Письмо из вечности!

Отец у Сереги был очень строгим. Или, по крайней мере, хотел быть для них всегда строгим, но справедливым человеком. Родился он в 1927 году, поэтому жизнь его прошла в эпоху сначала послереволюционной разрухи, затем восстановления народного хозяйства страны, к чему привлекал своих детей - подростков дед Сереги. А потом была Великая Отечественная война, на которую отец ушел добровольцем в возрасте 16 лет, приписав себе в военкоматовской анкете лишний год. После войны, как бывший танкист, работал на лесоповале водителем трелевочного трактора. Опять принимал участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства и заочно получил среднетехническое образование. В 1951 году познакомился и сыграл свадьбу с мамой Сереги, которая была на четыре года его старше. Она всегда утверждала, что жизнь сложилась таким образом, что девушки ее поколения вынуждены были делать выбор спутников жизни из более молодых, чем они, ребят, так как их сверстники почти все не вернулись с войны. Но выбор ее, как представляется Сереге, был очень счастливым. И прожили мама с папой Сереги вместе, разделяя и горести, и радости, шестьдесят лет. Всякое бывало. Вначале жили вместе с родителями отца. Отец работал на лесозаготовках вдали от дома, редко приезжал. Молодая же невестка чем-то постоянно была не люба родителям и младшему брату отца, поэтому через три года после рождения Сереги семья переехала на другое место жительства. При этом отец с его очень жесткой натурой перестал общаться со своими самыми близкими родственниками. И хотя с течением времени эти неприязненные отношения чуть и сгладились, но не до конца исчезли из жизни. Зная о такой склонности отца к принятию им порой очень жестких решений, дети его, в том числе и Серега, побаивались вступать с отцом в какие-либо противоречия. Лучше было промолчать, чем вступать с ним в конфронтацию. Мать же, которой от отца иногда, как она считала, незаслуженно доставалось, как правило, уходила в другую комнату, где шепотом крыла отца на чем свет стоит, а потом приходила к нему и ласково смотрела ему в глаза, как бы прося прощения. Но до рукоприкладства в семье никогда не доходило. А детям было достаточно увидеть тяжелый взгляд отца, чтобы понять, что они что-то не так делают. Следует сказать, что и Серега, и его брат с сестрой, получив такое жесткое воспитание, хотя порой и обижались на отца, не затаили этих обид на него, а наоборот были даже благодарны ему за подготовку к взрослой жизни, в которой оказывается есть столько препятствий, обид, поражений, но и побед, которым отец их тоже научил радоваться.
Когда появились внуки, Серега понял, что отец, оказывается, в душе-то очень мягкий и сентиментальный человек. Нужно было видеть, как он общался с внуками, как придумывал для них какие-то интересные занятия, когда на лето почти все внуки собирались у бабушки с дедушкой на даче в деревне, где каких-то организованных развлечений сроду не существовало. И с какой заботой, любовью и вниманием относился к домашним собакам, которые почти всегда присутствовали в его жизни. А еще Серега удивлялся, когда после почти ежегодной побывки в отпуске у родителей замечал при расставании скупую мужскую слезу на щеке отца.
В 2011 году родители отпраздновали шестидесятилетие их свадьбы. Празднование было организовано при городском ЗАГСЕ. Присутствовали родственники, которые собрались со всех уголков России, куда их разбросала жизнь. Отец был бодр, жизнерадостен, танцевал, ухаживал за своей любимой и любящей супругой, а через полгода его забрала страшная болезнь под названием рак. Не выглядевший в свои восемьдесят четыре года стариком человек буквально за пару месяцев превратился в глубокого старца, но до последнего дня ездил сам за рулем, ходил по магазинам за продуктами, а в последний день перед смертью принял ванну, лег спать, а наутро уже не встал.
Для мамы это была невосполнимая потеря. Только тогда Серега понял, какой силы была любовь родителей. Мама пережила отца на одиннадцать лет. Шел ей уже девяносто девятый год. Все родственники со всех весей России собирались приехать к ней на очередной день рождения. Но не случилось. Мама Сереги не дожила до него ровно полтора месяца и собрала родственников раньше. На свои проводы.
Младший брат Сереги Саша после смерти матери решил разобрать архив, который их педантичный батя собирал на протяжении всей своей жизни. Там были вырезки из газет и журналов, где упоминались семья отца или его родственников, статьи и очерки самого отца, опубликованные от лица участника Великой Отечественной войны или затрагивавшие злободневные темы. И вот среди этого вороха бумаг брат Сереги неожиданно находит тетрадный лист с узнаваемым, почти каллиграфическим, почерком отца. Отец ушел в декабре 2011 года. Видимо, незадолго до своего ухода это послание и написал. И ровно через одиннадцать лет, в декабре 2022 года, пришло это его письмо из вечности его детям, внукам и правнукам:
«Милые детки, прощайте! Ухожу от вас навсегда. Жизнь моя была тяжелая. Сами знаете. Богатства не нажил. Мое богатство – вы. Прошу вас не рушить «позем», то есть избу и усадьбу, чтобы было, как при мне: огород как огород, дыма из трубы не было, но хотелось бы, голоса внуков и правнуков… Хотя бы летом. Живите дружно и честно».
Вот такое письмо. Вот такой вот отец, который открылся совсем неожиданно другой своей сентиментальной стороной. А сколько любви в этих словах! Любви, которую дети подспудно чувствовали, но которая никогда отцом не выражалась так прямо и чисто. И такими словами.


Рецензии