Портрет Дориана Грея

«Портрет Дориана Грея» (англ. The Picture of Dorian Gray) — роман ирландского писателя и драматурга Оскара Уайльда.

В жанровом отношении представляет смесь романа воспитания с моральной притчей; оказался самым успешным произведением Уайльда, экранизировался в разных странах мира более 30 раз. Существует в трёх версиях — журнальный вариант в тринадцати главах, опубликованный в Lippincott’s Monthly Magazine в июле 1890 года, подвергшийся сокращениям, сделанным редактором журнала; первое книжное издание в двадцати главах (апрель 1891 года), в которое автором были добавлены главы III, V, XV—XVIII, а последняя глава разделена на две, ставшие главами XIX и XX и «бесцензурная» версия романа в тринадцати главах, представляющая собой первоначальную оригинальную машинопись Уайльда, впервые опубликованную в 2011 году Издательством Гарвардского университета. В основе всех изданий на английском языке и переводов лежит книжная версия 1891 года.
_______________
Сюжет

Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Любуясь своим изображением, юноша выражает желание, чтобы портрет старел, а он всегда оставался молодым. Дориан знакомится с другом Бэзила, лордом Генри Уоттоном — саркастичным гедонистом, презирающим традиционные викторианские ценности, и попадает под влияние его порочных идей. Дориан влюбляется в актрису, юную красавицу Сибилу Вэйн, но после провала спектакля, на который он пригласил лорда Генри и Бэзила, он объявляет влюблённой в него актрисе о разрыве. Вернувшись домой, он обнаруживает, что в очертаниях губ на портрете появилась складка жестокости, в то время сам Дориан не изменился. Он понимает, что повёл себя плохо, и решает жениться на Сибиле, но лорд Генри сообщает, что она покончила жизнь самоубийством. Генри удаётся развеять сожаления Дориана.

Поддавшись дурному влиянию Генри, Дориан предаётся порокам и разврату. Он видит всё новые изменения на портрете, сам он при этом сохраняет всю красоту молодости.

Спустя несколько лет Бэзил случайно встречает на улице Дориана и настаивает на беседе с ним. Бэзил рассказывает Дориану о кошмарной репутации, которую тот приобрёл. Бэзил не верит рассказам о Дориане, он считает, что пороки человека неизбежно отражаются на его внешности. Однако Дориан сохранил всю красоту своей молодости, что разрушает теорию Бэзила. Бэзил требует откровенного ответа, на что Дориан показывает портрет, на котором изображён отталкивающий постаревший человек, на лице которого отражены его пороки. Бэзил узнаёт свою работу и с ужасом осознаёт, что все слухи о Дориане — правда. Озлобленный Грей убивает Холлуорда. Шантажируя своего бывшего друга учёного Кэмпбелла, Дориан заставляет его уничтожить труп.

Дориан отправляется в притон в дальнюю часть города, где встречает одну из погубленных им женщин. Она называет его Прекрасным Принцем. Услышав это прозвище, задремавший в притоне моряк Джеймс Вэйн вскакивает и догоняет на улице Дориана. Он собирается застрелить Грея, обвиняя его в погибели сестры, но к Дориану приходит спасительная догадка, он просит Вэйна отвести его под свет фонаря. Моряк понимает, что молодой человек не мог погубить его сестру 18 лет назад, и отпускает Дориана. Однако к нему подходит падшая женщина и рассказывает, что Прекрасному Принцу гораздо больше лет, Вэйн осознаёт свою ошибку. Он выслеживает Дориана на охоте, но случайно попадает под выстрел компаньона Дориана. Кэмпбелл кончает с жизнью, общество считает, что Бэзил пропал в Париже.

Дориан решает измениться к лучшему. Сделав, по его мнению, доброе дело — отпустив влюбившуюся в него крестьянскую девушку, не обесчестив её, — он идёт к портрету, надеясь, что тот стал лучше, но, взглянув на него, понимает, что его помыслами руководит лишь тщеславие. Исходя из желания избавиться от единственного свидетеля своих грехов и прекратить это таинственное существование души в портрете, Дориан решает уничтожить портрет. Он вонзает нож в портрет. Слышится ужасный крик. Два прохожих джентльмена слышат этот крик и зовут полисмена, но узнав, кому принадлежит этот дом, с презрением переглядываются и уходят.

Слуги проникают в комнату и находят нетронутый портрет, на котором изображён их хозяин во всём цвете молодости и красоты, а рядом с портретом труп пожилого человека с ножом в груди с увядшим и отталкивающим лицом (возраст Дориана Грея на момент смерти составляет около тридцати восьми лет). «Только по кольцам на руках» они узнают, кто это.
_______________
Главные персонажи

* Дориан Грей — юноша, наделённый невероятной красотой. «Ему уже минуло 20 лет». Попав под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвятил свою жизнь жажде наслаждений и порока. В нём сочетаются тонкий эстет, даже романтик и порочный развратник, способный на преступление. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.

* Бэзил Холлуорд — художник, написавший портрет Дориана Грея. Его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Обречённый погибнуть от его руки, художник является проигравшим ангелом-хранителем Дориана. Со смертью Бэзила и Дориан Грей становится беззащитен.

* Лорд Генри Уоттон — аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление, изливающееся едкими афоризмами, проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Выступает в роли своеобразного Мефистофеля для Дориана Грея.

* Сибила Вэйн — актриса, «девушка лет семнадцати». До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Вспыхнувшая любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С первым ярким чувством в душе Сибилы резко пропадает актёрский талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящей страсти. Разочарование Дориана на спектакле приводит её к внезапному самоубийству.

* Джеймс Вэйн — брат Сибилы на год младше её, желает отправиться моряком в Австралию. Джеймс — суровый и грубоватый, бедно одетый молодой человек военной выправки, ревнующий экзальтированную и влюблённую Сибилу к неприятному ему богатому аристократу Дориану Грею. После самоубийства сестры Джеймс потерял смысл жизни и живёт лишь желанием мести.
_______________
Источники вдохновения

По жанру «Портрет Дориана Грея» — это conte philosophique, интеллектуально-аллегорическая повесть, столь популярная в эпоху Просвещения, однако написанная с позиций декадентства конца века. В Дориане Грее, главном герое романа, угадываются черты нового Фауста. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, именно он на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного и талантливого юношу в порочное чудовище. Под роль Маргариты попадает Сибила Вэйн, новый Валентин — Джеймс Вэйн. Как известно, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость.

Основным источником вдохновения для Уайльда служил, по-видимому, аллегорический роман Бальзака «Шагреневая кожа». Декадентский же дух произведения восходит к модному роману Гюисманса «Наоборот» (1884). Вероятно, это и есть та книга, которую лорд Генри даёт Дориану. Готический роман «Мельмот Скиталец» был известен Уайльду с детства, поскольку его автор, Чарлз Роберт Метьюрин, приходился ему двоюродным дедушкой. Именно к «Мельмоту» восходит и идея о таинственном портрете, прототип которого не старится, и отчасти герой, который может позволить себе всё.
_______________
История публикации

Роман был написан всего лишь за три недели. Впервые напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (Lippincott’s Monthly Magazine). В апреле 1891 года издан в Лондоне отдельной книгой, дополненной особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма, а также шестью новыми главами внутри основного повествования. Некоторые главы во второй версии полностью переработаны[2].

После публикации романа в обществе разразился скандал. Литературный истеблишмент осудил его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно.

По мнению Ф. С. Фицджеральда, этот роман «в общем-то, лишь несколько возвышенная сказка, которая полезна подросткам лет семнадцати, потому что побуждает их кое о чём серьёзно подумать» и в котором за образец взяты «Шагреневая кожа» Бальзака и «Наоборот» Гюисманса.

По наблюдению Екатерины Гениевой, в эстетской прозе Уайльда «живое начало исчезало, его убивали манерность и претенциозность», отсюда характерный для романа «переизбыток описания дорогих тканей, редкостных безделушек, экзотических цветов».

В романе ни один из пороков главного героя чётко не назван, кроме убийства художника и злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки:

Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнёс их сам.
Из письма О. Уайльда редактору «Скотс обсервер», 1890 г.
_______________
Цитаты из книги

***
Ты любишь всех, а любить всех – значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.

***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам.

***
Я слишком люблю читать книги, и поэтому не пишу их.

***
Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается.

***
Единственный способ избавиться от искушения — поддаться ему.

***
- Она мне очень нравится, но я не влюблен в нее.

***
- Значит вы не любите нашу страну? - Я в ней живу.

***
Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.

***
Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом.

***
Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас.

***
Наши массы считают, что пьянство, скудоумие и распущенность принадлежат им по праву
Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

***
Для гения границ не существует.

***
Женщины обладают удивительным чутьем: они способны обнаружить что угодно, за исключением очевидного.

***
Преданные сердца знают любовь лишь поверхностно, непостоянным же доступна вся глубина ее трагизма.

***
Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.

***
Женщины любят нас за недостатки. Если у нас их в избытке, то женщины прощают нам все, даже ум.

***
Как сказал один остроумный француз, женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

***
Это одна из величайших тайн жизни – душу исцелять посредством чувств, а чувства – посредством души.

***
Нужно зависеть только от себя самого. Люди свободны, и привязанность— это глупость, это жажда боли.

***
Чувства людей гораздо интереснее их мыслей.

***
Самая обычная вещь начинает казаться интригующей, когда начинаешь ее скрывать.

***
Думаю, ты неправ, Бэзил, однако спорить не стану. Спорят лишь убогие умом.

***
Вся прелесть прошлого в том, что оно — прошлое.

***
Смех – совсем неплохое начало дружбы и лучшее ее окончание.

***
О любви писать выгодно, на неё большой спрос.

***
Кроме чувств, ничто не способно излечить душу, равно как ничто, кроме души, не способно излечить чувства.

***
В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.

***
Безобразное в прекрасном видят люди испорченные и лишенные обаяния. В этом их ущербность.

***
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.

***
Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.

***
Влияние бывает только дурным, мистер Грей. С научной точки зрения любое влияние аморально.

***
Мы всегда ласковы с людьми, которые ничего для нас не значат.

***
Всякое искусство совершенно бесполезно.

***
Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.

***
Самое худшее в любом романе то, что по его окончании ты утрачиваешь всякую романтику.

***
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.

***
Богатые рассуждают о выгоде экономности, бездельники разглагольствуют о величии труда.

***
Символ всегда лежит внутри творения, его могут увидеть не все.

***
Разве всегда для веселья нужно искать повод? Почему нельзя просто жить и радоваться жизни, веселиться?

***
Женщина вступает в новый брак, только если не выносила своего предыдущего мужа. Мужчина женится снова, только если обожал первую жену. Женщины пытают счастья, мужчины им рискуют.

***
В дружбе, окрашенной любовью, всегда есть нечто трагическое.

***
Как можно любить всех, если вокруг столько подлецов?

***
– До чего ты любишь говорить рискованные вещи, Гарри!.. В данном случае ты заблуждаешься. Герцогиня очень мне нравится, но я в нее не влюблен. – А герцогиня очень в тебя влюблена, но ты ей не слишком нравишься, поэтому вы отличная пара.

***
Молодость весела без причины, — в этом ее главное очарование.

Однако красота, истинная красота, заканчивается там, где появляется ум.

***
В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели — людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных.

***
Иные яды столь коварны, что ими нужно отравиться, чтобы узнать их свойства. Иные недуги столь странны, что ими нужно переболеть, чтобы понять их природу. И все же как велика бывает награда!

***
Спорят только безнадежные кретины.

***
Совесть и трусость, в сущности, одно и тоже. «Совесть» — официальное название трусости, вот и все.

***
Спорят те, у кого есть своя точка зрения, и кто уверен в своей правоте.

***
Женщины защищаются нападая, нападки их принимают форму неожиданного и непонятного отступления.

***
Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей.

***
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.

***
Безделица — это деградация, разве к ней может быть интерес?

***
Если человек джентльмен, то знает вполне достаточно, если он не джентльмен, то любые знания не доведут его до добра.

***
Величайшие грехи мира рождаются в мозгу. А совершаются сердцем.

***
Красота – разновидность таланта, более того, она превыше таланта, поскольку не нуждается в разъяснении.

***
Так пользуйтесь же своей молодостью, пок она не ушла. Не тратьте понапарсну золотые дни, слушая нудных святош, не пытайтесь исправлять то, что неисправимо, не отдавайте свою жизнь невеждам, пошлякам и ничтожествам, следуя ложным идеям и нездоровым стремлениям нашей эпохи. Живите! Живите той чудесной жизнью, что скрыта в вас. Ничего не упускайте, вечно ищите все новых ощущений! Ничего не бойтесь!

***
Всегда! Какое ужасное слово! Я содрогаюсь, когда слышу его. Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно. Притом «всегда» — это пустое слово.

***
Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько    дольше.

***
Когда я очень люблю кого-нибудь, я  никогда никому не называю его имени. Это все равно что отдать другим частицу дорогого тебе человека.

***
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо.

***
Цель жизни —  самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность— вот для чего мы живем. А в наш век люди  стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг — это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они накормят голодного, оденут нищего. Но их собственные души наги и умирают с голоду. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали и страх перед богом, страх, на котором держится религия, — вот что властвует над нами.

***
Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда.

***
Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.

***
Определить — значит ограничить.

***
Лучше не выделяться. В этом мире легко живется глупцам и уродам. Расселись себе и наблюдают за представлением. Победа им неведома, но и поражение им тоже незнакомо.

***
Пунктуальность — вор времени.

***
Цените юность, пока она у вас есть. Не расточайте золото своих дней, внимая лицемерным занудам, пытаясь найти выход из безвыходных ситуаций или растрачивая жизнь на невежд, бездарей и чернь. Все это нездоровые стремления и ложные идеалы нашего века. Живите! Живите той удивительной жизнью, которая в вас есть! Не проходите мимо новых ощущений, ищите их сами! Не бойтесь ничего! Новый гедонизм – вот чего жаждет наш век! Вы можете стать его зримым символом. Для вас как личности нет ничего невозможного. На некоторое время мир принадлежит только вам.

***
Пунктуальность — это попытка себя дисциплинировать.

***
Что касается исковерканной жизни, то худшее из возможного – остановиться в росте.

***
Хочешь испортить человеческую натуру – займись ее улучшением.

***
Любить – значит превосходить самого себя.

***
А любовь — это тоже сплошной обман?

***
Облечь чужую душу в изящную форму и дать ей немного выстояться, услышать свои собственные интеллектуальные суждения из чужих уст, усиленные музыкой страсти и юности, капля за каплей перелить свой собственный нрав в другого, словно жидкость или аромат, – в этом заключается истинное наслаждение, пожалуй, самое насыщенное из всех, оставшихся нам в век ограниченный и заурядный, в век грубых плотских утех и примитивных обывательских устремлений.

***
Через месяц на клематисе распустятся лиловые звезды, и зеленая ночь его листвы будет таить эти лиловые звезды год за годом. А юность вы не вернете никогда. Пульс радости, что бьется в нас в двадцать лет, замедлится, руки и ноги ослабеют, чувства притупятся.

***
На сцене каждый играет свою роль, а в жизни все носят маски.

***
Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

***
Цель жизни – самосовершенствование. Осознать собственную сущность – вот для чего мы здесь! В наши дни люди боятся самих себя. Они забыли главное из всех обязательств – обязательство перед собой. Разумеется, им свойственно сострадание. Они накормят голодного, оденут нищего. Однако их собственные души голодны и наги. Наше поколение утратило силу духа. Возможно, у нас ее и не было. Боязнь мнения общества, основанного на морали, боязнь Бога, в которой и заключается секрет нашей религии, – вот что нами движет. И все же.

***
Я никогда не искал счастья. Кому оно нужно? Я искал наслаждений.

***
Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, если только он ее не любит.

***
Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-то другой это подберет.

***
Совесть делает из всех нас эгоистов.

***
Искусство отображает не реальную жизнь и даже не автора, а зрителя.

***
Влюбленность — это попытка защитить себя от быта и серых будней в браке.

***
Как и все люди, стремящиеся исчерпать тему, он исчерпал лишь терпение слушателей.
-Нынешние молодые люди считают, что деньги – это все. -Да. А с годами они в этом убеждаются.
Женщины в жизни — прекрасные актрисы.
В современной жизни порок – единственный яркий элемент.

***
Слова! Всего лишь слова! Как они ужасны! Как четки, ярки и жестоки! От них никуда не деться. И до чего коварна их магия! Они придают твердую форму вещам бесформенным, обладают своей собственной музыкой, похожей по мелодичности на альт или лютню. Всего лишь слова! Есть ли что-нибудь более реальное, чем слова?

***
В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем.

***
В чувствах людей, которых мы больше не любим, всегда есть нечто несуразное

***
Я пришел к выводу, что в основном женщины делятся на две категории: ненакрашенные и накрашенные.

***
Самое замечательное в жизни – душа человека и страсти его друзей.

***
Мне до тошноты надоели влюбленные женщины. Женщины, которые ненавидят, гораздо интереснее.

***
В основе оптимизма лежит чистейший страх.

***
Талант живет дольше, чем красота. Именно поэтому мы изо всех сил нагружаем себя избыточными знаниями. В дикой борьбе за существование мы стремимся овладеть чем-нибудь долговечным и как следствие в порыве глупой надежды забиваем свои головы всяким хламом и разными фактами.

***
Не говорите, что вы исчерпали жизнь. Если человек говорит так, то значит жизнь исчерпала его.

***
Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

***
Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира в том, что мы видим, а не в том, что скрыто.
За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.
 
_______________
P.S.:
* иллюстрация ALEX ZIRK


Рецензии