Новая эра на флоте

Недавно  в первый поход отправился российский фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».  Его фото на заставке.

Чем это интересно и почему важно? Давайте разберемся.
Фрегат вступил в строй в 2018 году, корабли этой серии являются самыми крупными надводными боевыми кораблями, разработанным и построенными в России после 1991 года.

Корабль обладает неплохими техническими параметрами и серьезным наступательным потенциалом для корабля с водоизмещением в 5400 тонн. Это не мало, но нельзя сказать, что много – все же не океанский эсминец 1-го класса, и уж тем более не крейсер. Дьявол, он, как всегда в деталях.
Чтобы понять масштаб происходящего, придется обратить взор на ушедший ХХ век.

Прошлый век был обилен на технические новшества, но в разрезе военно-морской тематики было 3 события, изменившие военно-морские силы до неузнаваемости и поставившие если не крест, то сильно обесценив корабли, некогда главенствующие на морских просторах.

Первое событие — это появление на море дредноутов. Название пошло от первого корабля этого класса – английского линкора нового типа HMS Dreadnought, вступившего в строй в 1906 году и чье имя стало нарицательным. Если сильно упростить, то в те годы флота мира морально устаревали, не поспевая за техническим прогрессом. Костяком флотов были линкоры, обладающие в среднем 4-мя 305 мм орудиями (12 дюймов) и целым ворохом орудий поменьше, со средней скоростью от 10 до 18 узлов и эффективной дальностью стрельбы в 2-3 километра – палить можно было и дальше, но точность катастрофически падала, потому в бою обычно сходились на достаточно близкую дистанцию.

Английский Дредноут (и параллельно созданный в Германии его аналог – немецкий линкор Нассау). Вообще история создания и развития этих кораблей достаточно интереса, но это тема для нескольких статей. Этот корабль появился  за счет реализации новой концепции - «all-big-gun» («только большие пушки») – вел бой, опираясь только на основной калибр – 10 пушек калибра 305 мм. За счет унификации орудий и новых систем прицеливания (считай механический компьютер, отдельное техническое чудо) эффективная дальность стрельбы выросла до 15+ (!!!!) километров. Помимо этого, корабль обладал высокой скоростью – 21 узел и колоссальной броней, позволяющей чуть ли не игнорировать огонь кораблей прошлой эпохи.

Проще говоря – на море появилось что-то вроде атомной бомбы – корабль, который стрелял дальше, двигался быстрее и был неуязвим для флотов прошлого, сделав все существующие линкоры мира чуть ли не бесполезными и морально устаревшими.

Не удивительно, что все державы, имеющие хоть какие-то морские амбиции, ударились в гонку вооружений, став строить эти гигантские боевые машины, а последующая Первая мировая война на море вращалась вокруг битвы дредноутов английского Гранд флита и немецкого Флота открытого моря.

Второе событие – появление авианосцев. Многие фанаты линкоров (дредноутов) были против и относились к этому событию скептически – как какой-то нелепый плоский корабль с нелепыми бипланами может серьезно повредить несокрушимые дредноуты. Однако в 1921 году на учебных испытаниях в США авиацией был потоплен немецкий линкор Остфрисланд (следующая серия кораблей после Нассау, по сути его улучшенная версия).

Хотя американские ВМФ были против и разрешили бомбить только 1000 фунтовыми бомбами (450 кг), вопреки правилам флота, благодаря энтузиазму генерала Билли Митчелла (который считается отцом военной авиации США) линкор-дредноут был потоплен 2000 фунтовыми бомбами (910 кг).

Последующие события с апогеем во Второй мировой войне показали, что на море балом правят авианосцы, а дредноуты отошли на второй план, подобно линкорам XIX века при появлении дредноутов.

Если линкоры-дредноуты могли вести огонь на дистанцию 20-30 километров – некоторые до 40 км, то самолеты могли атаковать на дистанции в сотни километров. Авианосцы, таким образом, могли безнаказанно наносить удары и уничтожать целые армады линкоров, не оставляя им шанса на ответный удар. Дальность и эффективность поражения сделали свое делоЮ в очередной раз сменив картину на морских просторах.

Корабельное ПВО, конечно, огрызалось - но серьезной защиты предоставить не могло, ее могли обеспечить только истребители, для которых нужен был  опять же  авианосец.

Третье событие – появление крылатых ракет. В названии статьи я не стал их упоминать, так как эта революция на море прошла несколько более тихо по причине отсутствия масштабного мирового конфликта с массовым применением боевых кораблей ведущих держав мира, следовательно, не было и всемирного фурора.

Из известных конфликтов примером может быть Фолклендская война между Аргентиной и Великобританией в 1982 году, когда аргентинские военные французскими ракетами «Экзосет» уничтожили английский эсминец «Шеффилд» и 15 000 тонный контейнер, переоборудованный под перевозку авиации.

Смысла, однако, это не меняет – если самолетам приходилось подниматься в небо и лететь сотни километров, чтобы запустить ракеты по цели, рискуя быть сбитыми авиацией или ПВО противника, то крылатая ракета может лететь тысячи километров и атаковать с предельно малой высоты, сильно осложняя ее перехват.

Еще одним важным аспектом является поражающая способность – если палубная авиация несет сравнительно небольшие ракеты, то корабельные крылатые ракеты превосходят их в размере и поражающей способности на порядок.

Из королей моря авианосцы пусть и не сошли полностью с арены, но стали весьма уязвимыми целями для крылатых ракет, охраняемые многочисленными кораблями прикрытия с мощным ПВО.

Наступила эра ракет - они стали основным ударным оружием, запускаемые с кораблей, земли и самолетов, они же стали основным элементом ПВО.

В XXI  веке мы являемся очевидцами очередной такой революции, имя которой – гиперзвук.
Если от крылатых ракет можно более-менее отбиться, встроив серьезную противовоздушную оборону с рядом кораблей, самолетов радиолокационной разведки и прочими средствами защиты, то с гиперзвуковой ракетой этот трюк не пройдет – неважно, сколько кораблей и самолетов прикрывает авианосец, 10 или 1 000, существующие средства ПВО попросту не успевают среагировать на цель, чья скорость многократно превосходит скорость звука.

Помимо невозможности защититься, важным фактором является поражающая способность ракеты. По боевой части и габаритам российские гиперзвуковые ракеты сопоставимы с обычными крылатыми, но как мы помним из курса физики F=MA, сила - это масса помноженная на ускорение. По массе особых изменений нет, но скорость у гиперзвуковой ракеты в несколько раз выше, чем у обычной, следовательно, выше и разрушения.

Ввиду унификации корабельных пусковых шахт гиперзвуковая ракета «Циркон» может быть установлена даже не небольших российских ракетных кораблях с водоизмещением 900 тонн. Каждая из таких ракет может уничтожить любой из существующих надводных кораблей, даже гигантский атомный авианосец США с водоизмещением 98 425 тонн (невольно вспоминается аналогия про Давида и Голиафа).

В теории, у авианосца есть шанс остаться на плаву, но ввиду чудовищности урона корабль все равно будет выведен из строя и вынужден уйти на долгосрочный ремонт.

Именно с гиперзвуковыми ракетами «Циркон» и вышел на боевое дежурство российский фрегат «Адмирал Горшков», которых он может нести до 16 штук.
Есть в нашем флоте и небольшие российские ракетные корабли (900 тонн), каждый из которых может нести по 8 «Цирконов». В США их уже прозвали "корветы-убийцы".

С точки зрения военно-морского дела мы вступаем в весьма странную эпоху, когда средства наступления намного превосходят существующие средства защиты, а все надводные корабли превращаются в мишени. Пока данным видом оружия располагает только Россия – однако и в США, и в Китае ведутся активные разработки, так что вопрос времени, когда это оружие появится и у других государств.

В данном свете вспоминаются многочисленные возгласы негодования, что Россия не построила ни одного крупного корабля с 1991 года.
Есть в нашем флоте и тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", а также тяжелый авианесущий ракетный крейсер "Адмирал Кузнецов". Такие корабли, конечно, нужны флоту, однако пока не ясно,  какое им отведут место в гиперзвуковом будущем. Как минимум - штаб, радар , высокая автономность и возможности нести огромное число в том числе гиперзвукового оружия - качества, которые по-прежнему будут востребованы.

Во-первых – чисто формально – флагман Российского флота, атомный крейсер Петр Великий был введен в состав флота в 1998 году, являясь крупнейшим не авианосным боевым кораблем на планете (водоизмещение – 25 860 тонн).

Во-вторых – Россия построила и продолжает строить подводные ракетные крейсера и ряд крупных кораблей, такие как атомные ледоколы. К примеру – подводные лодки по проекту 885 Ясень имеют водоизмещение 13 800 тонн, в составе флота – 3 штуки, 2 готовятся к введению и еще 4 строятся, а проекта 955 Борей – 24 000 тонн, введено в строй 6 штук, 1 готовится к передаче, еще 5 строится. Это не полный список, но оценить масштаб можно. В свете уязвимости надводного флота активное развитие подводного видится крайне разумным.

Ну а в-третьих – что самое главное – встает серьезный вопрос в надобности крупных надводных кораблей. Они, безусловно, нужны – с высокой автономностью с необходимостью представлять интересы государства в дальних морях. Однако сколько их нужно и в каком виде – вопрос открытый. Мы живем в мире, когда небольшой ракетный корабль может испепелить огромную авианосно-ударную группировку, а корабль побольше – например, все тот же «Адмирал Горшков» - авианосно-ударное соединение из нескольких флотов.

Как изменятся флота в результате этой гиперзвуковой революции пока не ясно, но с походом «Горшкова» можно официально считать, что страница уже перевернута и на море наступила новая эра.

Так почему Россия почти 30 лет не строила крупные военные корабли типа крейсеров, линкоров и авианосцев?

Это действительно казалось досадным фактом. За условные 30 лет независимости после распада Советского Союза Россия не построила ни одного по-настоящему крупного надводного корабля (типа крейсера или авианосца).
Да, были (и продолжаются) спуски на воду новейших подводных лодок, небольших надводных проектов (типа ракетных катеров). Но почему гигантов-то не строили?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего понять, а для чего огромный корабль вообще нужен?

Дело в том, что история военного кораблестроения знает примеры, когда целые классы огромных надводных кораблей безвозвратно уходили в прошлое.
Например, некогда были очень популярны линкоры (линейные корабли). Они были символом могущества, без которого невозможно было представить контроль над морями.

Линкоры представляли из себя настоящие плавучие крепости. Тяжелая броня, огромные пушки (калибром до 460 мм!). Водоизмещение до 70 тысяч тонн, длина под 300 метров. Экипаж до 2800 человек. Просто угрожающая мощь!
Для примера, крупнейшие линкоры времен Второй мировой войны превосходили по размерам авианосцы того времени.

В общем, казалось бы, смысла отказываться от линкоров не было. Однако, по мере того, как развивалась авиация, подводные лодки, а также ракетное вооружение, линкоры стали представлять из себя просто неповоротливые бочки. Они стали прекрасными мишенями, но никак не эффективными боевыми единицами против более-менее вооруженного противника.

В итоге, ведущие морские державы начали заменять линкоры на более легкие, мобильные, бесшумные и скоростные военные суда, снаряженные уже не столько артиллерией, сколько ракетами.
И в целом это процесс "увеличения мобильности и огневой ракетной мощи" продолжается до сих пор.
По крайней мере в России пошли именно по этому пути, развивая прежде всего средства поражения, а не сами носители (корабли).
Возьмем, допустим, уже нашумевший фрегат "Адмирал Горшков".
Это довольно небольшой корабль. Водоизмещение всего около 5 тысяч тонн (для сравнения, американские авианосцы – это под 100 тысяч тонн).
Но зато с недавних пор он несет на себе 16 "Цирконов". Это те самые ракеты, которые превращают любой вражеский корабль в некое подобие линкора – плавающую бочку, отличную мишень.
Сбить "Циркон" невозможно. До цели он добирается со скоростью почти 11 тысяч километров в час (то есть летит считанные минуты и даже секунды). Стартовать может минимум за 1000 километров до цели, то есть вне зоны досягаемости врага.
В ядерном исполнении один "Циркон" уничтожит ровно одну авианесущую ударную группировку (АУГ) врага. То есть это авианосец + куча крейсеров, эсминцев и кораблей обеспечения.

Но даже если и не брать во внимание ядерный заряд, обычный неядерный "Циркон" при ударе по авианосцу или крейсеру принесет ему неприемлемый ущерб. И если не утопит, то заставит надолго "выйти из чата".
Итого, мы получаем, что один небольшой "Адмирал Горшков" – вполне может противостоять 16-ти гигантским кораблям противника.

А ведь "Цирконами" можно вооружать не только на фрегаты или эсминцы, но и на гораздо более скромные корабли. Водоизмещением 1000 тонн или даже меньше.
Вот и получается, что гонка за гигантизмом в морском деле окончена. Теперь обычный ракетный катер может стереть с лица Земли любой корабль противника. При том, что построить катер – в 1000 раз проще и дешевле, чем авианосец или крейсер.

Именно поэтому дальнейшая гонка будет вестись уже не за размеры кораблей, а за тем самым гиперзвуком и средствами противодействия. В чем Россия на данный момент – номер один в мире. А второго номера просто нет :)


Рецензии
Спасибо!
Очень информативно и интересно!
"Именно поэтому дальнейшая гонка будет вестись уже не за размеры кораблей, а за тем самым гиперзвуком и средствами противодействия. В чем Россия на данный момент – номер один в мире. А второго номера просто нет." - И не будет!!!
+
И вообще: прав был Александр III, сказавший, что «У России есть только два союзника — её армия и флот»!
Очень актуально сегодня! Хотя, конечно же, есть у нас и др. союзники!
😁👍👏🤝✌🇷🇺

Ольга Благодарёва   26.01.2023 12:23     Заявить о нарушении