О России, о её флаге, о её сердце и крови

Вера

Алексей, здравствуйте. В колледже города Саянска Иркутской области некоторые педагоги заинтересовались Вашим стихотворением о Знамени и России, и хотели бы провести классные часы на тему любви к Родине по этому стихотворению. Вы не будете против, оно же опубликовано? Извините, я ничего не понимаю в авторских правах поэтому спрашиваю. Всего Вам хорошего.

Алексей Ратушный

Вера @, Ваш вопрос так интересен, что я решил ответить на него специально небольшим рассказом о том, как писалось это стихотворение. Ваш вопрос я поставлю в предисловие и добавлю весь комплекс моих стихотворений о России, потому что в этом стихотворении вся Жизнь моя. Спасибо сердцем.

Вера

О России много прекрасных стихов написано. Они в душах и сердцах Русских. Это стихотворение теперь тоже там будет у многих. В трёх цветах о России, о Знамени, о природе, о народе. Это и есть история России. Огромное спасибо!

Попытаюсь осветить вопрос о том, как было написано это стихотворение.

В детстве много лет мой громадный старинный дубовый двухтумбовый письменный стол, оставшийся мне в наследство от семьи Горшковых, украшал красивый цветной календарь, лежавший под толстым красиво ограненным по периметру стеклом. Календарь был украшен портретом Михаила Юрьевича и его чудесными строками:
«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…»

Вот так несколько лет над этими строками я и работал за этим фантастическим столом.
И потому строки эти сопровождают меня всю жизнь.
Они в моём сердце, в моей крови, в моей памяти.
К сожалению в детстве я был очень болезненным ребёнком и большую часть детства провёл в больничных палатах или дома за печкой, не имея возможности покинуть койку.
В качестве компенсации «морального вреда» я очень много читал. Мой дом был домом большого писателя и журналиста и потому в доме частенько не было еды, но зато всегда было очень много прекрасных книг. Особенно я любил читать тома Льва Николаевича Толстого. Естественно всю советскую классику я перечитал ещё до двенадцатилетнего возраста. В борьбе с непрерывными воспалениями легких я решил заниматься спортом, а конкретно единственным доступным мальчику из нищей семьи бегом. Бегал я исключительно для укрепления своих лёгких. И постепенно болезни отступали, я полюбил очень длинные дистанции и стал даже принимать участие в соревнованиях. В конце концов я превратился в довольно перспективного стайера с своём любимом Свердловске. Дошло до того, что я практически весь город избегал вдоль и поперёк. По утрам я бегал десять-пятнадцать километров в среднем темпе, а по вечерам тренировался на родном «Динамо» на берегу городского пруда.
В связи с детством проведенным на больничной койке я рвался посмотреть мир. Мечтал о далеких путешествиях и о далеких краях. В 1961 году мой дядя впервые на самолетё сопроводил меня в Краснодар, где мама работала после окончания Горного института. В то лето я познакомился впервые и с Краснодаром, и с Адлером, и со склоном кавказской горы, где размещался наш пионерский лагерь. Научился плавать в прибоежных волнах Адлера.
В 1969 году я уехал из Свердловска в Краснодар и приготовился в нем жить долго и счастливо. Но… в 1970-ом году летом я «навсегда» расстался с Краснодаром и вернулся в Свердловск где поступил в Строительный техникум, поскольку мечтал стать архитектором. Из техникума я ушел служить в 1972-ом году, несмотря на отсрочку – я очень хотел служить в армии. Попал на Тихоокеанский флот. Служил в Уссурийской тайге. Три  года.
Женился на девушке из Архангельска и перебрался жить в Архангельск сразу после демобилизации летом 1975 года. В Архангельске у нас родились сын и дочь. В 1983 году я перебрался с семьей в Вилегодский леспромхоз в котором и собирался дожить до глубокой старости. Увы. Сложилось так что в 1985 году я перебрался с семьёй в город Качканар к Ивану Васильевичу Звягину. Вот он и превратил меня в настоящего учителя. Надвигалась Перестройка и в 1988 году я переехал в Урай, где принимал участие во Всесоюзном педагогическом эксперименте как разработчик новых педагогических технологий в том числе и управленческих.
В 1991 году в Урае я открыл свой частный колледж «Surmico».
В рамках проектов этого колледжа я возил своих стулентов по России от Находки и Сахалина до Соловецких островов и Санкт-Петербурга. Именно тогда был разработан проект «Хорда Сурмико», в рамках которой учебные группы должны были перемещаться по транссибирской магистрали из города в город по маршруту Санкт-Петербург – Вологда – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Хабаровск – Владивосток и обратно. Маршруты, ответвления, остановки и версии региональных ветвей составляли подробное содержание всей этой технологии. Последняя версия была предложена мною ряду руководителей летом и осенью прошлого года специально как проект для детей Донбасса.
Я еще не раскрыл подробностей и деталей своих путешествий и работ, но в стизотворении нет ни одной случайной или не проработанной в моей жизни строчки. Ни единой!
О моей любимой Отчизне я пишу всю жизнь и стихи, и песни, и сказки, и рассказы.
Мой дед – писатель, и темой его творчества были удивительные Мастера земли русской. Он писал о камнерезах, о гранильщиках, мастерах каслинского чугунного литья, о врачах, о разведчиках. Моя мама – поэтесса и геофизик – сама открывала месторождения полезных ископаемых и писала о России, о её дорогах, о её природе и о судьбах русских женщин. В интернете легко найти её повесть «Этюды о Колымских днях» где среди прочего есть описания и Москвы, и берегов Волги.
Идеи комплекса стихотворений «Я тебе расскажу, расскажу о России, сынок» я разрабатываю с детства. Это не одно стихотворение и не два. К этой теме относятся и сборник стихотворений о русских Кремлях (Кремлема) и разработка русского эпоса «Триречье», суть которого в том, что из Оковского леса вытекают три великие русские реки: Западная Двина, Волга и Днепр.
Отдельной темой для меня десятки лет является исследование генезис русского выживания  в условиях волн разнообразных набегов и нашествий, возникновение русских столиц,  формирование русского войска, история возникновения русских крепостей.
Роль Реки, Леса и Горы в истории формирования российской действительности.
Я не считаю, что мои исследования полны и завершены. Мы всегда в пути и мы всегда лишь частички огромного мощного потока вольной русской мысли, простые воины великого живого русского языка. В стихотворении, о котором был задан вопрос, отражена моя реальная жизнь.
Например снег. Я родился зимой на берегу реки Колыма в царстве снега. В самое снежное время. За окном был мороз минус тридцать три градуса. И меня – новорожденного просто положили под открытую форточку.  В бараке кроме меня было еще 543 младенца. И кормить их было довольно трудно. Лишний рот – вот как встретила меня моя первая зима. И первый экзамен был такой: попробуй выжить после такой простуды. И конвоир уже нёс меня, тяжело больного, в сугроб.
Чтобы не мучался! Так что для меня лично СНЕГ это не просто белое чудо. Я его прочувствовал всем своим существом еще в первые мгновения жизни. Я пропитан снегом. Я сам был готов стать кусочком льда Колымы. Я рос в снегах России. Я любил бегать по снегу, играть снегом, купаться в снегу. Я помню снегопад в Краснодаре в январе 1970 года, когда я возил на саночках Тотошу и Матошу в садик. Я помню свердловский снег за все пятьдесят моих свердловских зим. Я помню ленинградский снег и лёд Невы. Я так люблю снег Северной Двины и Архангельска. А какой чудесный снег на Урале!! Мы с братом по глубокому снегу прошли пятьдесят километров до Сысерти, когда сбежали из зимнего пионерского лагеря. Мы вышли из лагеря в шесть утра и пробирались наугад весь день и в два часа ночи пересекли замерзшее озеро и вошли в город! Того снега мне не забыть никогда! А какой снег в Перми! А какой снег на станции Зима! Белый снег Иркутска! Потрясающий снег уссурийской тайги! Про снег я размышляю всю жизнь! И вся моя пентагональная логика есть не что иное – как опровержение гексагональной снежинки.
А в «Снежинке» я работаю вот уже почти девять лет!
Снежные вершины наших великих гор, снежные спуски наших холмов, наши снежные долины и наши снежные зимы! Снег в России это больше чем снег! Снег в России это её самое первое платье! Вся Россия как невеста! Вся в белом!

Лабиринты её фантастически сложных дорог
Миллионы её неизведанных ласковых тропок
По которым нам топать века, добираясь до топок,
Потому что Мороз беспощаден зимою и строг

О, великая милая нежная белая Русь!
Главный цвет на Руси изначально пронзительный белый
Белый снег её зим, белый лёд её рек, только смелый
Укреплялся в ней жить изгоняя извечную грусть

Ощути белизну её снежных бескрайних путей
Белолёдье её, Беломорье её, белоконье!
Белолистье которое вскоре отправлю в огонь я
Белогорье её, Белоградье, суть белых статей

Её белые птицы летят в белизне облаков
Её белым медведям так нравится Белое море
Её белые рыбы не ведают белого горя
Её белые реки взирают на белых зверьков

В ней над белым безмолвием  стелется белый дымок
И такая стоит тишина, что белей не бывает
Оттого белый цвет в её знамени первым взлетает
Что создать её правильно с помощью Божьей помог.

На Соловецких островах моя тёща помогала восстанавливать монастырь и купила там квартиру, в которой и доныне отдыхают летом наши родственники из Архангельска. На пристани рядом с Патриаршим кораблём я встречался на Соловках летом 1992 года с Алексием Вторым и обсуждал с ним и вопросы религиозного обустройства России, и вопросы перестроения её образования. В «Учительской газете» еще до этой встречи я предлагал русской православной церкви взять под себя солидную долю наших общеобразовательных школ. Вот об этом мы говорили. Поэтому Белое море для меня – это не просто посещенное пару раз место. На Белом море у меня родились и выросли мои дети. Я любил смотреть на тюленей, выглядывающих нередко из полыней в дельте Северной Двины. Впрочем летом они добирались иногда и до Бабонегово, что сразу за Малыми Карелами, которые помогал восстанавливать мой первый архангельский ученик Алексей Кремлёв.
В дальнейшем энциклопедист, автор потрясающих «Берёст».


А центральный наш цвет между белым и красным раскрыт
Он от купола неба и цвета озёрного! Синий!
Без него невозможна ни белой, ни красной Россия!
Вся морская держава на синей основе стоит!

Посмотри за окно! Видишь стайку весёлых синиц?
Синих птиц обожает древнейшая русская сказка
В васильковых цветах тонут синие русские глазки

Вникающие в мою биографию люди могут спросить:

- Эй. «моряк» - ты по морю то ходил хоть раз на самом деле?
Ничего не скрою от Вас, дорогие мои Читатели.
Естественно мне довелось покататься по Чёрному морю, когда мы именно морем добирались до пляжа около Балаклавы. Да! Недолго! До обидного недолго! Но ведь было!
И в Адлере довелось покататься.
А в Севастополе была дивная ночь с выходом в море на круизном лайнере!
А уж на Учкуевку с Графской пристани чтобы прямо на пляж только выходя за Маяк и попадёшь! Мне те прогулки зело нравились!
Это я о Чёрном море говорю. Но ведь было еще и Белое море! С Соловков в Архангельск как вы минуя море попадёте? А мы сели на пароходик и за ночь добрались!
А еще довелось по Балтийскому морю от Зимнего Дворца добираться на роскошном прогулочном «катере» до моего любимого Старого Петергофа. Я и в Новом Петергофе иногда подолгу жил (на сессиях университета). Но если морем,  то этот маршрут был основным. Рекомендую!
А ещё довелось пройтись Японским морем от Находки до Владивостока. Незабываемый переход!
И ещё была одна дивная ночь в штормящем Татарском проливе, когда мы с сыном из Ванино добирались Холмска! Естественно и обратно мы тоже перебирались там же, но тогда не штормило. Сколько же у нас морских морей набралось? Чёрное, Балтийское, Белое, Японское. И Охотское!!! Но кроме уже упомянутого пролива было и ещё один раз Охотское море. И это была не ночь! Не одна ночь! Это была неделя! На огромном роскошном многопалубном судне немецкой постройки. О том моём морском переходе рассказывает моя мама в своей повести.
Мне тогда было пять месяцев. Мы с мамой из Магадана перемещались во Владивосток огибая Сахалин «снаружи»! И уже Японским морем добрались до конечного пункта перехода.
Так что по морям я ходил! По пяти, между прочим, морям! И это всё была моя Россия!!
Довелось мне побывать и на берегах Байкала (Слюдянка) и Каспия (Шевченко) причем  город Шевченко называется теперь Актау – Белая гора – и это уже Казахстан! Но Белых гор и в России хватает!
Цель программы «Хорда Сурмико» - показать ученику Россию реальную. Великую, прекрасную, волшебную, необъятную! От «окна в Европу» до океанского берега в Азии!
При этом дать ощутить великие реки: Неву, Волгу, Иртыш, Обь, Енисей, Лену, Амур!
Конечно ощутить сиреневые тысячи километров вдоль Амура можно только в мае, а попить свежий берёзовый сок в уссурийской тайге удастся только в апреле, и белые грибы собрать удастся далеко не каждый день лета… Конечно аистов лучше всего рассматривать в Бресте, а белую рыбу вылавливать в Оби… Но в том-то и прелесть, что во время поездок по России всегда и в любое время года можно встретить свои чудеса и свои изюминки!
Но самое большое сокровище России, это её удивительные, невероятные, фантастически одарённые люди!

Я тебе расскажу! Расскажу о России, сынок
О волшебной, прекрасной, чудесной  великой России
О России, которую в сердце до смерти носили
Все рождённые в ней, все вплетённые в русский венок.

Я тебе покажу миллионы российских озёр
Запредельный Каспийский простор и Байкальские дали
Расскажу тебе русскую сказку Владимира Даля
И раскрою тебе каждый созданный сердцем узор!

Все великие русские реки тебе покажу
Искупаешься в каждой, попьёшь её чистой водицы
И на каждой ты сможешь её красоте удивиться
И поймёшь почему я России служил и служу!

Приведу тебя к самым высоким российским горам
Приоткрою тебе глубочайшие в мире пещеры
Мы пройдем по дорогам великих её пионеров
И войдём в неё как в удивительный сказочный Храм!

О медведях в берлогах, о криках её росомах
И о рысях на соснах, о тиграх в тайге уссурийской
И о белых медведях во льдах бесконечных российских
И о птицах её огнекрылый чей ценится взмах

Расскажу о народах что тесно в единый сплелись
Станцевались давно, и сработались вместе, и спелись
И так много уже невозможного сделать успели
Добрались до глубин и до звёзд над землёй поднялись

Мне в различных трудовых коллективах довелось поработать в многонациональных коллективах. Например в нашем втором цехе СЛДК со мной на одном потоке трудились бригадир армянин, его второй рамщик грузин, на обрезной стоял адыгеец, подрамщиками были украинец и белорус, со мной на торцовке стояли наши русские девчонки, а на раскладке досок по пакетам кто только не работал! Не менее интернациональными были и коллективы содовщиков на СРК, где температура перегретого пара достигала четыреста пятьдесят градусов цельсия, а температура в топке уходила и за девятьсот и за тысячу градусов. Интернациональными были и спортивные коллективы в которых я занимался лёгкой атлетикой и шахматами, картингом и бальными танцами. А наш двор! Столпотворение народов! Я уже молчу про свои школьные и студенческие коллективы и про нашу воинскую часть. Я впитал в себя идею о том, что Россия всегда присоединяла к себе народы и общности, вбирала их в себя и прирастала именно объединением, а не порабощением. Интернационализм – имманентно присущ России. Как и многообразие конфессий.  Православие и ислам, буддизм и десятки других религий свободно уживаются в общероссийской действительности.

Двери монастырей нам бесшумно откроет она!
Колокольные звоны подарит нам храм православный
И мечети споют с минаретов в молитвах о главном
И к Буддистским святыням гостей  приглашает страна!

Я тебе расскажу о бездонной её красоте
Покажу тебе Красные Каменск, Туру и  Усолье
Красный Бор, Красный Камск, Красный Вишерск устроят застолье
Её Красную площадь поймёшь по её высоте

Ты изведаешь как тебе дорог её Красный Яр
Славный Красноуральск позовёт тебя в Алое поле
Там за Красной Горой с Красной Гвардией русская воля
Улиц Красных, озёр, переулков и град Краснодар!

Мне довелось жить и работать в Краснодаре и даже быть его чемпионом в беге на три пять километров в юниорах. Мне довелось жить в Челябинске и бродить по его центральной площади - Алому полю. Я много раз посещал и Красноуральск, и Красноуфимск, и Красновишерск, мэром которого был отец одной из моих сильнейших учениц - Ольги.
Как выяснилось позже задолго до меня в Красновишерске работала и моя мама - геофизик. Бывал я в Улан-Удэ (Красном Удэ) и в Краснокамске, и в Краснотурьинске
В 1986-87 годах в Качканаре я написал пророческую песню: "Разучившись скакатть на конях и бросаться на шпаги" где были и такие строки:
"Но летя на закат мы становимся всё-таки красными
Красный цвет - цвет сердец и отрубленных наших голов!"
А еще раньше, 18 марта 1985 года я написал песню "Где ты, Красный командир?"
Мы пишем стихи сердцем и кровью!
Так сформулировал Илья!
И это - одна из основных тем русской и российской поэзии.
И когда мне наконец удалось понять, что Московский Кремль контуром своих стен показывает нам контур человеческого сердца в грудной клетке на рентгенограмме всё встало на свои места.
Да! Кремль это сердце России!
И Кремль в сердце каждого из нас!
И я не видел более важной задачи для себя, чем исследование самой сути российского и русского мира.
Русский язык - самый богатый язык мира.
Самый глубокий.
Самый тонкий.
Самый точный инструмент для выражения человеческой души и множества её изумительных проявлений.
На многих прекрасных языках писалась мировая поэзия и проза.
И достойное место в мировом венке сонетов занимает и сонет русского языка.
Это сокровище. которое уже давно принадлежит всему миру и нет более важной задачи, чем беречь и приумножать его достижения.
Нельзя описать Россию одним или несколькими текстами.
Описание России это совокупная задача для многих поколений русских писателей и поэтов. Тут нет места рейтингам и оценкам. Каждое удачное слово, каждый удачный текст это крошечный кирпичик в грандиозное здание образа России. И я горжусь тем, что и мне довелось прикоснуться и сложить. С благодарностью к Отчизне, с признательностью Родине, с восхищением своим Отечеством.


Рецензии