Манифест рационального социализма

                ПРЕДИСЛОВИЕ

     Вся долгая история человечества, богатая войнами, образчиками геноцида, несовместимыми политическими и религиозными пристрастиями, и многими иными кровавыми противоречиями и социальными катаклизмами,  с периодическим постоянством декларирует устремление человечества к справедливому социальному обустройству.
     К сожалению, до сих пор ни наука, ни практика не выработали никакого единственно и достаточно достоверного эталона справедливого общества, непротиворечивого по существу и сколько-нибудь подтверждённого практикой в целом. Хотя, надо признать, отдельные теоретические находки и практические правила, несомненно, соответствуют прогрессивным тенденциям в этом направлении.
     Эта ситуация со всей определённостью теперь наталкивает на мысль о том, что окончательное построение подобного эталона в принципе невозможно. Мир социального бытия человека оказывается также сложен, как и любой предмет любой науки, постоянно открывающий всё новые горизонты для познания неисчерпаемого мира.
     Как логическое следствие из всего известного вытекает постулат о том, что поиски социальной справедливости составляют обыкновенный научный процесс, который никакого отношения к какому-нибудь однозначному утопическому эталону даже - типа марксового коммунизма не имеет.
     Конечно, сказанное не умаляет заслуг Маркса в открытии важных относительных экономических истин в данной научной сфере. Однако вечно развивающаяся природа всё же посмеялась и над его практическими изобретениями, сделанными на соответствующей основе. Оказалось, что и диктатура пролетариата не в силах обеспечить искомую общественную справедливость в форме коммунизма. И причина оказалась весьма тривиальной, лежащей на самой поверхности человеческого естества. А именно, - профессиональная "диктатура пролетариата" прямо сразу превращается в свою буржуазно-бюрократическую противоположность, как только достигается любая монополия власти. Ведь, принцип "диктатуры" - это тоже всё-таки некоторая монополия, против образчиков которой К.Маркс всегда так яростно выступал публично.
   Современные апологеты марксизма-ленинизма склонны относить неудачи русской революции на счёт непринципиальных ошибок состоявшейся социалистической модели. Однако уже много практического и теоретического материала свидетельствуют, скорее, об обратном.
     Пожалуй, самую популярную аналитику этого процесса я с удивлением обнаруживаю не в научных монографиях, но в кинематографе. Стоит для этого внимательнее пересмотреть, например, современный фильм Авдотья Смирновой "История одного назначения", в которой диалектическая сложность человеческой натуры доминирует над всеми коммунистическими по сути устремлениями, и всё становится вполне очевидным.
     Вместе с тем учение К.Маркса приходится признать достаточно важным в качестве некоторого научного этапа в изучении проблемы, поскольку пафос и акцент именно научного подхода играет в марксизме ведущую роль и порождает весьма достойные результаты.
     Теперь же весь научный и культурный опыт человечества всё яснее сводится к тому, что приближение к общественной справедливости имеет не только экономические основания, которые должны приобрести  в новом понимании во многом лишь декоративно-основательные признаки некоторых причин. Всё точнее социологическая мысль приближается к реальной метафизике человеческой натуры, подверженной определённой динамике и составляющей на поверхности продукт сложных многофакторных влияний, в том числе, конечно, и экономического толка.
     По аналогии с семантикой К.Маркса, похоже, уже новый "призрак бродит" не только по Европе, а - по всей планете, и это обстоятельство, несомненно, созрело в качестве нового вызова современности.
     Далее мы попытаемся поразмышлять на поставленную тему с учётом наших представлений о пирамиде инстинктов гуманоидного комплекса, чтобы вывести из всего сказанного некоторые практические рекомендации, относящиеся именно к политической сфере деятельности.

                1. НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ

     Несмотря на наш постулат о невозможности однозначного и окончательного решения задачи справедливого социального обустройства социумов гуманоидного типа, мы однако обозначим несколько важных для дела фундаментальных основных положений, которые  должны повести нас к решению конкретных практических задач.
     Во-первых, не существует никаких оснований считать человека некоторым "венцом природы", интересы единственно которого должны превалировать над всей природой. Человек лишь органическая часть планетарного биоценоза, не более, чем важный элемент её развития и преобразования. В качестве составной части интегрированного организма планеты назначение человечества состоит в продлении эволюции биологической природы за счёт обеспечения и поддержания её космической экспансии. Этот вопрос с различных сторон и более подробно обсуждался мною в работах "Естественные права биологических видов" и в цикле - "Боги и цивилизации", электронные версии которых можно найти здесь на Прозе.ру
     Во-вторых, в самом понятии "общественная справедливость" предполагается некоторый фундаментальный момент, без которого просто не обойтись в связи с глубокой диалектичностью моральных ценностей. Ведь недавние эксперименты с вариантами "социальной справедливости", например , нацистского толка в Германии показали достаточную сложность проблемы.
     В основе социальной справедливости, всё же, присутствует необходимость нетупиковой социально-биологической эволюции, что также  необходимо рассматривать в качестве принципа. Но вот реализация этого принципа на практике оказывается, как раз, частью того сложного исторического научно-культурного процесса, о котором мы говорили в начале. Человечество долго и многотрудно продвигается здесь по ступеням относительных истин, даже с такими жестокими экспериментами, на который обрекает себя Родион Раскольников или через различные утопические модели социализма.
     Однако к настоящему времени человечеством уже накоплен достаточный и теоретический и созерцательно-исторический материал, чтобы сделать важные выводы и избежать смертельных опасностей в условиях современных развитых технологий.
     Здесь необходимо учитывать, что те социальные болезни, которые испытывает человечество как самостоятельная система с признаками уникальной субъектности на протяжении своей истории не обязательно должны заканчиваться выздоровлением. До сих пор нам везло, но в системной аналогии может оказаться, что стареющие организмы постепенно утрачивают иммунитет. Поэтому на пути естественной эволюции риск гибели всего человечества по неосторожности значительно возрастает. В данном случае, образно выражаясь, падение социального иммунитета с возрастом человечества как единого целого должно сопровождаться возрастанием мудрости и осторожности в поступках. Иначе цветок может и погибнуть не дав необходимого плода, который мы усматриваем в космической экспансии биологической и разумной жизни.
     В-третьих, необходимо предполагать, что принцип эффективной социальной справедливости всегда кроется в мере и в деталях. Его в любой эпохе будет достаточно трудно отыскать между одинаково "справедливыми" гранями жестокого естественного отбора и преодолением кастовых и иных монополий, к которым сразу устремляются победители эволюционных процессов.
     Это диалектическое единство всегда буде порождать т.н. "вызовы современности", разрешение которых не всегда оказываются тривиальными по сути. Это касается всех сторон социального бытия, начиная от производственных или рыночных проблем корпораций и заканчивая межгосударственными отношениями.
      В-четвертых, в данной теме невозможно надеяться на то, что когда-нибудь возникнет эпоха, в которой человечество освободится от корыстных устремлений в поисках некоторого состояния, привычно обозначаемого "счастьем". 
   Самые примитивные, но уже философские,  представления о человеческом счастье были выработаны античными философами, несомненно, с позиций и в рамках гедонизма. Трудно оспорить то обстоятельство, что устремление к наслаждениям различного характера порождает соответственные стратегические, и тактические усилия на протяжении всей жизни индивида. Именно по этим критериям так или иначе оценивались модели "счастливой жизни в справедливом социальном обустройстве", которые предлагались на протяжении всей истории философской мысли.
     В бытовом понимании человеческие наслаждения так или иначе увязываются с экономическими факторами, в частности с уровнем денежного дохода. В теоретических вариациях, предусматривающих хотя бы долю реализма,  значение этих причинно-следственных связей, конечно, не получается  проигнорировать.
     Надо заметить, что даже представления научного коммунизма не избежали гедонистических мотивов, которые отчётливо звучат в концепции справедливого распределения экономических ценностей по принципу "от каждого по способностям, каждому - по потребностям".
       Однако апологеты примитивного гедонизма часто не усматривают то, что сам уровень дохода представляется лишь основой для реализации каких то природных пристрастий человеческого естества, которые довольно часто могут быть достижимы помимо денежного довольствия, сверх него, или даже вопреки ему. Об этом очень любит размышлять практически вся классическая литература, которая вообще то, надо заметить,  развивается в рамках постоянной полемики с примитивным гедонизмом. И это тоже приходится учитывать в качестве не менее важного фактора в любых социологических исследованиях. 
       Но вот перечень этих пристрастий фактически функционально связан с инстинктами гуманоидного комплекса, из которых эволюционирующая природа слепила человека в качестве одного из вариантов разумной системы.
       Таким образом,  согласно нашему подходу задача рационализации человеческого бытия в значительной степени сворачивается в поиск способов сочетания принципа нетупиковой эволюции планетарного биоценоза, включающего разумную жизнь, с некоторыми фундаментально положительными ощущениями, которые испытывает индивид на протяжении земного существования.
        Если в ранней истории модели социальной справедливости выстраивались, в основном, на примате монархических вариантов, то есть  - на примитивной вере в доброго царя или вождя, то последующие эпохи породили более сложные конструкции, в частности системы коммунизма, или национал-социализма, эксплуатирующие уже развитой арсенал знаний и информационных коммуникаций среди общей массы народонаселения планеты.
       В концепции рационального социализма предлагается не абсолютный эталон справедливого обустройства общества, но, скорее,  - довольно многотрудный путь в поисках относительных истин в процессе сочетания гедонизма с обеспечением нетупиковой эволюции социальных и биологических систем. На этом пути, конечно, могут возникать некоторые конкретные модели более справедливого и эффективного социального обустройства общества, но всегда надо учитывать относительный характер подобных моделей в тактике и стратегии складывающихся условий современности.
       Исходя из сказанного мы теперь попытаемся  обозначить соответствующую классификацию фундаментальных элементов человеческой природы исходя из парадигмы  инстинктов гуманоидного комплекса и посмотреть на варианты их политического использования для рационализации социального бытия.
               
                2. В РУСЛЕ ПРИРОДНЫХ ИНСТИНКТОВ
   
      Скорее всего, в космическом отношении Гомо сапиенс не является единственно возможным вариантом разумной системы. Только в условиях земной эволюции способность человека к когнитивной деятельности развивалась в особенной связи с некоторыми генетически закрепляемыми импульсами поведенческой активности, которые постепенно обрастали культурными формами, например в религиозных заповедях, национальном эпосе, вездесущих архетипах. Возникая изначально в форме инстинктов подсознательные факторы формировали уже рационально осознаваемые спектры человеческих потребностей, которые делали более или менее  эффективным  статус отдельных социальных конгломератов в условиях межродового противостояния.
     Вполне заметно, что в национальных особенностях народов различные инстинкты заметно отличаются по интенсивности и значимости в общем их наборе. Впервые наука и культура замечают эту особенность уже в библейской классификации "хамиты, семиты и иафетяне", что не следует однако воспринимать в качестве свидетельств каких-либо национальных дефектов морали, как это делает, например,  национал-социализм. Ещё на заре человечества в доцивилизационные эпохи те реликтовые сообщества, которые обладали слишком слабым интеграционным потенциалом морали, обыкновенно вымерли в социальных противостояниях. Только поэтому современные национальные сообщества в общем и целом лучше обоснованно считать одинаково способными на мораль, как, впрочем и на прецеденты аморального характера их отдельных недоразвитых представителей. Это предписывает необходимость и правильность  законодательных запретов на всякие поиски дефектов морали на национальной основе.
      В итоге этого длительного исторического процесса мы имеем следующую картину.
      В самой основе исторической динамики присутствует элементарный страх смерти индивида (инстинкт группы a-), преодоление которого составляет самый значимый фактор эволюции. Поэтому первым залогом справедливости необходимо принять безопасность человека от факторов прекращения жизни за исключением естественной смерти, обусловленной генетическими факторами. К данному порядку принадлежит также инстинкт накопительства, в форме психической потребности обеспечить себя необходимым в периоды соответствующих дефицитов. Именно поэтому практикуется законодательное закрепление прав собственности на материальные ценности. Это обстоятельство является существенным для собственно справедливости и никак не может быть исключено из социального обихода человечества ни при каких условиях и обстоятельствах, даже тех, которые провозглашает теория коммунизма.
      Вполне основательно на это указал П. Столыпин в своём письме Л. Толстому, который в своё время увлёкся модной теорией тотального обобществления материальных ценностей в процессе достижения справедливости. Марксизм плохо замечает, что в лозунге "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям" противоречиво закрепляется собственность уже на границе некоторой "потребности", которая так или иначе соответствует принципу "это - моё, а это - ваше". Этот же лозунг марксизма высмеивал также М.Булгаков в "Собачьем сердце".
      Как вывод, следует принять, что право собственности невозможно исключить  ни для каких социальных конгломератов. Оно такой же фундаментальный фактор, как и иные фундаментальные низменные инстинкты человека.
      Вторым условием справедливости представляется обеспечение коллективного бытия. Инстинкты группы b- также составляют не менее важную основу человеческих устремлений.
      Следует заметить, что реализация двух перечисленных инстинктов (за исключением накопительства) , как правило, не составляют особенной сложности среднестатистическому индивиду в обычных условиях его существования. Поэтому их влияние не так заметно в обиходе. Однако страх смерти и накопительство фактически постоянно используются в  процессах манипулирования сознанием участников политических движений, где даже можно отметить разрастание соответствующих властных институтов, использующих как открыто научные, так и тайные наработки исторического опыта.
     Психологические закономерности одиночества интересно проанализированы культурой, например, в "Робинзоне Крузо" Даниэля Дефо, более глубокий и интересный анализ можно усмотреть в "Отце Сергии" у Л. Толстого, где авторы сходятся в главном, - глубокое одиночество - это неестественное состояние человека, порождающее тяжёлые испытания для психики.
      Пожалуй, наибольшее внимание наша культура уделяет инстинктам группы c- (либидо) связанным с функцией продолжения рода. Закономерности любовных пристрастий постоянно обсуждались и обсуждаются по сей день авторами литературных произведений применительно к условиям каждой исторической эпохи, даже порождая огромное количество реминисценций, тавтологий, чувственной графомании и музыкально-поэтических примитивов. Всё это шевеление умов обозначает третий властный фактор гедонизма в основе пирамиды инстинктов гуманоидного комплекса.
       Замыкает перечень элементов низменной группы  рейтинговый инстинкт d-.  Социологическая мощность и значимость этого четвёртого основного инстинкта  обусловливается частым векторным синергизмом с инстинктами группы a-. 
       Человек с удивительной быстротой стремится выстраивать кастовые иерархии и чувствует себя достаточно некомфортно вне их условных рамок. Скорость распределения иерархических ролей во вновь образованных социальных группах иногда составляет менее часа. Поэтому следует учитывать, что никакие высшие формы общественного обустройства не могут обходиться без кастовых элит в своём составе. Рейтинговые инстинкты разумных приматов это важный элемент существа человеческой натуры, которые в не меньшей степени, чем иные инстинкты ГК обусловливают эффективность биологической эволюции данного вида.  В таком ракурсе лозунг "свобода, равенство и братство",  в значительной степени выглядит утопически, вне властной функции государственного принуждения.
    Поэтому рациональное обустройство общества предусматривает аккуратное регулирование оснований для подобной стратификации с обеспечением своевременной смены элит и предотвращением кастовых монополий. Несомненно, в каждой исторической эпохе эта тонкая работа может отличаться некоторой прикладной спецификой.
    Сладость разумного бытия функционально связана с реализацией волевых достижений. Рефлекс цели fr- с той или иной степенью интенсивности устремляет человека к преодолениям препятствий различного характера. Разум невозможен без воли, в состав которой включены и целеполагание, и, обязательно,  -  действия для достижения цели. Цель может быть ложной, шаги к ней неумелыми и бесполезными, однако сам процесс неистребим и существенен.
.   Современная психология вполне рафинированно обнаруживает инстинктивный характер рефлекса цели. Например, в семантике "надситуативной активности" В. Петровского по сути утверждается, что целеполагание и вектор поведенческой активности могут парадоксально вредить человеку вопреки решению задач эффективной адаптации. Фактически установленная цель запускает инстинктивный импульс, подчиняющий рациональную когнитивную сферу личности.
    Далее в пирамиде, - семейные ценности и любовь к детям e- знаменуют переход к высшим инстинктам ГК. Функция размножения у говорящих приматов далеко заходит за обычные биологические примитивы уровня проcтого либидо c- и приобретает генетически закреплённый когнитивный оттенок. В этом аспекте различные  т.н. ЛГБТ проявления носят, несомненно, психодевиантный  характер, которые, конечно, не всегда следует рассматривать в качестве злостных психопатий. Но в общем русле рационализации человеческого бытия гетеросексуальный тип межличностных отношений со всеми атрибутами традиций семейственности должен поддерживаться и политическим пристрастиями и даже структурой государства.
    Данный высший инстинкт не обладает такой властной силой как сексуальное влечение с- , однако он до недавнего времени всё же являлся залогом выживания потомства, что нашло соответствующий отклик как, например, в канонах различных религий, эпосах и образчиках высокого искусства. Несмотря на относительную слабость, особенно для мужского населения, в статистическом смысле этот инстинкт, тем не менее,  создаёт синергетические комплексы многократно усиливая действия всего комплекса инстинктов в различных их векторных сочетаниях. Именно поэтому фейковая пропаганда современности или кинематографические образцы так любят эксплуатировать картины страдающих или гибнущих детей.
     Но поскольку семейные ценности фактурно базируются на материальном обеспечении, функция оптимизации социумов должны предусматривать возможность безбедного существования семей. А это - опять составляет прикладную политико-экономическую задачу функционирования государств и иных надличностных систем в конкретных исторических перспективах.
     Семейные ценности e- в эпохальной динамике постепенно сформировали у человечества инстинкты группы f-, которые заставляли участников родственных групп (особенно самцов) жертвовать своей жизнью в ощущениях опасности для собственного рода и некоторой кормной территории.  Как показывает историческая практика, чувство Родины и защита "своих" против "чужих",  не отличается ни силой , ни стойкостью в условиях стабильного существования. Это вполне объясняется его утилитарной значимостью лишь в условиях кровавых межсоциальных противостояний.
      Однако парадоксальное сочетание этих инстинктов с элементами группы a- вдруг способны порождать явления жертвенного героизма. Поэтому частенько военная героика  обусловливается либо осознанием неизбежности собственной гибели от рук врага (a-, f- векторные сложения), или - в некоторых вариантах деятельностью заградотрядов. 
      В некоторых случаях реализация этого инстинкта порождает сладкие  переживания. Например, психологические импульсы защиты "своих" против "чужих" заметны в деятельности футбольных или иных фан-клубов. Это часто используется и в политических манипуляциях сознанием масс, что свидетельствует о самом факте существования подобного тренда, а также необходимости внимания к рационализации этих инстинктов в политическом процессе.
      Следующий инстинкт пирамиды g- соответствует пристрастию человеческой натуры к познанию и преобразованию мира. В данном случае для наших целей необходимо отметить два обстоятельства.
      Во-первых, - отсутствие творческой компоненты в процессе труда способно порождать тяжёлые психологические переживания индивида. Например, промышленный конвейер, который обнаруживает К.Маркс в исторических началах развитых экономик, представил его взору некий образец человеческого горя, в котором индивид превращается в продолжение бездуховной механической системы.
      О недопустимости экономического понуждения человека к выполнению нудной и однообразной работы писал также Л.Н.Толстой. Заметно выражены мотивы этих протестов и в работах иных классиков литературы.
      Однако, тем не менее, сам Л.Н.Толстой очень любил и пахать поля и косить, находя в том удовлетворения целого ряда инстинктов ГК, в синергизме которых и группа g- играла не последнюю роль.
    Тут следует заметить, что тяжелейшим монотонным трудом была наполнена жизнь Робинзона Крузо. Однако элементы креативности в процессе его выживания на острове привели в итоге его к мысли о наличии некоторого смысла и даже счастья в его мытарствах по сравнению с жизнью современного клерка. Этот парадокс можно объяснить лишь актуальностью инстинктов группы g- для ощущения человеческого счастья. 
    Во-вторых, к специфике реализаций данного инстинкта следует отнести т.н. "синдром дьявола".    
    Синергетические комплексы низших инстинктов человека с единственно инстинктом группы g- способны порождать весьма изобретательных злодеев. Следует признать, что подобные сочетания весьма часто случаются и чрезвычайно устойчивы по своей природе. Инстинкт g- в вариантах своей реализации чрезвычайно сладок, что однажды замечает З.Фрейд в явлениях т.н. "сублимации", когда творческие инстинкты человека способны подавлять даже сексуальные устремления.
    Философская аналитика этих явлений к настоящему времени весьма глубоко исследована представителями классической литературы. Особенно яркими родовыми признаками данной разновидности обладают и некоторые герои "Птиц" древнего Аристофана, Онегин и Печорин, Дориан Грей и Чичиков, Воланд и Остап Бендер и пр. Подавляющее большинство особенно уголовных преступников объединяются спецификой слияния низменных инстинктов с элементами группы g-. В несколько умеренных вариантах подобным сочетаниям на отдельных этапах истории подвержены значительные части народонаселения. В крайних проявлениях такое случается в массовых иерархиях нацистского и фашистского толка.
     Следует, однако, заметить, что "синдром дьявола" не является самостоятельным инстинктом, но особым их сочетанием, которое в отрицательном векторном синергизме проявляется лишь при наличии некоторых социальных условий. Поэтому в отличие от истинных инстинктов, извлечение которых из человеческой натуры невозможно, с деструктивной и антисоциальной ролью "синдрома дьявола" вполне можно (если грамотно) бороться.
     Именно это обстоятельство не даёт покоя философам, писателям, социологам, юристам и иным специалистам гуманистической направленности в сладких намерениях своими исследованиями рационализировать социальное бытие.
     Можно ли в этом смысле полностью изжить на земле злодейство и корысть? Полностью, наверно - нет, поскольку в определённом удельном весе даже эти проявления человеческой природы составляют важный фактор социальной эволюции. Однако для оптимизационного регулирования  у каждой эпохи есть свой арсенал средств для борьбы с крайними проявлениями эгоизма и мизантропии.
     Венчает пирамиду инстинктов ГК группа h- (платоническая любовь, синдром Иешуа). В главном евангельском персонаже человечество впервые отчётливо формализует для себя в рационально-культурной форме любовь, ради которой Иисус жертвует собой, прощая даже своих мучителей.
     Такой фактор, консолидирующий социумы только по признаку принадлежности к человеческому роду, составил мощный фактор эволюционной успешности всех монотеистических  религий и иных социальных конгломератов, сгруппировавшихся на подобной основе. Например, даже вне теистических рамок коммунистическое движение обозначает принцип "человек - человеку друг, товарищ и брат". И это, несомненно, явилось одним из важнейших залогов победы СССР над нацистской Германией, исключившей этот высший гуманистический идеал из системы мировоззрения.
    До настоящего времени важность этого инстинкта подтверждается тем, что, например, политические дискуссии в рамках заседаний дипломатов в ООН базируются на  следствиях из этого постулата. Логические цепи тут частенько приобретают лживый политический характер с использованием т.н. "двойных стандартов", однако сам принцип извлечь из дипломатического обихода вряд ли у кого получится.
    Важную роль двух высших инстинктов ГК для рационализации человеческого бытия наиболее отчётливо замечает М.Булгаков в самом известном своём произведении. Здесь в семантике "Мастера" скрывается актуальность инстинктов групп g- (креативность, стремление к познанию мира), а в "Маргарите" - именно та платоническая любовь ко всему человечеству (инстинкты группы h-), которая выплёскивается из совокупной тройки всех главных героев. История Иешуа, Мастера и Маргариты провозглашает актуальность любви и созидания для человеческой природы.
     Фактически М.Булгаков пытается доказать, что без всеобщей любви и стремлению к любознательному созиданию природа человека бесплодна.
     Вполне очевидно, что охрана именно этого синергетического эталона высших инстинктов ГК должно составлять программную цель рационализации социального существования человечества.


       3.  ОТ ТЕОРИИ ПИРАМИДЫ ГК - К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

     Можно теперь отчётливо заметить, что все те многочисленные политические дискуссии, которые в изобилии ведутся с использованием различных информационных ресурсов, в тех или иных терминах, так или иначе вращаются вокруг четырёх принципиальных вопросов;  надо ли сохранять и сохраняться ли принципиально в ходе естественных процессов  всего четыре высших инстинкта ГК?
     Во-первых, - в связи с роботизацией производственных процессов, найдёт ли человек "место в жизни" для профессионального применения рефлекса цели FR-? 
     Во-вторых, - сохранится ли гетеросексуальные основы семейственности и сама семейственность как начальный высший инстинкт e-?
     Во-третьих, - сохранится (и надо ли сохранять) в человека чувство родины и жертвенности за свой род и свою территорию, особенности национальной культуры (g-). Ведь последние, например, больше связаны с какими-то "мелочами" , - манерой одеваться, с особыми мелодическими музыкальными образцами, национальными языками, которые постепенно отмирают в удельном весе планетарной культуры в пользу английского языка.
     В-четвёртых, - сохранится ли (и надо ли сохранять) высший инстинкт ГК "Синдром Иешуа" (g-), благодаря которому некоторые представители современного социума всё же ещё умудряются любить всё человечество в целом.
     Если приглядеться, то этот перечень содержит такие особенности человеческого естества, которые фактически утратили или стремительно утрачивают утилитарное значение в современном мире.
     При этом все остальные инстинкты ГК остаются вполне актуальными; человек продолжает бояться смерти, стремится в группу, подчиняясь стадному инстинкту, любит чесать гениталии теперь безотносительно к полу партнёра, что назначается вполне допустимой  практикой. В качестве компенсации падению общей психологической температуры усиливаются рейтинговые тренды, на том же уровне звучит в аккорде струна креативности и познания мира.
     Высшие инстинкты e-, f- и h-  миллионы лет, накладываясь на низменные импульсы,  обеспечивали успешность социальной эволюции кроманьонцев. Но теперь с развитием технологий они становятся лишь досадной виртуальной обузой. Более того, поддержание этих инстинктов в человеке становится чрезвычайно дорогостоящей операцией. Семейные ценности и забота о потомстве способствуют катастрофическому увеличению численности населения, межнациональные конфликты становятся тем опаснее, чем шире распространяется ядерное оружие, абсолютная филантропия даёт пропуск в жизнь неограниченному количеству народонаселения, что в итоге перегрузки народонаселения "лишними людьми" с низким уровнем образования чревато экологическим крахом. Без "глупой филантропии" (инстинкт h-) возникает психологическое оправдание даже производству биологического оружия и "разумному" применению его и другого оружия массового уничтожения в локальных войнах, приводящих к редукции лишнего народонаселения.
     Некоторые философы приходят к мысли, что сочетание низменных инстинктов a-, b-, c-, d- со всего лишь одним высшим инстинктом g-, порождая т.н. "Синдром дьявола", сами по себе способно создавать сбалансированные общества, в которых элиты антигуманными силовыми методами получают возможность осуществлять контроль рождаемости и смерти в интересах планеты всей.
     Подобная философия уходит корнями в глубокую древность к идеям Мальтуса, Макиавелли.  Особенно заметным её звучание обнаруживается в трудах Ф. Ницше, который в своём лозунге "Бог умер!", собственно, замечает в современности редукцию набора высших инстинктов ГК, которые мы здесь перечислили. 
     Самые современный образец её тоже публично озвучен со всей определённостью и особой подробностью в книге "Четвёртая промышленная революция" Клауса Шваба, в которой автор увязывает общественную психодинамику с разрастанием цифровизации и виртуальной реальности. Человеку всё менее есть чего делать в реальности. Но тогда  природа, подчиняющаяся принципу оптимальности Розена, так или иначе найдёт способ избавится от энергетического балласта. Мир Шваба - это мир "Синдрома дьявола", в котором он не усматривает никакой опасности.
    Аналогичную аналитику и похожие выводы можно обнаружить в литературном опусе О.Г.Хаксли "О этот дивный новый мир", в котором уже в 1932 г. (!) автор намечает  стойкий мировой тренд.
    В связи с гуманитарным характером проблемы, конечно, невозможно утверждать абсолютную ложность подобных прогнозов. Как ни печально, философские спекуляции сейчас не представляют достаточного арсенала средств для достоверных выводов ни апологетам цифрового неомальтузианства, ни их противникам.
    В конечном итоге тот концептуальный цивилизационный водораздел между т.н. "коллективными англосаксами" и "многополярным миром" сводится лишь к мировой партийной борьбе, определяющей дальнейшую судьбу набора в основном трёх высших инстинктов ГК в будущей природе человека.  Либо -  не противиться редукции их в сочетании с глобальной имущественно-технологической стратификацией планетарного сообщества, на что уверенно ориентируются страны НАТО и примкнувшие к ним сателлиты, либо - к поддержанию всего спектра пирамиды инстинктов ГК.
     Проект "Рационального социализма" предусматривает реализацию второго варианта.
     К правильности такого выбора нас склоняют  несколько, всё же,  объективных причин.
     В связи с кризисом современной философии мы значительно отстали в изучении и понимании собственной природы человеческой, в накоплении знаний о смысле, целях и закономерностях нашего роевого существования. В условиях такого теоретически отсталого от потребностей практики информационного дефицита коверкать глубинную природу человека весьма неосмотрительно.
     К тому же натурная реализация четырёх указанных инстинктов составляет значительную долю гедонистических факторов в их полном наборе, обеспеченном эволюцией человека.
     Интересно заметить, что в процессе реализации низменных инстинктов человек "веселится", а в процессе реализации высших инстинктов - "радуется". Только поэтому историческое сокращение набора высших инстинктов ГК глобально уменьшит психологическую температуру индивида и ощущение трудного для  себя "счастья". Конечно, и такое возможно, если ничего лучшего не знать.
     Как итог сказанному следует отметить, что в глубинной сущности своей современная прогрессивная политика государств и партий должна встать на курс формирования "заповедника для человека", что подразумевает четыре практических направления.
     Во-первых, - поддержание инстинкта "рефлекс цели" FR- - это прежде всего борьба за рабочие места, которые в настоящее время могут обеспечиваться лишь образованием с государственным регулированием набора актуальных профессий. Без грамотной общественной и государственной поддержки современному обществу не удастся вырваться из мертвой петли апатии и равнодушия молодёжи, что стало болезненным явлением современности.
     Во-вторых, - поддержание традиционной семьи e- соответствует запрету ЛГБТ пропаганды.
     В-третьих, - поддержание инстинкта "свой род, своя территория Родины" f-приводит к необходимости децентрализация мегаполисов и поддержанию проживания семей в сельской местности с частичным обеспечением качественного экстенсивного производства продовольствия за счёт малой семейной механизации. В "малой механизации" семейных хозяйств вообще не имеется ввиду экономическая эффективность сельскохозяйственного производства. В данном  случае важнее спортивно-патриотическая компонента, которая в целевом наполнении сочетается с экстенсивным технологическим обеспечением экологически чистой продукции для собственного потребления.
      В современной цифровой цивилизации собственно труд в интерпретации марксовой мануфактуры всё заметнее перестаёт быть капиталом, но он не должен становится полностью излишним в связи с его фундаментальным характером для человеческой природы.
      В-четвёртых, децентрализация мегаполисов должна сочетаться с развитием образования, в частности - в сторону повышения удельного веса гуманитарных наук. Было бы полезно увеличить количество профессиональных степеней на пути индивидуального обучения с обеспечением психологической потребности человека учиться всю свою жизнь, а не только на школьной или студенческой скамьях.
      Таким образом, теория пирамиды инстинктов ГК обозначает несколько мероприятий для обеспечения прогрессивного развития.  Это может рассматриваться как некоторый политический манифест, реализация принципов которого, конечно потребует дальнейшей программной конкретизации.

   
      
         








   
               
    


Рецензии
"не умаляет заслуг Маркса в открытии важных относительных экономических истин"
Александр, Марксизм - лженаука. Все эксперименты по построению социализма и коммунизма закончились крахом и издевательством над людьми.
Коммунизм - это Рай на земле - сказка для легковерных.
маркс называл себя диалектиком. На самом деле он эклектик-шарлатан.
Общество без экономической и политической конкуренции развиваться не может.
Этот закон справедлив для любых видов животных и растений.

вам же хочется над нами проводить опыты. руки чешутся?
Может лучше поиграете в компьютерные игры или поедите на рыбалку, чтобы не экспериментировать на ближних?

Владимир Иноземцев   20.02.2023 09:26     Заявить о нарушении
Вы так считаете? Ну и - ладно...

Александр Васильевич Гринь   20.02.2023 16:52   Заявить о нарушении
Не только я. Везде, где строили социализм, от него отказались. Людям не нравится, что над ними, как над кроликами совершают эксперименты.
Но у вас ещё охота не пропала?
Наше счастье, что таких. как вы, меньшинство.

Владимир Иноземцев   20.02.2023 17:33   Заявить о нарушении
Вы так считаете? Ну и ладно...

Александр Васильевич Гринь   20.02.2023 19:53   Заявить о нарушении
Ельцин сделал то, что до него никто не отваживался.
Затраты на производство продуктов были в 2-3 раза больше, чем в магазинах.
Цены держали за счёт трех ступеней дотаций. да и то, продуктов всем не хватало.

Попытка Хрущева стабилизировать цены в 1962 году закончилась бунтом в Новочеркасске, где я живу, и расстрелом толпы.
И эту теорему при колхозной собственности советские власти не могли решить.

А при ельцине колхозникам раздали паи, с ними они сами разобрались, а цены из-за конкуренции пришли в равновесие.
Правда, вы думаете, что это заслуга Путина.

Владимир Иноземцев   20.02.2023 22:10   Заявить о нарушении
"Затраты на производство продуктов были в 2-3 раза больше, чем в магазинах".

Молодец Ельцин!:)) На этом уровне понимания основ экономики следует прекратить дискуссию. Я - сдаюсь!

Александр Васильевич Гринь   21.02.2023 13:22   Заявить о нарушении
Вот именно. Сельхозпроизводители продавали государству по заниженным фиксированным ценам. Потому производить было невыгодно.
У всех крестьян было личное подсобное хозяйство. Личную продукцию можно было продавать по рыночной цене.
впрочем. может быть вы харчевались из спецраспределителя. Поэтому эта тема вам неинтересна.

Владимир Иноземцев   21.02.2023 14:52   Заявить о нарушении
Оценочные мотивы на уровне "вы" и "мы" обычно обозначают признаки вялотекущей шизофрении. Нельзя рану бередить, я лучше помолчу..

Александр Васильевич Гринь   21.02.2023 15:59   Заявить о нарушении
Вот и молчите.
Не подбивайте читателей на авантюру.

Владимир Иноземцев   21.02.2023 16:50   Заявить о нарушении
А почему вы тогда не закрыли свою страницу?
Печатаете же тексты.

Владимир Иноземцев   22.02.2023 18:52   Заявить о нарушении
Потому, как работаю в сфере синергизма инстинктов g- и h- со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Александр Васильевич Гринь   23.02.2023 10:50   Заявить о нарушении
На прозе вас н поймут. Публикуйтесь в специальной литературе. Есть же журналы для специалистов. Там редакции, рецензенты, оппоненты. Если хотите внести вклад в науку.

Владимир Иноземцев   23.02.2023 11:08   Заявить о нарушении
Спасибо за совет...

Александр Васильевич Гринь   25.02.2023 10:37   Заявить о нарушении
В "журналах для специалистов" вообще ужас, что творится.

Александр Васильевич Гринь   28.09.2023 09:22   Заявить о нарушении
Естественный отбор. Недостоврное отсеивают или перепроверяют в других лабораториях.синтезе трансурановых элементов. То, что было получено в Дубне, перепроверяли немцы, японцы...
Всё требуют доказывать на опыте.

Владимир Иноземцев   28.09.2023 16:26   Заявить о нарушении
Кто последний написал, тот и победил!

Александр Васильевич Гринь   26.01.2024 13:18   Заявить о нарушении
"В "журналах для специалистов" вообще ужас, что творится."
А вы хоть один читали.
Их пишут для специалистов. Вам сначала нужно получить образование.

Владимир Иноземцев   26.01.2024 14:40   Заявить о нарушении