Станция - Брно
Писали мы статью о Милане Кундере, чешском авторе-постмодернисте. Писали не просто так: это «грандиозное» образовательное учреждение – на самом деле – фуфло и мыльный пузырь – требовало от преподов статеек в Scopus, чтобы этот мыльный образовательный пузырь достиг мировых высот.
Что ж! Статью написали, опубликовали. Про Кундеру я благополучно забыла, хотя немного почитала о писателе, где, когда родился. В «Одноклассниках» опубликовала пост – Где же это - Брно? Знать не знаю. А там родился чешский гений-постмодернист.
Спустя полтора месяца меня отправили в Брно по делам «мыльного пузыря». Так я и оказалась в Чехии, в этом небольшом городе…
Эмоции переполняли, весна, солнышко, все не наше. Спустя какое-то время я начала изучение этого городка.
Во всем облике чешских городов угадывается тесная связь с австрийско-немецким (а как же – 500 лет под австрияками). Все четко, все по расписанию, все по делу. Сухость в отношениях, даже какая-то черствость и ехидный юмор с подколами.
Город построен так же, как и почти все города Чехии. От исторического центра со средневековой архитектурой по кругу расходятся уже более новые и современные постройки. Над городом возвышается величественный католический собор Петра и Павла. Это действительно красивое сооружение, выполненное в неоготическом стиле. Шпили собора, кажется, взмываются до неба. И во внешнем его облике как-будто сохранена застывшая органная музыка. Внутри строгая, но удивительная красота, какая бывает во многих католических храмах.
Ниже собора – торговая площадь, на которой издревле продавались продукты. Мне представилась средневековая ярмарка, с балаганами, шутами, с затерявшимся среди торговых рядов Якобом из сказки В. Гауфа.
А выше по трамвайной линии – площадь Свободы – намнести Свободы (по-чешски). Здесь на площади стоит чумной столп, который построили горожане еще в средние века или в эпоху Возрождения как символ страшной болезни, унесшей в городе многие жизни. Столп этот – дань тем, кто ушел, и напоминание тем, кто выжил. Действительно, чума была для Европы страшным наказанием. Не только в Чехии, но и по всей Европе вплоть до Англии прокатились неоднократно эти чумовые волны, унесшие более половины населения. Как тут не вспомнить Боккаччо и его «Декамерон». Итальянский гений высказал главную мысль: нет ничего ценнее Жизни, поэтому он не осуждает никого, ни единого своего персонажа за прегрешения, у него нет ни низа, ни верха, ведь это сама Жизнь.
Такие чумные столпы стоят по всей Чехии, в центре каждого города.
Возрождение соседствует с современностью. Рядом со столпом стоят уникальные часы, которые горожане называют «мужским достоинством» (чл…ном). Действительно, черный столп напоминает мужской орган. Ровно в 12 часов и дети, и взрослые ловят шарик, который выскакивает из этого механизма. Крики, веселье.
Рядом и особый фонтан, он плоский, как будто разные пластины расходятся по окружности. На каждой пластине написано имя одного из замечательных людей Чехии. Имен много.
С другой стороны – практически напротив Собора Петра и Павла, хотя и довольно далеко - располагается тюрьма Шпильберг – тюрьма всех народов. Сейчас это музей, а в недалекие еще времена сюда ссылали узников со всей Европы. Здесь томился «разбойник» барон Франц фон де Тренк, которого бросила в темницу сама Мария-Терезия – австрийская императрица. Его мумия хранится в капуцинской гробнице, здесь же в Брно. Мужчина довольно высокий и красивый. Он стал персонажем известного романа Жорж Санд «Консуэло». И этот роман ярко передает, хотя и в романтическом ключе, борьбу чешского народа за свободу против австрийского ига.
Рядом с «разбойником» - а вернее напротив – Святая Клементина (Клеменциана). Ее мумия одета в шикарное блестящее платье и датируется 5 веком. Сама Клементина не более полутора метров.
И вообще в капуцинском гробнике хранятся мумии известных жителей города Брно, его меценатов (например, Гримм, но это не те братья Гримм, которые нам знакомы по немецкой литературе). А в самом дальнем закуте гробника за стеклом – горы мумий монахов-капуцинов. Штабелями. Умерших монахи бросали вниз, где за счет особых природных условий тело само по себе мумифицировалось. Вот такая интересная подробность.
А слева от гробника и чуть выше мы увидим Ратушу, в которой главным персонажем является крокодил. Конечно, не настоящий. Он – персонаж одной из легенд города Брно.
А вокруг Истории и легенд радуется и веселится Современность. Магазины, кафе, рестораны. Чешский люд смеется, ест прекрасные блюда. Культ еды здесь очевиден, как и культ пива. Жизнь кипит и бурлит, но рядом с ней всегда есть напоминание о смерти и быстротечности нашего существования. Memento mori.
P.S. А про М. Кундеру я написала вторую статью, но ее не напечатали…
Свидетельство о публикации №223012501800