Где воюет Россия?

Не раз в своих заметках я писал о важности знания каждым человеком истории, особенно своей страны. Это важный шаг в воспитании в первую очередь молодежи в духе патриотизма. Совершенно не зная о важности этого школьного предмета, я любил историю, читал не только учебники, но и художественные произведения на исторические темы, поэтому по  истории у меня всегда стояли «пятерки».

Я учился в конце 50-х и начале 60-х годов, когда, по мнению современником, советское школьное образование было лучшим за все годы существования человечества. Обладая хорошей памятью,  я на всю жизнь запомнил многое из школьной программы и мне всегда удавалось быстро разгадывать кроссворды и сканворды. 

По окончанию школы, а потом Хабаровского медицинского института мое увлечение историей сохранилось. К этому времени появилось много книг с мемуарами исторических деятелей как советских, так и зарубежных, которые я брал в библиотеке,  покупал и прочитывал. Поэтому мой кругозор расширялся, и грубо говоря, «повесить мне на уши лапшу» было трудно.  А вот тем людям, которые или не знают истории вообще, или знают в извращенном виде, какую уже 30 лет вбивают в голову украинским детям и молодежи,  очень трудно ориентироваться в современных событиях, и они сплошь и рядом допускают ошибки и даже преступления.

Но вернемся к изучению истории в нашей стране, начиная с царской России и в СССР.

15 мая 1934 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР». Фактически это означало возвращение преподавания истории в наших школах, прерванное более чем на 10 лет

Как отказались от истории

Изучение и преподавание истории в мире началось сравнительно недавно. Многие считают рубежом конец XVIII века, когда в России, впервые в уставе народных училищ было выделено отдельной строкой – «Российская история». Безусловно, неакадемические попытки изучения истории были и ранее, например, их предпринимал знаменитый историограф – Василий Татищев. Привлекались и иностранцы, такие как Байер, Шлёцер и Миллер, к слову, их теории до сих пор вызывают дискуссии в научном сообществе. Но как часть программы образования история появилась впервые именно тогда, в 1786 году.

Изучение истории в образовательных учреждениях Российской империи было важной частью государственной политики. На это тратились деньги, а для составления пособий привлекались лучшие умы империи. Так в числе составителей были Николай Карамзин, Сергей Глинка, Петр Захарьин. Чуть позже знаменитая концепция графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность», станет и идеологической концепцией школьного курса истории, воплощенной в пособиях Михаила Погодина.

Подлинным воплощением этой концепции станет учебник Николая Устрялова – «Начертание русской истории для средних учебных заведений» 1839 года.

Последним значимым учебником империи для средних учебных заведений можно считать «Краткие очерки русской истории» Дмитрия Иловайского от 1860 года. Пособие известного профессора переиздавалось 44 раза и свыше 50 лет было основным в России. Кстати, большинство будущих революционеров, марксистов и тех, кто принимал непосредственное участие в событиях 1917 года, а позже руководил Советским Союзом, учились именно по нему. Учебник считался «либеральным», хотя вся его либеральность состояла лишь в сокращении нравоучений (как у Устрялова) и более современном языке изложения.

Запрещение истории

До начала 20-х годов специализированные советские учебники истории не создавались. Можно выделить только учебное пособие Екатерины Замысловской – «Учебник Истории» 1923 года. Остальные авторы продолжали брать за основу дореволюционные пособия. Но в это же время в СССР побеждает историческая школа Михаила Покровского, который декларировал принципиальный отказ от структурированного и поэтапного изучения истории. Покровский говорил, что «История – есть политика, опрокинутая в прошлое», и историю заменило обществознание с небольшими, самыми сжатыми вкраплениями исторических нарративов. Например, Покровский дошел до того, что пытался объяснить восстание декабристов исключительно экономически, колебанием цен на зерно, при этом, конечно, не указывал никаких имен.  Как считают современные истории, в этом он был прав. Декабристы думали о себе, а не об освобождении крепостного крестьянства России.  Но это шло в разрез с мнением большевиков, потому и не вошло в учебники истории советского периода.

Таким образом, свыше 10 лет в СССР изучение истории в школах было если и не забыто, то отодвинуто на второй план.

Тем не менее, перед страной стояли объективные внешние и внутренние вызовы, и руководство СССР не могло их не видеть. Приближалась новая большая война, страна активно модернизировалась и индустриализировалась. Общее образование внедрялось везде, по сути, первое поколение массово образованных граждан начало формироваться именно в конце 20-х – начале 30-х годов. Более того, советская пропаганда и идеология тоже прошла немалый путь, от идей мировой революции она стала двигаться к национально-патриотической направленности. Всё это требовало не просто вернуть историю в школу, но и качественно изменить содержание курса, чтобы воспитать поколение патриотов.

Сталин, Жданов, Киров

В 1934 году, находясь в отпуске, эти три члена ЦК решили действовать и вернуть преподавание истории в школы. Однако после столь долгого перерыва в методической и научно-педагогической работе создать учебник истории с нуля было не так просто.

Для этого в СССР был объявлен конкурс. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР» от 1934 года, вопрос считался решенным. Это постановление надолго, фактически до начала 90-х годов, определило структуру и содержание исторического образования в младших и средних классах школы. Добавим, что во многом именно эта структура сохраняется и сейчас: сначала элементарная история отечества, затем история Древнего мира в 5 классе, затем в следующих классах история Средних веков, новая и новейшая истории. Но предстояло определить нужные учебники и наметить план, по которому предполагалось претворять эти реформы в жизнь. Сталин, Киров и Жданов лично написали краткие тезисы, по которым предстояло создавать новый учебник. Это единственный раз в истории нашей страны, когда учебным пособием занимался лично глава государства.

Однако по конкурсу на учебник истории, проводимому в 1936-1937 годах, победителя выявлено не было. Все работы не устроили Сталина, а их было свыше 40 вариантов. Чуть позже была выбрана работа коллектива авторов Московского педагогического института под руководством Алексея Шестакова. Сталин и Жданов лично просмотрели новый «Краткий курс истории СССР» и повторно внесли правки. Любопытно, что Сталин вычеркивал целые главы, посвященные лично ему. А Жданов добавил в учебник ставшие знакомыми нам всем фразы о польской интервенции в 1612 года, первобытно-общинном строе славян и влиянии византийского христианства.

Автором школьного курса стала Анна Панкратова, глава института истории АН СССР, которой удалось создать простой и достаточно взвешенный курс школьной истории.

Учебник Шестакова переиздавался 25 раз, Панкратовой – 22 раза. Пережив и хрущевскую оттепель, и брежневский застой, эти учебники с небольшими изменениями дожили до 90-х годов. Во многом именно эти учебники стали культурно-историческим стержнем, сформировавшим несколько поколений советских людей, помогли выиграть войну, заново отстроить страну, а затем добиться и новых прорывов. И пусть сейчас господствуют совсем другие образовательные подходы и книги, нам не следует забывать того урока, который всегда дает наша общая история. А главное – не следует забывать её саму.

Сейчас, когда наша армия и флот ведут войну (спецоперацией она называется только потому, что официально война между Россией и Украиной не объявлялась, да и начиналась как полицейская операция, которая перешла в полномасштабные боевые действия), среди моих соотечественников часто можно слышать слова, что зачем мы вторглись на территорию Украины, мы же не захватчики, не оккупанты. Но если бы эти люди знали историю своей страны,  они бы понимали, что боевые действия ведутся на исконно русских землях, когда-то в начале 20-х годов подаренные Украине Лениным как уступка местным националистам при создании Советского Союза в 1922 году.

Для подтверждения своих слов приведу то, что написано не у нас, а в зарубежном информационном источнике — Википедии. Вот что там можно прочитать как подтверждение моей мысли о том, что Запад признает всю левобережную Украину, Причерноморье и Крым исконно русскими территориями.

Новоро;ссия — обширный историко-культурный регион в Северном Причерноморье, присоединённый к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века. Свойственные Новороссии население, инфраструктура и образ жизни сформировались на протяжении сравнительно короткого отрезка истории, а сам регион превратился из неосвоенной степи с редкими кочевьями в мощный промышленный район, ставший становым хребтом экономики сначала Российской империи, затем — Украинской ССР.

В административном отношении эти земли в разное время образовывали Новороссийскую губернию и Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство. Согласно административно-территориальному делению начала XX века, Новороссия в узком смысле включала в себя Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии, в широком — также Бессарабскую губернию, Кубанскую область, Черноморскую и Ставропольскую губернии, Область Войска Донского. Название «Новороссия» употреблялось ещё в начале XX века, однако после вхождения основной части этих земель в состав Украины их стали именовать «Южной Украиной» или «Северным Причерноморьем». Вместе с этим термин вышел из употребления и в РСФСР, оставив след лишь в названии порта Новороссийск.

Российская империя постепенно присоединила эти земли, издревле известные на Руси как Дикое поле, в ходе войн с Крымским ханством и его сюзереном Османской империей. На протяжении XV—XVII веков на месте будущей Новороссии располагалось Крымское ханство, на западе — Молдавское княжество, в северной части — земли запорожских казаков, подчинённых Речи Посполитой. После Переяславской рады и вхождения Гетманщины в состав Русского царства последнее активизировало продвижение на юг и процесс колонизации территории. Заселение края началось с основания небольших военных поселений, гарнизоны которых состояли из запорожских казаков и царских служилых людей. Многие из этих поселений являлись укреплёнными острогами и станицами, которые препятствовали крымско-ногайским набегам и образовывали новые, выдвинутые вглубь степей укреплённые линии, такие как Изюмская черта.

В первой половине XVIII века здесь впервые была чётко определена граница между Россией и Турцией

В 1752 году было образовано первое военно-земледельческое поселение сербов и венгров из Габсбургской империи, получившее название Новой Сербии, позднее за ними последовали болгары и волохи. В дальнейшем край был разделён на Новую Сербию (от польских земель до Днепра) и Славяносербию (к востоку от Днепра вдоль Украинской пограничной линии).

В 1764 году территория дислокации гусарских полков новосербского военного корпуса, в которых состояло всё местное мужское население, была преобразована в Новороссийскую губернию, куда вошли Славяносербия и Украинская линия. Новороссией его назвала Екатерина II, имея в виду, что это новая земля наряду с Великороссией и Малороссией. Первоначально Новороссия охватывала территорию Бахмутского уезда, Миргородского и Полтавского полков (из Гетманщины). C 1765 года центром губернии был Кременчуг.

Освоение Новороссии приобрело массовый характер с конца XVIII века под руководством князя Потёмкина, имевшего для этой задачи от императрицы Екатерины II почти неограниченные полномочия. При нём к Новороссии было присоединено историческое Запорожье, построен новый центр — Екатеринослав (1776). В 1778 году самым юго-западным городом Новороссии стал Херсон. В 1783 году Новороссия приросла Крымом. В административном отношении Новороссийская губерния существовала в царствование Екатерины II — с 1764 по 1783 год, когда она вошла в состав новообразованного Екатеринославского наместничества.

Павел I указом от 12 декабря 1796 года возродил Новороссийскую губернию с центром в Екатеринославе (при Павле І город носил название Новороссийск), где уездными городами были  Она существовала по 1802 год, после чего была разделена на Николаевскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии. В 1803 году Николаевская губерния была переименована в Херсонскую.

В 1865 году в Одессе был основан Императорский Новороссийский университет.
В 1805 году формируется Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство, одним из первых наместников которого стал дюк Ришель. Оно просуществовало до 1873 года, его последним губернатором был Павел Коцебу, правивший краем до 1874 года.

Начиная с 1860-х годов по территории Новороссии было проложено свыше 10 железных дорог, ускорилась разработка Донецкого каменноугольного бассейна. С 1880-х началась разработка месторождений марганца у Никополя и ртути близ Никитовки, Криворожского железорудного месторождения. К 1902 насчитывалось 20 металлургических заводов, был построен ряд машиностроительных и других заводов, в Одессе, Николаеве, Херсоне активно развивалось судостроение. Важное место занимало сельское хозяйство

После Октябрьской революции, 31 октября (13 ноября) 1917 года, Украинская Центральная рада, помимо прочих территорий, распространила власть своего правительства — Генерального секретариата — на Херсонскую, Екатеринославскую и северные районы Таврической губерний. 7 (20) ноября Третьим Универсалом Центральной рады было провозглашено создание Украинской Народной Республики, в состав которой были включены территории, большинство населения которых составляют украинцы, — в том числе, Херсонской и Екатеринославской губерний и уездов Северной Таврии (без Крыма).

В декабре 1917 — январе 1918 годов на этой территории шла борьба за власть между сторонниками Советской власти и вооружёнными формированиями Центральной рады, завершившаяся установлением Советской власти. Однако уже в феврале—марте 1918 года Северное Причерноморье, как и остальная территория УНР, была оккупирована австро-германскими войсками, которые оставались здесь до ноября 1918 года.

В 1919—1920 годах Юг России (автономное государственное образование на территориях, контролируемых белогвардейскими Вооружёнными Силами Юга России) приказом главкома ВСЮР был административно разделён на четыре области, одной из которых была Новороссийская область, или Новороссия, с центром в Одессе (остальные три: Харьковская, Киевская области и Область Северного Кавказа). В 1919 году на территории Новороссии (Екатеринославщина и Северная Таврида) действовали отряды махновцев.

На территориях Новороссии с преобладающим нерусским населением в 1920—1930-е годы проводилась политика коренизации, в ходе которой продвигались и внедрялись элементы языка и культуры проживающих на этих землях национальностей (украинцев, немцев, греков, болгар и др.). В конце 1930-х годов коренизация была свёрнута, на её место пришла русификация. В ходе Великой Отечественной войны и после её окончания немецкие поселенцы и крымские татары в полном составе были выселены в Сибирь, Казахстан и Узбекистан, греческие и другие — частично.

Для иллюстрации написанного скажу, что русскими царями были основаны на ранее пустых территориях, населенных разве что кочевниками — крымскими татарами, запорожцами, половцами, - следующие города:
Харьков — 1660 год
Сумы — 1655 год
Кировоград — 1754 год
Запорожье — 1770 год
Кривой Рог — 1775 год
Днепропетровск — 1776 год
Херсон — 1778 год
Николаев — 1794 год
Одесса — 1794 год
Луганск — 1795 год
Мариуполь — 1778 год
Донецк — 1869 год
Севастополь — 1783 год
Симферополь — 1778 год

И после основания этих городов на наши российские земли не раз посягали оккупанты — много раз Османская империя,  Англия и Франция (в Крымскую войну),  Германия и Австро-Венгрия в Первую мировую войну, Германия, Венгрия и Румыния во Вторую мировую войну.  И наши армия и флот успешно отражали все атаки на российскую землю, обильно поливая их кровью представителей всех народов, населяющих многонациональную Российскую империю и Советский Союз.

И теперь скажите, уважаемые читатели, на чьих землях сейчас воюет наша Российская армия и военно-морской флот?  Мы являемся не захватчиками, а освободителя от фашистского киевского режима, бойцы которого, не стесняясь, носят эссесовские руны, против которых воевали их отцы и деды, носят знаки отличия дивизии «Галичина», которая воевала за Третий рейх, бандеровцев, прихвостней фашистской Германии, убивают стариков, женщин и детей на своей территории.  Целью спецоперации, провозглашенной 24 февраля прошлого года, были денацификация и демилитаризация Украины, чтобы на наших западных границах не было наших врагов, которые заявляют, что их целью является уничтожение русского народа. И нечего их жалеть, как они не жалели женщин и детей Донбасса и Луганска, истинно российских городов.  Победа будет за нами.


Рецензии
"И теперь скажите, уважаемые читатели, на чьих землях сейчас воюет наша Российская армия и военно-морской флот?
Мы являемся не захватчиками, а освободителями от фашистского киевского режима, бойцы которого, не стесняясь, носят эссэсовские руны, против которых воевали их отцы и деды, носят знаки отличия дивизии «Галичина», которая воевала за Третий рейх, бандеровцев, прихвостней фашистской Германии, убивают стариков, женщин и детей на своей территории.
Целью спецоперации, провозглашённой 24 февраля прошлого года, были денацификация и демилитаризация Украины, чтобы на наших западных границах не было наших врагов, которые заявляют, что их целью является уничтожение русского народа.
И нечего их жалеть, как они не жалели женщин и детей Донбасса и Луганска, истинно российских городов. Победа будет за нами."
ДА БУДЕТ ТАК!
✌🇷🇺🙏
Спасибо за Ваш труд, Александр!
👍👏🤝

Ольга Благодарёва   26.01.2023 13:07     Заявить о нарушении
Браво, Ольга, так кратко, так метко и так хлёстко. Мне нечего добавить 5+

Александр Голенко   26.01.2023 13:53   Заявить о нарушении
Александр Г-о!
Не за что меня благодарить. Автору лучше это скажите! 🙂

Ольга Благодарёва   26.01.2023 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.