Пьеса номер два или Сказка о Волшебном Сне

-> Пьеса для постановки семейными или школьными театральными студиями, продолжительность около 15 минут.

* Фрагмент любительской съёмки первой постановки: https://disk.yandex.ru/i/nMrC-AnkYwsJ8Q, семейный театр "Рампа", режиссёр Ирина Токарева; фестиваль семейных театров, Кольцово, 2019 год



*****Действующие лица*****

- Александра - девочка примерно 10 лет
- Сонечка, младшая сестра Александры
- Мама Александры и Сонечки
- Чувство Собственного Достоинства (Чувство Достоинства) - энергичный мужчина в самом рассвете сил
- Сиюминутная Радость Легкого Общения - энергичная дама в самом рассвете сил
- Совесть -  огромных размеров мощный мужчина с уверенным, звучным голосом
- Чувство прекрасного, очаровательная девочка
- Ощущение, что я уже взрослая (Взрослость)- девочка-подросток
- Лень, она же Прокрастинация - флегматичная дама
- Радость Познания и Интеллектуального Вызова (Радость) - Жизнерадостная и энергичная девочка
- Папа Александры и Сонечки



***** Сцена первая *****

(Александра, Сонечка и Мама. Александра с кислым лицом, Сонечка с ироничным лицом, Мама - со строгим лицом.)

Мама: Вот не пойму я, ну почему это нельзя было сделать вчера вечером. Ведь вроде всё обсудили, продумали, распланировали, подготовили, порадовались какие мы будем молодцы... Я даже пирог собиралась испечь в честь того, что всё так удачно складывается... И что в итоге?

Сонечка: Да, что в итоге?

Мама: В итоге сегодня - уже сегодня, но ничего до сих пор не сделано. Вот как оно так получается, Александра?

Александра: Даже не знаю: как оно так получается?

Соня: А ты правда собиралась испечь пирог?

Мама: Конечно!

Сонечка: Я только не поняла, а почему нет пирога. Вот, наверное, из-за отсутствия пирога ничего и не случилось...

Александра: Да ладно, пирог тут ни при чем. Я даже не знаю, как это объяснить... Вот мы вчера всё обсудили, продумали, распланировали, подготовили... Я посмотрела - вроде все готово, только сделать осталось. А потом не сделала. И такая буря в душе, что сделать не было прямо-таки никакой возможности.

Мама: Ну как так можно было? Ну ты же сегодня сама видела, к чему это привело! Ну о чем ты вчера думала?

Александра: Мне как будто на ухо кто-то шептал, что это будут проблемы меня завтрашней, а сегодня пусть всё будет легко и хорошо. А сегодня оказалось, что это проблемы меня сегодняшней. (вздыхает). Обманули выходит. (пауза) (с сомнением) Так я, получается, жертва...

Сонечка: В современном обществе ссылаться на голоса в голове весьма не безопасно!

Александра: Ну Сонечка, это фигура речи такая... Я подчеркиваю: кто-то как будто шептал.

Мама (с нажимом): Никто! никому! ничего! не шептал! Это просто привычка откладывать дела на потом и потакать своим слабостям!

Сонечка: Да! Причем я в результате осталась без пирога! Надо держать себя в руках и быть последовательной! Как я, например.

Александра: После того, что ты устроила в летнем лагере я бы не была столь категорична...

Сонечка (волнуясь, возмущенно): Я же уже принесла свои извинения! Я тогда была молода и импульсивна!

Александра: Ну ладно, ладно... Извини, не начинай....

Мама: Хорошо ещё, что папа в командировке! Он бы очень расстроился, если бы узнал что так всё вышло. Надо вырабатывать силу воли, и не позволять своим слабостям помыкать собой. Я же могу - сможешь и ты.

Александра: Легко сказать. Ты не забывай, что мои слабости довольно могущественны. Мои слабости твоим не чета... Как всех их разом обуздать - не представляю. Ладно, давайте спать. Может я завтрашняя окажусь сильнее меня сегодняшней... Спокойной ночи.

Сонечка: Спокойной ночи, мама. Пойдем мы спать

Мама: Да, пожалуй. А завтра решим что делать с могущественными слабостями.

(Мама целует дочерей, расходятся - мама на право, дочки налево.)



***** Сцена вторая *****

(На сцене произвольно расставленные персонажи: Чувство Достоинства, Радость Общения, Взрослость, Чувство прекрасного (сидит, как русалка на камне). Александра - в центре.)

Александра: Я - где?

Чувство Собственного Достоинства: Ты - во сне.

Александра: В чьем?

Чувство Достоинства: Думаю, что в твоём.

Александра: А что Вы делаете в моём сне? И... вы кто?

Чувство Достоинства: Мы - твои привычки, слабости и минутные настроения. Вот я например - Чувство Собственного Достоинства.

Легкое Общение: А я - сиюминутная радость легкого общения.

Александра: Эээ... А это что значит?

Легкое Общение: Помнишь, вчера целый час с Машей по телефону болтала?

Александра: Помню.

Легкое Общение: А о чем - помнишь?

(Где-то в это время в углу незаметно появляется Сонечка, садится на стул и начинает, как зритель в кинотеатре, разглядывать происходящее. Через некоторое время она достает из-за кулис ведерко с попкорном.)

Александра: (задумчиво) О чем? О чём... Не помню.

Легкое Общение: Это всё потому, что весь час ты посвятила сиюминутной радости легкого общения.

Александра: Постойте... Так это Вы виноваты в том что...

Легкое Общение: Но-но, полегче, я попросила бы... Ты ещё про голоса в голове начни рассказывать. Эта была твоя радость сиюминутного общения, так что нечего на меня ответственность перекладывать. Мы - это ты, так что, честно говоря, это ещё вопрос, кто тут кому снится!

Александра: Так-так... Ага... А Вы, значит - чувство собственного достоинства?

Чувство Достоинства (с достоинством): Хотелось бы верить, что это очевидно. Именно благодаря мне вы вчера на тренировке не оставили без колкого ответа шутки ваших товарищей.

Александра (удивленно, задумчиво, растягивая слова): Ага... Так это было проявление чувства собственного достоинства... А тренер сказала, что это просто бытовое хамство. Мне так стыдно было...

(Сзади из за кулис выходит огромных размеров Совесть и кладет Александре руку на плечо)

Совесть: Да уж, над проявлениями чувства собственного достоинства не помешало бы поработать.... (прикрывая глаза руками) Так стыдно было... После того что ты им наговорила, Чувство прекрасного до сих пор всхлипывает.

Чувство прекрасного (нервно расчесывая кончик косы и всхлипывая): Только не напоминайте, меня это так ранит...

Александра (испуганно глядя на Совесть): А вы кто? Вы являетесь во сне, чтобы пугать непослушных детей?

Совесть (со слегка кровожадной улыбкой): Не только во сне, и не только детей... Я - Совесть!

Александра: Глядя на Вас я понимаю, что угрызения Совести могут быть опасны...

Совесть: У каждого совесть со своей спецификой... Но для Вас - точно.

(Взрослость утягивает Александру за рукав)

Взрослость (Александре): Чего ты их слушаешь! В десять лет уже пора принимать свои собственные решения не обращая внимание на Совесть.... Даже такую крупную

Александра (как будто отзываясь на какую-то внутреннюю душевную работу): О, мне знакомо это чувство... Позвольте угадаю: Вы - взрослость?

Взрослость: Ну... на самом деле я Ощущение Того, Что Я Уже Взрослая, если быть точным. Именно я не позволяю великовозрастным дуракам указывать нам как жить!

(Все персонажи возмущены услышанным, начинают шуметь)

Совесть (закрывая глаза руками): Как стыдно!

Чувство Прекрасного (нервно расчесывая кончик косы и всхлипывая): Как не эстетично сказано!

Достоинство: Оскорбительно!

Легкость общения: Не надо переходить на личности, надо легче...

Взрослость (с вызовом): А я вам вот что всем скажу...

Александра (перебивая, резко): Стоп! (все замолкают) (более спокойно): не душа, а дом советов какой-то... Странно, что я вообще до десяти лет дотянула с такими-то советчиками.... (видит Сонечку) О! А ты тут что делаешь? Ты моя привычка что ли?

Сонечка: Нет, я просто сплю на соседней кровати, и решила посмотреть, что ты тут снишь...  Прямо магический театр какой-то... Все эти чудики - они у тебя в голове живут?

(Все персонажи возмущены репликой Сонечки, все как будто говорят разом)

Достоинство: Что вы себе позволяете!

Совесть (закрывая глаза руками): Как стыдно!

Чувство Прекрасного (нервно расчесывая кончик косы и всхлипывая): Разве это красиво - так говорить

Легкость общения: Какая сложная тема для разговора...

Взрослость (с вызовом): А я вам вот что всем скажу: ....

Александра (перебивая, резко): Стоп! Прошу молчать, пока я не спрошу (все покорно замолкают) (более спокойно, к Соне): Они говорят что они - это я. Ну вроде как привычки, слабости и минутные настроения...

Сонечка: Ух ты... А кто из них тебя вчера подговорил ничего не делать?

(Чудики нервно бормоча сбиваются в противоположный угол, все своим видом говоря, что они тут ни при чём.)

Александра: Хороший вопрос! А ну-ка Совесть, скажи-ка нам, кто тут меня вчера подбивал всё отложить на завтра, рассказывая, что это будут проблемы меня завтрашней?

Совесть: Известное дело кто - Лень

(Чудики расступаются, и обнаруживается сидящая за ними в углу на коврике лень в позе лотоса.)

Лень: Для Вас - Прокрастинация. Я понимаю, что длинные слова произносить не хочется, но попросила бы быть тактичными и называть меня полным именем.

Александра: Не думаю, что это возможно, каждый раз произносить такое длинное имя

Лень: Это почему же?

Александра: Потому что лень...

Лень: Мда, тут мне спорить трудно...

Сонечка: Так и зачем же Вы, уважаемая Лень, подговариваете мою сестрицу откладывать дела на завтра?

Лень (Александре): Подождите, у нас тут какое-то недопонимание: я - это Ваша лень. Вы ещё про голоса в голове начните рассказывать. Тебе вчера хотелось дела заканчивать?

Александра: Нет

Лень: А почему?

Александра: Было лень....

Лень: А кому было лень?

Александра: Мне было лень.

Лень: Ну и причем тут я?

Александра: Подождите, я что-то запуталась...

Лень: Вот так всегда: сначала сами глупостей наделают, а потом всё сваливают на привычки, слабости, ошибки молодости....

Сонечка (задумчиво): Если бы Лень была мальчиком... (пауза) Можно было бы попросить Совесть её как следует отлупить!

(Совесть чувствует прилив энергии и начинает преследовать Лень, Лень убегает, Чувство Собственного Достоинства стыдит совесть, Совести становится стыдно, все начинают галдеть, Сонечка начинает радостно бегать вокруг и галдеть вместе с ними. Хаос.)

Александра (резко поднимает руки): СТОП!!!

(Все разом замирают)

Александра (резко, чуть нервно): Так, мне надо подумать. Всех попрошу оставить помещение, пока я вас не призову!

(Все быстро послушно уходят, остается Сонечка)

Сонечка: Ну, я-то не привычка, я тут посижу.

Александра: Сиди конечно, к тебе я привыкла... Что делать с этим цирком в голове?

Сонечка: Хорошо бы у папы спросить. Он такие загадки любит...

Александра: Да, до сих пор вспоминаю как он колобка диалектически трактовал...

(Входит папа)

Папа: Чего это вы тут: во сне собрались и диалектику обсуждаете? Для десятилетних девочек довольно необычно...

Александра: Папа, ты же в командировке в Бразилии! У тебя сейчас день! Ты почему спишь?

Папа: Вообще-то это твой сон, так что могла бы и сама придумать. Наверное, у меня совещание. Довольно скучное... Вот, вздремнул.

Александра: Понятно. Папа, нужна помощь. Началось всё вчера с того.... Хотя нет, это тебе пока не надо знать. Короче, просыпаюсь я тут во сне, а вокруг бродят мои чувства, привычки, слабости и прочие минутные настроения.

Папа: Ну ты прям, сновидящая, Вера Павловна... Что, сразу все явились?

Александра: Да нет, штук шесть, не больше... Не знаю почему остальные не пришли.

Сонечка: Наверное, пришли твои любимцы. Только не пойму, как туда Совесть затесалась.

Александра: Сонечка, я сейчас как позову Чувство Собственного Достоинства... В общем посмотрела я на них, и поняла: если я буду к этим чудикам серьезно относиться и всё им позволять, это не жизнь будет, а сплошное мучение... Все время лень, все время стыдно и возмутительно, что тебя за взрослого не держат; грубишь и понимаешь, как это некрасиво... (решительно) Так жить нельзя.

Папа: Пожалуй можно. Но не стоит....

Александра: И что мне делать? Как мне заставить всех их замолчать?

Сонечка: А вдруг ты заставишь всех, а замолчит одна только совесть? С тобой вообще сладу не будет!

Александра: Судя по размерам, такая совесть ещё всех нас переживет. Но всё же? Что мне с моими чудиками делать?

Папа: Мне б со своими разобраться... Какие будут предложения?

Александра: Подумать надо, хотя задача выглядит совсем непросто... Но вообще это даже интересно... А не призвать ли мне в советники Радость Познания и Интеллектуального Вызова?

Папа: О как завернула... Да ты её редко используешь, у неё наверное атрофия....

Александра (с укором): Плохо же ты меня знаешь, папа. Оп!

(Хлопает в ладоши, из-за кулис выходит Радость Познания и Интеллектуального Вызова)

Папа: А... точно. Я забыл, что у детей Радость Познания неистребима... Ну так что?

Александра (Радости): Скажи мне радость моя, как бы нам так сделать, чтобы заставить все мои привычки, слабости и чувства работать слаженно, и чтобы они мне подчинялись, а не я им?

Радость: Вопрос сложный, но я верю, что решение всегда есть. Ведь не мы первые. Может попробовать разобраться, кто из них когда уместен, и призывать, когда надо?

Александра: А что, давай попробуем. Эй, дорогие мои привычки, слабости и чувства, подите сюда!

(Все выходят, становятся в ряд, Александра вместе с Радостью познания начинают раздавать задачи)

Александра: Так, господа. Слушаем расписание на завтра. Подъем в 07:30: Радость Познания - приди напомнить, что впереди столько интересного. Взрослость, напомни, что я уже не ребенок, чтобы вот так проспать. Совесть, всех остальных заставить замолчать!

 Потом на тренировке. Мммм... (задумалась)

Радость(указывая): Чувство Собственного Достоинства!

Александра: Да, Чувство Собственного Достоинств, разбуди Волю к Победе, и приходите вместе. Не позволяйте сдаваться, когда ещё есть силы; потом...

(задумалась)

Радость (указывая): Чувство прекрасного!

Александра: Да, Чувство прекрасного, не позволяй мне вести себя некрасиво. Совесть - всех остальных заставить замолчать.

  После тренировки: жду.... (задумалась)

Радость: Лень

Александра: Да, точно. Но ты, Чувство прекрасного, за ней приглядывай, пожалуйста, и следи, чтоб я и в ленности не забывала хорошие манеры. Совесть - всех остальных заставить замолчать.

  Потом уроки в школе: Радость Познания, Чувство Прекрасного, Взрослость - жду. Совесть... ну, Вы поняли.

  После школы -жду всех тех же жду делать уроки. Договорились?

Все хором: Да!

Александра: Спасибо, жду вас утром, как решили.

(Все удаляются, остаются Александра, Сонечка и папа)

Папа: А что, неплохо получилось. Не раз всё пойдет не так как надо, но направление, кажется, верное.

Александра: Я вот одного не могу понять. Если они - это я, а я ими командую, то кто тогда я?

Папа: Никто не знает.

Александра: Вообще?

Папа: Мнений много, которое верное - непонятно. А так ли это важно? Главное чтобы Совесть была спокойна.

Сонечка: Особенно такая крупная.

Папа: Ну, что же, я вас покину, совещание подходит к концу.

Александра и Сонечека: Пока, папа!

(Папа уходит)

Александра: Ну как, получится у меня что-нибудь?

Сонечка: Если стараться, то должно получиться.

(Входит Радость Познания)

Радость: А ты будильник-то поставила? А то там нас ждет столько интересного, а мы спим...

Александра: Ох, и вправду... Спасибо, Радость моя!

(Александра берет со стола будильник, они с Сонечкой стоят рядом на краю сцены.)

Александра: Ну что, Сонечка? Нас ждет огромный интересный мир?

Сонечка: Вообще-то я сова и учусь со второй смены... Но как тут устоять? Просыпаемся!

(Александра включает будильник, он громко дребезжит. Потом к будильнику подключается финальная музыка, все персонажи выходят на сцену на поклон)


Рецензии