Ладожские каналы

      ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ
Пишу эту статью в 2023 году. Оглядываясь на прожитые годы,  не могу не вспоминать, те лучшие для меня, с точки зрения проведения отпусков   годы, которые  я проводил в лодочных походах из Ленинграда на реки Свирь, Волхов, Мста. Это нашло отражение в ранее написанных статьях, размещенных в «Прозе.ру» - «На водных просторах», «Свирь», «Мста».
    
     Не смотря на довольно узкий круг любителей подобного вида отдыха эти статьи вызвали интерес многих читателей.  И я сам за время этих самостоятельных  плаваний  заинтересовался  жизнью и историей  государственного водного транспорта нашей страны, и особенно в местах моих путешествий на Северо-Западе.  И уже другими глазами я смотрел на водоемы и движущиеся по ним судам,  когда участвовал в туристских круизах — Ленинград — Астрахань — Ленинград.  Добрая память об этих походах и круизах побуждала меня в течении многих лет  просматривать множество статей по этой тематике в «You Tube”, отображающих состояние водного транспорта и этих мест сегодня..   

      Этот интерес и привел меня к попытке написать данную статью - «Ладожские каналы», самостоятельное плавание по которым, доставляло немало удовольствий тогда и вызывает лучшие воспоминания сегодня..
Поскольку на Свирь и Волхов было проведено порядка 20 походов, то прохождение по каналам совершалось порядка 40 раз.
Большую часть походов проводилась на водоизмещающем маломерном судне  (На базе ЯЛ-4 с построенной на нем каютой и установкой стационарного двигателя), то скорость его была 10-12 км/час в стоячей воде. Время преодоления расстояния от Ленинграда до Петрокрепости требовала полтора дня, поскольку нужно было идти против течения Невы, которое было 4-5 км/час, а в районе Ивановских порогов, достигало скорости движения лодки. Преодолевалось это место только определенным маневром. Переход от Петрокрепости до Свирицы занимал до трех дней и бодее. Таким образом с учетом  такой же затраты времени на обратном пути,  прохождение каналов составляло существенную часть  отпускного времени.

        Потом я понял, что тихоходность моего судна имела определенные преимущества, особенно в первые годы путешествий, так-как это позволило мне хорошо изучить все особености  как самой Невы, так и Ладожских каналов. Изучил так же все ручьи и речушки впадающих в Неву и Ладогу и другие особенности маршрута. Когда приходилось обсуждать подобные походы с коллегами скоростниками, убеждался, что они со свистом пролетали всю трассу, не видя ни окружающей красоты, ни речной обстановки, ни береговых особенностей.

И вот сейчас мне захотелось поделиться  с читателем своими воспоминаниями и мыслями о Ладожских каналах. Сначала хотел ограничиться только впечатлениями, хранящихся в памяти о самих каналах. Потом решил выяснить некоторые вопросы истории возникновения каналов. И в эту тему погрузился довольно основательно, тем более, что современные компьютеры позволяют это сделать. Можно ознакомиться и с историей и с организацией строительства..

Этим и занялся. Вошел в интернет и просмотрел большое количество материалов по истории сооружения Ладожских каналов, увидел много интересного и решил все, что мне показалось интересным включить в настоящую статью. Признаю, что со времени моего последнего посещения каналов    прошло более 50 лет, а там за это время произошли большие изменения.

Во время моих походов 60-80 годов прошлого века места прилежащие к каналам были одним из заброшенных районов Ленинградской области.  Деревни, расположенные на трассе каналов были оторваны от основных магистралей, связывающих их с Ленинградом и ближайшими районными центрами: Кировск, Новая Ладога, Волхов. Выбираться в эти места они могли только по грунтовым дорогам с выездом на шоссе Ленинград — Петрозаводск, либо на своих личных моторных или весельных лодках.

Сегодня в деревнях, примыкающих к Ладоге построены «Рыболовные базы», личные благоустроенные дачи и даже особняки. К ним подведены современные дороги, осуществлена электрофикация и газификация. Этому можно только радоваться.

Когда я знакомился с изменениями, произошедшими за этот немалый период времени, мне пришлось ознакомиться с многими, заинтересовавшими меня темами по историческими событиями, происходивших в этих местах, и не обошлось также без изучения географических и даже геологических изменений, конечно на поверхностном уровне. Подумалось, что кому-то их моих предполагаемых читателей  это может также представить  интерес и решил включить найденные мной сведения в объем настоящей статьи.

Первое, что я для себя обнаружил, это «молодость» географических и геологических изменений  в рассматриваемой местности. Глобальные изменения здесь измеряются  не миллионами лет, как мне представлялось ранее, а несколькими тысячелетиями и  даже  наблюдались существенные изменения в последние столетия. 

               Характеристика Ладожского озера.
Представляет собой водоем, расположенный на территории республики Карелия и Ленинградской области.. Крупнейшее пресноводное озеро в Европе. Без учета островков его площадь составляет около 180000 квадратных километров. Размер с северо-запада на юго-восток  219 км,  с юго-запада на юго- восток 125 км. Глубина измеряется неравномерно, в северной части озеро глубже — до 230 метров, в южной мельче до 70 метров. В Ладогу впадает более 40 рек и крупных ручьев, а вытекает одна — Нева.

В доисторические времена Ладога была частью Балтийского ледникового озера, образовавшегося в эпоху последнего обледенения и занимавшего территорию бассейна современного  Балтийского моря. По мере того, как трансформировался Балтийский бассейн, подвергалась большим изменениям  и котловина Ладоги:  уровень воды то поднимался, то опускался, а само озеро то становилось изолированным, то вновь соединялось с Балтийским бассейном.

Около 9000 лет назад произошло окончательное разделение двух водоемов, после чего начался следующий этап эволюции Ладожского озера (около 5-3 тысяч лет назад) . В этот период происходит подъём его вод, и они перемещаются в южном направлении, размывая долину реки Мги. Так начинается формирование  устья новой реки — Нева, а сама котловина Ладоги приобретает современный вид.(около 2.5 тысяч лет назад).

                Краткое историческое положение Приладожья.
Через Ладожское озеро из Скандинавии  через Восточную Европу в Византию с IХ века проходил водный путь «Из варяг в греки». В VIII веке на реке Волхов, недалеко от впадения в Ладожское озеро был основан город Ладога, не позднее XII века на северо-западном берегу возник город Корела, в дальнейшем Кексгольм и сегодня Приозерск. В 1323 году на Ладоге у истока Невы — сооружена крепость Орешек.  В конце XIV века на Валаамских островах возник Валаамский монастырь а на острове Коневиц — Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

По Ништадскому мирному договору 1721 года между Россией и Швецией побережье Ладожского стало полностью российским.

Установление Санкт-Петербурга столицей России на практически необжитой территории в месте впадения Невы в Финский залив потребовало для его строительства  доставки повышенного потока  различных товаров из центра страны.

С начала  XVII века транспортное обеспечение Санкт- Петербурга, флота, и войск шло из центральных губерний, при этом кроме сухопутных дорог, использовались также  выгодные  водные коммуникации. Основная связь Невы с Волгой и Волховом   осуществлялась через Ладожское озеро, судоходство по которому было чрезвычайно опасно  – частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. Поэтому Петр 1 решил построить в обход озера канал.
Я несколько раз участвовал в туристских водных круизах Ленинград — Астрахань и обратно на крупных комфортабельных лайнерах. В некоторых случаях при пересечении Ладоги от истока Невы до устья Свири или обратно мы попадали в сильные шторма, и я могу засвидетельствовать, что оказаться на Ладоге в период шторма  на речном суденышке 17 — 18 века не хотелось бы.

По проекту канал должен был  проходить на некотором удалении от береговой полосы озера, между Устьем реки Волхов и истоком Невы. Его длина по проекту составляла 111 км от города Новая Ладога до Шлиссельбурга., ширина по поверхности  воды — 21 метр. Канал планировался без шлюзов, глубиной 2.1 метра ниже уровня воды Ладожского озера.

Строительство началось в марте 1719 года. К строительству было привлечены тысячи людей — крестьяне, вольнонаемные и воинские части.

12 мая 1731 года стало официальной датой начала судоходства по Ладожскому каналу. Созданный по инициативе царя — реформатора канал был назван именем Императора Петра Великого или Петровским, став третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой его эпохи. На тот момент канал  являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы и стратегически  важным военным объектом России.

Эксплуатация канала с каждым годом усложнялась. Глубина канала уменьшалась.  В 1826 году  из-за сильной засухи  судоходство по Старому Ладожскому каналу полностью прекратилось. Для обеспечения уровня воды в канале, достаточном для прохождения судов, по концам — в Шлиссельбурге и в Новой Ладоге были сооружены шлюзы. Впоследствии подобный шлюз был сооружен  и по трассе канала..  В Новой Ладоге установили паровые насосы с производительностью 310 кубометров в сутки, которые перекачивали воду из Волхова в канал.  Глубина канала продолжала неуклонно уменьшаться..

В том же году  были проведены изыскания и составлено несколько проектов углубления канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение работ. В связи с этим Департамент  сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал своими силами, но уже без шлюзов и с повышенными габаритами: ширина по зеркалу — 36 метров, по дну 26 метров, глубина при самом низком уровня в озере — 1.8 метра.

Строительство началось 28 мая 1861 года, и 1 сентября 1866 года канал был открыт для движения судов. Новый канал  называется  Новоладожским, он идет параллельно старому и ближе к  Ладожскому озеру. Протяженность его 110 км.
Появился новый бесшлюзовый водный путь вдоль южного  берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Построен за 5 лет с 1861 по 1866 годы параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхость Староладожскому каналу времен Петра 1. До Октябрьской революции новый канал назывался именем Александра освободителя.

И вот здесь меня, как автора данной статьи,  заинтересовала новая тема. Почему Старый канал  проходящий рядом и  параллельно идущим с Новым каналом, не мог продолжать функционировать при регулярном принятии мер по его усовершенствованию, связанным с углублением и очисткой.  И почему Новый канал работает по настоящее время, при обычных условиях его эксплуатации — как очистка дна, нормальные работы по углублению, при необходимости.

Естественно эти вопросы задавали себе и другие, более компетентные, чем я специалисты. Чтобы  это понять, хотя бы поверхностно,  мне пришлось  познакомиться с геологическими  особенностями данной территории на основании  заключений и высказываний специалистов.

Решением данной задачи занялся   известный  в Санкт- Петербурге специалист по геологическим подвижкам Северо-Запада России Владимир Николаевич Козин. Им написана статья «Зачем был выкопан Новоладожский канал».

Этот автор пошел по пути исследования тектонических изменений на данных территориях в относительно недавнем времени. Он указывает, что в последние столетия на территории Северо-Запада происходили так называемые «афтершоки» (Aftershoch) , то- есть повторные сейсмические толчки, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. Сильные землетрясения всегда сопровождаются многочисленными афтершоками.  Очевидно, что последние афтершоки происходили в 1829 году. Проектирование канала проводилось в 17 веке, когда влияние афтершоков еще не проявлялось.. Граница действия афтершока определяется линией прохождения «глинта». Опять непонятное слово. По википедии - глинт, это геологическое образование, природный уступ в виде крутого склона. Наиболее типичный Балтийско — Ладожский   глинт сложенный  твердыми известняками. В данном случае глинт проходит от Таллина до устья Свири. То-есть этот глинт, как я понял, ограждая Новоладожский канал от воздействия афтершоков, и этим защищает его от обмеления.

Создание надежного водного пути от реки Волхов до Санкт-Петербурга  обеспечило торговые  пути со стороны Новгорода и бассейна озера Ильмень. Более широкий и разнообразный бассейн Волги был по водным путям для Петербурга пока недоступен. Это не могло не побуждать правительство России к поискам путей решения так же этой проблемы. Решение было найдено в виде создания «Мариинской водной системы», которая соединила бассейн Волги со Свирью.( если хватит сил и времени собираюсь провести аналогичное описание строительства «Мариинской водной системы»)

В связи с появлением грузопотока из Свири  в  1802 году  были построены между Волховом и Сясью   Старосясьский канал, и в 1810 году Старосвирский канал — между Сясью и Свирью. В дальнейшем в связи с ростом судоходства в 1861 -1883 годах параллельно существующим каналам  ближе к Ладожскому озеру были прорыты  более совершенные — Новосясьский и Новосвирский  каналы.               

А далее я буду излагать свои личные воспоминания  и впечатления о  плаваниях по каналам. Как я писал в начале, плавание по каналам составляло по времени существенную часть отпуска и, потому  остались глубоко в памяти.

Работа на производстве в течении года требовала от меня большого напряжения, которое меня долго не отпускало даже в первые отпускные дни.  Кроме того отправление в месячный  лодочный поход требовало серьезной подготовки, которая начиналась задолго до отплытия. Нужно было укомплектовать лодку всем необходимым: инструментом, посудой, рыболовными снастями, одеждой, запасными частями и множеством других мелочей. Одной из важных забот был запас топлива и машинного масла.

В последний рабочий день перед  отпуском, обычно в пятницу, я с работы ехал на базу, чтобы привести в порядок все подготовленное к походу, что возможно загрузить в судно.  В субботу по дороге на лодку делал последние закупки скоропортящихся продуктов и курева . На базе окончательно все раскладывал по местам. Во время плавания лодку качают волны, как естественные, так и от проходящих крупных судов. Поэтому все погружаемое в лодку должно быть надежно закреплено. Необходимо сохранить место предстоящих ночлегов в каюте, доступность предметов ежедневного пользования как постели, продукты, посуда. Когда все было подготовлено, я шел к вахтенному базы, записывал сведения о времени отхода,  направление похода и время возврата.

Отягощенный всеми этими заботами я отправлялся в плаванию, Запускал двигатель, поднимал якорь, отвязывал причальные концы  и начинал движение.. Пройти надо было весь Ленинград, а это почти четверть всей Невы. Все это было не так просто, поскольку в Неве идет довольно интенсивное движение и плавает много топляков, сталкиваться с которыми было нежелательно. Кроме того  это было начало похода, от которого много ожидалось, и было некоторое волнение, а как он пройдет в действительности. Сказывалась усталость прошедшего  рабочего года. По этим причинам  плавание по Неве проходило для меня довольно напряженно.

Когда начинало темнеть, я обычно заходил на ночлег  в устье либо реки Славянка, либо реки Ижора где, зачалившись к плотам, можно было переночевать и  утром  продолжать путь. Вспомнился эпизод из прошлых плаваний.

В одном из этих месте  я  устроился на ночлег. Утром всю эту местность покрывал густой туман с видимостью наверное не более 50 метров. Не желая терять время, решил все равно выйти в Неву и продолжать путь. Думал, что пойду на минимальной скорости, вдоль берега. Но в действительности я быстро  потерял в тумане ориентацию  и оказался в сплошном «молоке». Двигаясь далее вслепую, увидел опять берег, выключил мотор и бросил якорь, решая дождаться рассеяния тумана. Ждать пришлось около часа. Когда туман рассеялся, я увидел, что в тумане, я того не замечая, пересек Неву.  Я понял, что при определенных обстоятельствах, я мог попасть или столкнуться с идущими по центру реки судами. Для себя запомнил — в туман никаких передвижений, сиди и жди ясной погоды.   Это подтверждает подобный случай произошедший на Ладоге, Я вышел порыбачить в озеро  и был в видимости берега. Напал туман. Опять я в молоке. Куда плыть? Как назло, не оказалось у меня компаса . Кое как по камышинкам нашел берег. Зарекся выходить без компаса, и вообще в туман нужно стоять на причале у берега. Вспомнилась повесть Чингиза Айтматова  - «Пегий пес, бегущий краем моря».

С утра продолжил путь далее по Неве. Впереди трудный  участок — Ивановские Пороги». Там на быстрине  скорость равна или даже превышает скорость моей посудины. Чтобы их преодолеть, нужно совершить некоторый маневр -  подойти к горловине порога по тихой воде Тосненского расширения реки ближе к началу порога  у левого берега. Проход порогов возможен только при разрешительных знаках на семафорной матче, прямоугольник должен быть снизу (я иду против течения — значит снизу, квадрат знак разрешительный) а треугольник наверху.  При разрешении входа в порог я должен резко пересечь Неву и, прижавшись к правому берегу, где течение чуть слабее, продолжать движение вверх.

Опять воспоминание. Однажды, когда, завершив этот маневр, я уже начал движение вдоль правого берега, остановился двигатель, и возникла опасность, что меня нанесет на каменную гряду. К счастью у меня была всегда наготове полная горючего  канистра со шлангом, я ее быстро подключил к двигателю и продолжил движение. Оказалось было засорение бензопровода от основного бака.
«Вода ошибок не прощает!»

На правом берегу Невы, напротив Петрокрепости в Неву впадает Черная Речка — это практически значит, что  Нева пройдена.  Во время всех походов, это было место моего отдыха . Отдыхаю, перекусываю, заливаю баки горючим.

Выхожу из Черной Речки, пересекаю Неву и вхожу в Новоладожский канал.
Переход по Неве проходитл в некотором напряжении, отпуска еще не ощущал.. В канале уже спокойнее, течение слабое или даже никакое. Крупных судов нет. Единственная  трудность — расхождение с плотогонами. Буксир со скоростью думаю 2-3км в час тянет плеть плотов длиной наверное до  полукилометра. Бывает, что хвост плети чертит по  берегу, с этой стороны обходить плот нельзя.  Нужно с помощью отмашек согласовать с рулевым буксира сторону расхождения. Ему с высоты рубки виден весь плот. Как правило, они ребята доброжелательные и правильную отмашку дают.  Наступает ощущение отдыха.

Уже к концу второго дня плавания подхожу к месту пересечения  канала рекой Назия. Поворачиваю налево, в сторону Ладоги. Место тихое, спокойное. И вот здесь начинается мой отдых. Я уже уверен в надежности своей посудины, Впереди меня ждут красивые и спокойные берега канала.  Здесь можно даже провести еще день отдыха с выходом в Ладогу на рыбалку

При дальнейшем  движении по каналу на отдых можно останавливаться почти у каждой деревни, где имеется проход в Ладогу.  Раньше было сказочное место на 67 километре, однако вход в сторону Ладоги  заилился. Здесь также можно отдохнуть. Первые походы за  грибами и ягодами, любование красотами озера.   
.  Одним из прекраснейших мест можно назвать Дубно, и со стороны Ладоги — мыс Орел.

Наконец  выходим в Волхов —город  Новая Ладога. Здесь можно пообедать, докупить продукты. Подойти к мосту Петербург-- Петрозаводск и там заправиться горючим.

Дальнейшее движение к реке Сясь хорошо проходить по Староладожскому каналу.   Как то при проходе по старому каналу наблюдал мышкующую лисицуу, которая не боялась движущейся под мотором лодки и я ее разглядывал с расстояния 2-3 метров.  Что впечатлило, это ее худоба, все ребра наружу.  Что значит не быть на попечении человека. 

После Сяси нужно переходить в новый канал. Заметное место — Вороново. Там можно перейти в старый канал и двигаться по нему дальше.  Через 15-20 км мы приходим в красивую часть старого канала с лесными массивами, наполненные дарами леса в виде грибов и ягод. Там можно пожить некоторое время или даже провести отпуск. Если переправиться на южный берег канала, то преодолев несколько болотистых полос попадаем на сухие полосы  богатые и грибами и ягодами.  В пользу проведения в этом месте отпуска говорит факт закрытия правого берега Свири в районе устья, довольно большой территории под природный заказник с запретом захода на его территорию.  В зону заказника  была включена одна из лучших территорий отдыха на Свири  — Лахтинский разлив

Для прохода до Свири от Вороново можно пройти далее тем же Старым каналом.
      


Рецензии
Здравствуйте, Артём. Очень интересные воспоминания "капитана" малого катера. Много особенностей, связанных с речным путешествием, природоведческих наблюдений. Прочитал с большим удовольствием. Спасибо.

Евгений Радомысельский   23.02.2023 02:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.