О духовной родине нашей эпохи

 
 Републикация. С вычиткой, небольшой правкой, добавлением иллюстрации.
Статья 2014г.

 Портрет жены художника. Е.М. Хомякова кисти поэта и художника 18ст. Н.М. Хомякова. Не правда ли очень похожа на Джейн Эйр в исполнении Зилы Кларк? Причем и платье, и прическа. Стиль 18в. во всем.

Глава из моей пишущейся монографии об искусстве и философии Барокко.

Марина Князева написала замечательную книгу "Ключ к самосозиданию", вышедшая в серии "Эврика". Так что сей труд молодой Марины Князевой доступен в печатной версии любому посетителю публичной библиотеки. Ныне Марина Леонидовна известнейший профессор, чьи лекции посещают со  всего мира.

Вначале книги она пишет воспоминания об одном из духовных наставников студенческой молодежи её поры. Человек неординарный, он жил в двух временных потоках:своем времени середины 20 века — и еще плотнее был погружен в духовный мир 18 столетия. Собрал обширную библиотеку писателей 18 века и труды об этой эпохе, коллекцию разнообразных артефактов, картин и т.д. Знал об этом веке всё, "и даже больше". Но самое главное:то, что сам воплощал из себя человека из прошлого:старомодной аурой человека другого мира, исполненного утонченного    благородства. Беседы его со студентами были фейерверком эрудиции и запомнились им навсегда.

Марина Князева пишет, что у многих людей подобного склада есть "две родины";и это делает их по-особенному многомерными личностями. Другой Родиной этого скромного и отстраненного от мирской суеты человека был идеализированный 18 век.
 
Я изучаю Барокко. Это не является чем-то экстраординарным:культурный мир ныне переживает Ренессанс Барокко. В музыке. В литературе. В театральной жизни. В философии. Разумеется, подобное обращение одной эпохи к другой не бывает случайным, а имеет под собой глубинные основания и богатые последствия для наследия, которое оставляет эпоха, вступившая в оживлённый духовный диалог в прошлым. Здесь достаточно упомянуть страстное до помешательства увлечение 19 века греко-римской античностью, безудержное подражание и копирование античных образцов "до смешного". Но результат:эпоха европейского классицизма — оправдал эту страсть.

Наше время другой родиной избрало, кажется, Барокко.
Даже к примеру такая сфера, как джаз:казалось бы, что общего с барочной музыкой, мадригалами и канцонами?

Но есть интереснейшие исследования о генезисе джаза из Барокко.
Выдающимся исследованием в этом ряду является монография Валентины Конен "Рождение джаза". В.Конен своими исследованиями реабилитировала в СССР полузапретный джаз. Известный советский музыковед американского происхождения, Валентина Джозефовна Конен провела новаторское и глубокое исследование происхождения ново-орлеанского джаза(из которого пошел далее весь джаз)— из гремучей смеси африканских ритмов и духовных песнопений спиричуэлс с музыкой латинос. Но эти латинос испано-португальских переселенцев в англоязычные штаты принесли с собой европейскую культуру. Музыка храмов основана на европейской классической музыке, на И.-С.Бахе, вообще, на музыке Барокко...Мотивы барочной музыки В.Дж.Конен иллюстрирует на нотных примерах самых расхожих джазовых песенок и пьес, всех этих "Хеллоу, Долли".

Ну и, разумеется, очевидное, что роднит джаз и барокко  это страсть к импровизации, как принципиальному основанию стиля. Игра строго по нотам — это уже пост-барочная музыка. Джаз вернул музыкантам свободу импровизации на заданные темы и блестящие соревнования-ансамбли перед публикой, да и само слово "концерт" с латинского означает "соревнование, состязание".
 Ничего не появляется на пустом месте...

Я бы смела утверждать, что не только музыка, но и философия нашей эпохи своим генезисом идёт из Барокко. Более того:доктрина социализма уходит корнями в так называемый утопический социализм. А это труды 16-17вв.
 
Продолжение следует.

Главы-статьи см.

01/10/2014

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/392081.html
 
24.01.2023 01:17

 Сборник эссе и статей: Музыка, кино, театр.


Рецензии
Есть вещи, в которых я мало что понимаю. Например, ничего не смыслю в физике. Плохо разбираюсь в технологиях. Но мне, кажется, слегка понятны искусство и литература. Во всяком случае я слышала про "античное барокко".
По теории А.М. Жабинского (т.н. Синусоида Жабинского) античность закончилась в 17 веке. В 18 веке были немногочисленные мелкие вкрапления. "Античность", созданная во второй пол. 18 в. и 19 в. под эгидой Арундельского общества и Общества дилетантов следует уже относить к подделкам.
Поэтому вопрос о том, что можно считать барокко, распространяется и на эллинистическую культуру традиционного рубежа эр, т.е. 1 в. до н.э. и 1 в. н.э.
Эта эпоха требует особого внимания.
Лонг (приблизительно 2 век) обнаруживает влияние, оказанное пастушескими идиллиями Феокрита, Мосха и Биона.
Пастушеские идиллии. "Коровки, коровки и бычок". Не приходит ли на ум сразу 18 век? )))
Мосх (Моско) жил во 2 в. до н.э. (почему-то не "приблизительно"). Возможно, родился в 1 в. до н.э. По Синусоиде Жабинского - это 17 век.
Бион Борисфенский жил в 4-3 вв. до н.з. Он же, скорее всего, Бион из Смирны - 3-2 вв. до н.э. писал в жанрах идиллии и элегии. Также 16-17 в. по СЖ.
Феокрит (3 в. до н.э.) известен своими идиллиями. Литературоведы считают его основоположником жанра небольших песенок про пастушков и пастушек. По СЖ - это 16 век.
Подражатели:
Вергилий - 1 в. до н.э.
Катулл - 1 в. н.э

Саннадзаро - 16 век. (Не он ли Феокрит?)
Торквато Тассо - 16 век.
Гварини - 16-17 вв.
Гете - 18-19 вв.
Леопарди - 19 век.
Альфред Теннисон - 19 век.
Ницше - 19 век.

Живописные идиллии - 17-18 век.
Средневековые подражания идиллиям (если таковые существуют), вероятно, являются подделками 18-19 вв.

Елена Троянская Третья   18.09.2023 12:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!
Ваша подготовленность к написанию монографии об эпохе Барокко очевидная, вы глубоко "в теме", хотя я не знаю, кем вы являетесь по образованию, но, судя по вашему признанию, - вы гуманитарий.
Но вы очень хорошо поняли и вот это:сложно ныне с подлинной исторической хронологией и поэтому что, собственно, считать барочной эпохой, и прочими эпохами, сейчас не так определённо, как раньше, когда мало кто сомневался в том, что по крайней мере датировки в учебниках истории подлинные. Сейчас в этом не просто сомнения, а твердо установлены многочисленные фальсификации, системно.
Меня это и огорчает тоже, так как правды мы не знаем, история превратилась в темный лес, и не видно той нити Ариадны, которая бы вывела из него к некоторой новой определенности. Фоменко я не так уж и доверяю, а другие в этом сложном вопросе вообще дилетанты, а не серъезные исследователи, и вольные сочинители альтернативки, да и ту переписывают друг у друга, не очень затрудняя себя оригинальными концепциями.
Наверное, следует ориентироваться и на субъективные факторы в определении того, что такое культурная эпоха.
Спасибо за интересные историческеи изыскания в рецензиях, это очень интересно и требует тщательной проработки.
Вопрос о "подражании" непрост, мне всегда казалось, что никакого подражания Античности не было, а просто Античность была не так давно.

Зера Черкесова 2   19.09.2023 01:15   Заявить о нарушении
По вашей рецензии этой и другим есть что погуглить. Спасибо.

Зера Черкесова 2   19.09.2023 01:16   Заявить о нарушении
О хронологии. Наивным людям, хоть и образованным, почему-то кажется, что история архитектуры всё расставляет по своим местам. Это не так.
Даже история технологий неоднозначна. Иначе историкам давно бы указали на их ошибки на официальном уровне, я думаю.

Елена Троянская Третья   19.09.2023 11:44   Заявить о нарушении