Сегодня День штурмана ВМФ России

Здравия всем!!!!

Получила СМС сообщение, что для ветеранов Военно-Морского флота нужно опубликовать информацию о празднике особо значимой профессии во флоте - на протяжении уже не одного столетия, от знаний, навыков, умений представителя которой зависит жизнь, здоровье экипажа и сохранность судна.

Подготовила текст, а страница в ВКонтакте "зависла" - не знаю надолго или нет, а поздравить ооооочень нужно.

Вот и решила поделиться полученной информацией из разных сайтов здесь, у себя в авторском кабинете, а затем отправлю ссылку на сие повествование.

"День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации — профессиональный праздник российских военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ, исчислением перемещения и контролем за исправной работой навигационных приборов — штурманов. «День штурмана» отмечается в России ежегодно, 25 января." (Википедия)

Этот праздник некоторые называют «День навигатора».

"Испокон веков умелое ориентирование на местности было востребовано в любой профессии.

С появлением надводного и подводного транспорта прокладывание маршрутов, изучение и уточнение ландшафта, умение работать без измерительных приборов, а также ясно и четко мыслить в нестандартных ситуациях способствовало появлению и развитию профессии штурмана.

Востребована она оказалась, в основном, в военно-морском деле.

Возникла профессия штурмана более трехсот лет назад.

В 1701 году 23 января Петр Первый издает Указ о формировании школы обучения штурманскому делу.

Указ этот был воплощен в жизнь уже 25 января, поэтому эту дату и принято считать началом существования службы штурманов военно-морского флота.

Пока строились корабли, штурманы обучались навигационному делу в Москве, в Сухаревой башне, которая была разрушена при перестройке Кремля.
 
В СССР обучались штурманским премудростям в высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе.

Существовало в то время и специальное ведомство по контролю за уровнем и качеством подготовки штурманов ВМФ.

Во время Великой Отечественной Войны советские штурманы своим мастерством позволяли достойно противостоять противнику, имевшему корабельную численность много больше нашей.

За годы войны Звезды Героя удостоились 52 военных штурмана, многие также были награждены медалями и орденами.

Практически до конца 20-го века чествовали штурманов дважды в год, в дни весеннего или осеннего равноденствия.

Именно в этот период стороны света достаточно легко определить без применения каких-либо измерительных и вычислительных приборов, а так как сделать это в дни равноденствия мог каждый моряк, то отмечать штурманы свой день могли с чистой совестью.

Известно, что само определение штурман образовалось в голландском лексиконе.
Буквально перевод звучит как «человек за рулем».

Действительно, штурман вносит весомый вклад в управление кораблем практически наравне с капитанской деятельностью.

У военных штурманов много служебных обязанностей.
Самыми известными, но не менее ответственными и сложными, являются: работа с навигационными приборами; проверка и анализ адекватности приборных показаний; разработка оптимального фарватера и изучение местности; умение спокойно мыслить и действовать в нестандартных ситуациях; способность осуществлять деятельность без вычислительных приспособлений.
Это лишь немногое из разносторонней деятельности штурмана.

В России эта профессия была и остается престижной и востребованной.

Со звания штурмана многие знаменитости военно-морского флота начинали свою доблестную карьеру. Самыми известными из них являются адмиралы: С. Горшков, А. Михайловский и В. Михайлин.

В этот день принято поздравлять всех военнослужащих, когда-либо имевших отношение к штурманской деятельности. Действующие военные принимают награды, грамоты и поздравления от командования.

С днем штурмана ВМФ РФ чествуют и тех, кто уже не находится на службе — ветеранов и инвалидов.
Для них организуются развлекательные мероприятия, концерты и товарищеские посиделки, а также вручаются памятные сувениры.
По теле и радиоканалам транслируются фильмы и передачи о деятельности морских штурманов.» /prizivaut/

Контр-адмирал Всеволод Хмыров: «Штурман на АПЛ не просто военный, это ученый и аналитик, который должен обладать массой знаний из многих областей….»

"Ежегодно 25 января в России отмечается профессиональный праздник — День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации — военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ, исчислением перемещения и контролем за исправной работой навигационных приборов.

Раньше День штурмана ВМФ праздновался в день весеннего (20-21 марта) и день осеннего (22-23 сентября) равноденствий.

Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света — Солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе.

Но с 1997 года, в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота в 1701 году Петром I." (Википедия)

"Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота.

Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне, в связи с указом Петра I, в котором было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению».

Этот день и является датой основания штурманской службы российского флота.

Заметим, что император Петр I также издал Устав, в котором были прописаны некоторые основные правила и ограничения для штурманов: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают» или «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают».

Многие известные флотоводцы начинали воинскую службу с должности штурмана корабля.
Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России, такие как: С.Горшков, В.Михайлин, А.Михайловский и многие другие.

В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов.

Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ: «работа штурмана в походе носит творческий характер».
Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.

По традиции, в этот день командование ВМФ поздравляет всех штурманов российского флота с их профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся удостаиваются наград, поощрений и благодарностей.
 
Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт. /www.calend/

С праздником, дорогие штурманы - те, кто уже на заслуженном отдыхе; те, кто сейчас находится у карты, прокладывает курс (возможно, использует новые достижения науки и техники, о которых мы и представить не можем!!!!); и те, кто проходит курс обучения этой легендарной профессии, и те, кто постигает ещё азы знаний в школах и только мечтает быть штурманом....
Мира, благоденствия, здоровья!

Хотелось бы пожелать всем: "7 футов под килем, дорогие", как на венчании мне пожелал молодой священник (в прошлом моряк):
«7 футов под килем, мать Людмила Петровна».

Я решила посмотреть ещё раз в сети Интернета, чтобы написать здесь о значимости этого напутствия.

"По одной версии, выражение связано с Древним Египтом, а по другой – с Древней Русью. Причины его появления разные, но от этого не становится менее интересно, почему говорят «Семь футов под килем», когда желают удачи?

Стоит начать с Египта. Около 6000 года до нашей эры в Египте уже существовал парус, хоть и примитивный. Суда тех времен оснащали одной-двумя мачтами, они не могли лавировать, из-за чего при встречном ветре они вынужденно становились на якорь, ожидая попутного ветра. Суда не уходили далеко в море, держались ближе к берегу, из-за чего часто садились на мель или разбивались о прибрежные скалы.

Как связаны суда Древнего Египта и семь футов под килем? Осадка кораблей того времени была не более двух метров, то есть составляла те самые семь футов. Поэтому опытные кормчие старались всегда иметь под килем два метра, чтобы не ударится о грунт даже на волне. Отсюда, как считают, пошло выражение «Семь футов под килем!», которое означает пожелание удачи.

Объяснение, которое связано с Русью В «Толковом словаре» Владимира Даля числу «семь» отведено заметное место. Десятки русских поговорок и пословиц связаны с этой цифрой. Предположительно, пожелание «Семь футов под килем» появилось на Руси из-за особого расположения к числу. Надо сказать, что на фоне версии с египетскими судами объяснение выглядит совершенно неправдоподобно.

Значение фразы «Семь футов под килем». Когда под килем есть всегда семь футов, значит, команда сможет добраться до места назначения, несмотря на штормы, качку, отмели и рифы. На флоте фразеологизм означает пожелание благополучного плавания. Он является напутствием, можно даже сказать благословением на плавание без неприятных сюрпризов.

Говорят, изначально выражение использовали, чтобы пожелать команде не сесть на мель, а со временем его стали использовать для пожелания благополучного плавания, в целом. А еще так говорят, когда просто желают счастливого пути, даже если дорога не связана с плаванием". /fishki.net/

 


Рецензии