Почему Иисус учил притчами?

Верующие нередко задаются вопросом, почему Иисус столь часто прибегал к использованию притч при обучении народа? Я думаю, по двум основным причинам.

Во-первых, среди разношёрстной толпы людей, некоторые из которых готовы были отдать свою жизнь за Иисуса, в то время как другие замышляли убийство Сына Человеческого и искали чем Его скомпрометировать, прямое и открытое провозглашение новых духовных истин было бы неблагоразумно. Это бы вызвало столкновение с фарисеями и послужило бы им поводом лишний раз обвинить Его в нарушениях Закона и настроить тем самым народ против Учителя.

Во-вторых, такой рассказ в иносказательной форме лучше всего подходит для одновременного духовного обучения множества самых разнообразных людей с различным уровнем образования, духовной подготовки, религиозного опыта и умственных способностей. Ведь притчи, во всяком случае как их использовал Иисус, повествуют о новых и малознакомых слушателю духовных реальностях через приземленные и общеизвестные материальные вещи и, тем самым, обращаются, минуя прагматически и скептически настроенный разум, напрямую к Духу человека. Материальный смертный разум растерян и недоумевает, а в это время Дух толкует человеческой душе духовный смысл этих иносказаний. Таким образом, каждый верующий обретает то толкование притчи, которое он способен усвоить от Духа и в соответствии с выбором своего сердца, а неверующие враги остаются ни с чем, — они лишь пожимают плечами и удивляются: к чему всё это было сказано?

Возможно, есть и третья причина. Когда верующий прилагает свой творческий труд в толковании притчи, он больше ценит плоды своих усилий и ближе ощущает сопричастность с той истиной, которую хотел раскрыть Учитель в данной притче. Притча принадлежит Иисусу, но толкование является личным обретением верующего и оттого лучше усваивается. Неизбежное обсуждение различных толкований в среде верующих ведут к тому, что верующие приучаются совместно искать во всём пользу и истину.

И последнее, на что я бы хотел обратить внимание. Обучение духовными притчами полностью противоположно догматическому вероучению. Ведь закостеневшие религиозные догматы не допускают произвольных толкований. Как видим, Иисус учил по-другому. Он избегал догматов и не делал никаких записей, которые могли бы впоследствии стать догматическим идолом из бумаги и объектом поклонения. Но Он, обучая в весьма свободной форме, допускающей множественные толкования, призывал Своих учеников к живой, активной вере и непрестанному личному поиску Истины, что является религией личного духовного опыта богопознания и богообщения. Это и есть истинная религия Иисуса.


Рецензии
Прочитал с интересом. Пожалуй, дерзну добавить своё мнение об этом. Иисус Христос для объяснения нравственных законов Своего учения использовал притчи по очень простой причине: подавляющее большинство его слушателей были малообразованные люди. Изъясняться с ними на учёном языке фарисеев и саддукеев - значит, изначально вызвать недоверие и непонимание. Другое дело, когда аудитория слышит рассказы о привычных им вещах и явлениях. В такой форме изложения высокие истины и глубокие мысли Спасителя становились понятны даже самому безграмотному крестьянину.

Владимир Кормильцев   02.04.2024 10:36     Заявить о нарушении
Да, Владимир, это так. Но знаете, что самое удивительное? Что в то время как простые и бесхитростные люди извлекали и продолжают получать пользу от этих притч Иисуса, ученые книжники, именитые теологи прошлого и современности, путаясь в сумеречных лабиринтах своего разума, попадают в ловушки собственной мудрости и не понимают эти притчи так, чтобы научиться тем духовным истинам, которые там заложены.

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам»
(Матфея 11:25)
Желаю Вам добра,

Василий Евгеньевич Никитин   02.04.2024 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.