П. Сорокин. Основные формы взаимодействия

П. Сорокин. Основные формы взаимодействия
Явление взаимодействия как коллективное единство
§ 3. Основные формы взаимодействия
В зависимости от числа индивидов
Теперь рассмотрим основные формы взаимодействия. В зависимости от количества взаимодействующих индивидов можно различать социальные группы, составленные из взаимодействия: 1) двух людей друг с другом, 2) одного и многих (напр., лектор и аудитория, артист и зрители), 3) многих и многих (напр., схватка двух полков, борьба двух государств и т.п.). Сообразно с этим и общества бывают малочисленные и многочисленные.
В зависимости от качества индивидов
В зависимости от качества взаимодействующих лиц социальные группы или общества распадаются на множество форм. Они могут быть составлены из лиц одного пола (напр., женские монастыри, женские пансионы, воинские части, Запорожская сечь и т.п.) и из лиц разных полов; из лиц сходных друг с другом (по религии, по языку, по подданству, по профессии, по расе, по образованию и т.д.) и из лиц различных между собой в этих отношениях. Каковы будут люди, составляющие общество, таковым будет и последнее. Если эти люди будут темны и невежественны, отсталым будет и все общество. Если члены общества будут злыми и ленивыми людьми, - весьма плохой будет и вся общественная жизнь такой группы: в ней не будет ни мира, ни спокойствия, ни богатства, ни довольства, ни свободы. Одни будут угнетать других, власть будет тиранической, свобода в таком обществе невозможна. Если же, наоборот, члены общества образованы, друг друга уважают, все трудятся, никто не пытается жить на чужой счет, в таком обществе будет и порядок, и свобода, и довольство, и хорошая власть.
Взаимодействие одностороннее и двустороннее
В зависимости от характера взаимоотношений взаимодействующих людей можно различать взаимодействие одностороннее и двустороннее. Односторонним будет всякое взаимодействие двух лиц, где одна сторона влияет на поведение другой, а другая не влияет на поведение первой. Так, человек, власть имеющий, определяет своими приказами поведение подвластного. Но подвластный не всегда .может влиять на поведение властелина. От воли господина зависит судьба и жизнь раба; от раба же редко зависит поведение господина. Двусторонним будет всякое взаимодействие, где обе стороны влияют на поведение друг друга. Пример: А согласен доставить В пуд муки, если В доставит А 20 арш. материи. В таких явлениях поступки обеих сторон взаимно обусловлены.
Солидарное и антагонистическое
Рядом с односторонним и двусторонним взаимодействием можно различать взаимодействие солидарное (согласное) и антагонистическое (враждебное). Солидарным будет всякое взаимодействие, где стремления обеих сторон совпадают, где одна сторона не только не мешает, но, напротив, помогает достижению стремлений другой стороны. Пример: А хочет есть, В дает ему свой кусок хлеба. А хочет перенести бревно, В помогает А в этом деле. Общество, в котором члены взаимодействуют солидарно, будет обществом солидарным. Примерами его могут служить: все группы, где люди помогают друг другу; все группы, где люди совокупными силами стремятся к одной цели; все кооперативные союзы, где ряд лиц добровольно соединяет свои силы для достижения общих целей и интересов.
Противоположностью солидарному взаимодействию будет взаимодействие антагонистическое. Под ним разумеется такое взаимодействие, где одна сторона мешает или препятствует осуществлению стремлений другой стороны. Примеры: А хочет есть, В вырывает у него кусок хлеба; А хочет жить, В стремится убить его. Общество, в котором члены взаимодействуют друг с другом антагонистично, - будет обществом антагонистическим. В таком обществе неизбежны взаимная борьба людей друг с другом, начиная с смертельных войн и кончая судебной тяжбой, бранью, взаимной враждой, принуждением, угнетением и насилием одних над другими.
В солидарном обществе человек не принижен, не угнетен; здесь все равны друг другу. Здесь не нужно принуждения, не нужно деспотической власти. В антагонистическом обществе порядок приходится поддерживать силой; здесь власть неизбежно деспотична, царствует неравенство, права и достоинства человека не уважаются.
Кратковременное и длительное
По своей длительности взаимодействие бывает кратковременным и длительным. Сообразно и социальные группы бывают кратковременными и длительными. Примерами первых могут служить: взаимодействия двух лиц, встретившихся в трамвае или в поезде. Обменявшись несколькими словами друг с другом, проведя несколько минут или часов вместе, они расходятся в разные стороны и забывают друг о друге. Примерами длительного взаимодействия являются: взаимоотношение мужа и жены, родителей и детей, пожизненных друзей и т.п. Здесь взаимодействующие люди живут вместе и влияют на взаимное поведение в течение годов и даже в течение всей жизни. Такие социальные группы существуют годами и десятилетиями. Кратковременные же социальные группы похожи на бабочек-однодневок: не успели они возникнуть, как уже рассыпались и прекратили существование.
Организованное и неорганизованное
Далее можно различать взаимодействие организованное и неорганизованное, а сообразно с этим общества или социальные группы организованные и неорганизованные. Под организованным взаимодействием и обществом разумеется такое, где взаимное поведение людей совершается по определенному, повторяющемуся шаблону или порядку, где права и обязанности членов определены, где каждый знает, что и как он должен делать, как вести себя по отношению к другим людям. Примером таких групп может служить семья или кооперативный союз. Отношения членов этих групп определены, права и обязанности их ясны; эти отношения устойчивы и шаблонны. Дальнейшими примерами таких групп могут служить: государственная группа, политическая партия или заседание парламента. Всюду здесь мы видим организацию. Очередь выступления ораторов в парламенте, характер их речей определены наказом; порядок поддерживается председателем; отступлений от него не допускается.
Иное представляют общества или процессы взаимодействия неорганизованные. Здесь нет ни порядка, ни точного разграничения прав и обязанностей, ни устойчивости и шаблонности во взаимоотношениях индивидов. Здесь все случайно. Пример таких групп дает случайно собравшаяся толпа. В толпе нет ни порядка, ни организации. Здесь все шумят и "галдят". Порядок "галдящих" никем не определен. Нет ни очереди в выступлениях ораторов, ни наказа, ни председателя. Настроение толпы неустойчиво и случайно. Она легко подвержена панике. В ней постоянно скандалы. Она часто становится буйной и доходит до преступлений (разгром рынков, погром интеллигенции, убийство людей и т.п.). Неорганизованные группы похожи на бесскелетную массу, рыхлую, бесформенную, неустойчивую.
Сознательное и бессозиательное
Упомянем про деление форм взаимодействия с точки зрения их сознательности. В этом отношении можно различать следующие четыре вида: 1) индивид А может действовать сознательно; В отвечает на его действия (реагирует) также сознательно. А сознательно дает В 10 руб. денег; В сознательно дает А за эти 10 руб. фунт мяса. 2) Обе взаимодействующие стороны действуют бессознательно. А бессознательно зевает. В силу бессознательного подражания зевает и В. Спящая мать придавливает маленького ребенка. Ребенок бессознательно кричит. 3) А бессознательно совершает акт. В сознательно реагирует. Маленький ребенок плачет. Мать подходит и дает ему грудь. 4) А сознательно совершает акт; В бессознательно реагирует.
Полицейский расталкивает и поднимает мертвецки пьяного человека, лежащего под забором. Тот бессознательно мычит и отбивается.
Примеры всех этих четырех форм взаимодействия даны в сотнях других форм и случаев.
Интеллектуальное, чувственное и волевое
Наконец, отметим еще один вид взаимодействия в зависимости от того, что служит "материей" обмена в процессе общения. Если возьмем такие собрания людей, как аудитория научной лекции, то здесь материей обмена служат главным образом идеи. Лектор и его слушатели находятся в процессе идейного общения; от лектора к слушателям идут волны идей. Дальнейшими примерами такого идейного взаимодействия служат: заседания научных обществ, лекции, идущие в стенах университетов, взаимодействие учителя и учеников, кружки самообразования и т.д.
Назовем такие виды взаимодействия взаимодействием интеллектуальным (умственным), а соответствующие группы – интеллектуальными группами или обществами.
Теперь возьмем такие собрания людей, как публику, собравшуюся на бал, на концерт, на "танцульку", на цирковые представления, на пьяную оргию, на похороны. Здесь люди обмениваются друг с другом не идеями, а главным образом чувствами и эмоциями. Вальсирование или пляска в течение ряда часов, созерцание борьбы цирковых борцов, одурманивание в пьяной компании вином, шествие в похоронной процессии, слушание симфонического концерта знаний не дают. Не идеями здесь обмениваются люди, и не идеи они возбуждают друг в друге, а чувства и эмоции. Чувства веселья, радости, "сильных и острых переживаний", печаль и горе - вот чем обмениваются в таких собраниях люди и вот что они здесь разжигают друг в друге.
Назовем такое взаимодействие чувственно-эмоциональным, а соответствующие группы - чувственно-эмоциональными группами. Теперь посмотрим на такие процессы взаимодействия, как взаимодействие командира, командующего "пли", и солдат, стреляющих по команде; как взаимодействие воспитателя, говорящего воспитаннику: "не смей делать того то", "не плачь", "не тронь" или "сделай то-то"; взаимодействие комиссара, приказывающего крестьянину отдать хлеб, взаимодействие "барина" и "прислуги", где первый посылает вторую в лавку, приказывает "поставить самовар", "вычистить сапоги" и т.д. Здесь предметом обмена служат не идеи, не чувства, а волевые решения и приказы, требующие или предлагающие исполнения определенных велений. Командир, командуя солдатам "пли", "равняйся", "смирно", "поворот направо" и т.п., не стремится сообщить им знания, не разжигает в них определенные чувства, а сообщает им свою волю и требует ее исполнения. Это же самое применимо и к другим указанным случаям, как и к тысяче других. Назовем такое взаимодействие волевым, а соответствующие группы - волевыми группами.
Все социальные группы и все общественные явления распадаются на очерченные формы взаимодействия
Таковы основные формы взаимодействия и соответствующие социальные группы. На такие процессы общения и на такие мелкие - группы взаимодействующих людей распадается вся та человеческая среда, в которой мы живем и существуем и которая покрывает все население земного шара.
Если охватим умственным взором весь человеческий мир, то он покажется нам похожим на огромное человеческое море. Это море составляется из отдельных волн. Такими отдельными волнами являются отдельные процессы взаимодействия и образуемые ими социальные группы.
Все человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы ни взяли - будет ли ею семья, или класс, или государство, или религиозная секта, или партия, — все это представляет или взаимодействие двух, или одного со многими, или многих людей со многими. Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственно-эмоциональных и волевых. Какое бы общественное явление мы ни взяли, оно в конечном счете разложится на эти элементы. Явления войны, классовой борьбы, борьбы государств, национальностей, религии, экономическая конкуренция, состязание двух противников представляют различные формы антагонистического взаимодействия. Все явления взаимопомощи людей друг другу, кооперация в деле обучения и воспитания, достижения совокупными силами общей цели в научной, религиозной, в художественной и экономической области, создание общими силами всевозможных предметов и явлений, начиная с таких маленьких дел, как совместное перенесение бревна, и кончая такими делами, как постройка громадной железной дороги, прорытие Панамского канала или многоверстного туннеля, как создание всемирных кооперативных союзов, "Интернационала", "Лиги Народов", - все это различные формы солидарного взаимодействия. Весь обширный океан мировой истории человечества составляется из отдельных ручьев и речек, каковыми являются отдельные длительные и мгновенные процессы взаимодействия. Одни из них, а именно организованные потоки взаимодействия, имеют определенные очертания берегов, определенное русло, другие — неорганизованные процессы или группы, подобны бесформенной болотной воде, не имеющей определенного русла, ясных береговых очертаний и точно выраженного течения. Одни исторические события - результат сознательного взаимодействия людей. Таковы научные открытия и изобретения, таковы все сознательно обдуманные движения и организации. Другие события - плод бессознательных аппетитов людей. Таковы стихийные восстания, массовые погромы, бессознательные подражания (явления моды, психических эпидемий, распространения нелепых верований, абсурдных учений) и т.д.
Словом, весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия.
Вот почему важно было познакомиться с ними. Как море составляется из отдельных ручьев, рек и потоков, так и океан общественной жизни человечества составляется из таких отдельных процессов взаимодействия. Как море вечно, хотя отдельные его волны рождаются и исчезают, так вечен и весь мир общественной жизни человечества, хотя отдельные процессы взаимоотношений рождаются и умирают.

§ 4. Явление взаимодействия как коллективное единство
Из сказанного выше само собой вытекает, что группа взаимодействующих людей представляет особого рода коллективное целое или коллективное единство. Люди, взаимодействующие друг с другом, как бы связаны общей веревкой. Чем теснее взаимодействие, т.е. чем сильнее они влияют друг на друга, тем эта веревка короче. Подобно тому, как люди, связанные друг с другом веревкой, при своем движении "дергают" друг друга, двигаясь приводят в движение и других, так и люди, связанные друг с другом процессом взаимодействия, "дергают" всех взаимодействующих с ними лиц. Поступки и переживания каждого из них отражаются на поступках и переживаниях остальных. И чем взаимодействие теснее, тем это "дергание" других сильнее. Так, напр., члены одной семьи весьма сильно обусловливают взаимное поведение. Все, что случается с одним супругом, сразу же отражается на другом; радость одного нормально становится радостью и другого: несчастье, выпавшее на долю мужа, обычно делается несчастьем и для жены, и обратно. Точно так же переживания и поведение детей (напр., хорошее учение, удачные экзамены и т.п.) радуют и родителей; неудача последних (напр., разорение) отражается и на детях. Члены семьи, как видим, действительно связаны веревкой взаимодействия: поведение одного из них сразу же "дергает", отражается на поведении и переживаниях других членов семьи. Если взаимодействующие не связаны веревкой в буквальном смысле, то, как мы видим, они связаны рядом подлинных проводников.
Вот эта-то тесная (причинная) взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как многие доски бочки, скрепленные обручами, мы рассматриваем как одно целое, как одну бочку, или подобно тому, как множество отдельных клеток, тесно связанных друг с другом и составляющих наш организм, мы рассматриваем как одно существо, как одно "я", так и ряд взаимодействующих людей, в силу связанности и зависимости их поведения, мы можем рассматривать как коллективное целое, выделяющееся из массы остальных людей.
Это мы можем сделать еще и потому, что группа взаимодействующих людей совсем не похожа на простую сумму тех же людей, но не взаимодействующих друг с другом. Пятьдесят человек, взаимодействующих друг с другом, в итоге дадут группу резко отличную от тех же пятидесяти человек, живущих уединенно, не взаимодействующих. В первом случае неизбежно появится разделение этих пятидесяти на "властвующих" и "подчиненных", одни из них будут угнетать других, появится разделение их на более способных и менее способных; соединяя свои силы, пятьдесят человек могут сделать то, чего не могут сделать пятьдесят человек, живущих уединенно и не кооперирующих. Ничего подобного не может появиться при уединенно-одиночной жизни тех же пятидесяти человек. Если человек живет один, он сам - и власть, и подвластный слуга и господин, аристократ и демократ. 50 робинзонов, живущих на 50 уединенных островах, не создадут ни правительства, ни деления на богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых. Не могут также своими одиночными силами они создать то, что создадут 50 взаимодействующих лиц, соединяя свои силы.
Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличную от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.
И с этой точки зрения группа взаимодействующих людей резко выделяется, как особое целое, от остальной массы людей. В силу этих условий такую группу приходится рассматривать как коллективное единство, как особое существо, составленное из ряда отдельных людей. Так и будем мы поступать в дальнейшем. Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или,
короче, - коллективом. Так как общество или социальную группу мы определили как совокупность взаимодействующих людей, то отсюда следует, что всякое общество или всякая социальная группа представляет коллективное единство или коллектив.
П.А. Сорокин. Общедоступный учебник социологии (1920). Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. — 560 с. - (Социологическое наследие).
https://vk.com/doc177960928_599418257


Рецензии
Человечество-единый организм. Взаимодействие сознаний каждой клетки с остальными определяет здоровье организма. Коммуникация сознаний как кровь в организме сотворяет тело цивилизации. Лукавая коммуникация (думаю одно, говорю другое, делаю третье) разрушает цивилизацию, приводя её к гибели.

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   24.01.2023 13:50     Заявить о нарушении