Разрыв шаблонов - 15
Мы были твердо уверены, что после всех проведенных работ по технической модернизации и усовершенствованию оборудования, наконец-то наступит долгожданная стабилизация, и мы выйдем на плановые и проектные режимы работы, а возможно их перекроим.
Кроме этого, я направил запрос в Министерство по выделению Амурскому ЛДК, в целях безопасности, двух новых аккумуляторов «Рутца», для их установки за пределами производственного корпуса. Забегая вперед, скажу, что сосуды, работающие под высоким давлением, нами были получены и установлены за пределами цеха.
И если по заводу ДВП мы были в конце пути по ликвидации «узких мест», то на других производствах мы были только в начале этого пути, и это требовало немалых усилий, а главное понимания и поддержки.
Конечно, я немного скромничаю, говоря о начале пути, так на Бирже сырья Лесопильного Комплекса, были демонтированы три стометровых секции цепных транспортеров и был установлен один трехсотметровый тросовый механизм.
Многие это считали авантюрой, наблюдая из подворотни, как я на бульдозере вдоль берега таскаю по грязи трос, чтобы его очистить от смазки и убрать в скрутках крутящие моменты. Получилось.
Проектные сбрасыватели бревен оказались хлипкими, пришлось разрабатывать, изготавливать и устанавливать сбрасыватели собственной конструкции. Также в рабочем порядке пришлось усиливать силовые детали окорочных станков и около рамного оборудования, а чтобы уменьшить заломы досок на сортплощадках, мы установили на четырех линиях изотопные датчики и мощные электромагниты для открывания шиберных затворов карманов-накопителей досок.
Удалось убедить технический совет и выключить из технологии использование проектной бункерной галереи и бункеров, как объектов ненадежных и опасных для эксплуатации, тормозящих технологический процесс и замусоривающих фасадную сторону лесопильного цеха.
Вместо них мы построили транспортную галерею, выходящую из лесоцеха и проходящую над железнодорожными путями с двумя тросовыми скребковыми транспортерами, для обеспечения кучевого накопления и хранения щепы и опилок далеко за пределами с тыльной стороны цеха, которую трудовой люд предприятия окрестил «Байконур Намаконова».
Но главным узким местом лесопильного цеха, по–прежнему оставалась хроническая недопоставка объемов проектного сырья, и это, к сожалению, было вне нашей компетенции. Какими нужно быть «дубовыми» верховными правителями, чтобы не понимать, что в нашем случае «сырье» - решает все! И без стратегического запаса пиловочного сырья на Бирже сырья всем нашим усилиям – грош цена.
Мы ввели в эксплуатацию Лесопильный завод по производству 542 тысяч кубометров пиломатериалов в год, а для этого необходимо было ежесуточно подавать в распиловку до 3000 кубометров пиловочного сырья – бревен. Необходимы были эшелоны с лесом, а на практике все происходило так, как я доложил Министру – необходимого проектного сырья и в требуемых объемах не предоставляли.
После Коллегии Министерства объединение «Дальлеспром» нам в помощь перебросило из Ванино японский кран «Тодано» грузоподъемностью 35 тн с телескопической стрелой до 35 метров, на пневмоходу и со скоростью передвижения до 60 км в час для очистки бассейна от затонувшей лиственницы. Правда, было одно «но», этот кран с причала упал в море, а когда его подняли, то не могли запустить, поэтому с новой запасной стрелой и другими запчастями передали нам.
В автотранспортном цехе работал молодой шофер-крановщик, который увлекался электроникой. Вот я ему поручил разобраться с японскими «наворотами» и передал этот механизм с напутствием, что это первый и пока единственный кран в Амурске на пневмоходу и грузоподъемностью 35 тн. будет очень востребован, особенно у строителей. И с моего благословения на эти работы, принесут ему дополнительный заработок, который будет не лишним в его молодой семье. Это принесет авторитет и новые возможности нашему предприятию.
Через неделю молодой «кулибин» на площади перед заводоуправлением демонстрировал возможности современной техники, чтобы все видели, какой он молодец, а у меня в кабинете пухла папка от заявок на это чудо техники.
Все мы хорошо помним, что план - это закон и основополагающий постулат для любого предприятия, но даже после громоизвергающей критики Министра, чиновники не остановили к нам поставку лиственницы с леспромхозов Комсомольского района, но все-таки приняли меры и определенное количество мягко хвойного сырья начало поступать с Падалинского и Литовского леспромхозов.
На ЛДК приезжали представители и с Троицкой сплавной конторы, которые изучали возможности проводки плотов в озеро Падали, поближе к лесоцеху, чтобы в зимнее время, когда вода спадет, эти плоты можно было разбирать и лесовозами вывозить на промплощадку.
Одним словом, после Коллегии Министерства начались подвижки по решению сырьевой проблемы, но слишком вялые, поэтому на имя Министра были подготовлены и отправлены расчеты и письмо в форме докладной записки с просьбой передачи в состав нашего комбината леспромхозов: Падалинского и Литовского, находящихся на одной административной территории вместе с нами.
Мы просили освободить леспромхозы от плана поставки ими пиловочного сырья на экспорт за счет увеличения объемов производства на экспорт пиломатериалов с Амурского ЛДК, доказали, что это в разы будет выгоднее государству.
Шло время, а ни какого ответа на эти предложения не поступало. Так же, как никто не готовил технического задания «Гипролеспрому» на разработку проектно-сметной документации на «Сухую подачу» лиственницы, минуя бассейн, и проектной документации на изыскание места в акватории Амура для строительства специального Затона для приема и складирования древесины из плотов и барж, прибывающих по реке, а это была прерогатива и обязанность Управления Министерства по капитальному строительству.
Так уж случилось, что 1980 год для меня был самым ударным (или я был в ударе в свои 35 лет жизни). И для всего комбината этот год также оказался позитивным. Хотя начало было почти трагичным, когда Литвинцев демонстративно оставил пост главного инженера и перешел работать начальником завода ДВП, оставив меня один на один с новым «необстрелянным» директором, которому нужно было немалое время во всем разобраться, и освоить свои обязанности. А в это время все три введенных в эксплуатацию производства продолжало лихорадить, и везде не было стабильности.
Поэтому редкая неделя обходилась без «гонцов сверху» из Министерства или объединений, которые больше отвлекали, чем помогали, поэтому мы меж собою распределили полномочия: Яранцев взял на себя встречи и работу с комиссиями пока осваивался в своей новой должности, мне отошли вопросы по выполнению производственного плана и выполнению организационно-технических мероприятий по комбинату.
Помню, кошмарный период того времени, когда в течение одного месяца руководителя ЛДК трижды вызывала Москва в Управления Министерства с отчетами по выполнению плана. Получалось так, что не успеваю прибыть из Москвы – снова вызов и нужно вылетать, а Яранцев с отчетами отправлял меня.
Сначала отчитался в Управлении Лесной Промышленности, затем в Управлении Плитной Промышленности, а еще через неделю в Управлении Мебельной Промышленности. Так получилось, что все заседания в Министерстве проходили под председательством Первого Заместителя Министра - Венцлавского, который, увидев меня - третий раз к ряду, так и сказал: - Тебя что, Александрович, специально подставляют?
В те времена, редко кто с этих отчетных заседаний возвращался без выговоров и денежных начетов. Хорошо, что в этот период Литвинцев прикрыл собою производство ДВП, отвлекая меня только тогда, когда требовалось ускорить изготовление тех или иных деталей и изделий для цеха в РМЗ, и сам проводил штабы и разборы причин простоев, жестко осуществлял контроль за ходом всех ремонтных работ.
Поэтому положение с выполнением программных заданий на Заводе ДВП потихоньку стало выправляться, а по лесопилению и мебели из-за отсутствия проектного сырья был полный провал.
Тогда я окончательно понял, что терять мне почти нечего. Все равно за срыв выполнения государственного плана или снимут или накажут денежным начетом в размере двух – трех окладов. Поэтому в авантюрном запале решился на строительство «Сухой подачи сырья через бассейн» и строительство «Затона в акватории Амура для ЛДК» по своим технологическим схемам и собственными силами!
Было принято решение одновременно строить два объекта и отмобилизовать все материальные и технические возможности предприятия. Здесь, как говориться, дай Бог, чтобы пупок не развязался, или грудь в крестах, или голова в кустах, потому что дальнейшее промедление для нас было смерти подобно.
Не было времени дальше просить Министерство и ждать, когда найдутся у них возможности финансирования и разработки технического задания и выдачи его институту «Гипролеспром», а те когда еще подготовят проектно-сметную документацию на эти объекты. Исполнение этих решений в Министерстве, мягко говоря - заволокители.
Сами понимаете, в этой критической ситуации и обстановке, кому-то нужно было «выхватить шашку из ножен» и скомандовать:
- Вперед в атаку для обеспечения выполнения плана! - тогда я решил, а почему бы не мне.
Тогда, мы снова решились на авантюрный шаг, чтобы привлечь внимание и принудительно «втравить» - втянуть вышестоящих чиновников объединений в реализацию технических мер по строительству «Сухой подачи сырья» на Лесопильном Заводе» и в строительство «Затона для ЛДК в акватории Амура» - собственными силами.
Мною было дано задание всем службам ЛДК, подготовить предложения по этим вопросам и сам ногами вымерил всю береговую линию Амура и озера Падали, подбирая удобное место для Затона, но, к сожалению, удобные и глубокие места были заняты ТЭЦ, Амурским ЦКК и Городской водозаборной станцией.
Помню, как работая по ночам дома, я набросал схемы «Сухой подачи древен через бассейн» и «схему Затона ЛДК» для приема плотов на территории акватории ТЭЦ-1 - с противоположной стороны их причальной стенки. И эти схемы на техсовете были рассмотрены, одобрены и приняты к разработке, а затем и к внедрению.
Для строительства транспортеров «Сухой подачи бревен над бассейном», мы снова использовали готовые десятиметровые металлические конструкции лотков, привезенные с ЦКК. В своем РМЗ все эти добротные конструкции превратили в транспортерные секции и под мостовым краном на улице укрупнили все элементы сухой подачи, проходящие над водой, приварив к ним опорные стойки и площадки обслуживания. А далее, с помощью мощного крана произвели монтаж конструкций над бассейном и на территории лесной биржи без остановки лесопильных рамных потоков.
Ссылаясь на Решение Коллегии Министерства, под эту программу мы затребовали у Министерства до ста тонн металлопроката, цепи, редуктора, электродвигатели и пусковую аппаратуру, и по нашей заявке почти все было выделено.
Это производилось с нескрываемым возмущением чиновников объединения «Дальдрев», которые считали, что мы «обобрали» все предприятия объединения, принудив их передать нам основные фондовые материалы и оборудование Амурскому ЛДК, у которого и так всего достаточно, потому что мы - «новое предприятие»!?
После монтажа всех конструкций «сухой подачи», а это четыре сто метровых цепных транспортеров проходящих над бассейном с механизированными раскатными столами на бирже сырья, получилось фундаментально, надежно и даже красиво, но это только частично решало проблему стабильного обеспечения лесопильного завода сырьем, и этого было недостаточно.
Поэтому, чтобы привлечь пристальное внимание, нужна была особо «завирально-авантюрная» инициатива с целью навсегда решить проблему с обеспечением пиловочным сырьем лесопильного производства.
Проектной группой мы детально проработали перспективную схему пункта приема плотов и их складирования вдоль береговой линии на противоположной стороне Затона и причальной стенки ТЭЦ-1 в метрах двухстах от них.
Самым сложным было то, что это была водоохранная территория. Потому что в метрах 200 выше был городской водозабор, выгороженный дамбой, под которой были проложены водоводы большого диаметра, идущие на очистные сооружения ЦКК, и эту дамбу нужно было пересекать гружеными лесовозами.
Перед выездом на место, я предварительно переговорил с руководителями строительного треста «Амурстрой» Дымовым и Медведевым и Первым секретарем горкома Крысиным - заручился их поддержкой.
Прямо на берегу Амура состоялось выездное совещание и обмен мнениями с руководителями ТЭЦ-1 и ЦКК, в ведении которых находилась вся акватория Затона, где ими были проведены дноуглубительные работы и построены причальные сооружения для разгрузки барж с углем и лесом, а так же была построена городская водозаборная станция.
По итогам выездного совещания руководители города и предприятий пошли навстречу просьбе Амурскому ЛДК. Было подписано соглашение, что они не возражают против расширения площади Затона и строительства причальной стенки для принятия плотов и их складирования в объемах до 200 тысяч кубометров с противоположной стороны существующего Затона ТЭЦ и ЦКК. ЛДК обязуется не захламлять водоохранную территорию и не препятствовать ТЭЦ и ЦКК в проводке барж с лесом и углем. Так же было разрешено пересечение дамбы гружеными лесовозами массой до 30 тонн, т.к. по расчетам дамба выдерживает нагрузки до 100 тонн...
Когда разрешительные документы были у меня на руках, мы приступили к следующей проектно-технической части «блефа» - рекламной акции. Для чего проектная группа на больших щитах красочно разрисовала планировочные решения с разрезами и с бетонной приемной стенкой длиною 50 погонных метров будущего Затона Амурского ЛДК.
Мы привезли на берег Амура и установили строительную бытовку, а рядом оформили большой информационный стенд с архитектурно-планировочными чертежами и сроками строительства. Уже была вторая половина ноября месяца, морозом прихватило грунт, но глубокого промерзания еще не было, главное, что уровень Амура был резко снижен перед ледоходом и замерзанием реки.
Мне удалось договориться с военными объединения «Спецстрой», что на выходные дни они предоставят три японских бульдозера «Комацу», эти гигантские сто тонные машины были только у них.
Честно говоря, я преследовал цель попытаться сделать «очертания» будущего Затона. Снять верхний промерзший слой грунта, хотя бы на один метр на площади до 3000 квадратных метров. После чего пригласить руководителей объединений «Дальлеспром» и «Дальдрев» на эту «строительную площадку» и попросить поддержать ЛДК, который пытается собственными силами решить эту сложную проблему без специальной техники и финансирования, в целях бесперебойного обеспечением сырьем своего предприятия.
Бульдозеристам я поставил задачу «посложнее» - переместить грунт с площади до 3000 кв. метров в стороны и углубиться до пяти метров. Явно нереальная задача на два дня. Но к моему удовлетворению, они посовещались и согласились выполнить этот объем, если каждый бульдозерист за работу получит по тысяче рублей, прямо скажу – не хило, если моя месячная зарплата главного инженера составляла - 250 рублей.
Не раздумывая, согласился, и правильно сделал. Два дня, находясь вместе с ними, я получил заряд удовлетворения и бодрости от их профессиональной работы. Когда они мощными клыками бульдозеров разрезали на квадраты мерзлый грунт и, двигаясь друг за другом, равномерно передвигали его в стороны, превращая мертвую низину берега в лунный кратер, у которого боковые стены поднимались все выше и выше, и этим грунтом поднимали и выравнивали площадку под будущие штабеля с лесом.
К вечеру второго дня у меня было впечатление, что с учетом отсыпанных боковых откосов, бульдозера углубились до десяти метров. Они уже были ниже уровня воды в Амуре, которая сдерживалась узкой песчаной перемычкой от попадания в наш «бассейн». В котором, при завершении договорной программы, чуть не утонул стотонный гигант, провалившись в илистый речной грунт у самой перемычки на два метра, которого два его тяжелых собрата не могли вытащить и помогли три бульдозера срочно переброшенных в наш «карьер» с угольного склада ТЭЦ.
Честно говоря, произведенная бульдозеристами работа впечатляла своей грандиозностью. Для большего впечатления перед приездом руководства «Дальлеспрома» и «Дальдрева», я опустил в карьер небольшой тросовый экскаватор и три заляпанных раствором самосвала, взятых у строителей, которые выравнивали дно причальной стенки.
Начальник объединения «Дальлеспром», увидев карьер будущего «Затона» высоко оценил нашу инициативу и своим «путевым приказом» принял решение:
-«В целях завершения начатых работ направить Амурскому ЛДК новую японскую технику: три бульдозера, гидравлический экскаватор, десять самосвалов, десять лесовозов и четыре манипулятора, для проведения земляных работ, разборки плотов с погрузкой бревен в лесовозы».
Чиновники из нашего объединения «Дальдрев» не скрывали своего возмущения и недовольства от такой роскоши по обеспечению Амурского ЛДК комплектом новой и современной техники и считали нас наглыми «грабителями».
Вот так, очередная авантюрная по своему первичному раскладу, а на деле серьезная предпринимательская инициатива, была удачно начата и успешно завершена, оставив неизгладимый след в моей памяти.
Конечно, имея такую мощную технику, мы до наступления весеннего ледохода и подъема уровня воды в Амуре успели углубиться и укрепить откосы приемного «ковша Затона». Мы обложили причальную стенку и приемную площадку бетонными плитами, чтобы удобно и безопасно было заводить в Затон плоты и подводить их к стенке, а дальше производить их разборку манипуляторами, которые рабочие любовно называли "бриллиантовые руки" за быструю погрузку бревен на лесовозы.
По завершению всех строительно-монтажных работ, «Дальлеспром» оставил всю технику в распоряжение Амурского ЛДК, мотивируя тем, что необходимо в работоспособном состоянии поддерживать и содержать все лесовозные дороги и площадки огромного предприятия, это было признание наших заслуг и ответственности, возлагаемой на нас. Не скрою, мне было приятно.
По мебельному производству нас так же услышали, заменив поставщиков бракованного сырья. Мы стали получать ламинит (калиброванное ДСП, покрытое специальной пленкой с рисунком под текстуру разных пород древесины). Нам оставалось только распиливать эти плиты на заготовки и наклеить кромки, после чего покрывать лаком и полировать, а из заготовок собирать трехстворчатый зеркальный шкаф с антресолями. Но системные перебои с поставками ламинированной плиты также имели место быть, и это продолжало лихорадить производство. И нужно было что-то так же предпринять, чтобы раз и навсегда изменить ситуацию с поставками качественного сырья для мебельного производства.
Как итог в 1980 году нам удалось собственными силами построить «Сухую подачу сырья» в лесопильный цех и «Затон для приема плотов». Как это удалось осуществить? Сам до сих пор удивляюсь. Удалось-таки отмобилизовать всех и все возможные усилия и ресурсы предприятия, только при этих условиях - невозможное становится возможным, поэтому параллельно, мы успешно справились и со всеми плановыми показателями по производству всех видом продукции.
При подведении итогов соревнования между предприятиями города ко Дню Октябрьской Революции, мы оказались лучшими, и нам в горкоме КПСС было вручено Переходящее Красное Знамя и право первыми, открывать шествие на городской демонстрации. Такой чести мы удостоились впервые с 1970 года.
Упреждая вопрос о наградах за проявленную инициативу и упорный труд на производстве, когда семья часто была далеко не на первом месте, особенно тогда, когда объявлялись авралы и «казарменное положение» в связи с пусками и вводами новых производств, сообщаю, что никаких персональных наград и тем более - «боевых крестов» не удостоился.
«Наградами» многих руководителей тех времен в основном были - «выговора» и частый «звериный оскал котов» из Министерства и объединений, требующих выполнения плана любой ценой…
Радуют душу полученные знаками отличия: «Золотая медаль ВДНХа» за участие в разработке и внедрении полуавтоматических линий по сортировке досок, знаки «ударника девятой и десятой пятилеток», видимо за упертость и волю к победе, записи в трудовой книжке о внедренных рационализаторских предложениях на производстве и врученных почетных грамот, а так же значок «Народный депутат» в форме красного знамени со звездой и эмблемой «серп и молот», который мне вручался, когда я дважды избирался Депутатом Городского Совета.
Главной наградой было и остается – это любовь и огромное терпение моих родных и близких, уважение трудового коллектива и многих жителей города Амурска.
Поэтому, в разных сложных и трудных обстоятельствах или ситуациях, не нужно жалеть себя и оглядываться на начальство, нужно не бояться - «брать огонь на себя» и тогда многое будет получаться! Продолжение повествования в материале «Разрыв шаблонов» - 16.
Свидетельство о публикации №223012501580