуждения в Р.К. (госсовет), им же и отклоняются или применяются. После этого их подписывает Президент государства, и они публикуются в «P.K. teataja». Вот после всей этой процедуры это государственный закон. Дальше следующая ступень, к которой относятся решения, приказы и указы Министерств, ведомств и местных самоуправлений. И так ступень за ступенькой, и на каждой следующей ступеньке «вода пожиже» и грамотности поменьше. Но государство это предусмотрела и в «Основном законе» сказано, что (пишу своими словами, так понять легче) любое указание, решение, приказ (любой директивный акт) имеет законную силу только в том случае, если не противоречит директивному акту более высокого уровня. В противном случае этот «документ» является «ничтожным», то есть не имеющим законную силу. И договор на продажу акций, и договор на поставку труб были ничтожны и по общему смыслу, и по каждому пункту отдельно.
Вот представьте договор:
1. Я Вася одалживаю у Пети 100 USD.
2. Если завтра к обеду не верну, то долен уже не 100, а 1000 USD.
3. Каждый день сумма долга увеличивается.
4. Если за неделю не рассчитаюсь, то Петя имеет право съесть мою левую ногу и выколоть мне левый глаз, но только вилкой и только во время ужина.
И оба подписали, чем не договор? Собрал я «бетонщиков» и «строителей» и объяснил им ценность и силу договора о поставке труб. И еще объяснил, что «тяжбу» я буду вести не о качестве труб, а о качестве взаимоотношений. И еще объяснил им, что достаточно легко добьюсь решения об (замораживании) секвестре их банковских счетов с целью обеспечения судебного решения, которое когда-нибудь вероятно последует. Мне поверили обе стороны, и обе постарались решать дальше вопрос без моего участия. А вот никак! У меня была заверенная доверенность от «бетонщиков» и вообще в данном случае я арбитр, а не «вышибала». «Строители» решили, что проще просто оплатить трубы, так и поступили. Я на встрече рассказал им о «Договоре Васи и Пети». И подробно этот договор «проанализировал». Рассказал, сколько законов они нарушили и к чему могло привести невыполнение этого договора, а само его подписание. Ну и ХХХ провал. Мягко провел, ненавязчиво. Все всё поняли. Город долго смеялся, а «заказы» посыпались, как из рога изобилия. Потом мне позвонил человек, который защищал интересы фирмы «Строителей» и многих других фирм. У него тоже была И.-Ф. и абсолютно не криминальная биография, как и у любого его сотрудника.
На встрече он рассказал, что в курсе всей истории и ждал «наезда» с моей стороны, чтобы просто «нажать на кнопку». Его удивило, как я провел дело. Он знал, что у меня за спиной не юридический факультет Тартуского университета, а двадцать лет тюрьмы. Договорились, ставить штамп своей фирмы на каждый договор клиента, чьи интересы я или он представляет. Увидел штамп – позвони, все решим быстро, и по закону решим, и по совести. Совесть и закон совпадают чаще, чем думают те, у кого нет совести или те, кто не знает законов. Или то и другое вместе. Законы надо знать!
Денежных отношений, как и любых сговоров между мной и этим мужиком не было. Могли спокойно смотреть друг другу в глаза. Я в жизни получал очень мало подарков. Практически не получал, а от него получил. Вот этот подарок. Он мне сказал как-то: «Александр, у тебя за спиной двадцать лет зоны. Что-то подобное может быть у ХХХ шофера, твоего сопровождающего или просто у того, с кем тебя видел тот, от кого ты добиваешься выплаты. Твои намерения и действия вполне законны. Но дело в том, что твой клиент из-за твоей или твоего спутника биографии может «почувствовать» прямую угрозу. А это всегда арест! Думай!»
Я подумал и стал поступать так. Я купил себе два диктофона, причем один из них был скрытого ношения, а микрофон был в часах на левой руке. Я приходил к «клиенту» и говорил: «Я, такой-то, пришел к вам от фирмы … о поводу претензий к вам от …. Прошу вашего согласия на запись нашей беседы». Клиент был против записи всегда! После отказал от записи я убирал и выключал диктофон №1. Диктофон №2 вел запись. Вернувшись в офис, я начинал суетиться. Суета состояла в следующем:
1. Я переносил запись беседы на CD
2. Записывал запись беседы на бумагу
3. Я вносил данные на перфокарту
Вся эта суета смысл имела и не малый. Запись беседы попадала в раздел «незаконная запись», только в том случае, если я ее кому-либо озвучивал или пытался с ее помощью кого-либо подталкивать или принуждать к каким-либо действием. А так это были просто мои рабочие записи, мой архив. Если появлялись ментики, я просто производил действия под названием «добровольная выдача». Это подсказал мне всем известный прецедент с Эдгаром Сависааром, когда он вел записи своих разговор с другими политиками. Тогда жена Эдгара Вилья сказала, что записи вела она, вела из ревности. И «дело» лопнуло. Очень тонкая граница между рабочими записями и записями незаконными. Мне удалось эту границу «не перешагнуть». Дальше – больше. Вот ситуация: необходимо провести переговоры о возврате долга или иной выплате с господином, имеющим постоянное пребывание (допустим) в Ласнамяэ. Через знакомых я находил полицейского с хорошей репутацией, который работал, но уже не работает в ласнамяэской полиции. И уговаривал его заключить с моей фирмой разовые (временные) трудовые отношения по востребованию этой суммы. Дальше совсем просто. Наша маленькая компания в составе истца, полицейского и вашего покорного слуги шла прямо в Ласнамяэскую полицию, именно в тот отдел, который занимался рэкетирами. А дальше совсем простой разговор:
Здравствуйте!
Вот долговая расписка
Вот истец
Вот данные должника
Вот ваш, а теперь мой сотрудник. Идем на переговоры с должником. Через минут ждите от него звонка, что «бандиты наехали». Если хотите, готов сразу взять с собой вашего сотрудника для обеспечения и наблюдения за соблюдением законности. Смешно? Да! Но работало!!! Ни одного выезда на звонок «SOS» от должника. Дорогого стоит, да и реклама бешеная. За 4 года у меня не арестовали ни одного работника, ни постоянного, ни временного! Все И.Ф.в это время возвращали долги за 50% от суммы. Я брал 25% от суммы долга и 75% от «вивисов» (штрафных процентов).
О вивисах ни один истец и не мечтал. Ко мне клиенты шли гораздо активнее. На моем заработке 25% вместо 50% не отражалось. Я просто умел получать вивисы. Я всегда считал, что авторучка более страшное оружие, чем бейсбольная бита.
Ладно, вернемся к «бетонщикам» и «строителям». Копаю дальше. В маленькой Эстонии копать не сложно. Страна трех рукопожатий. И видится мне, что прежний владелец «бетонщика» гораздо лучше знаком со «строителем», чем хочет показать. Всё стало ясно. Дальше все должно было быть так:
1. Претензия «строителя»
2. Убыток
3. Обесценивание акций
4. Скупка акций по низкой цене или полное обесценивание акций путем дополнительной инвестиции и возможно незаконной.
Стоп-стоп, оговорился. Не обесценивание акций, а обесценивание пакета акций в размере 80% акционного капитала, владельцем которого (пакета) был новый «бетонщик». Короче, на лица была задумка «кидка» нового «бетонщика» на сумму стоимости его пакета акций. История эта обошла всю Эстонию. Клиентов стало больше, гораздо больше, чем я хотел или мог принять. Расширению бизнеса помогало полное отсутствие у меня кровожадности и остатки порядочности. Я не отбирал после последнее, я не банкротил фирмы (почти никогда), не отбирал жилье. Всегда можно помочь человеку, если он человек. Вот приведу пример. Пришли как-то парни и попросили присмотреть к «их» бизнесмену. Ну присмотрелся. Хорошего там было мало. Совсем там хорошего не было. Пригласил парней «попить кофе» в «Робинзон» и говорю им: «Ваш имеет в месяц примерно штуку баксов чистой прибыли. Вам «посылает» двести, содержит семью, закупает товар. А еще вы ведь не решаете его проблемы с разными всяческими проверками и проверяющими. Рано или поздно возникнет один из вариантов, а то и оба. Вы ему скажете, что 200 – мало. Пора бы и на 300 USD перейти». Потом может состояться такой разговор: «Дружище, у нас трех человек менты приняли. Семьи без денег сидят и на адвокатов надо. Давай договоримся так, что ты полгода будешь давать по 500 USD, зато потом целый год ничего давать не будешь!»
А он про такое слышал, во сне это видел и от вас такое ждал. Всё предел. Опять выбор:
Стреляться
Стрелять
Другие «парни»
Менты
Ни одно из этих позиций вам постоянного дохода не обеспечит, а вот постоянные «головняки» (хлопоты, головную боль) обеспечит, мама не горюй. А что делать? Мой ответ ошарашил всех. Я сказал: «Купцу надо дать 6.000 USD. Вы ему должны дать, а не он вам! И не в долг дать, а долю в бизнес внести. И тогда уж вы партнеры, а не парни «из леса».  Купец вложит деньги в свое (теперь уже свое и ваше дело) «зеленую», пробить я ему и вам помогу. Помощь не велика. Все давно у вас перед глазами, просто у вас глаза на другое нацелены».
Был там и еще бонус. Если узнают, что он не подшефный, а партнер, то бизнес у него легче пойдет, и никаких «кидков» или «резины» от уж точно не встретит. А у вас реальный стаж, реальная зарплата и прибыль. Все это имеет общее название – легализация, дорого стоит. Конечно, тридцать человек в фирму не войдут, но трое – вполне. Но ведь и купец у вас не один. Будем «посмотреть и подумать».
Анекдот по теме:
Человек подумал. Ему понравилось! Решил подумать еще раз.
Ну а по бабкам (деньгам) расклад тоже не слабый (ситуация хорошая и прибыльная).
Сейчас он получает в месяц 1500 USD, из них 200 USD – ваши. Вложите бабки, «пробьем зеленую». Будет получать по 5 штук в месяц, где ваших будет две, из которых 500 USD в развитие бизнеса, а 1500 чисто на руки. Это в семь раз больше, чем раньше. Через четыре месяца выйдете в плюс, а дальше – одни плюсы, если не зарываться. Парни поверили процентов на 20-25, но согласились. Ни я, ни они до конца не поняли. Ни я, как убедил, ни они, как я смог их убедить. Риск был, и риск не малый. А в плюс вышли через два месяца. Это были игровые видеосалоны в Ласнамяэ. Sony PS тогда только появились в свободном доступе и работа шла круглосуточно.
После этого события приняли совсем необычный оборот и ко мне стали появляться совсем необычные клиенты. Разговор с ними, точнее начало разговора, звучал так: «Здравствуйте, я …. Вот мои документы. Я должен … такому-то сумму денег на таких-то условиях. Не могла бы ваша И.Ф. взять на себя решение вопроса о возврате долга». Если я брался, клиент мог быть уверен, что в лес не увезут, и что семью из квартиры не выгонят. Потом пришла совсем беда. Я носил с собой четыре мобилы с симками четырех операторов. Две симки (или больше) в одну мобилу тогда было не зарядить. На визитке у меня было:
- имя Александр
- четыре мобильных номера
- email
Почему четыре мобилы и четыре номера? Это не понты, а просто уважение к моим абонентам. Среди них было много плохо обеспеченных людей, а разговоры по мобиле внутри сети в то время уже были бесплатные. Каждый из звонивших мне мог выбрать «удобный» для него номер. Мобилы звонили и по одной, и одновременно. Я ничего не успевал. В основном это были просто любители поболтать с пустыми разговорами и проектами нулевой вероятности. Я рассказал об этом человеку, который решал любой вопрос.  В нашей среде, естественно. Да он, итак, был в курсе дела, так как мы обедали в одно время, и в определенных местах, всего в трех местах. Это бар РКЦ на первом этаже, который принадлежал в то время вдове Марьяна. Марьяна все уважали. Два остальных места были «Робинзон» и «Командор» в красных гаражах. Это было очень удобно. Все рядом и любой вопрос можно решить быстро и просто, не назначая встречи и не мучая мобильники. Совет был очень хорош, и я им воспользовался. Я объявил: «Разговор со мной в ваших делах, которые вы желаете обсудить со мной или получить помощь, стоит десять тысяч эстонских рублей (ЕЕК). Если я приму предложение, то это задаток. Если я не приму предложение, то спасибо за подарок». Стало не десяток в день, а 5-6 человек в месяц, не больше. Но все предложения были конкретные и хорошо продуманные. Появилось время и желание дышать.
Дальше я уже вел «Селекцию» сам. Я заказал распечатки своих телефонов за три месяца. Если на три моих звонка ему приходился один его звонок мне и это был просто «Вася», а не деловой партнер или «перспективник», я просто стирал его номер или ставил «игнор».
Третий уровень «селекции» был смешной. Я позвонил на все оставшиеся номера, естественно просто людям, а не в чужие кабинеты и сказал: «Слушай, выручи. Мне ровно через месяц надо две штуки ЕЕков в долг». И засек время. Кто-то притащил две штуки, кто-то меньше (сколько смог). Не все мои знакомые ездили на «мерсах». Большая часть ездила на трамваях и 2000 ЕЕК были для них солидной суммой. Кто-то забыл или не посчитал нужным. Тем, кто мне помог, я с благодарностью вернул деньги. Деньги я возвращал в течение нескольких дней. Я никуда их не инвестировал и не «прокручивал». Тогда никто не догадался, что это была просто проверка. По отношению к тем, кто проверку не прошел, я повторил операцию «игнор». Так, к большой радости моей жены, у меня даже появилось свободное время. Жена была моложе меня на тридцать лет, работала вместе со мной и тоже мечтала о свободном времени.
Главный офис И.Ф. находился в двухэтажном деловом центре, который располагался напротив Паэ рынка. Здание принадлежало фирме «Брем». Этой фирме принадлежали солидные «куски» Ласнамяэ, старого города и района позади больницы «Магдалена». Всё это принадлежало «Брему», а «Брем» принадлежал Лукасу. Вскоре ко мне пришел его представитель и у меня появился солидный клиент.


Рецензии