ЛЮДИ И ДОМА - 11

            ЮЖНАЯ ЧАСТЬ ПЛОЩАДИ РУДНЕВА (продолжение)
               

                2.Соседние дома
               
Находившаяся на Скобелевской площади №1 Архангело-Михайловская церковь в [16] указана как церковь святого Михаила. Размещалась она недалеко от домов: южной части площади Руднева, бывшей Скобелевской (от 11 – го до 20 – номеров); домов с начальными номерами улиц Змиевской, Плехановской, Нетеченской и Старо-Мясницкой. Из окон нашего дома была видна восточная сторона ее здания. Церковь была взорвана в 1961 году.               
   Соседнее здание под №19 площади Руднева – ДК Строителей. Согласно [16] в 1901 г. домом №19 Скобелевской площади владела Александра Александровна Бич-Лубенская, дворянка.

"Под номером 19 было более обширное дворовое место, оно представляло собой огромную территорию, с садом и несколькими дворовыми постройками. Через дворовое место и сад проходила безымянная улица, которая разделяла имение на две почти равные части. Здесь располагался каменный двухэтажный дом постройки начала XIX в., в 1918 г. здесь располагалось городское училище. К 1925 г. это здание, из-за недостатка средств на его содержание пришло в упадок и к началу 30-х гг. было разобрано, хотя, как отмечали архитекторы, представляло архитектурную ценность. Дворовое место №19 занимала семья И. М. Бич-Лубенского. Кроме вышеупомянутого дома они сохраняли за собой деревянный одноэтажный флигель в саду и деревянный одноэтажный дом с выходом на площадь. Еще два флигеля и деревянный дом сдавались в аренду разным чиновникам".[15].
   Всё перечисленное выше, относящееся к дому под номером 19 мне уже не пришлось увидеть, рядом с нашим домом на этом месте красовался ДК Строителей, а вначале это было построенное в конце 1920-х двухэтажное здание Клуба строителей.
  Хорошо помню как в 1958 году достроили третий этаж и несколько корпусов, и тогда Клуб строителей превратился в Дворец Культуры с множеством кружков, студий, спортивных секций, кинозалом, библиотекой - настоящий центр культуры, искусства и спорта для многих харьковчан, и, в особенности, для жителей близлежащих домов.
Соседним домом №20 (угол Михайловской улицы) в 1901 г. владел Иван Михайлович Бич-Лубенский, дворянин.
Вспоминается строительство красивого пятиэтажного дома в начале 1950-х гг. на этом месте. На первом этаже этого дома располагался хлебный магазин, ателье по пошиву одежды, детский сад и домоуправление. Дом расположен на углу площади и улицы Шота Руставели (бывшей Михайловской), адрес дома – ул. Ш.Руставели 4/20.
   Сейчас техника позволяет виртуально прогуляться от места, где раньше стоял дом на площади  Руднева, 18, в разные стороны. Воспользуемся такой возможностью с помощью виртуального путеводителя, [17]. Мы видим, что здания ДК Строителей (пл. Руднева,19) и проектного института (Проспект Гагарина,1) расположены на одном уровне. А раньше, как хорошо видно на фото 1948 года, дом и прилегающая к нему часть двора были расположены на более высоком уровне ,чем Клуб строителей. В той части Клуба, которую можно увидеть на фото, располагался спортивный зал, в нем проходили тренировки по спортивной гимнастике. Мы, дети нашего двора, спускались вниз метра на 1,5 - 2, чтобы постоять у окон спортзала и созерцать тренировки гимнасток. Вообще, в 50-х годах прошлого века не только Михайловская церковь, а и дома №№17, 18 находились на более высоком месте, чем Клуб строителей. Там, где сейчас вы видите здание проектного института по проспекту Гагрина,1 (бывшей Змиевской улице), как помню, до 1957 –го года никаких домов не было. С этого места и до пересечения с Плехановской улицей возвышался аккуратно утрамбованный холм, на плоской оконечности которого ранее находились, скорее всего, разрушенные во время войны два угловых дома: первый – по улице Змиевской,1, угол площади Руднева, 16, и второй - по Змиевской, 3, угол улицы Плехановской, 1, (бывшей Петинской).               
Отмечу, что в первом из них жила семья Барабашевых (потом фамилия писалась Барабашовы), семья родителей будущего академика Барабашова Н.П.               
   О том, что в доме №16 жила семья Барабашовых рассказывает в своем видео-фильме
Г. С.Никольский. [ 14].
   Об этом также написано историком А.Парамоновым на сайте "Откуда родом" [15], [16].               
   В [16] записано, что в 1901 г. домом Змиевская №1/Скобелевская площадь №16 владела Валентина Васильевна Барабашева, жена коллежского советника, мать будущего академика Н.П. Барабашова.               
   Домом Змиевская №3/Петинская №1 - угловой дом владели Лелюковы -Екатерина Ивановна и её дети -Пётр, Фёдор и Настасья Алексеевы/(Алексеевичи).               
   Место бывших домов №№1, 3 по Змиевской улице долго пустовало. В 1958 г. на нем был выстроен новый пятиэтажный дом.               
   Раньше чуть ниже холма стояла скамеечка, а на повороте на Плехановскую был типовой для 1950-х пивной деревянный ларек зеленого цвета. Там собирались любители кружки пива и чего-нибудь покрепче, некоторые посетители ларька были тяжелыми инвалидами без ног, перемещавшимися на тележках. Ах, война, что она сотворила с людьми...               
   Хорошо помню, как сносили эту пивнушку, холм сравняли с землей, вырыли котлован и начали строительство большого пятиэтажного дома. Сейчас же это место принадлежит той части большого дома, (проспект Гагарина,1), что служит началом Плехановской. К этой части дома примыкает дом №3 Плехановской. Нетрудно понять, что на месте канувшего в лету пивного ларька, именно здесь находившегося, когда-то давно существовал упомянутый выше угловой дом Лелюковых.               
   Таким образом, сейчас дом с адресом - проспект Гагарина, 1, состоящий из трех частей, находится на месте бывших домов: дома №17 площади Руднева, дома Барабашовых –и  дома Лелюковых. Вы его можете видеть и со стороны площади Героев Небесной Сотни (для меня она остается площадью Руднева), и со стороны Проспекта Гагарина, и со стороны Плехановской.
   Рядом с нашим домом находился дом №17 площади Руднева - 2-х этажный частный дом.
Как указано в [16] в 1901 г. домом №17 на Скобелевской площади владел Сергей Фёдорович Морошкин, коллежский секретарь.               
   Затем его хозяевами были - знаменитый в городе адвокат, Евгений Львович Белостоцкий, и его жена, Маргарита Станиславовна. Хорошо помню их обоих, старенькую тещу Е.Л. Белостоцкого, если мне не изменяет память, ее звали Констанция Казимировна, его сына Игоря, Любу и Люду - жену и дочь Игоря. Это была очень интеллигентная семья. Они занимали 4 или 5 комнат своего дома, а остальные комнаты сдавали жильцам по символическим ценам. Пришлось слышать: занимавшая 2 комнаты семья платила хозяевам меньше, чем платили мы за государственную десятиметровую комнату.               
   Евгений Львович отличался своим благородством, об адвокатской деятельности Е.Л. шла молва: слушая его речи в суде, люди плакали; он, как правило, выигрывал судебный процесс.         
   Запомнилась его охотничья собака Рено, он часто с ней гулял и мы, дети, любили его сопровождать во время этих прогулок. Разговаривал он с нами как с взрослыми, и это, безусловно, нас подкупало. Не помню, в каком году (в конце 1950-х - начале 1960-х) Е.Л. Белостоцкий ушел в мир иной. Благословенна память о нем. Рено не выдержал смерти хозяина и через несколько дней скончался от глубокой тоски.               
   Вскоре после смерти хозяина городские власти решили снести его дом, всем семьям его квартирантов предоставили новые квартиры на Новых Домах в районе Московского проспекта. Жена и сын Евгения Львовича долго не соглашались переселяться на окраину, и спустя год или два им на всю семью всё же предоставили 3-х комнатную квартиру в уже заселенном доме на проспекте Гагарина,1.
   По другую сторону от Михайловской церкви находился дом №14 площади Руднева.
Во дворе №14 располагалось несколько домов. В справочнике [16] находим, что в 1901 году домовладельцем дома на Скобелевской площади №14 (угол  Гимназической набережной) был Иван Яковлевич Платонов, титулярный советник, (в этом доме кроме жилых квартир размещалась психиатрическая лечебница, открытая доктором Платоновым).               
Дом №15 я не помню, в справочнике [16] написано, что в 1901 г. домом №15 Скобелевской площади (угол Нетеченской улицы) владел Яков Яковлевич Прокопович, протоирей.
К южной границе площади также примыкали дома, находившиеся на четной стороне Змиевской улицы:                Змиевская №2 (угол Нетеченской), владельцы - Некрасовы Алексей Тимофеевич и его жена Матрена Ильинична, мещане;               
Змиевская №4 (угол Старо-Мясницкой), владельцы - Мария Яковлевна Иванова, жена присяжного поверенного и Софья Фёдоровна Шаховская, княгиня.               
По-моему, по крайней мере, один из этих домов еще существовал в 1950-х годах. Сейчас там пятиэтажный дом (проспект Гагарина, 2), строительство которого тоже помню, как и кафе, расположенное на первом этаже этого дома, где мы наслаждались мороженым и коктейлями.
А вот о том, что было в описываемых местах давным-давно.               
"Каменные здания вокруг площади строились с 1820-х годов. В доме № 10 проживал профессор Харьковского университета, действительный статский советник А.В. Гуров. В доме № 14 была устроена частная психиатрическая лечебница доктора Платонова. В доме № 16 проживал профессор Харьковского университета П.Н. Барабашов. Харьковский городской голова Иван Михайлович Бич-Лубенской владел двумя дворовыми местами: №№ 18 и 19. на одном из них стояло самое первое каменное здание площади – 3-х этажный каменный дворец коллежского советника Н.Н. Бахметьева. Значительную часть дворового места Бич-Лубенского составлял сад, который сегодня носит название парка «Строитель»",[15].         
   Вернемся в эпоху начала 2-ой половины ХХ века. Дворы всех описываемых домов утопали в зелени, вокруг домов раскинулись упомянутые мной церковный сквер и большой пионерский парк, сейчас это парк "Строитель", вход в него между домами №№11 и 13 Плехановской улицы.
   Попасть в этот парк мы могли не только с этого входа, но и более коротким путем, пройдя из двора нашего дома во двор Клуба строителей, и оттуда попадали прямо в парк. Могли пройти в этот парк не через главный вход, а через двор 11 - ой поликлиники и жители улицы Руставели. В 1950 - 1960-е годы пионерский парк (старожилы его называли Чкаловским) пользовался огромной популярностью у детей нашего района. Какое-то время в нем летом функционировал городской пионерский лагерь, там были качели, карусели, сцена, беседки, скамеечки. Примерно в 1960-м году покрыли бетоном ров и создали искусственный водоем, фактически небольшой бассейн, в котором мы плавали. Вход в парк был свободный. В этом, усаженном деревьями парке было несколько красивых ухоженных клумб, также красовались и благоухали цветы вдоль дорожек. Сейчас, пройдясь (в том числе и виртуально) вдоль ДК Строителей, расположившегося в южной части площади Руднева (сейчас Героев Небесной Сотни), начала четной стороны улицы Руставели, начала нечетной стороны Плехановской улицы до пересечения ее с четной стороной Никитинского переулка, мы можем увидеть кроны деревьев, густо расположенных во дворах за всеми домами.               
Наши современники обязаны такому интенсивному озеленению района семьям Бич-Лубенских и Синяковых, сажавших здесь сады начиная c XIX века

   Дома Синяковых недалеко располагались от дома Веркиных со стороны Никитинского переулка.               
   История семьи М.И.Синякова несомненно представляет немалый интерес для всех, интересующихся историей Харькова. Благодаря Андрею Парамонову мы можем сегодня с ней ознакомиться,[18].
№ 22-а дом купца Михаила Синякова (А. Парамонов, Харьков)
"Со времени выхода заметок в газете «Харьковская неделя» уже несколько домов, которые за вполне рядовыми для городской застройки стенами таили в себе необыкновенные истории жизни их владельцев, уничтожены. Один из этих домов ; непревзойденный по количеству гостивших в нем поэтов и художников, что возбуждали умы и сердца жителей всей империи. Кто-то смотрел на них с восхищением, а другие, наоборот, с неприязнью. Их выступления в Харькове носили провокационный характер, вызывая у властей полное недоумение и нерешительность, ведь с этим просто ничего нельзя было поделать.                Я говорю о футуристах. Владимир Маяковский, Давид и Николай Бурлюки, Велимир Хлебников, Григорий Петников, Богдан Гордеев, Николай Асеев ; все они побывали в доме по Никитинскому переулку, 22 (сегодня № 22-А). Но не только футуристы туда захаживали. Бывали там и другие поэты и художники, в том числе Сергей Есенин, Борис Пастернак, Борис Косарев, Василий Ермилов и др. Что же это за дом такой, почему эти знаменитости в разные годы в нем бывали?               
   Построил его в начале XX ст. прибывший в конце 1870-х годов мещанин уездного города Валки Михаил Иванович Синяков. В Харькове он занимался изготовлением церковной утвари из золота и серебра, перешел в купеческое звание. В 1880-е годы открыл магазин в Пассаже по продаже дорогих украшений из золота и брильянтов.
 Разбогатев, в 1896 году Синяков приобрел два дворовых места в Никитинском переулке у наследников мещанина Андрея Николаевича Черникова и крестьянина Терентия Ивановича Белоброва. Проживая с семьей в старом деревянном доме Черниковых, он начал строительство каменного двухэтажного доходного дома и одноэтажного каменного дома для семьи, разбил обширный сад.
 Близость к самой современной, электрифицированной Петинской улице (старое название Плехановской) обеспечила дома Синякова электроэнергией, телефонной связью, центральным водопроводом и канализацией. Только отопление в домах было печным. По Петинской ходил городской трамвай, что делало этот район очень престижным. В соседях у Синякова был известный общественный деятель, председатель Съезда мировых судей Иван Михайлович Бич-Лубенской.               
   Сад Синякова в Никитинском переулке занимал площадь почти 900 кв. м, здесь росли яблони, груши, сливы, волошские орехи, бересклеты, огромное количество садовых цветов, которые сажала супруга купца Александра Павловна. Необыкновенно гармонично вписывалась в него беседка, выполненная из дерева и украшенная коваными элементами, с крышей листовой меди, забавными фонарями в китайском стиле. Невдалеке от беседки бил фонтан, особый уголок для детей, которые носились по всему саду и кричали так, что даже прохожие на улице неустанно жаловались полиции. Необычайно скупой Михаил Иванович Синяков терпел убытки, вознаграждая городовых.
Супругой Михаила Синякова стала уроженка города Владимира Александра Павловна Ершова. От этого брака у Синяковых родились девять детей: Зинаида (1886), Надежда (1889), Мария (1890), Ксения (1892), Вера (1896), Александра (1897), Владимир (1899), Борис (1901), Виктор (1902).
Их мама умерла после рождения Виктора в 1902 году. Девочки были предоставлены сами себе. Отец не жалел денег на их образование, в которое входили, помимо гимназического курса, занятия живописью и музыкой. Зинаида, будучи прекрасной пианисткой, уехала в Москву, снимала квартиру на Тверской. В этой квартире и познакомились сестры Синяковы с футуристами. Возвращаясь в Харьков, они тянули за собой и своих поклонников. Благодаря им наш город стал местом паломничества футуристов.
Маяковский был влюблен и в Зинаиду и Веру Синяковых, за Надеждой приехал в Харьков Борис Пастернак, Вера вышла замуж за поэта и переводчика Григория Петникова, Ксения ; за Николая Асеева. В Марию Синякову влюблялись все, кто видел её необыкновенные глаза, но замуж она вышла за художника Арсения Уречина, отчего, не выдержав любовных переживаний, застрелился поэт Божидар (Богдан Гордеев). Мария ещё при жизни стала кумиром авангардистского искусства, избранная в Харькове вместе с Хлебниковым и Петниковым третьим Председателем Земного шара.                Михаил Синяков умер 25 октября 1910 года, купив перед этим в селе Красная Поляна Змиевского уезда земельный участок, где построил деревянный дом на каменном фундаменте и разбил сад. При посадке деревьев он обнаружил странную руду и, решив, что это шанс ещё больше разбогатеть, несколько дней подряд копал сам ямы на участке. От перенапряжения или по другой причине он и умер скоропостижно. Его наследницы с мужьями с трудом избежали разорения, сохранили имения, созданные руками отца, и сами воспитывали младших братьев.
   В 1920 году дом в Никитинском переулке национализировали большевики, а в 1929 году его арендовал клуб латышских рабочих «Дарбс». Клуб за счет сада решил устроить спортивную площадку. К чести районных властей, им запретили вырубать сад, объявив, что он имеет дендрологическую ценность. Беседку перестроили, вместо ковки набили доски, медь украли, крышу заменили на железную.
 После освобождения города в 1943 году здесь располагался детский сад, потом центр детского творчества, пока в годы независимости здание не отдали под склад и швейный цех. И вот в 2018 году дом Синяковых разобрали. Территория сада Синяковых вошла в состав парка «Строитель», из посаженных ими деревьев уцелели лишь бересклеты"
 
 На фото один из немногих сохранившихся старых домов, Плехановская,№3.Слева к нему примыкает часть дома , проспект Гагарина 1а, соединенного с домом , проспект Гагарина 1, расположенным с ним под углом. Угол пр. Гагарина и Плеханоской.

 Эти воспоминания были впервые опубликованы на портале Евгения Берковича в №112 «Старины»
https://s.berkovich-zametki.com/y2022/nomer1/gil/
ссылки см.в последней части               


Рецензии