35. 3 Пушкин Вино Фалерна Пилат Иешуа Жертва

Пушкин Вино Фалерна,  Пилат, Иешуа
 Тема жертвы

Пилат и Христос

Азазелло угощал Мастера и Маргариту «тем самым вином, которое пил Понтий Пилат»? Многим любопытно каково же на самом деле было это вино на вкус.
  В начале производства  получали  мульсум (лат. mulsum). Очень популярный в древнем Риме напиток. На четвертый день брожения в вино обильно добавляли мед и ароматические травы и в таком виде подавали. Большинство из нас, скорее всего, испытали бы приступ тошноты от одного вида этого вина. По вкусу больше всего оно напоминает смесь клея, трав и сахара. Римские вина были светлыми, очень плотными, сладкими и крепкими. Редко встречалось вино крепостью меньше 15%.
 
Прокисшее вино не выливали, а смешивали с водой и сиропом (или реже — мёдом). В результате получалась поска (лат. posca) — основной напиток римских легионеров.

Где родилось вино
Фалернское вино произошло из области Кампания, одной из древнейших в Италии. Столица Кампании — Неаполь. Над ним гигантской массой возвышается спящий вулкан Везувий. По склонам окрестных гор и холмов рассыпались зелеными полосами виноградники. И эта картина не менялась уже пару тысяч лет, разве что домов на склонах прибавилось.

 рис.Склон горы Массика, где мог расти виноград для фалернума

Фалернское вино делали из винограда греческого сорта Аминеан, который рос на горе Массика. Его собирали после первых заморозков: он подвяливался и почти превращался в изюм. Вино становилось сладким без добавления сахара. Сейчас сладкое вино делают из сорта Айсвайн, оно получается ярким, густым и ароматным. Лучший фалернум, как на латыни называли это вино, выдерживали в амфорах под землей 15 лет, где он набирал редкую по тем временам крепость — 17-18 градусов

Пьешь вино — угождаешь богам

В Древнем Риме вино считалось божественным напитком. За его качество и питие отвечал специальный бог — Вакх. Его римляне позаимствовали у греков вместе с виноградом. Греки звали бога Дионис.
Вино в Риме пили все: от рабов до императора. Его обычно разбавляли водой в пропорции 1 часть вина на 3 части воды. Считалось, что неразбавленным вино пьют только варвары. Дело в том, что древнеримское вино было густым как сироп, поэтому разбавлять его было необходимо. Чтобы сделать вино густым, его выпаривали. Так древние виноделы решали проблему долгого хранения во время выдержки и снижали объем вина для дальних перевозок.

 рис. В таких амфорах римляне перевозили вино в ходе торговли  и соседями

Римляне предпочитали более сладкие сорта, чем принято пить сегодня. Еще были популярны ароматизированные вина с добавлением трав, меда и корней. Был даже аналог глинтвейна — вареное вино, которое грели в специальных бронзовых сосудах. Они были похожи на самовары.

Фалернское вино было самым дорогим в Римской империи к I веку до нашей эры и в два-три последующих столетия. С ним соперничала цекуба, или кекуба, красное сухое. Эти вина всегда были на столах самых выдающихся гурманов античности. Если стакан обычного вина в лавке или таверне стоил 1 асс, за фалернум просили 4 асса. Римского легионер в то время зарабатывал 2-3 асса в день, и это была очень хорошая зарплата

Вино для аристократов

Фалернское вино пили аристократы и императоры. Недаром его предпочитал еще один герой «Мастера и Маргариты» — знаменитый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Один из первых христианских поэтов Пруденций утверждал, что Иисус в Кане превращал воду именно в фалернское!

 Пир в доме древнеримского аристократа

Во II веке н.э. фалернское вино начали подделывать. Его перестали покупать, потому что боялись обмана. Да и еще одна неприятность: после нескольких извержений Везувия, лоза стала портиться. В довершение бед император Тит Флавий Домициан приказал вырубить часть лоз и не сажать новых. Он боялся, что не хватит земли под пшеницы. Постепенно запасы фалернского исчерпались, а нового вина не сделали.

Фалернское сегодня

Однако на этом история знаменитого вина не заканчивается. В 60-х годах прошлого века юрист из Неаполя Франческо Паоло Аваллоне организовал, и через некоторое время сообщил сенсационную новость: он и его коллеги нашли якобы несколько лоз винограда темного сорта, из которых делался фалернум.
 Современное фалернское делается на Вилле Матильда
Сегодня фалернское — или его современную версию — можно попробовать, если купить вина производства дома Villa Matilde: это хозяйство выпускает вина под марками Cecubo, Falerno Rosso и Bianco, а также более простое Falangina. Хозяйство использует для этого виноград сортов Альянико, Пьедироссо и лозы белого сорта Фалангина. Возможно, то, древнее вино было другим на вкус, но тем интереснее прикосновение к истории и возможность почувствовать себя Понтием Пилатом или даже римским императором.

Заявлению о том, что фалернское было вином исключительно императоров и аристократов противоречит вот этот публикатор, претендующий на мантию «Знаток вин»:

Фалернское вино в романе «Мастер и Маргарита»


  Понтий Пилат и его гость Афраний, акварель Геннадия Калиновского
Фалернское вино – античный сорт вина из Кампании. Оно достаточно часто упоминается в древней и современной литературе, однако его характеристики в разных источниках отличаются. Во-первых, существует путаница с определением цвета фалернского вина. Его описывают и как темное, чёрное (Марциал) и как золотистое (словарь Брокгауза и Ефрона), янтарное (Плиний).
Во-вторых, не ясны степень сладости и крепости этого вина. Так, в древней литературе отмечается его способность к более чем 20-летней выдержке (Афиней) и даже горению (Плиний). Чтобы смягчить «горечь фалерна» (Катулл), римляне добавляли в него мед (Гораций). Вероятно, фалернскими называли несколько вариантов вин одного региона происхождения – Фалернского округа.
Следует упомянуть, что фалернское вино было весьма дорогим. «Выпивка стоит здесь асс. За два — самого лучшего купишь, а за четыре — можешь фалернское пить» (надпись в Помпеях). Неудивительно, что именно это легендарное вино пьет в «Мастер и Маргарите» пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, и именно им Азазелло угощает героев романа.
Но прочтите отрывки из романа ниже – в них есть нюансы.
Глава 30 Пора! Пора! ...Прошу заметить, что это то самое вино, которое пил прокуратор Иудеи. Фалернское вино. Вполне естественно, что такая редкость вызвала большое внимание и Маргариты и мастера. Азазелло извлек из куска темной гробовой парчи совершенно заплесневевший кувшин. Вино нюхали, налили в стаканы, глядели сквозь него на исчезающий перед грозою свет в окне. Видели, как все окрашивается в цвет крови. – Здоровье Воланда! – воскликнула Маргарита, поднимая свой стакан. Все трое приложились к стаканам и сделали по большому глотку. Тотчас предгрозовой свет начал гаснуть в глазах у мастера, дыхание у него перехватило, он почувствовал, что настает конец. Он еще видел, как смертельно побледневшая Маргарита, беспомощно простирая к нему руки, роняет голову на стол, а потом сползает на пол.
Глава 25 Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа Пришедший прилег, слуга налил в его чашу густое красное вино. Насытившись, он похвалил вино: – Превосходная лоза, прокуратор, но это – не «Фалерно»? – «Цекуба», тридцатилетнее, – любезно отозвался прокуратор.
  Маргарита пьет вино из черепа Берлиоза, иллюстрация Николая Королева
Интересный фактом является то, что Булгаков вписал в тетрадь «Роман. Материалы» фразу «Falernum vinum золотистое вино».
Тогда почему фалернское вино, разлитое Азазелло, окрашивает все в красный цвет крови? Ни одному слову демона нельзя верить? Или Михаил Афанасьевич хотел что-то сказать этим эпизодом? Или это просто нерешенное авторское противоречие?
Азазелло говорит, что прокуратор сам пил фалернское вино. Но гостю Понтий Пилат наливает тридцатилетнюю цекубу.
В словаре «Брокгауза и Ефрона» в статье «Цекубская область», в частности написано: «давала прекрасные виноградники: по свидетельству Горация, Плиния и Марциала, цекубское вино считалось лучшим сортом италийских вин».  Т.е. прокуратор угощает гостя лучшим вином из своих запасов, сам довольствуясь более экономным вариантом. Такой подход некоторым образом может характеризовать его как бережливого и учтивого управителя.
Но о цекубском вине – в другой раз.

Вино, которое пил Иисус и от которого отказался
    Источник: ieshua.org

Дважды Иисусу предлагали вино, когда Он был на кресте. Он отказался от первого, но взял второе. Почему так? Первый раз описан в стихе 23: “И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.” (Мк. 15:23)
“Согласно древней традиции, уважаемые иерусалимские женщины готовили наркотический напиток для приговорённых к смерти, чтобы уменьшить их чувствительность к этой мучительной боли… Когда Иисус пришёл на Голгофу, Ему предложили… вино с миррой (смирной), но Он отказался от него, решив перенести в сознании все страдания, предназначенные Ему.” (Уильям Лэйн, The Gospel of Mark, стр. 564) .Это первое вино представляло собой предложение облегчить боль, предложение сократить путь — хотя и ненамного, с точки зрения той ужасной боли на кресте, но всё же некоторое облегчение. Но это предложение Иисус отклонил и, сделав это, решил “перенести в сознании все страдания, предназначенные Ему.”
Второй раз описан в стихе 35. После того, как некоторые из стоящих рядом подумали, что Он призывает Илию, “один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.” (Мк. 15:35)
 “Кислый винный уксус упоминается в Ветхом Завете как освежающий напиток (Чис. 6:13, Руфь 2:14), и в греческой и римской литературе это также распространённый напиток, который ценился рабочими и солдатами, потому что он утолял жажду более эффективно, чем вода, и был недорогим… Нет примеров использования его в качестве жестокого отношения. Таким образом, это не разъедающий уксус, предложенный людьми как издевательство. И слова ‘постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его,’ выражают сомнительную надежду, и предложение глотка вина было сделано для того, чтоб продержать Иисуса в сознании как можно дольше.” (там же, стр. 573-574, Уильям Лэйн)
Таким образом, первое вино (смешанное со миррой) предназначалось для того, чтобы притупить боль Иисуса, чтобы не дать Ему в полноте сознания пережить крест. От этого вина Он отказался. А второе (кислое) вино было Ему дано для того, чтобы “продержать Иисуса в сознании как можно дольше,” и таким образом продолжить боль. Это то вино, которое пил Иисус.
Другие осуждённые преступники взяли бы первое (чтобы уменьшить свои страдания) и отказались бы от второго (чтобы не растягивать свою ужасную боль). Но Иисус никак не сокращал себе дорогу на пути нашего спасения. На кресте Он испил вино гнева Своего Отца, предназначенное для наибольших грешников, и Он сделал это для того, чтобы мы могли наслаждаться вином любви Его Отца, присоединиться к Нему на Брачной Вечере Агнца, жить искупленными вечно в славном присутствии Того, Кто не избирал лёгких путей, чтобы спасти нас.
 
Увы и и ах: Наука отрезвляет = ученым мужам и их женам пока неизвестно какое всё же вино пил Христос во время типовой трапезы (Тайная вечеря) и какое испил на кресте …

Какое вино пил Иисус?

https://hve.ru/resources/mnenie/4422-vino-kotoroe-pil-iisus

 Теперь мы можем узнать ответ. Библейские историки долго размышляли о том, какие блюда могли бы стоять на столе во время Тайной Вечери. Почти наверняка можно говорить лишь о том, что Иисус и его ученики пили вино.
Спорные моменты Тайной Вечери
 
Многие элементы Тайной Вечери остаются спорными. Ученые даже оспаривают вопрос о том, была ли Тайная Вечеря Седером – традиционной трапезой во время еврейского праздника Пасхи, так как этом помогло бы определить специфику еды. Канонические Евангелия противоречат друг другу в этом плане. Три из четырех утверждают, что Тайная Вечеря происходила во время еврейского праздника, в то время как одно, Евангелие от Иоанна, говорит, что трапеза проводилась «до праздника Пасхи». Джонатан Клаванс, профессор религии в Бостонском университете и специалист по древнему иудаизму, взвесил все доказательства и опубликовал статью в январском выпуске журнала «Библейского общества археологии». Клаванс отметил, что традиционный ритуал Седера, как мы его знаем сегодня, появился не раньше 70-х годов нашей эры, то есть спустя почти два поколения после смерти Иисуса. Поэтому Тайная Вечеря, говорит ученый, вероятно, была не Седером, а стандартной еврейской трапезой.

Обязательный напиток
Как бы там ни было, стандартная еврейская трапеза во время Иисуса должна была включать вино. Земля, на которой жил и умер Иисус, имеет долгую историю виноделия. В 2016 году израильские археологи обнаружили древний винный регистр, который содержит, по их мнению, самую раннюю письменную ссылку на Иерусалим вне Библии. Исследование, проведенное доктором Патриком Макговерном, профессором антропологии в Университете Пенсильвании, показало, что виноделие на Ближнем Востоке могло появиться 5000 лет назад и более. Оно было хорошо известно на Святой Земле с добиблейских времен, и даже экспортировалось в тот период, когда жил Иисус. «Все наши писания упоминают вино и виноград. Задолго до того, как французы просто подумали о том, чтобы делать вино, мы уже его экспортировали», - сказал израильский энолог Элияшив Дрори в интервью New York Times в 2015 году.
 
Вкус вина 2000-летней давности

Сегодня археологи и виноделы стремятся узнать, какой вкус могло иметь это древнее вино. Дрори возглавляет команду ученых из Университета Ариэля, которая использует ДНК-тестирование, чтобы попытаться проанализировать и воссоздать древние вина, которые пили царь Давид и Иисус.
Исследование Дрори показало, что белое вино из винограда Дабуки, который растет в Армении, может быть одним из самых старых сортов в регионе. Вполне возможно, что именно его пил Иисус при жизни.
В своей книге «Божественный урожай: следуя тропой вина от бытия до современной эпохи» Джоэл Батлер и Рандалл Хескетт отметили, что вина во времена Иисуса часто смешивали с медом, сухофруктами и специями, такими как перец и карри. Виноделы также часто добавляли смолы деревьев, таких как мирра, ладан и теревинф, чтобы сохранить напиток. Находка археологов В 2013 году группа археологов обнаружила винный погреб в районе Нахарии в Израиле, возраст которого 3700 лет. В нем были найдены следы древних вин, смешанных с медом, мятой, кедром, древесными смолами и корой корицы. "Это не просто вина, которые можно выпить, вернувшись домой после трудного дня", - говорит один из археологов, работающих над раскопками.
Такие открытия, как это, заставили Макговерна предположить, что вино во время Тайной Вечери, возможно, было немного похожим на Amarone – богатое красное вино, местом производства которого является Северная Италия. Но, конечно, нет никакого способа узнать наверняка. В интервью для сайта Vivino, который составляет рейтинги и делает обзоры вин для пользователей, Макговерн пошутил: «Если кто-то может найти Святой Грааль и отправить его в мою лабораторию, мы сразу же проанализируем его и расскажем вам» -
3. Пушкин и вино жертвы
МАЛЬЧИКУ
(ИЗ КАТУЛЛА).
Minister vetuli, puer. *
Пьяной горечью Фалерна
Чашу мне наполни, мальчик!
Так Постумия велела,
Председательница оргий.
Вы же, воды, прочь теките
И струей, вину враждебной,
Строгих постников поите:
Чистый нам любезен Бахус.
1832
(*) Старого фалернского, мальчик. (лат.).
Эпиграф — начальные слова XXVII стихотворения Катулл
Почему Пушкин а 1832 году уже затронул тему вино Фалерны? Вино Фалерны – Пилат – Христос  жертва … Вот ассоциативный ряд. Вот отчего горечь Фалерны!  Он верил одному из первых христианских поэтов Пруденцию утверждавшему, что Иисус в Кане превращал воду именно в фалернское.  Но важно иное: почему стала преобладать тема Христа-жертвы…?  Потому, что он сам догадывался и ощущал что он жертва. Или просто знал: приговорен и остались последние 5 лет жизни… «Горечь Фалерны» -  это кодированное горькое сообщение: я – жертва.

Пролог

Мы ничего не выдумываем и не накручиваем умничанья ради. О настроении поэта свидетельствует он сам: перед этим «Мальчику» в том же 1832-ом и первым после празднеств Нового года было написано   И дале мы пошли — и страх обнял меня.  При жизни Пушкина не печаталось. Этот и следующий за ним второй отрывок («Тогда я демонов увидел черный рой») представляют собой  шутливое (?) подражание эпизодам из «Ада» Данте. Хороши шуточки … Комментатор ФЭБ явно перемудрил. Не до шуток стало поэт-человеку уже чрез год семейной жизни с женкой ННГ:

I.
И дале мы пошли — и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: „Поведай мне: в сей казни что сокрыто?“
Виргилий мне: „Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
10И их безжалостно крутил на вашем свете.“
Тут грешник жареный протяжно возопил:
„О, если б я теперь тонул в холодной Лете!
О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!“ —
Тут звучно лопнул он — я взоры потупил.
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил лицо.
20Но мудрый вождь тащил меня всё дале, дале —
И, камень приподняв за медное кольцо,
Сошли мы вниз — и я узрел себя в подвале.
II.
Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной —
И бесы тешились проклятою игрой:
До свода адского касалася вершиной
Гора стеклянная, [как Арарат] остра —
И разлегалася над темною равниной.
И бесы, раскалив как жар чугун ядра,
30[Пустили вниз его смердящими] когтями;
Ядро запрыгало — и гладкая гора,
Звеня, растрескалась колючими звездами.
Тогда других чертей нетерпеливый рой
За жертвой кинулся с ужасными словами.
Схватили под руки жену с ее сестрой,
И заголили их, и вниз пихнули с криком —
И обе сидючи пустились вниз стрелой...
Порыв отчаянья я внял в их вопле диком;
Стекло их резало, впивалось в тело им —
40А бесы прыгали в веселии великом.
Я издали глядел — смущением томим.

Год почти поэт-человек Пушкин держался изо всех сил… но Бес (его Мефисто и Проводник)  его настиг и накрыл с головой, Пушкин взмолился: 
К***
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться;
Спокойствие мое я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться;
Нет, полно мне любить; но почему ж порой
Не погружуся я в минутное мечтанье,
Когда нечаянно пройдет передо мной
Младое, чистое, небесное созданье,
Пройдет и скроется?.. Ужель не можно мне,
Любуясь девою в печальном сладострастье,
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять ее на радость и на счастье,
И сердцем ей желать все блага жизни сей,
Веселый мир души, беспечные досуги,
Всё — даже счастие того, кто избран ей,
Кто милой деве даст название супруги.
При жизни Пушкина не печаталось. Написано 5 октября 1832 г. Стихотворение обращено, вероятно, к Над. Льв. Соллогуб (ок. 1815—1903), петербургской знакомой Пушкина.
 
ФАЛЕРН (Falernum)  https://ancient-wine.livejournal.com/1866.html
Можно вообще ничего не знать о римских винах, но уж легендарное фалернское-то знают, наверное, все. В основном, благодаря Катуллу  в переводе Пушкина:   Пьяной горечью фалерна   Чашу мне наполни, мальчик!
Итак, поговорим о подлинной легенде мирового виноделия.
Фалерн – это вино темного цвета, хорошо сохраняющееся, причём лучшим считался пятнадцатилетний. Для неразбавленного вина был характерен горьковатый вкус, собственно, и отмеченный Катуллом в знаменитом стихотворении.
Впервые выставил его для общественной попойки по случаю своего триумфа над Испанией в 60 г. до н.э. Юлий Цезарь. Дешёвые вина для таких целей не употребляли – задача стояла поразить воображение, поэтому угощение было первосортным. Так вот, Цезарь выбрал для этого фалерн и престижное привозное хиосское.  Именно после этого случая фалернское стало набирать свою популярность. Как сейчас бы сказали, пить его на пирушках стало остромодным трендом (тьфу, не люблю это слово).
Из надписи на стене в Помпеях мы точно знаем, как соотносились цены на фалерн и другие вина: «Выпивка стоит здесь асс. За два - самого лучшего купишь, а за четыре - можешь фалернское пить».
 Гораций упоминает как наиболее изысканное питьё - фалерн с мёдом (ведь горчащее вино хотелось подсластить):
Тут ты, почувствовав жажду и позыв пустого желудка,
Презришь ли пищей простой? Перетерпишь ли жажду затем лишь,
Что фалернского нет, подслащенного мёдом гиметтским…
Кстати, сто лет спустя ровно этим же напитком восхищался Марциал:
Аттики мёд! Ты Фалерн обращаешь в нектарную влагу.
Надо, чтоб это вино нам подавал Ганимед.
К фалернским в широком смысле относили все вина из округа между границей Лация и рекой Волтурном, включая Массик и статанское вино. В этом смысле оно упоминается Марциалом:
Из синуэсских точил появилось массикское это.
Просишь сказать, при каких консулах? Ни при каких.
Более строго – это вина из Фалернского округа. Плиний вслед за знатоками отличает истинное фалернское от производящихся поблизости фаустинского и кауцинского.
Существует некоторая путаница с определением цвета фалерна. С этим даже связано литературное недоразумение.
М.А. Булгаков очень хотел, чтобы знаменитое вино фигурировало в «Мастере и Маргарите». Однако писатель как-то выяснил, и даже сделал запись в рабочей тетради, что фалернское имело золотистый цвет (скорее всего, эти сведения он почерпнул в словаре Брокгауза и Ефрона). Однако для романа требовалось красное в цвет крови вино, и Булгакову пришлось заменить сорт. Так возник диалог:
«- Превосходная лоза, прокуратор, но это – не «Фалерно»?
- «Цекуба», тридцатилетнее, - любезно отозвался прокуратор».
Причина такого заблуждения классика, видимо восходит к неправильной интерпретации одного из пассажей Плиния Старшего, упоминавшего о ценном сорте янтаря, называемого по цвету вина – фалерном. Конечно же, для нас слова «янтарный» и «золотистый» - синонимы, но Плиний, очевидно, имел в виду камень темно-красного цвета, действительно, самый дорогой и редкий вид янтаря.
Впрочем, возможно, виноват в путанице Афиней, который утверждает буквально следующее: "Существует два его сорта: сухой и сладковатый. Последний приобретает свои особенности, когда во время сбора винограда дует южный ветер, в результате вино получается более тёмным. Сбор в безветренную погоду даёт вино жёлтого цвета». Думается, Афиней просто путает разные сорта из одной местности.
До нас дошло не мало упоминаний о характерном цвете фалерна:
«…И от фалерна у нас чёрным бы делался снег» (Марциал),
«То вдруг амфору подай с отстоявшемся тёмным фалерном» (Он же).
На надгробии некоего Урса, относящимся к 126 году н.э., есть эпитафия, призывающая почтить его память «чёрным фалерном, сетинским или цекубским вином».
Что же до свойств вина, то Афиней сообщает, что «Фалернское вино приобретает приятный вкус после десяти лет выдержки и сохраняет его до пятнадцати или двадцати лет; превысившее этот срок вызывает головные боли и угнетающе действует на телесное напряжение". Слишком передержанный фалерн даже может действовать как яд и вызвать немедленную потерю сознания».
Плиний называет Фалерн вторым по качеству и благородству после занимающих первенство пуцинского, cетинского и цекубского:
«Вторым шло вино из Фалернской области и особенно из Фаустинова округа: вино это создали уход и забота. Теперь они не в обычае: хозяева гонятся скорее за количеством, чем за качеством. Фалернский округ начинается от Кампанского моста влево, если идти в Урбану, Суллову колонию, причисленную недавно к Капуе; Фаустинов округ – мили за четыре от посёлка Цедиция, а посёлок этот отстоит в 6 милях от Синуессы. Нет сейчас вина более знаменитого; это единственное, которое горит. Есть три его сорта: крепкое, сладкое, лёгкое. Некоторые различают так: с вершин холмов – кауцинское вино, со склонов – фаустиново, у подножия – фалернское. Следует упомянуть, что виноград, дающий эти прославленные вина, на вкус неприятен».  Отмеченная Плинием способность фалерна гореть удовлетворительного объяснения не имеет, поскольку добиться необходимой концентрации спирта естественным брожением невозможно, а оснований предполагать, что вино изготавливалось с помощью перегонки, нет, поскольку это противоречит всем известным данным об античном виноделии.
 За мнением рядового потребителя об этом вине мы смело обращаемся к поэту:
Тукка, ну есть ли расчёт мешать со старым фалерном
Сусло, которым налит был ватиканский кувшин?
Что за пользу тебе принесли поганые вина,
Чем могли повредить лучшие вина тебе?
Нас-то, пожалуй, хоть режь, но фалерн удушать – преступленье,
Яду жестокого влив в чистый кампанского ток.
Может быть, гости твои в самом деле смерти достойны,
Но не достойно сосуд столь драгоценный морить.
(Марциал)
 Любопытно, что фалерн имеет своё современное продолжение. Вот, что об этом известно: «Благодаря усилиям юриста из Неаполя по имени Франческо Паоло Аваллоне (Francesco Paolo Avallone), в начале 60-х годов прошлого века начались скрупулёзные исследования с целью возродить легендарное фалернское вино. Ещё в бытность ассистентом на кафедре Римского права в университете Неаполя, Франческо Аваллоне сумел проанализировать все, что писали о фалерне такие авторы, как Плиний, Катулл, Колумелла... Этой суммой знаний удалось воспользоваться поисковой экспедиции, обнаружившей на склонах горы Массико «целых» 20 лоз, из которых 15 принадлежали тёмным сортам винограда (10 – Альянико и 5 – Пьедироссо) и 5 – белому сорту Фалангина (Vinum Album Phalanginum), из которого и производилось драгоценное фалернское!!!  Ныне сын (Salvatore) и дочь (Maria Ida) продолжают дело Франческо Аваллоне, на радостях основавшего винодельческое хозяйство Villa Matilde».
via http://wineclub.pantagruel.com.ua/ru/events_archive/p5.html
 Впрочем, надо отдавать себе отчёт в том, что современные и древние технологии виноделия здорово различаются, да и в то, что сорт и почвы, на которых его выращивают, не претерпели существенных изменений за 2000 лет, не очень верится. Так что, скорее, это маркетинговая фишка, а не реальное воскрешение «того» фалерна.
PS Но чёрт побери! Каким, всё-таки, образом оно горело?!

МАССИКСКАЯ ГОРА
   • Mass;cus mons,          н. Мондрагоне, гора, находящаяся в Северо-Западной Кампании близ Синуессы, знаменитая своим вином, которое прославляли римские поэты. Horat. Od. 1, 1, 19, 2, 7, 21. 3, 21, 5. Horat. Sat. 2, 4. 51. Verg. Georg. 2, 143. Liv. 22, 14. Cic. leg. agr. 2, 25, 66.


Рецензии