Два брата. бывальщина

 
               Дело давнее. Еще при царице Екатерине  все случилось.
 Стояла возле леса, недалеко от Вытегры, невеликая деревня. Жили в ней вепсские люди. Рожь сеяли, да овёс, какую-никакую скотину держали, сено косили, да так и жили- на барщину не ездили, но налоги государыне исправно платили.
Жили в той деревне два брата. Вроде, в детстве вместе росли, в одной семье, а характером разные  были.

В семьях, раньше, как жили? Все обязанности меж собой делили. У взрослых свои дела, а у ребят свои.
Старший, Онни,  делал сызмальства всё как следует, хотя ему больше заданий давалось. Ещё и догляд за младшим братом поручали старшему, как исстари повелось. Младший, Юрки, балованный был.  Так это часто в семьях бывает. Малым ребятишкам больше внимания. Видно, поэтому он и привык с ленцой работать, а если была возможность, словчить норовил и за чужой счёт поживиться. Он ещё и гордился  тем, что в выигрыше остался.

Пойдут к примеру братья в лес за черникой. Матери нужно сладкий кисель к ужину сварить. Обоим ведёрки дадут, а  домой только с полным ведёрком прийти можно. Конечно,  по возрасту и ведёрки у братьев были. У старшего,  почитай, вдвое больше, оно чем у второго.
 Придут они в лес, да отыщут  полянку, где черничник богатый.  Однако пока Онни ягодку за ягодкой в ведёрко кладёт,  Юрки одну в ведёрко, а две в рот норовит. Опять же от мошек и комаров удобнее отмахиваться. Летом ведь в вепсских лесах полно этой твари. Ягода сладкая, вкусная, все губы и язык у него черно-синими сделаются, а у старшего только пальцы выпачканы. Ведро почти полное у Онни, а у Юрки и половины нет.

Чтобы ведро не таскать за собой, старший на новое место отойдёт, где ещё ягода не выбрана, да в горсти её собирает. А в это время Юрки ладошки свои к нему в ведро запустит, да и пару горсточек к себе в ведро пересыпает. Наполнятся ведёрки- пора домой. А дома родители хвалят обоих, особенно младшего. Мать спросит:
- Онни, ты хоть черники поел? Вон у Юрки все губы ягодой запачканы, а у тебя нет.
- Нет, мама, - отвечает он, - некогда было,  хотелось побыстрее ведёрко полное собрать, а то слепни и мошка, сегодня роем в черничнике висят.
Смажет мать сыну холодной простоквашей искусанные щёки  и запястья рук,
- Ничего, к утру заживёт.

Стали постарше ребята, разным промыслом овладевали. Как петли на зайцев зимой поставить, как щуку острогой бить, да катиски и жерлицы настраивать. Онни немногословный был, но рукастый. За что возьмётся -дело спорится. Юрки красавчиком вырос -кудрявый, да говорливый, на балалайке играть навострился. Девки многие на него заглядывались.
 
 Женились братья оба удачно. Жёны – красавицы, работящие. У старшего сын и дочка родились, у младшего две девчонки -симпатяшки. Братья дружбу водят. У жонок ихних, правда, не заладилось. То одна фыркает, то другая. Живут рядом, а в гости не ходят, только в церкви встречаются, да когда корову  утром выгоняют из хлева , чтобы в общем стаде пастух отвёл.

  На рыбалку братья вместе ходят. Каждый свою вершу -катиску сооружает и место своё выбирает, куда поставить, так же и жерлицы -каждый свои ладит. На реку идут вместе, но места любимые у каждого свои. Сначала одному снасти выставят, а потом другому.

 Юрки поленится наживку ловить, возьмёт у Онни штук пять плотвичек на наживку жерлиц, а тот десяток своих  жерлиц на другом плёсе поставит. На следующий день идут на реку вместе, ближе к полудню, чтобы к обеду  рыбу приготовили им. Да только Юрки, иной раз, встанет с рассветом и на речку, да у брата пару щук с жерлиц и снимет, а то и налимчика из катиски вытряхнет. А к обеду уж как Бог послал.  Жена его хвалит, не зная, чем он занимается, да ещё и другим хвастается, что у неё муж такой удачливый.
Хозяйство тоже вели  братья по-разному. У старшего изба большая, справная, на каменном основании, в четыре окна на речку смотрит. В хлеву две лошади, да две коровы, да овец десяток, куры в сарае кудахчут.

 У младшего изба  поменьше, Нижние венцы прямо по земле уложены. Когда строился, решил побыстрее дом поставить.  Лошадка одна, кур пяток есть, да корова, хоть ледащая, но полведра молока каждый день надаивают. И то слава Богу, а то бы совсем неладно было.   

Любимая присказка у Юрки: и так сойдёт, а Бог поможет. Забыл он, что Бог помогает тому, кто сам не ленится.

Вот летом все сено косили, да стога метали. Юрки три стога выставил.  Онни восемь стогов сметал, ему больше надо. Все стога у Онни жердями высокими и  толстыми  укреплены, да концы верёвкой связаны.  Юрки за такими поленился в лес идти. Из мелких берёзок, какие были по краю леса, он жерди и заготовил. На три дня раньше, чем старший брат с сеном управился. Сидит на завалинке, да на балалайке бренчит, песни весёлые поёт. Зима пришла, а с ней и буря снежная. У старшего стога как стояли, так и стоят, только снегом закидало. У Юрки два, что у леса остались, а тот, что посреди поля стоял весь ветром разметало. Пришлось под весну в лес ходить, да ветки ей на прокорм рубить, чуть не сдохла с голоду.

 Надумали братья в столицу съездить кое-каких товаров прикупить. До столицы российской, Санкт-Петербурга,  не так уж и далеко. Неделю туда и неделю обратно, ежели на санях на хорошей лошадке.

  Юрки прознал, что цена на картошку в столице высокая.  Нагрузил пять мешков сверху уселся и в путь двинулся. На другой день Онни на паре лошадей, в розвальни запряжённых, тоже на ярмарку столичную отправился. Повёз он на продажу два десятка налимов мороженных, бочонок ряпушки солёной, да лосятины копчёной погрузил. 

Бежит лошадка у Юрки бойко, да груз не малый – отдыхать нужно. Через каждые полсотни вёрст путник с лошадью на ночлег встаёт, лошадку кормит и сам поесть  должен.  Уже через Неву по льду переправился  Юрки, тут и буран среди дороги его прихватил.  Замело дорогу, не идёт лошадь по глубокому снегу. Чуть лошадь не заморозил и сам чуть не замёрз. Ехал по утру брат  из беды выручил. По его следу и Юрки до деревни добрался.

 На ярмарке Онни хорошие деньги за товар получил, а у Юрки только на сено для лошади в обратную дорогу и на связку бубликов денег хватило. Поморозил он картошку, мало хорошей осталось, остальную выбросить пришлось.   Так и воротились оба, Онни с подарками для всей семьи, а у Юрки семья чаю с бубликами попила  и ладно. Погоревали, что картошку он сгубил, порадовались, что живой остался. С  тех пор стали в деревне называть Юрки – Непутёвый.   

январь 2023. Эспоо. 
                               


Рецензии
Необычная притча!
Картина бесподобная!
С уважением!

Татьяна Немшанова   21.01.2024 17:19     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.

С уважением.

Евгений Пекки   22.01.2024 00:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.