подвиг политрука киселева

Подвиг политрука Киселёва
Лев Израилевич
 Более шестидесяти лет мировая общественность практически ничего не знала об уникальной операции времён Холокоста. Она была успешно проведена благодаря мужеству, великодушию и подлинной святости её руководителя, советского политрука Николая Яковлевича Киселева.    
 
Мир совершенно случайно узнал о его благородном деянии. Директор Музея истории и культуры евреев Беларуси Инна Герасимова, работая в Национальном архиве, обнаружила письмо политрука Николая Киселева. В  1944 году он направил его Первому секретарю ЦК КП Белоруссии П.К.Пономаренко.
 
В письме была изложена история переправки через линию фронта евреев, бежавших из гетто в белорусских местечках Долгиново, Илье, Княженцы и других. На этом документе никаких резолюций не было. Похоже, в руки адресата письмо не попало.

 Герасимова упорно продолжала поиск. Через какое-то время она обнаружила детей Николая и Анны Киселевых. А затем и участников беспримерного перехода линии фронта. Вот эти живые свидетели и поведали необычную историю благородного подвига русского солдата, подлинного российского гуманиста.
 
Самой важной находкой Герасимовой явился документ, хранящийся в Национальном архиве Республики Беларусь. Именно он поставил точку в многолетнем исследовании историка. То был приказ Белорусского штаба партизанского движения от 14 января 1943 года «О награждении  денежной премией 8 партизан под командованием Киселева Н.Я. за вывод из немецкого тыла 210 еврейских семей. Так официально подтвердилась эта информация. Была прочитана еще одна ранее неизвестная страница истории Катастрофы белорусских евреев.

К слову сказать, сам Николай Киселев в своих автобиографиях никогда не писал об этом событии. Возможно, по-скромности. Не считал боевое задание времён войны чем-то особенным. Но очень может быть, что общая атмосфера царившего в то время антисемитизма, не позволила ему в полной мере оценить содеянное. Действительно, кого в послевоенные годы интересовали люди, спасавшие евреев.

Тем не менее данное обстоятельство никак не умоляет благородную суть подвига Николая Яковлевича Кисилёва. Благодарные граждане Израиля и в первую очередь спасённые политруком люди и их потомки свято чтят память этого мужественного великодушного человека. Еврейский народ навечно сохранит его имя в анналах своей истории. Ниже небольшой рассказ о подлинно рыцарском подвиге политрука Киселёва.

Осенью 1941 года рядом с белорусской деревней Долгиново, что в 100 км к северу от Минска, стрелковая рота под командованием политрука Николая Киселева попала в окружение. Завязался бой, во время которого Николая ранили. Он попал в плен.

Неделю находился в лагере для военнопленных под Минском. Затем всех  погрузили в эшелон, и отправили в Германию. На первой же остановке Николаю удалось бежать. Охрана открыла стрельбу, но Киселеву повезло. Он успел укрыться в лесу.

Через пару дней Киселёв вернулся в район еврейского местечка Долгиново, в котором проживало на начало войны около пяти тысяч евреев. В этой местности действовали два партизанских отряда «Мститель» и «Борьба». Но они были малочисленны, оружия не хватало, так что особых возможностей защитить местное население у партизан не было.

Спасаясь от нацистского уничтожения, еврейские жители Долгиново скрывались в лесах и близлежащих деревнях. Зима 1941–1942 гг. выдалась на редкость суровой. Морозы опускались до - 30. Людям приходилось туго. Немало из них замёрзло.

 Те, кто не мог или не захотел бежать и остался в местечке, были обречены на медленное методичное истребление. Оно растянулось на год. На этот раз нацисты не расстреляли всех евреев разом, как это они обычно делали. Такой способ немецкое командование посчитало экономически нецелесообразным. 

В местечке проживало много ремесленников: пекари, сапожники, портные, кузнецы. Всех их принудили обслуживать местный гарнизон. Поэтому евреев расстреливали по мере того, как отпадала необходимость в тех или иных профессиональных услугах.

Тем не менее в Долгиново еврейский вопрос был решён окончательно намного раньше, чем во всей остальной Европе. К 5 июня 1942 года ни одного живого еврея там не осталось. В этот же день само местечко было буквально стёрто с лица земли. Фашисты сожгли его дотла.

Из 5-ти тысячного еврейского населения местечка выжило всего 278 человек. В основном старики, женщины и дети. Они успели уйти в лес или им повезло отсидеться в погребах хат белорусских соседей. Уцелевшие люди прибились к партизанскому отряду «Мститель», где Николай Киселёв был политруком.

Но у партизан не было никакой возможности содержать всех этих людей. Они не могли их даже элементарно прокормить, не говоря уже о том, что беженцы мешали боевой деятельности. Командир отряда запросил Москву, и вскоре поступил приказ вывести евреев за линию фронта.

Исполнение этого невероятно сложного и опасного задания было поручено шестерым бойцам партизанского отряда «Мститель» под командованием политрука Николая Киселева. К группе присоединился доброволец – 19-летняя Аня Сироткова.

По территории, занятой фашистами, предстояло пройти почти полторы тысячи километров. В начале августа 1942 года 270 человек, в том числе 35 детей в возрасте от 2 до 15 лет, вышли в беспрецедентный поход. Шли ночами, преодолевая по 30-40 километров.

 Днем, пока беженцы отсыпались, бойцы вели разведку, искали безопасный путь, добывали продукты. Несколько раз натыкались на немцев. Бойцам охранения пришлось вступить в перестрелку с врагом. Однажды угодили в болото, из которого  с невероятным трудом удалось выбраться. Порой казалось, что идти дальше невозможно. Но всякий раз Киселёв находил способ поднять людей, побудить их продолжить р

я не автор               


Рецензии
Исправьте, Доба:
"подвиг политОука киселева"
С уважением,

Ирина Удовика -Дегтярева   26.01.2023 13:07     Заявить о нарушении