Ночная стража

- «И вы будьте подобны людям,  ожидающим возвращения господина своего с брака. И если придет во вторую  стражу, и третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те». (Лука 12.37-38).

- «Около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их». (Марк 6.48)


При всем том, что в религиозной экзегетике существует множество учений о сроках, времени и временах, есть некая невосполненность в понятиях «стража» времени.  Одна из лучших версий, та которая связывает четвертую Евангельскую стражу с вторым пришествием Иисуса. И это так, если бы только эта стража измерялась часами. В древностях ветхого завета Библии говорится о трех стражах, а четвертая появляется только в Евангелиях, и это не случайно. Версия, что древние иудеи переняли четверичную систему «стражи» у римлян, не выдерживает критики. Но, всё по порядку.

Вначале заметим и оттолкнемся от фразы пророка Аввакума – «на стражу мою стал и я, чтоб узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей». Можно, конечно, говорить о неком молитвенном стоянии в попытке услышать, что Он скажет. Можно опереться и на «жалобу» пророка, в которой он жалуется – «почему Ты не слышишь о насилии и не спасаешь». Но, мы обращаем внимание на слова – встал на «стражу мою и я». То есть, здесь ясно читается, что пророк встал на свою (личную) стражу (служение), а значит и до него вставали на стражу свою другие пророки. О страже от ветхого завета мы узнаем, что под неё были заключены «виночерпий и хлебодар», и очевидно он делали плохое вино (радость) и пекли плохой хлеб (слово – хлеб, недопеченный или пережаренный, по учению Осии). А до них под стражу попал Иосиф (по неправедному навету). Потом сам Иосиф, заключил под стражу на три дня своих братьев, называя их «соглядатаями», людьми, которые любят подглядывать и извращать дело. И здесь мы переходим к стражам от закона Моисея.

Суммируя многие определения этой стражи, в главном заметим, что на страже у скинии откровения, были поставлены левиты, они же были при «доме (храме) Соломона». Они же в лице Корея, «стояли у порогов скинии», на страже «суббот у порогов дома». Заметим, что образ скинии в главном от тайны Слова, ассоциируется с брачными (сексуальными) отношениями между мужчиной и женщиной. На служение в брачной скинии, левиты были призваны после того как два сына Аарона внесли чуждый огонь гомосексуализма. Соломон, тоже поставил стражами левитов возле женского дома (своего), который построил для своей жены (фараоновой). Как они исполняли эту стражу в подробностях, мы в большей степени узнаем у пророков, которые стояли на страже своей. Пророк Иезекииль один из них. О нем говорится, что он «поставлен стражей дома Израиля», то есть и конкретно «дома» потомков отца Иакова и он же должен быть «трубой вразумления». А что это вразумление (труба) должны быть направлены в сторону сексуальных отношений в семейном доме, мы читаем во множестве и в частности, что были некоторые, «которые оскверняли жену другого». Но, левиты не исполняли стражи своей у святынь, не следили за входом и выходом из брачного святилища. Они часто ставили вместо себя других, пропускали к святыне «сыновей чужой», которые были не обрезаны сердцем (любовью от сердца) и плотью, и которые оскверняли святилище и разрушали Завет мерзостями (небрежность в сексуальных связях). От трубы пророка, левиты должны были быть стражей святилища и «учить отличать священное от не священного» в отношениях полов. А если они не исполняли эти обязанности или исполняли небрежно, то пророк говорит, что они будут остранены от святилища.

Иеремия был пророком двора стражи царя, большая часть событий его жизни связана с этим двором, где его били, угнетали и сажали в тюрьму (яму). А все потому, что он пророчествовал разорение – «разорю дочь Сиона (чертог брачный)», так же говорил о необходимости пасти «свой участок» семейного дома, а если не послушают его «звук трубы вразумления», то потеряют жену и её осквернит другой. В дни, когда он еще содержался во дворе царской стражи, ему было вторичное слово от Господа «о домах города сего и о домах царей Иудейских», что они будут пусты, если не исполнят брачного Завета, заключенного с патриархами. А если исполнят, то «опять будет слышен голос радости и веселья, голос жениха и невесты» и все это будет при исполнении «завета дня и ночи, уставов неба и земли» и все это произойдет, как «нечто необычайное, новое – жена спасет мужа». И произойдет это во дни «Отрасли – Иисуса», но не того Иисуса, которого мы знаем, как аскета, но того о Котором сказали евангелисты Фома, Филипп и Мария: «Если бы женщина не отделилась от мужчины, она бы не умерла вместе с мужчиной. Его отделение было началом смерти. Поэтому пришел Христос, дабы снова исправить разделение, которое произошло вначале, объеденить обоих, и тем кто умер в разделении, дать жизнь и объеденить их. Ибо те, кто соединился в чертоге брачном, более не будут разделены». У этого пророка есть очень любопытный момент, где он говорит о доме Рехавитов, как «место размножения на земле». Господь говорит пророку – иди в дом Рехавитов (рехи-прорехи-прорухи) и приведи их в дом Господень, к комнатам где «стража у входа». Поставь перед ними чаши вина и скажи им, чтобы пили. Но, они из дома Рехи, сказали – не будем, потому что их отцы (аскеты) дали клятву – не пить вина, не строить дома, не сеять в землю, не разводить виноградники, и все для того, чтобы прожить долго на земле. Здесь, мы только поставим вопрос, - а можно ли долго, а главное счастливо прожить на земле без радости семейной (брачной) жизни?

Главная стража пророка Исайи заключается в области – «храните Субботу от осквернения». Это та самая брачная суббота, о которой пророк говорит в конце, - «тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу, будет приходить всякая плоть (пола) пред лице Мое». Месяц, тот же праздник «новомесячий», когда женщина обновляется для субботы любви. А если, какой «евнух» страж гарема (дома Сиона), оскопленный учением аскетов скажет – «вот я сухое дерево», то и для него есть обетование нового «лучшего» имени, если хранит субботы от осквернения и избирает угодное Господу. Далее, пророк видит грозное видение об опустошении земли, он ставит сторожа, чтобы тот «прилежно и с большим вниманием вслушивался, что услышит и сказывал, что увидит». Стражник стоял весь день и ночь, и увидел он «людей и всадников на конях, попарно», то есть людей брачных (мужчина + женщина). Этот стражник назван «измолоченным сыном гумна (сеновал Вооза и Руфи) Моего», очевидно, он сомневается что видит и к его «Думе» направлен пророческий вопрос: «Сторож! сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает – приблизительно утро, но еще ночь. Но, если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите». Надо думать, это пророчество о «Думе» направлено к нам, чтобы мы додумали что значит «попарно», что скоро утро пробуждения в истине и находимся ли мы в исполнении «завета ночи». И как бы мы не думали о себе, о своем служении в роли праведной стражи, пророк предупреждает, что «стража в лице пастырей может быть слепа, нема, где каждый смотрит на свою дорогу». И для такой стражи, в другом месте к «городу в котором жил Давид», он говорит – «стесню тебя стражею наблюдательною (аскезою), и воздвигну против тебя укрепления, сомкну глаза пророков и прозорливцев, для которых всякое пророчество, что слова запечатанной книги. И все потому, что они воюют против горы Сиона (чертога брачного).

Все пророки стояли на страже брачной субботы (ковчега, скинии, святилища), и делали это «скрытым» словом, но пророк Осия тот, кто это осуществлял делом. Ему было сказано – возьми женщину блудницу, женщину, которая при всех своих заблуждениях, находилась в завете брачной субботы (завета ночи). Потом, ему было сказано взять женщину, которую любят мужчины, но она отвергает их, а по Танаху она названа «перпендикулярной», то есть холодной в сексуальных отношениях. Она может рожать, но по своей холодности не исполняет брачную субботу в днях недели. По сути, эти женщины заложницы обстоятельств, но имея рядом достойного мужчину в лице Осии и Ефрема, который назван «страж возле Бога», могли разбудить в женщине чувства к исполнению брачной (парной) субботы, будь то палатка (назорея), семейный шатер, высоты, смоковница или колесница. Но, Ефрем у пророка Осии представлен человеком мечущимся, в исполнении заповедей завета, между вольностью блуда и строгостью пророков морали, которые названы «сетью птицелова на всех путях его». Если блуд перерастает в «мерзость», а аскеза жизни приводит к отказу от женщины, то всё это лишает Ефрема славы и как сказано «не будет у него «ни рождения, ни беременности, ни зачатия не будет». За Осией встает на свою стражу пророк Захария, которому сказано – «ты будешь на страже Моей, и будешь судить дом Мой, и наблюдать за дворами Моими». Пророк говорит странные притчи о «маслинах и светильниках, о двух помазанных елеем (любви), о женщине и женской ефе», и всё это образы брачные (парные, отношения чистые и не чистые), которые возможно трудны для понимания, (как сеть пророка птицелова). И потому пророк дважды спрашивает нас - «и ты не знаешь, что это?». Захария пророчествует о муже «Отрасли (Иисусе)», при котором и в дни Его люди будут «приглашать друг друга под виноград и смоковницу, улицы города опять наполнятся юношами и девицами, играющими на улицах». Пророчествует и об Иисусе, как Царе, который грядет «на ослице и молодом осле», и это тоже парные и брачные образы, которые в конце служения стражей, перерастают в брачный «праздник Кущей (палаток, шалашей, места под смоковницей и в винограднике). И кто не придет на этот праздник «вечерний, когда явится свет, не будет дождя (радости) у него, но поражение».

Очевидно, есть необходимость посмотреть, что говорится в псалмах на тему «стражи». В псалме о восхождении Соломона, говорится, что «напрасно бодрствует страж», - встает рано на молитву, просиживает допоздна за катехизисом и ест хлеб печали (аскета), если Бог не созиждет Дома. И здесь же, в познание что есть «дом», говорится что «дети – награда от Него, плода чрева». Очень любопытный стих: «что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые», и древние учителя поясняют, что «стрелы» - это семя сильного мужчины: «если семя не вылетает, как стрела, то оно не оплодотворяет». Давид, будучи в пустыне иудейской (пустого знания без премудрости дома), вспоминает о Боге и Его святилище «на постели своей в ночные стражи». Возможно, для некоторых из стражей эти слова покажутся не нужной премудростью, тогда из притч скажем, что именно «премудрость строит себе счастливый дом, она художница и радость жизни, и блажен человек у ворот, которого стоит стража её». В Библии можно найти слова, где стража воюет против стражи, а это война. Война, где гибнут люди - это плохо, но она как в прошлом, настоящем и будущем не интересует меня, потому что сказано: «не бойтесь убивающих тело», но бойтесь, кто убивает душу. А это, всё те же мерзостные отношения между полами, которые опустошают душу. В книге Судей Гедеон воюет против Ваала и побеждает, когда опирается на законы ночной стражи, но при этом, оглядываясь вокруг, мы не видим эту победу в современном обществе. Восхождение человека происходит из глубины (души) и при дороге (случая), которая поднимается вверх, говорится в одном из псалмов. Но лучшим определением и характеристикой стражи являются слова от книги Песни Песней: Молодая девушка ищет избранника и возлюбленного своего, вначале она спрашивает религиозную стражу – «не видали ли вы того, которого любит душа моя? Стража молчит и, когда она отходит от неё, она находит его. Но, это был «одр» (постель) одного из многих «сильных», полюбившихся ей. Она продолжает искать его на одре, находит очередного возлюбленного, но он опять уходит. Её опять встречает стража и избивает её: «Встретили меня стражи (религиозные), обходящие город, избили меня, изранили меня, сняли с меня покрывало стерегущие стены». Избивает потому, что считает её поиск возлюбленного «блудом». И в конце Песни, образ общественной «стражи» переходит к «сторожам» личности, у которых виноградник любви находится «при себе». Многоженец (в лице Соломона) отдает свое множество (женщин) сторожам, «стерегущим плоды» любви и продолжает искать свою единственную избранницу (царицу) души, - «единственная она, голубица моя, чистая она, блистающая, как заря; прекрасная, как луна; светлая, как солнце и грозная, как полки со знаменами».   

И только теперь мы ставим вопрос о Евангельской «четвертой страже», которая всеми смыслами связана с приходом Царя Иисуса и взятием своего народа на брачный пир и брачную вечерю Сына человеческого. Матфей, через слова Иисуса ставит вопрос о страже и защите дома своего от вора: «если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы». А дом этот измеряется людьми, которые женились и выходили замуж; двумя на поле и мелющие возле жерновов. Марк рассказывает историю, когда ученики Иисуса были в лодке, был ветер и глубокая ночь, «и около четвертой стражи ночи к ним подошел Иисус, идя по морю, и хотел миновать их». Странная фраза – «хотел миновать их», допускает, что для некоторых Он может пройти мимо, «ибо не вразумилсь над хлебами» слова, сказанных от тайны притч. Евангелист Лука рассказывает притчу о господине, который возвращаясь с брака во вторую и третью стражи, надеется что, когда он постучит, то ожидающие Его тотчас отворят ему. Здесь же евангелист говорит о «доме своем, о чреслах и светильниках горящих». Все эти образы понятны и относятся к возвращению Иисуса, Его второму пришествию. Но, для нас важно понимать, что Иисус возвращается именно с брака и именно во вторую и третью стражи, чтобы ожидающие успели созиждеть «свой дом, препоясать чресла и ночные светильники горели». О сути - дома, чресел и светильниках мы уже говорили, только напомним, что экзегеты Слова учат, что фраза в Библии «дом мой» всегда означает – семья, дети, жена; где «сойди в дом свой» – означает, пойди к жене. И так, что мы знаем от Ветхого завета, есть три стражи – дневная, вечерняя и ночная. Дневная стража в основном находилась у порогов и дверей скинии; левиты – стража у скинии откровения, святилища и в женском доме Соломона. Далее, стража стала перемещаться в дома к вечеру: «и к вечеру будет чист», говорилось к народу после очищения пеплом рыжей телицы (то есть, очищение женщиной-женой). И в эти дома переместилась ночная стража субботнего дня (с вечера и до утра), где стражами «дома своего» становились сами жители домов и весь народ. Лука выделяет ночные вторую и третью стражи, как время подготовки к брачному пиру – «давайте милостыню (в любви), бодрствуйте чреслами и наполняйте влагалища неветшающие», а четвертая, последняя стража подводит нас к брачному Пиру и брачной Вечери Сына Человеческого.

Постскриптум: К вечеру дня листок был закончен, я лежал на постели и думал какими словами завершить работу. Вспомнил историю из книги Судей, слова левита - пенсионера – «а теперь иду к дому Господа, и никто не приглашает меня в дом». Почему пенсионер? да потому что по закону у скинии откровения, левиты служили до 50 лет, потом они «заводили» семью или становились помощниками и привратниками у порога скинии. У этого левого левита («левый», не правый по делам) была молодая жена-наложница или заложница обстоятельств. Они поссорились и она ушла к отцу, он хотел вернуть её, и «поговорить к сердцу её и вернуть к себе». Наверное, при скинии служения и имея жену, как наложницу, он не говорил с ними к сердцу. Дальше, было - что было, он гуляет еще пять дней с тестем, вечером отправляется в путь (домой), наложница погибает от извращенцев города Гивы (Вениаминовой), началась война между коленами, в которой это колено теряет всех женщин. Уснул, сон: некий страж закона (левит) в очках, скрытно входит в чужой дом навести порядок в нем по своему усмотрению. Неожиданно он видит в зеркале себя, стреляет с левой руки и попадает в лоб отображению в зеркале. Тот, кто в зеркале медленно падает и удивленно показывает себе на лоб, как бы спрашивает себя – почему так получилось. Здесь же, сбоку стоят двое подельников, один из них говорит падающему стражу-левиту, - говорил же тебе, тренируй правую руку, а левую оставь в покое. Проснулся, и тут же вспомнил, что видел этот сон (сюжет) буквально был пару дней назад во время написания листка. Только первый сон прервался на выстреле, утренним звонком по телефону и я забыл его. Лицо стража было подобно одному из персонажей фильма «Собачье сердце». Исайя: «Стражи (которые не хранят суббот от осквернения) их слепы все и невежды, все они немые псы, жадные душою, не знающие сытости, и пастыри бессмысленные, все смотрят на свою дорогу и на свою корысть». Жаль, что получилась такая концовка, но убирать не стал, потому что еще есть время до окончания четвертой стражи: «Около же четвертой стражи ночи подошел к ним, и хотел миновать их».


Рецензии