Рождественский кролик
В этом году Вера Ивановна сделала ремонт на кухне, сильно потратилась и решила, по возможности, жить экономнее. «Зачем покупать кролика перед Новым годом?» - подумала она, - «цены после праздника живота (так она называла Новый год) упадут, тогда и куплю, числа третьего или четвертого». Но ни третьего, ни четвертого кроликов на рынке не было. Женщина обошла все магазины, поговорила со всеми торговцами мяса на рынке, всё напрасно. «Ну вот и сэкономила!» - ругала она себя, - «лучше бы после праздников «поясок завязала»!»
Сосед Сергей Павлович, живший с Верой Ивановной на одной площадке и друживший с её покойным мужем, пожалел женщину и пообещал ей пятого января доехать до родной деревни и там найти кролика. Как она ждала вечера! Но и тут ничего не вышло.
- Просто ерунда какая-то! – жаловалась она подругам, - Нет кроликов и всё!
Те начали уговаривать Веру Ивановну:
- Ну нет, и нет! Купи курицу и успокойся! Нам после поста и курица мёдом покажется.
Но женщина не унималась. «К Рождеству обязательно на рынке кролики появятся. Куплю шестого!»
Погода на Сочельник выдалась чудесная! Деревья в инее, легкий морозец, хрустящий снег под ногами. Настроение замечательное! И Вера Ивановна, шагая в храм, решила: «Как Бог даст. Пойду после службы на рынок. Будут кролики, куплю кролика, не будет, куплю ещё что-нибудь и успокоюсь».
Исповедников и причастников в Сочельник всегда много. Люди стоят в храме плотно, что бы всем места хватило. Так, в очереди на исповедь, Вера Ивановна стала невольной слушательницей разговора мамы с дочкой:
- Мама, а я, когда подойду к батюшке, мне ему своё рождественское желание рассказать?
- Нет, Юля, ему ты о своих плохих поступках рассказать должна, что бы он их Богу передал, а тот, видя, что тебе стыдно за них, простил тебя. Помнишь, мы дома об этом говорили?
- А желание кому рассказать? – не унималась девочка.
- А вот после исповеди и причастия подойдешь к иконе «Нечаянная радость» и расскажешь, - успокоила дочку мама.
Вера Ивановна, выходя из храма, глянула на упомянутую мамой икону и заулыбалась: «Пойду подойду. А вдруг?»
«Вдруг» не произошло. Кроликов так и не было. «Значит не заслужила», - решила женщина и купила двух мулардов. Больно их продавец расхваливал, да и дети с внуками завтра к вечеру подъедут, будет что и им на стол подать.
Дети у Веры Ивановны жили в разных городах. Сын недалеко от мамы, поэтому регулярно навещал её, да и она часто ездила сидеть с внуком Фёдором пока родители работали. Дочь же жила далеко на севере, почти тысяча километров, поэтому являлись с семьей к маме чаще всего на Рождество. Летом они отдыхали в деревне на юге у родителей мужа, а вот зимой приезжали к Вере Ивановне и гостили, когда недельку, когда две. Вот и получается, что внука Федю бабушка видела гораздо чаще, чем внучку Леночку.
Готовясь к Рождеству, подарки для своих дорогих гостей Вера Ивановна покупала постепенно: пенсия небольшая, а порадовать хочется по-настоящему. Вот и выкручивалась, как могла. «В этом году вроде бы всем должна угодить, вот только внучке…», - Вера Ивановна размышляла, двигаясь прогулочным шагом к дому, - «год её не видела, а дети быстро взрослеют. Прошлый приезд ещё в куклы играла, а в этом году объявила по телефону: «Вырасту, буду ветеринаром работать». Понравится ли ей компьютерная игра про Айболита?»
Так, размышляя, Вера Ивановна добрела до своего дома. Поднимаясь по лестнице, она обратила внимание на маленький комочек, свернувшийся в углу у её двери.
«Неужели котёнка подбросили?» - удивилась она и испугалась, - «Что я с ним буду делать?» Первый, он же и последний кот, живший в их квартире, благополучно сбежал в возрасте полутора лет. Его долго искали. Дети, тогда ещё школьники, расклеивали объявления, бегали по подвалам, кочегаркам, а он, как потом оказалось, «загулял», и нашёл себе невесту в другом дворе. Там то его и разорвали дворовые собаки. После этого муж Веры Ивановны категорически заявил:
- Всё. В моем доме больше зверья не будет! Столько нервов потеряли! Столько слез!
Сказал, как отрезал. Дети смерились и больше не просили ни кошек, ни собак, не кого-нибудь ещё.
«Да что же за день такой сегодня?» - проворчала Вера Ивановна и подняла маленький пушистый комочек.
«Боже мой!» - вырвалось у женщины. «Котенок» смотрел на неё раскосыми глазами, прижимая к своему крохотному тельцу полупрозрачные длинные уши.
- Так это же кролик! – Вера Ивановна от удивления не понимала, что делать и позвонила в квартиру к соседям. На площадку вышел Сергей Павлович, а следом и его супруга Мария Владимировна.
Соседи, увидев Веру Ивановну, заволновались:
- Верочка! Что случилось? Ты что такая бледная? Тебе плохо?
Та молча вытянула руки с крольчонком.
- Ты где его взяла? – Сергей Павлович нахмурился, - ты понимаешь, что для рождественской трапезы он слишком мал, да у меня и рука не поднимется…
Вера Ивановна перебила соседа:
- Да ты что, Сергей? В своем уме? Я об этом даже и не думала! Я его здесь у себя под дверью нашла.
И с надеждой в голосе:
- Может кто потерял?
- Да как же теперь узнаешь, Верочка? – запричитала Мария Владимировна, - где же хозяев-то искать?
Так, дамы, слушать мою команду! – распорядился Сергей Павлович, - сейчас пойдем по квартирам в нашем доме и спросим, может и найдется хозяин. А пока…
На некоторое время он удалился в квартиру и появился на площадке со старой кошачьей переноской.
- А пока, Вера, посади кроличка сюда и занеси домой, а то замерзнет. Машенька, - обратился Сергей Павлович к супруге, - одеваемся и пойдем, а то время уже обеденное, не успеешь обернуться и темно станет.
Обойдя свой подъезд и не обнаружив владельца кролика, Вера Ивановна решила отправиться в зоомагазин. «Вдруг хозяин так и не найдется, а кролик живой все-таки, его кормить как-то надо». Друзья поддержали соседку и обход дома продолжили одни.
«Стыдно-то как», - думала женщина, спеша за едой для малыша, - «обдумала у Божьей Матери просить кролика для утехи чрева! Получай кролика! Голодная? Приятного тебе аппетита! Так и надо, чтобы смирятся умела! А то заладила: хочу кролика, хочу! Не найдется хозяин, куда деваться, буду с кроликом жить, говорят их сейчас в квартирах держат».
В магазине Вера Ивановна купила всё необходимое: и сено, и зерно, и даже какой-то специальный прессованный корм. Тут уж не до экономии, как ни как, живое существо!
У дома её поджидали Сергей Павлович с супругой.
- Верочка! Ты не расстраивайся только, но он не из нашего дома, наверное. У нас никто кролика не терял. Нам сказали, что в соседнем доме какой-то мужчина разводит их для продажи. Может к нему отнести?
Вера Ивановна замялась, а подумав, согласилась. «Вдруг он не домашней породы? Ещё нор понаделает в квартире к соседям. Проблем не оберешься».
Поход к разводчику кроликов результата не дал. Точнее дал. Кролик оказался самой что ни наесть декоративной породы, какой-то вислоухий голландский. Специалист похвалил крольчонка, точнее крольчишку, сказав, что девочка здоровая и чистенькая, а вот взять себе отказался, сославшись на то, что занимается разведением совсем другой породы.
- Может его в зоомагазин сдать? – поинтересовался Сергей Павлович, но Вера Ивановна уже смирилась:
- Сама просила, сама и ухаживать буду. Всё-таки не каждый день Матушка Божья нам подарки дарит!
И рассказала соседям о своей просьбе к иконе.
- Ну ты даешь! – Удивился Сергей Павлович, а Мария Владимировна добавила:
- Кто бы рассказал – не поверила!
Дома Вера Ивановна оборудовала подаренную соседями переноску, превратив её в уютное жильё для Стешки (так она назвала свою новую жиличку). Хлопоча по дому, то и дело заглядывала к ней, всё ли нормально?
Наконец-то заготовки для завтрашнего стола были сделаны, птицы замаринованы, квартира убрана. Отдохнув и попрощавшись со Стешкой, женщина отправилась в храм на ночную службу.
Выходя из храма, она объявила подругам:
- Завтра, точнее уже сегодня жду вас как обычно к одиннадцати часам. Какой сюрприз вам приготовлен! Даже не догадаетесь! – заулыбавшись, Вера Ивановна поспешила домой, её там ждала маленькая Стешка. Добравшись уже далеко за полночь, женщина заглянула к крольчишке, погладила её и, пожелав спокойной ночи, отправилась спать. Кажется, только легла, а уже утро. Солнышко заглядывало в окна, поздравляя людей с самым добрым днём в году, с Рождеством.
Праздничные хлопоты очень приятны. Нежный аромат приготовленных блюд, хвои и мандаринов расстилается по квартире, в зале, накрытый белой скатертью, стол, в углу возле икон украшенная ёлка. Вера Ивановна, ожидая гостей, расставляет посуду. Звонок в дверь. Дом наполняется веселыми рождественскими песнями, шутками, поздравлениями, пожеланиями. С Рождеством!
Наконец-то подруги прошли в комнату.
- Ну и где сюрприз? – им не терпелось скорее узнать, что же задумала Вера.
- Готовы? – хозяйка на большом блюде внесла в зал запеченного муларда, украшенного овощами.
- Ого! Верочка, милая, ты нас переоцениваешь! – первой отреагировала Ольга Сергеевна.
- Нам будет плохо, если мы это съедим, а оно так аппетитно выглядит… - прокомментировала Лидия Николаевна.
- Ничего, сколько осилим, - Вера Ивановна поставила блюдо в центр стола, - Ангела нам за трапезой.
За праздничным столом подруги нахваливали очередное творение хозяйки:
- Ты знаешь, дорогая, а мулард ни сколечко не хуже кролика.
- А мне кажется, что он даже нежнее. В общем, сюрприз удался!
- Да разве это сюрприз? - указав на блюдо, проговорила Вера Ивановна, - сюрприз сейчас будет.
Женщина вышла из комнаты, и буквально через минуту появилась, неся перед собой маленькую расшитую подушечку, а на ней серое с подпалинами чудо – Стешку. Крольчишка шевелила ушками и вертела головой, пытаясь рассмотреть всё, что находится в комнате. Гости замерли.
- Прямо как у Гоголя в «Ревизоре» немая сцена, - Лидия Николаевна, прервала молчание.
- Милота какая! Даже не знаю, что сказать, - Ольга Сергеевна захлопала в ладоши, - Верочка, ты же не хотела животных заводить, с чего вдруг?
- А я и не заводила!
Вера Ивановна в красках рассказала подругам о своём рождественском приключении, а главное, подчеркнула, что приняла, да и не могла не принять, Стешку, как подарок для воспитания смирения от самой Богородицы.
Подруги заметили, что крольчишка сообразительная и вовсе не дикая, как деревенские кролики. Своего опыта общения у них, правда, не было, но как в таких случаях говорят, читали, что…
Пообщавшись вволю, гости разошлись, и Вера Ивановна принялась готовиться к встрече детей.
Первыми приехали сын Сергей, его супруга Надежда и Фёдор. Внук кинулся обниматься, как никак с декабря не виделись. Бабушка, прижав внука к себе, повела его к ёлке за подарками. Она знала: внук просто обожает Lego, и приготовила ему целую пожарную станцию. То-то радости было! Пока Вера Ивановна выслушивала слова благодарности от внука, раздался звонок и в квартире добавилось радости и шума: приехали дочь Марина, её муж Анатолий и Леночка.
- Да ты уже совсем невеста! – бабушка развела руками, - как же я соскучилась!
- Я тоже очень скучала по тебе, - Леночка обняла бабушку. Из комнаты прибежал Федя.
- Привет, Лена! Глянь что мне бабушка подарила, - он протянул сестре коробку с конструктором.
- Фёдор! Дай людям раздеться! – папа попытался сдержать сына, но тот уже находился в объятьях родственников.
Как Вера Ивановна любила эти минуты! Дети всегда были дружными между собой, но расстояние, да и занятость. Конечно современные технологии позволяют видеться и общаться, но разве это сравнимо с живой встречей?
Когда наконец все отужинали, Федор принялся собирать «хотя бы маленькую машинку» из набора, а Леночка села за старый бабушкин компьютер, пытаясь установить на него подаренную игру, Вера Ивановна решила рассказать детям о кролике. Так получилось, что в суете никто не заметил переноску в маминой комнате, а она и не стала отвлекать семью от ужина, да и детей дразнить не хотела. «Сейчас затискают его, отнимая друг у друга. Подожду. Пусть родители сами решат, когда и как показать».
Женщина хотела заговорить, но дочь её опередила:
- Мама, у нас к тебе и к Сергею серьёзный разговор. Дело в том, что появилась возможность перебраться к вам сюда, в наш город, но для этого мы должны полгода проработать по контракту на крайнем севере, на научной станции. Сами понимаете, с ребенком туда нельзя. Вот мы и хотели попросить вас приютить Леночку на эти полгода.
Анатолий продолжил:
- Можно было бы конечно и к моим родителям отвезти, но там ближайшая школа в одиннадцати километрах, да и та, мягко говоря, так себе.
Вера Ивановна обрадовалась:
- Конечно, милые мои! Ты, Марина, так начала говорить, что я даже испугалась. Как же я внучку не пущу? Вы вообще думаете о чём спрашиваете? А она-то знает? Как Леночка-то, сама к этому относится?
Марина замялась.
- И не знаю, что сказать. Переживает. Новая школа, новые друзья… Да и с бабушкой, боится, скучно будет. Вот я Сергея и прошу. Поможете, Надюш?
- Да не переживайте, - Надежда глянула на Сергея, - может даже у нас пожить. Им с Фёдором веселее будет.
Сергей поддержал супругу:
- Вы с дороги отдохнёте, а мы денька через два – три подъедем и с Леночкой поговорим. У нас и школа рядом.
Вера Ивановна не выдержала:
- Школа и у меня не далеко, да и есть у меня одно преимущество…
Женщина вышла из комнаты и через несколько секунд вернулась со Стешкой:
- Думаю Леночке понравится.
- Мама! Ну ты даешь! И не говорила ничего! Ой, какая прелесть! – взрослые дети повскакивали со своих мест и стали ласкать Стешку по очереди, вырывая друг у друга.
- Осторожнее, вы её напугаете! – Вера Ивановна прижала крольчишку к себе, - ну что вы как маленькие!
В это время в комнату вошли Леночка и Федя. Увидев кролика, ребята заулыбались и подбежали к бабушке.
- Бабушка, где ты взяла это чудо? – глаза внучки светились, - я у родителей прошу кроличка уже три года, а они всё отговорки придумывают. То им некогда, то дома условий нет, то, ещё лучше, «хватит ерунду говорить».
Леночка аккуратно прижала Стешку к себе.
- Хорошая моя, красивая, тёпленькая. Прямо чудо! Я, бабушка, уже и просить перестала, а потом вспомнила про икону, которую ты мне дарила и попросила кроличка у Божьей Матушки. Наверное, она меня услышала!
Вера Ивановна развела руками:
- Ну вот и сошлось всё! – и опустилась в кресло.
Дети, заинтригованные словами мамы, переглянулись и Сергей заговорил:
- Что сошлось-то, мам? Объясни? Мы вообще ничего не понимаем, что происходит. Сначала ты говоришь, что никто из животных тебе не нужен, сколько мы не предлагали. Кошки, собаки, рыбки, птички… Всё не твоё. Теперь мы приезжаем, у тебя эта кроха. Замечательно! Но оказывается, что что-то где-то не сходилось…
Женщина заулыбалась.
- Что объяснять то? Как было, так и расскажу.
И Вера Ивановна подробно расписала, как Стешка попала к ней. Всё, без утайки. И про свои походы на рынок, и про шатания по магазинам, и про беседу, услышанную на исповеди, и про свою просьбу. Только вот когда обращалась к иконе, просила кролика, а не мясо. Стыдно было еду у Богоматери просить, не голодная ведь. А потом про комочек у двери, тщетные попытки найти хозяина, и, наконец, про своё решение оставить крольчишку себе.
Все слушали маму очень внимательно, и Марина заключила:
- Это просто чудо! Рождественское чудо!
- Да нет ребята, это не чудо, - голос мамы звучал уверенно, - это промысел Божий о нас с вами грешных. Одним кроличком сразу по стольким грехам моим ударить. И по упрямству: «хочу и всё!», и по трусости, по боязни ответственности: «мне никто не нужен!», и по гордыни: «я решила не заводить никого, так и будет! Я решила, что приготовлю кролика, значит приготовлю». Да все и не перечислишь. Но ещё важнее то, что вроде и указаны мне грехи мои, а утешение какое при этом! Смотрю на Леночку и душа от счастья ликует! Вон сколько радости в глазах!
Вера Ивановна подошла к внучке, обняла её за плечи:
- Ну что, Солнышко, останешься у меня? Отпустим родителей «горячий» стаж зарабатывать?
- Конечно, бабушка, я у вас со Стешкой на сколько хотите останусь. Можно только мне за кроличком ухаживать?
Бабушка улыбнулась:
- Да твой он теперь, неужели ты не поняла? Просила ведь, вот Матушка Божья его тебе через меня и передала.
Федор, наблюдавший за разговором, и до конца не разобравшийся в нем, понял, что кролик теперь Леночкин и спросил у сестры:
- Лен, а погладить своего кроличка дашь?
Все дружно рассмеялись.
Свидетельство о публикации №223012400092