Чтобы помнили..

 24 января - День памяти жертв геноцида казаков.

Так получилось, что каждый год к этой скорбной дате я подхожу с каким -то новым для себя открытием. Находка этого года превзошла все ожидания..

Почти год я находилась в поисках книги журналиста Анатолия Урванцева "Коелга". Роман был издан в 2008 году, а самого Анатолия Семеновича не стало в 2013-ом, но мне всё-таки повезло и я нашла эту книгу на одном из букинистических сайтов.

В книге описываются события, предшествующие второй волне уничтожения казаков - коллективизации.

Ценность романа в том, что написан он был на основании дневников, которые на протяжении всей свой жизни вёл отец писателя Семён Титович Урванцев, урожденный казак хутора Мохиревского - родового гнезда моих предков.

В 1927 году молодожены Семён и Александра, с новорожденной дочерью были сосланы в Нарым. В лютый холод обозами, они и ещё сотни семей, такие же как они спецпереселенцы, были отправлены в ссылку.

За что? Просто по факту принадлежности к казачьему сословию..
Весь путь от Троицка до Нарыма, устлан непогребёнными телами детей и стариков, которые умирали от цинги и обморожений.

Трагизм ситуации заключался ещё и в том, что НАМЕРЕНО разрывались семейные узы - так, отец и мать Семена с младшими братьями были выслали в Казахстан, а переписка запрещена.

Впечатления от этой книги разделю на две составляющие:

- личное

Эмоции захватывают от понимания того, что отец автора и мой прадед ровесники, мальчишками бегали по одним улицам, вместе ходили в школу. Очень ярко и сочно описана речь и быт казаков.
Благодаря этой книге я поняла, почему мой прадед так спешно покинул родную землю - чудом избежав подобной участи, пусть не намного, но продлил свою жизнь.

- исторически нравственное (уж, простите, за пафос;)

Вот что пишет в напутном слове к роману другой потомок коельских казаков - Максим Хохряков:

"Весь роман пронизывают размышления о том, ради какой такой великой идеи надо было ссылать, обрекать на смерть миллионы людей, идеи, которая не выдержала испытания историй. Была размыта грань между добром и злом, беснующиеся в головах помыслы о всеобщем благе привели к совершенно противоположному результату.
Сменяется одно поколение за другим... Но так до сих пор никто, ни одна партия, ни государство, ни общество и не попросили прощения у невинно убиенных, не пролили свет на их имена.."

А ещё эта книга познакомила меня с замечательным человеком Ниной Николаевной Калинкиной, которая более 30 лет проработала в местной районной библиотеке, бережно сохраняя историю села.
 И вот какую интересную вещь она мне рассказала
".. когда поступила в библиотеку книга «Коелга» Анатолия Урванцева, наши читатели в очередь на неё записывались на несколько месяцев вперед, зачитывая "до дыр""

Все таки, как не запрещай и не переписывай историю, а родовая память куда как посильнее будет!


Рецензии