Блокада Ленинграда Дорога Жизни Факты

 

«Величайшее событие в жизни Ленинграда: полное его освобождение от блокады.
И тут у меня, профессионального писателя, не хватает слов. Я просто говорю:
Ленинград свободен. И в этом –всё»
           Вера Инбер. Из «Блокадного дневника»


Осенью 1941 года группа  армий «Север» совместно с финскими войсками постепенно окружали Ленинград.
Немецкое командование интересует Балтийский флот и крупные военные и промышленные предприятия.
Всё остальное приказано уничтожить. Пытавшихся эвакуироваться жителей – расстреливать.
8 сентября перекрыта последняя линия коммуникаций и поставок.
Началась блокада и голод.
Нормы выдачи хлеба  постоянно сокращались.
Кроме голода, бомбёжек, нет водоснабжения, не работает канализация. Нет электричества.
А на тот момент в городе жили и работали 2.5 млн человек.

Разрабатывается логистический план по обеспечению города продовольствием, горючим и электроэнергией.

У большинства вспоминающих блокадные будни, в первую очередь приходит на память голод, именно голод , как недостаток еды.
    Но ведь голод энергетический был не менее страшен.
Электричество было необходимо. Энергии одной из уцелевших ГЭС и небольшой ТЭС, работающей на торфе, хватало для пекарен, госпиталя, администрации  в Смольном.
И всё.

Уже в сентябре, после начала блокады, вышел приказ о создании Военно-автомобильной дороги №1 и №2.
Этими дорогами предстояли соединить д.Коккорево на западном берегу с д.Кобона на восточном берегу Ладожского озера.
Для планируемых работ применили  аэрофотосъёмку.С воздуха изучали как пройдёт будущая трасса.

С началом ноября, когда Ладога затянулась льдом, на маршруте начали работать разведчики, связисты, гидрографы.
Была составлена карта магистрали с указанием толщины льда на разных участках трассы, длина которой была равна 30 км. Трассу проверяли на прочность ежедневно.

22 ноября в сторону Кобоны вышел первый конвой из 60 полуторок  389  отдельного  Автотранспортного батальона.
На них везли на Большую землю детей, раненых, больных.
Обратным рейсом везли в Ленинград продовольствие, оборудование и медикаменты.

Тогда и назвали её Дорогой Жизни. Но так же её называли Дорогой Смерти.
Потому что трудностей на этих 30 километрах было немало:
*Это нестабильный и малоизученный лёд.  Он в ноябре намерзал от 20 до 40-45 см, так как зима выдалась на редкость морозная.
В январе лёд уже  достиг 80 см.
* Близость фронта- всего  в 15 км от трассы
*Ночные переезды.


О, да!— иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
 О. Берггольц.

Жизнь города зависела от состояния льда на Дороге Жизни.
Его состояние контролировали учёные Физико-Технического института Академии Наук СССР.
Ими был разработан специальный прибор «прогибограф», с помощью которого измерялась деформация ледового покрова, учитывались такие факторы: как  ветер, осадки, движение подлёдной волны, резонанс, создаваемый движением техники, средние  температуры воздуха и толщина льда в конкретный день.

Это была работа метеорологов. Они за всё время существования дороги произвели 3640 замеров!
Именно с помощью прогибографа была вычислена запрещённая скорость- 35 км\час.
Тогда скорость подлёдной волны и автомобиля при сложении создавали  резонанс, ломали лёд. Он трескался.
Машины которые ехали в Ленинград - реже проваливались в полыньи потому,что соблюдали скоростной режим. А водители,которые вывозили людей, непроизвольно  торопились быстрее доставить их на противоположный берег.

Между машинами была строго установленная дистанция 70-80 метров. В некоторых случаях, на большой скорости дистанция соблюдалась на расстоянии 120-150 метров. Двери были либо сняты, либо открыты.

Эта дорога была обустроена инфраструктурой исходя из научно-стратегического подхода.
Работали снегоуборщики.
 Инженерные бригады прокладывали мосты  через треснувший лед.
Устроены пункты заправки.
Пункты питания и обогрева.
Регулировочные посты.

Телефонный кабель проложили по дну  ещё осенью.
И была ещё коротковолновая связь. Она позволяла посылать сигнал узким, направленным пучком на тот берег Ладоги. Небольшие мачты хорошо маскировались в лесу. Связь с Большой землёй таким образом была минимизирована от рисков.

По Ледовой трассе  было эвакуировано 550.000 человек за одну зиму блокады.
В наиболее активные дни  по Дороге Жизни ежесуточно (!) перемещалось до 4.500 автомобилей. С учётом того, что автомобили делали по 2 , а то и 4 рейса  за 48 часов. Чтобы не заснуть, водители подвешивали в кабине котелок с болтами.

В апреле 1942 года было решено проложить бензопровод по дну Ладоги. Потому что была острая необходимость поддержать работу предприятий в городе. По проекту на его прокладку планировали 50 дней. А завершили за 41.
К лету бензопровод был сварен и опущен на дно Ладожского озера.
Появилась возможность закачивать 420 тонн топлива ежесуточно. Город начал оживать.

С 8 декабря 1941 года весь электрический транспорт встал.
Алесь Адамович и Даниил Гранин в своей "Блокадной книге" пишут:
"Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, а шагами."
Весну 1942 года "сделали" не ласточки. 15 апреля запустили движение трамвая, для обессиленных горожан это стало событием.В Ленинграде, несмотря на бомбёжки,разорванные рельсы  и провода, из 900 дней блокады, трамвай работал 811 дней.
Для сравнения: в осаждённом Мадриде 1937 года трамвай функционировал всего неделю. В Берлине, в 1945 году, когда наши войска окружили город, трамвайное движение прекратилось сразу.

Летом 1942 гключили освещение Невского проспекта и крупных улиц.А 6 ноября 1942 года дали свет в дома.
В городе работал театр Музкомедии и драматический театр им.Веры Фёдоровны Комиссаржевской.


Кроме того была необходима хорошая связь с городом. Для этого решено было проложить подводный кабель. На длину 22 километра. Это 5 нитей по 600 тонн каждая. Их делили на сотни фрагментов, скрепляя 300 муфтами.

В городе не хватало высококачественных материалов. Морских кабелей не было вовсе. Часть изоляции пришлось изготовить из бумаги, предназначенной для печатания денег.

Работы выполнялись в полной темноте, по ночам. Запрещалось даже курить.Перемещались на барже совсем близко от линии фронта. По плану должны были работать 60 дней. Это только на производство подводных работ. Самого кабеля не было. (Как его изготавливали можно узнать набрав в поисковике " Нити жизни")Сделали работу за 48 !
23 сентября линия была запущена в эксплуатацию.
В декабре по льду проложили линию –дублёр.


Дорога эта называлась не зря Дорогой Жизни. Но и Дорогой смерти тоже.
Но всё же о ней можно сказать, что это Дорога Победы!

Последним днём работы зимней ладожской фронтовой трассы считается 30 марта 1943 года.
Общий пробег автомобилей за всё время существования равен 38 миллионам километров.

И ещё немножко о подвиге ленинградцев в блокаду:
144 тонны крови сдали жители блокадного города. Чтобы перевезти упаковки с этой кровью, понадобилось бы 150 железно-дорожных вагонов.

За 4 МЕСЯЦА первого года блокады погибло 360 000 жителей Ленинграда.
Столько же, по статистике, потеряла Англия за ВСЕ годы войны.

Юрий Воронов.

Опять война.
Опять блокада,-
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
« не надо.
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.»

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда.
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

PS.  Этот материал я собрала на страницах интернета. Источников очень много.
Сделать ссылку я не могу, потому, что потеряла адреса первоисточников. Но каждая цифра может быть проверена самостоятельно, есть публикации, рассказывающие про каждый из описанных мной эпизодов.
Хотя,  нам не дано точно вычислить все моральные, эмоциональные, физические и всякие другие потери за время Блокады. Статистика- не аптека. Но трудно даже представить - какие усилия приложили учёные, рабочие, военные для того, чтобы каждое из описанных событий свершилось.

А героями были не только люди, но даже выжившие коты. На них приходили просто посмотреть
 После снятия блокады котов-крысоловов пришлось завозить из Сибири ( знаю что из Тюмени и Томска) а так же из Ярославля.
  Потому что ленинградские коты стали едой для истощённых голодом горожан. И так спасали своих хозяев.

Если читатели наберут в поисковике " Кот Максим и попугай в блокадном Ленинграде"- откроется потрясающая история про то, как в блокаду сохранили жизнь коту и попугаю, что само по себе - чудо



 25.01. 2023г. Санкт- Петербург.


Рецензии
Хорошо написали. Вновь убедился, что нашёл в Вас единомышленника. У нас даже темы одни и те же. У меня называется "Блокаду прорвали" на авторской странице. Есть и другие в сборнике "Трудные вёрсты". Удачи
С уважением

Евгений Пекки   05.03.2024 21:04     Заявить о нарушении
Единомыслие- прекрасное условие для общения!
С уважением
Галина.

Галина Санарова   05.03.2024 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.