Коша

 Это было время, когда  полёт на самолёте не считался роскошью.
Самолёт, под кличкой "Кукурузник" просто перевозил людей.
Некий аналог маршрутного такси.
Чуть подороже, зато быстро и с комфортом.
Сколько стоил билет я уже забыл, но не больше пяти рублей.
На поезде до городка в шестидесяти километрах билет стоил три пятьдесят, да автобус  до посёлка рубль.
Шесть часов на поезде и три часа на автобусе.
 Шестьдесят километров ехать три часа!!! -Сейчас в это никто не поверит.
Но так было. -Потому что дорога была грунтовка сплошняком выбитая.
Часто пассажирам приходилось выходить и выталкивать застрявший автобус.

Была конечно и альтернатива: -По лесовозной дороге напрямки, или по полям, по чернозёму. Но это  только летом, в сухую погоду.

Железной дороги и прямых автобусов  из Свердловска до нашего посёлка тогда не было.
Зато был выбор:
Либо триста шестьдесят километров  в круговую, по относительно проезжей дороге, либо  сто восемьдесят -двести  из которых треть полное бездорожье.
И первый и второй вариант экстрим. Только второй экстрим для совсем отчаянных.
Я те дороги на себе и на своём мотоцикле с десяток раз испытал. Но это уже потом, когда мне шестнадцать исполнилось и я на мотоцикл права получил.  За год до того родители купили мотоцикл М-106.
Покупали для отца и старшего брата, только им это не интересно было, они почти не ездили. Зато у меня всё жизнь была в мотике.

 -Может когда расскажу. Вот где приключения так приключения.
Это вам не  секунды прыжка с тарзанки и не минутки  визга  на американских горках.
Это изнурение и отчаяние почти до потери сознания.

Но я опять отвлёкся.

Аэродром, если так можно назвать большую поляну, достаточную для взлёта и посадки биплана,  с небольшим домиком для кассы и скамеек для пассажиров располагался на вершине горы.
Я покидал самолёт, прощался с доглядывающими за мной попутчиками и бодрым шагом с песней, "-И спускаемся мы, с покорённых вершин" припрыгивая на кочковатых неровностях травки  почти летел  к друзьям.

И крайний дом под "Аэродромовской горой"... (Её до сих пор так называют, хотя самолёты давно уже на неё не садятся).
Вернее иногда садятся МЧСники и санитарные, п мере надобности, но пассажирских давно не бывало.
В принципе эти мелкие самолётики  сейчас и без особой необходимости.
Нынче построили дорогу.  -Сто восемьдесят километров отличного асфальта и до областного центра на машине или автобусе добираться стало возможно за  два-три часа.

Тем более, что аэропорт малой авиации ранее находившийся чуть ли не в центре города, до которого можно было доехать на автобусе или троллейбусе перенесли аж километров на двадцать от Екатеринбурга.
Какой идиот будет  два часа добираться до аэропорта, чтоб лететь сорок пять минут и платить бешеные деньги?
Умерла малая, пассажирская авиация.
Как многое и многое другое умерло.

Так -вот:
В крайнем доме под горой  жил Серёга Т.
Другом я его не назвал бы, но приятельские отношения у нас были.

Серёга был всегда кучеряв,  неопрятен (а кто тогда был опрятен? ) и глаза его смотрели в разные стороны. За что и получил кличку "Коша".
Отца его я ни разу не видел, думаю и сам, Серёга его вряд -ли видел.
Жил он с матерью в небольшой избушке.
Я у них даже раза два-три ночевал.

Мать, Серёгина дома почти не бывала.Постоянно, была на работе.
Работала в промкомбинате  и занимала наверное три-четыре должности.
Она и дворничиха была, она и техничка, она и сторожиха, она и вообще куда пошлют, что поручат.
А главное она топила печи, для обжига кирпича.
Технологию кирпичного производства описывать не буду, тем паче, что я эту технологию только издалека и видел, но кое-что расскажу:
Глину размешивают в специальном миксере, потом выдавливают  этаким бесконечным, шоколадным батончиком, затем режут  двумя  натянутыми проволочками, далее  сырые кирпичи идут в огромный сарай, где их раскладывают для сушки на полки.
Подсушенный кирпич  идёт в помещение печей, где их обжигают.

В посёлке было два "кирпичных", как их называли местные, находящихся рядом.  Заводское и промкомбинатовское.
В одном кирпич перемещался по резиновой, транспортёрной ленте, в другом перевозился по рельсам на вагонетках.
Мы часто на тех вагонетках катались.
Закатим наверх, сядем и поехали под горку. Здорово!!! - Хорошая альтернатива разным буржуйским каруселям и всяким, американским горкам.
Главное, что бесплатно!

На кирпичное мы часто ходили.
Посидеть у горящих печей, покурить  без опасения попасть на глаза взрослым,
потравить анекдоты, обдумать -спланировать  очередное приключение.
Ночью на кирпичном никого не было и нам никто не мешал.
Только сторож -топящий печи.
А сторожем была мать Коши. -Она нас не гоняла. Да ей просто не до того было.
Помню гуся поймали и решили запечь в глине. Кто-то такой способ не то услышал, не то вычитал.
Только не получилось у нас. Не испёкся гусь. Так и выбросили.
Мы не думали тогда, что этот гусь чей-то, что хозяева его потеряют, что для них это будет большой потерей...
Дети вообще не думают о других.
Тут даже не жестокость а просто не понимание чужого горя.


Потом я закончил восьмилетку, поступил в ПТУ и на том моё детство закончилось.
Шестнадцать не исполнилось я уже работал
Сначала на два часа меньше, чем взрослые, затем на час.
Перед армией, пять месяцев работал уже полноценно.
Стоял за станком уже станочником.
Причём за станком для взрослых мужиков.
Ворочал шестиметровые, не обрезные  доски.

Как то не до детских забав стало.
Да и каникулы  короткие уже были, и не обязательно в летнее время..

После армии тоже в посёлке только изредка, наездами бывал.
Всё на романтику тянуло. Из дома подальше, чтоб себя испытать, своё "Я" показать.  Только  через несколько лет  остепенившись и второй раз женившись приехал я туда. Думал ненадолго, получилось почти на двадцать лет.

И по какой-то надобности оказался на территории бывшего промкомбината.
ДОФ, он стал называться. -От "кирпичного" одни развалины остались, а цеха деревообрабатывающей фабрики прихватизировали сразу несколько хозяев.
Вот там, в сторожке и бытовке  одновременно я и встретил Серёгу.
Откуда-то из угла услышал:
"-Дерендяй!? -Ты, что-ли!?
Глянул а там сидит "Коша"!

 Всё такой -же лохматый, всё в такой-же телогрейке, всё так-же не мыт не ухожен.
По стопам матери пошел. Тоже сторожем и куда пошлют работал.
Поговорили, конечно немного  и расстались
И опять я его больше не видел.

Только через несколько лет пришел в ментовку менять паспорт   и наткнулся на стенд: "Их разыскивает милиция!" Смотрю а там: "-Ушел и не вернулся Туканов Сергей (отчество не помню)..."
И фото. Всё тот-же кучерявый, похожий на цыгана, Серёга.
И было той ориентировке уже несколько месяцев.
К горлу подкатил ком. Ещё одна часть детства потеряна...
............
p\s: Эпизод из жизни, Серёги вспомнил.
Другой Серёга рассказывал.

Задумал он столб у ворот поменять. Сгнил потому-что. Того гляди упадёт вместе с воротами. И брёвен подходящих совсем рядом полно.
Возле  лесопилки метрах в стах горы  леса всяких пород и всяких размеров.
 Только на плече бревно не утащишь.
И тут, Коша на работу идёт. -Он сторожем на той лесопилке работал.
Серёга и поделился своей заботой.
 -Да без проблем -раздухарился, Коша.
-Я тебе сейчас на трелёвочнике приволоку.
-Я умею на нём ездить.

Ну и пошли ребята  на дело.
Завели трелёвочник, Серёга стоит с чекирём, цеплять готовится, Коша за рычагами задом пятится.
Только не расчитал чуток. Тормоза где забыл похоже.
И  наехал на брёвна трактором сбив с ног  Сергея.
Испугался, конечно, выскочил из кабины и убежал.
А Серёга лежит между брёвен, а над ним тарахтящий  трелёвочник.
Еле еле вылез по пластунски.
Пошел искать, Кошу.
Нашел в сушиле, где доски сушат. Сидит трясётся.
Увидел Сергея глаза вытаращил!
"-Ты живой, что-ли!? -Я думал тебя задавил!
И пошли ребята по новой бревно цеплять.
...............
 Чокер, чекирь, чекир, чикирь — тросовая петля, используемая  при лесозаготовке трелёвочным способом.

 
..................
25 января 2023 г.


Рецензии