Глава 4. Иван Константинович Кучеров

Иван Константинович – руководитель моего дипломного проекта, научный руководитель диссертационной работы, заведующий кафедрой станков и инструментов, уважаемый и почитаемый человек и семьянин.

 Окончив Ленинградскую лесотехническую академию в 1936 году, он вместе с женой, выпускницей того же вуза, по государственному распределению приехал на работу на Лобвинский лесокомбинат Свердловской области. Сначала работал техруком, механиком, а затем начальником лесопильного цеха. Государству нужны были пиломатериалы, много досок и брусьев, которые предприятие поставляло для внутреннего потребления и на экспорт. Плановые задания были непомерно большие, требовалось беспрекословное выполнение, при требовании чрезвычайно высокого качества. Начальник цеха нес личную ответственность за выполнение плана. Оборудование было не новое, предельно изношенное. Приходилось постоянно ремонтироваться при отсутствии запасных частей и выполнять план.

Рассказывая о себе, Иван Константинович вспоминал:
«Во время войны я работал механиком лесопильного цеха. Привод лесопильных рам и всех других станков осуществлялся от паровых машин через сложную систему трансмиссионных ремней, очень дефицитных не только в военное, но и послевоенное время. Во избежание простоя лесопильных рам порой приходилось делать приводные ремни из мочала. Благо липы было достаточно. Завод не останавливался ни на сутки».

На некоторых участках цеха, например, тарном, для работы привлекались заключенные, которые не очень-то рвались к работе и придумывали различные уловки для остановки станков. Например, при смене пилы на станке, они могла закинуть гайку в опилки, пойди ее найди. А в результате станок простаивал, люди не работали, выполнение планового задания затруднялось. Как тут быть? Наказывать? Известно, что любое наказание порождает противодействие. Начальник цеха решил ладить с зэками добром. Он изменил свое отношение к ним: стал здороваться, подходил к ним, разговаривал, интересовался бытом. Скоро заметил, зэки стали уважительно относиться. Повысилась производительность тарного участка.

Однажды, один из зэков подошел к нему и сказал:
– Гражданин начальник, не носи кошелек в заднем кармане брюк. Он меня раздражает.

Начальник улыбнулся и подумал про себя:
– Ну-ну, попытайся. Я буду ждать этого момента.
А на следующий день в столовой обнаружил, у него нет в кармане кошелька. Все понял, обхитрил его зэк. После обеда нашел подозреваемого в цехе.

– Ты предупредил меня относительно кошелька, а я не послушался и был наказан.
Зэк заулыбался и ответил:
– Ничего не могу с собой поделать, когда вижу кошелек в кармане простака.
Достал из кармана куртки кошелек и отдал хозяину:
– Извини, гражданин начальник.

После войны Иван Константинович с семьей переехал жить в город Свердловск. Работал в проектной организации Уралгипролеспром. В шестидесятые годы в вузах не хватало опытных специалистов, и правительством было принято решение, разрешающее приглашать на работу в вуз производственников с большим стажем работы на должность доцента. Так, И.К. Кучеров появился в Уральском лесотехническом институте и стал заведовать кафедрой станков и инструментов.

 Это был пятидесятилетний мужчина плотного телосложения, среднего роста. Лицо его слегка округленное, волосы на голове светлые, уложенные назад. Глаза карие, излучающие добрый спокойный взгляд. Движения неторопливые, подчеркивающие уверенность и спокойствие.

Став заведующим кафедрой, Иван Константинович
заботился о повышении квалификации преподавателей. Принял в аспирантуру в 1964 году Сулинова Вячеслава Ивановича, руководил работой соискателей Шевченко Александра Ивановича, Болдырева Владимира Васильевича., позднее появился аспирант Эдуард Михайлович Туриков, на работу на должность доцента пришел Голованникова Александра Александровича. Кафедра занималась научно-исследовательской работой, заключая с предприятиями хозяйственные договора, изучала передовой опыт деревообрабатывающих предприятий и внедряла его в учебный процесс. На кафедре работали опытные лаборанты, обладающие огромным опытом выполнения практических работ. Среди них заведующий лабораторией Петр Александрович Степенов, слесарь по профессии, лаборант Петр Федорович Долгин, мастер токарного дела. В 1968 году на кафедру пришел кандидат технических наук, доцент Валентин Кузьмич Пашков. Появились новые аспиранты, посветившие себя исследованию дереворежущих круглых пил: Яков Яковлевич Кистер, Владимир Георгиевич Бодалев, Лео Готфридович Швамм, Сергей Владимирович Щепочкин. В институте выросла амбициозная кафедра, способная на великие дела в учебном процессе и в науке.

Иван Константинович очень стремился поднять свой профессиональный уровень. Занимаясь научными исследованиями при выполнении хозяйственных договоров, стремился выполнить их с получением авторских свидетельств. Показательным является изобретение на круглопильный станок (авторское свидетельство 458437). С целью снижения вибраций и повышения надежности работы пильный вал было предложено установить в жестко закрепленной трубе. Приводной шкив установить подшипниками на трубе и муфтами соединить с валом. Такая конструкция нашла широкое применение в практике проектирования станков.

Научный руководитель пытался не отставать от своих учеников. Всерьез думал о своей диссертации. Разрабатывал новую технологию производства пиломатериалов в лесопильном цехе. Помню, план такого цеха висел на стене в лаборатории деревообрабатывающих станков. Следил за новинками на деревообрабатывающих предприятиях.

В 1970 году в июне я собирался на производственную практику с группой студентов на Лобвинский лесопильный комбинат. Иван Константинович попросил меня в свободное время сделать замеры. Там использовали козловые краны на погрузке пиломатериалов в вагоны. Надо было ознакомиться с опытом на месте и сделать хронометраж погрузочных работ. Я изучил методику выполнения хронометража и уехал в командировку.

Прибыв на лесокомбинат, устроил студентов на работу. Затем зашел в отдел труда и заработной платы, рассказал начальнику отдела о желании сделать хронометраж и получил разрешение на проведение исследовательских работ. Меня дополнительно проинструктировали, как надо проводить замеры, дали секундомер, и я пошел на территорию завода.

На склад пиломатериалов только что подали вагоны под погрузку. Я поодаль нашел удобное место, сел никому не мешая, и стал с помощью секундомера измерять длительность каждой технологической операции погрузки пакетов пиломатериалов в вагон. Вот найден нужный пакет, стропы заведены под пакет и прицеплены к крюку козлового крана. На это затрачено полторы минуты. Далее пакет поднимается и краном перемещается к вагону, но опускается почему-то рядом с ним. Наверное, произошла ошибка. Начнем с начала. Найден новый пакет, засекаю по секундомеру время, пакет зацеплен к крюку крана, поднимается и переносится к вагону, но ставится опять рядом с вагоном. Что происходит, ничего не понимаю!

Так до обеда я занимался пустым занятием. Люди и техника работали, но ни один пакет пиломатериалов в вагон не поставлен.

Объявлен обеденный перерыв. Все пошли на обед в заводскую столовую. Я тоже пошел пообедать. Столовая расположена рядом с проходной. Вошел в просторное, достаточно чистое помещение столовой, занял очередь. Люди знакомятся с меню. Выбор небольшой, но есть. Предлагается суп рыбный с палтусом или суп молочный, гуляш или шницель рубленый, чай, компот или какао. Менее, чем за один рубль я взял три блюда и сытно поел.

А на улице стояла теплая солнечная погода, слабый ветерок приятно обдувал лицо. Выйдя из столовой, я оказался в благоухающем зеленью сквере и с удовольствием присел на скамейку. Посидел, помечтал, но пора снова идти на склад к вагонам. Возвращаюсь и вижу, все вагоны полностью погружены. Когда они успели! А я ничего не сделал.

Расстроенный я подошел к рабочим, спросил мастера. Мне показали на молодую энергичную женщину, которая делала указания рабочим, как формировать шапку вагона. Я подошел. Мастер, освободившись, взглянула на меня, и я рассказал ей о том, чем я здесь занимаюсь. Мастер улыбнулась и воскликнула:
– Так что же ты раньше-то не подошел?  Мы-то думали, что отдел труда снова нам нормы выработки пересматривает. Вот что, приходи сюда послезавтра, утром снова поступят вагоны для отправки пиломатериалов. Там все и сделаешь.

Я поблагодарил мастера, и пошел знакомиться с другими цехами завода. А через день выполнил работу по хронометражу погрузочных работ.  Месячная практика студентов закончилась. Студенты получили зарплаты, сдали экзамены на приобретение разряда станочника. Все поехали домой.

На кафедре рассказал Ивану Константиновичу о результатах поездки и выслушал его упреки:
– От того, что ты не представился мастеру и рабочим и не получил согласия наблюдать за их трудом, ты создал много трудностей для рабочих. Они же вынуждены были делать дополнительные технологические операции, чтобы обмануть неизвестного наблюдателя. В результате возникли проблемы для всех. Все это потому, что у тебя еще не сформировалась привычка уважительного отношения. Постарайся относиться к людям с любовью, и они ответят тебе тем же.

Вот, уж полвека прошло, а преданный урок я помню. Мы, молодые люди, любили своего учителя, как отца любили. Часто провожали его домой. Бывало, идем разговариваем, придумываем способы решения своих задач. Проводим до подъезда дома, и расходимся к своим семьям. Нам не было в тягость, и он нас принимал с удовольствием. Мы даже не раз были у него в гостях, на день рождения приходили. Познакомились с хозяйкой дома, красавицей Калерией Александровной, их взрослыми детьми Виктором и Мариной. Хозяйка любезно принимала гостей. Мы сидели за столом, я играл на баяне, пели, разговаривали, шутили. Замечательное было время.

Для развития учебного процесса кафедры Иван Константинович написал и издал через Московское издательство «Лесная промышленность» книги:
– Ремонт лесопильных рам, 1968 г., 171с.;
– Станки и инструменты лесопильно-деревообрабатывающего производства, 1970 г., 559 с.

Всему хорошему приходит конец. Наш наставник стал болеть. Перенес несколько инфарктов. Мы не забывали, навещали.

Такой был мой учитель и наставник.

***
Хочется вспомнить о нашем коллеге, товарище Болдыреве Владимире Васильевиче. Он прибыл к нам на кафедру из Майкопа, где работал по распределению после окончания института. Ему было, пожалуй, за сорок лет. Приехал в 1963 году. Вел учебную дисциплину «Дереворежущий инструмент»: читал лекции, проводил лабораторные и практические занятия, обустраивал учебную лабораторию. Появилось разнообразное оборудование: заточной станок для рамных пил, ножеточильный станок, пилоштамп для насечки зубьев пил, установка для вальцевания пил, устройство для контроля степени вальцевания, ручная плющилка зубьев и др.
Владимир Васильевич приступил к подготовке диссертационной работы на правах соискателя. Изучал новые способы повышения износостойкости и уширения зубьев пил гальваническим способом. В лаборатории появилась гальваническая ванна, микроскопы для исследования структуры металла. В 1972 году состоялась защита диссертации в Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова. Соискатель получил ученую степень кандидата технических наук.
Владимир Васильевич ушел из жизни в результате сердечного приступа, случившегося в дороге. Осталась только добрая память.


Рецензии