Запах утреннего кофе

Это же так здорово! Просыпаешься от аромата кофе и свежей выпечки, и на душе сразу так уютно, тепло, что хочется обнять весь мир!

Вот и сейчас Виктор проснулся от этого необыкновенно манящего аромата, который шёл с кухни.

Вспомнились события вчерашнего вечера, когда состоялся очень серьёзный разговор с Аней.

"Значит, она всё же решила остаться! Хорошая моя! Понимает она меня как никто другой,"-вставая с постели и натягивая майку и шорты, думал Виктор.

-Как всегда великолепно пахнет!-говорил он громко, идя на кухню. Но сильно удивился, увидев не Аню, а дочку Верочку, которая в мамином фартуке жарила оладушки.

-Доброе утро, пап. Садись, всё готово, мне немножко осталось.

-Доброе утро, дочь. А мама где?

-Мама ушла сегодня очень рано. Мне сказала, чтобы я завтрак приготовила.

-А, она поехала куда-то?-Виктор всё еще надеялся, что Аня просто уехала по делам.

-Поехала. Но не куда-то, а с вещами на ту квартиру, к бабушке. Вы поссорились что ли? Ну, вы даёте! И что вам спокойно не живётся?

-С вещами, значит...А ты что с ней не поехала?

-Зачем?

-Ну как? С мамой...

-Какая разница, пап? Мне тут удобнее в школу, да и ты один не сможешь. А она успокоится и вернётся. Я надеюсь,-эти слова Верочка произнесла не очень уверенно.-Пап, садись, остынет всё.

Она достала из холодильника сметану, варенье, налила кофе папе, себе чай.

-Ешь. И не переживай. Всё образуется.

-Она что-нибудь тебе сказала? Что она думает делать дальше?-аппетита у Виктора не было, хотя запахи от оладушек и кофе витали великолепные.

-Не-а,-Верочка с удовольствием ела завтрак и была вполне довольна тем, как он получился.-Пап, не в первый раз. Не переживай, она вернётся.

-Не знаю... Ей трудно со мной.

-С тобой трудно? Это она ещё не знает, как бывает трудно! Вот у нас в классе у Ленки отец не просыхает и мать гоняет каждый день, а Ленка ходит в зашитых-перешитых колготках. Вот это трудно! А ты! Ты ж у нас герой, людей спасаешь! Как может быть с тобой трудно?

-Это и трудно... Ладно...Всё очень вкусно, спасибо тебе. Я пойду, пожалуй.

-Ну нет! Поешь! Нечего тут киснуть. Тебе работать сутки, а когда поешь-это ещё не известно. Нечего подвиги совершать на голодный желудок.

Виктор смотрел на дочь. Когда она успела так вырасти? Может, Аня права? Он ничего не замечал, только работа, работа...

____________________________

Смена прошла спокойно. Такую смену называли у них "бабки и кошки". Снятые с деревьев и вытащенные из подвалов кошки; пожилые люди с закрытыми на засов изнутри дверями или потерявшиеся в городе по причине отсутствия памяти, хороших детей и внуков; дети, игравшие на гаражах и провалившиеся-застрявшие между ними , и так далее, так далее, так далее. В общем, довольно спокойная смена.

Такое почти каждый день .Хотя сейчас люди стали внимательнее и аккуратнее. Но бывают такие дни, когда, как из рога изобилия, на людей сыплются проблемы и несчастья. Тогда после смены чувствуешь себя пустым. Даже вопрос "Зачем вы так сделали?' уже задавать людям не хочется. Бесполезно.

Вот в такие дни после дежурства хочется молчать. Сидеть с закрытыми глазами и молчать. А лучше уехать бы куда-нибудь на природу, где никого. Чтобы вообще ни-ко-го!!

Но такой возможности нет, потому что дорога туда-сюда за выходные -и всё, отдыхать некогда.

В такие дни Аня старалась не трогать Виктора- давала возможность просто прийти в себя. Но так было раньше. Со временем Аня привыкла к такому его поведению, и стало появляться чувство , похожее на обиду.

Не обида, нет, досада, скорее. Досада на то, что из-за этой работы они не могут никуда вместе поехать, отдохнуть, что невозможно с мужем поговорить просто о чём-нибудь. Он устает, молчит, отвечает односложно, смотрит в одну точку. Сначала это понимаешь и испытываешь великое уважение к такому труду, потом привыкаешь, а позже приходит досада на то, что на чужих людей он тратит все эмоции, слова, чувства, силы, а на дом и семью ничего не остается. А домашние тоже хотят тепла и заботы, внимания и понимания.

Виктор всё это понимал. Но это можно было решить только одним путём- сменить работу, чтобы как все вечером приходить домой, чтобы не выкладываться по полной эмоционально и физически, чтобы не разрывало голову и сердце от ситуаций, от жалости и сопереживания. Конечно, со временем он привык, что из ситуаций могут быть только три выхода: "всё хорошо", 'сделали всё, что могли" или "теперь с этим надо как-то жить...". Но что это меняло?

______________________________

-Аня, я всё понимаю, но ты определись как-нибудь! -мама налила чай Ане, а себе успокоительные капли. -Виктор у тебя такой хороший, а ты туда-сюда бегаешь. Что тебе не живётся-то? Что не так?

-Всё не так. Мама, я не хочу быть одна. Я замужем, но я одна, понимаешь? Я устала так жить. Он или на своей работе, или никакой после работы.

-А что тебя удивляет? От такой работы будешь никакой! Там нервы сплошные!

-А мне это надо? Я всё время одна. Мы никуда не ходили вместе вот уже лет сто. Я уж молчу о поездках на море. Это вообще можно забыть.

-А тебе прямо-таки надо на море? Возьми Верочку и поезжай.

-Да с ней мы ездили уже! Мама! Я замужем! Я с мужем хочу ездить, да просто вечером поговорить, рассказать, как я живу. Но это так редко получается...

-Анечка, вот что я тебе скажу...-мама помолчала, посмотрела на уставшее лицо дочери.-Ты, конечно, можешь уйти. Но найдёшь ли ты человека по душе? Разве ездить на море-это всё, что нужно в жизни? Верочка отца обожает. У вас прекрасная семья.

-Мама, у нас нет семьи. У нас каждый сам по себе. В том-то и дело..

-Тебе виднее, конечно, что я могу. Но я прошу тебя ещё раз хорошенько подумать.

-Я подумала. Поэтому и ушла.

-Ты разведёшься?

-Да, скорее всего.

-Анечка, не руби с плеча. Не спеши. Поживи у меня, подумай. Может , что-то изменится?

-Не изменится, мама. Я всё решила. Ладно, мне пора на работу. Спасибо, я пойду.

-Хорошо. Я потом позвоню Верочке, узнаю, как там дела.

-Как хочешь. До вечера.

_________________________

Прошло несколько месяцев. Всё оставалось по-прежнему. Виктор работал, Аня жила у мамы, Верочка продолжала удивляться глупости родителей, которые никак не могут жить нормально.

Всё изменилось в один день.

Их группа была вызвана на обрушение дома. Это было очень страшно. Не для них, они и не такое видели. Для тех, кто остался без крыши над головой. Людей размещали в соседней школе, потихоньку разбирали завалы. И только в минуты тишины пускали собаку, чтобы она слушала и искала людей, оставшихся там, внизу.

Удалось спасти троих, и это было счастье! Но по сведениям там оставалось ещё несколько человек. Разбирая камни, балки, вещи, арматуру, спасатели шаг за шагом приближались к тем, кто ждал помощи.

Оказалось, что есть проём внизу, где сидит старик. Сам подняться и выбраться он не сможет. Нужно было , чтобы кто-то спустился туда и с помощью специального оборудования помог ему выбраться.

Туда отправили Виктора. Он худой, ловкий, мастер спорта по скалолазанию всё-таки. Виктор спустился, усадил старика на специальное сидение, закрепил его и велел поднимать. Наверху его приняли сильные руки. Теперь надо было выбираться Виктору. Он уже почти поднялся, когда в проёме послышался скрежет , и балка , торчащая сбоку, начала двигаться на него...

__________________________

Аня сидела у его постели вот уже неделю. Она стала прозрачная, ходила как тень. Никакие мысли, кроме молитв о здоровье мужа, не занимали её голову.

Всё было очень серьёзно. На реабилитацию могут уйти годы, как сказали врачи. Если вообще это возможно.

А пока Виктор не приходил в сознание. Аня сидела дни и ночи, держа его за руку. Она говорила с ним. Говорила обо всём: о дочке, о себе, о планах на будущее, о своей работе, о ребятах с его работы, которые приходили и поддерживали её.

А иногда она просто смотрела на него и молчала. То, что было раньше, было так мелко, так глупо. Теперь она прекрасно понимала, что действительно важно, а что так, шелуха...

Прошло ещё три дня. В какой-то момент Аня почувствовала шевеление пальцев и сразу позвала врачей.

Через некоторое время Виктор открыл глаза. Аня плакала. Тихо, беззвучно, слёзы катились по лицу, делая картинку в глазах совсем нечеткой. Но это было счастье. Огромное, такое огромное, что хотелось кричать на весь мир!

-Я люблю тебя! Я очень тебя люблю...-шептала Аня, сжимая в ладонях руку мужа.

Виктор закрыл и открыл глаза. И это тоже было признание в любви.

Аня позвонила дочери, и Верочка сразу приехала. Она обняла папу, прижавшись к его колючей щеке.

-Папочка! Ты лучший! Я горжусь тобой! Ты самый смелый, самый сильный! Ты самый лучший папа на свете! - она села рядом на постель и взяла его за другую руку.-Меня сейчас отправят отсюда. Медсестра сказала, что долго нельзя. Но я завтра обязательно приду! Тебе все наши ребята из класса привет передают! Тебя героем называют. Ты и правда герой! Папочка! Всё будет хорошо! Ты поправишься.

-Наш папа сильный. Он обязательно поправится. -Аня смотрела на мужа и улыбалась сквозь слёзы...

Почти год потребовался, чтобы Виктор снова начал ходить. Это был трудный год, год преодоления себя, время сомнений, отчаяния и боли. Но ещё и время, которое расставило всё на свои места. Теперь и Виктор, и Аня точно знали, что самое важное в жизни. А ещё они поняли, как сложится их дальнейшая жизнь...

________________________


Рецензии
Сложный вопрос. В школе мы писали сочинения "В жизни всегда есть место подвигу". К подвигам нас и готовили...
А сейчас...
Может не надо никаких подвигов. Люди рождаются для счастливой жизни и любви, а не гибнуть из-за чьих-то ошибок.

Майя Манки   07.02.2023 10:17     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы! Подвиг-это всегда результат чьей-то ошибки или безразличия. Нас воспитывали неравнодушными, отзывчивыми, готовыми всегда помочь. И это хорошо. Люди таких профессий, как главный герой, каждый день совершают поступки на грани подвига, а иногда и подвиги. И всё из-за наших оплошностей..

Татьяна Гордеева 4   07.02.2023 10:42   Заявить о нарушении