В Барселоне с дирижером Юрией Темиркановым

Люблю пересматривать монологи Виталия Вульфа, где он рассказывает смешные истории. Одна из них посвящалась туристической поездке из социалистического Баку в капиталистический Париж, где он познакомился с азербайджанской оперной дивой, народной артисткой СССР Беки-ханум (Фирангиз Юсиф кызы) Ахмедовой. Примадонна азербайджанской сцены везла с собой кучу долларов, что вызвало шок не только у сотрудника КГБ, сопровождавшего группу советских туристов, но и у самого Виталия Вульфа. Я тоже расскажу похожую историю с долларами, которая приключилась в Испании с уважаемыми людьми и заведующим сектором ЦЭНИИ при Госплане СССР Михаилом (Пшиканом) Таовым, моим бывшим начальником, который теперь отметил свой 85-летний юбилей.

С самого своего кавказского детства в Нальчике Михаил Таов дружил с Юрием Темиркановым, великим советским и российским дирижёром, народным артистом СССР, лауреатом двух Государственных премий СССР и России. Судьба их свела послевоенные годы в музыкальной школе города Нальчика, куда они ходили учиться по классу скрипки. Когда одаренному богом Темирканову было 9 лет, состоялся его переезд в Ленинград. С 1953 по 1957 год Юрий учился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, затем окончил Ленинградскую консерваторию (1957—1962), с 1962 по 1968 год — студент и аспирант дирижёрского факультета консерватории И. А. Мусина.  Закадычный друг Михаил Таов в это же время покорял экономический факультет Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Потом окончил аспирантуру при МГУ им. Ломоносова, где стал кандидатом экономических наук, позже в 1982 году доктором экономических наук. В Москве Михаил Кесович, способный кавказец работал главным экономистом в  Министерстве сельского хозяйства СССР, Госплане СССР. То есть, оба друга состоялись, каждый в своей области.
 

Дружат они и сегодня, без малого почти 80 лет и их связывает много совместных историй. Это был конец 50-х годов прошлого столетия. Будучи студентами, после летних каникул в Нальчике, они на поезде отправлялись в Москву. В городе Прохладном была узловая станция, где вагоны из Кабардино-Балкарии должны были прицепить к бакинскому поезду до Москвы. Времени до прибытия бакинца было много и Юрий Темирканов, Михаил Таов, прекрасная Светлана Богатыжева (певица, заслуженная артистка КБР) и Ахмед Пачев (бас, заслуженный артист РСФСР) пошли прогуляться по жаркому пирону. Ребята поели сливочного мороженного, купили холодный лимонад «Буратино», что бы запивать домашние пирожки с картошкой. Когда вернулись в вагон Темирканов не нашёл оставленного в купе пиджака, в котором к тому же лежали деньги, которые его мама Блина дала на дорогу. Это была фактически катастрофа для парня из небогатой семьи,  где мать одна воспитывала троих детей, так как отец - Хату Сагидович Темирканов во время войны был расстрелян немецко-фашистскими оккупантами.

     Тогда друзьями было принято решение ансамблем пройтись по вагонам и пирону, собрать деньги и отдать их Юрке Темирканову. Благо ребята все были очень талантливые и концерт удался. Деньги были собраны, а Мишка Таов, как экономист из «темирязевки» взял на себя миссию казначея. Деньги посчитал и выдал Темирканову ровно такую сумму, какая была украдена хулиганами. Не успел Таов внести предложение прогулять оставшиеся средства, как Юра сказал, что надо было бы еще отстегнуть на пиджак, его же тоже украли. Миша возразил, мол, ещё час назад Темирканов говорил, что пиджак был неважнецкий, лишь бы украденные деньги вернуть, а теперь вот и пиджак оказывается, не такой уж был плохой. Друзья есть друзья и Таов отдал другу оставшиеся пять рублей. К тому моменту уже пришло время расставаться. Светлан Богатыжева училась в Саратовской консерватории и поехала своим поездом, Ахмед Пачев учился в Тбилиской консерватории и тоже отправился своим поездом. А два друга Мишка Таов и Юрка Темирканов добрались бакинским поездом до Москвы, где Михаил посадил на Ленинградский поезд Темирканова. Через много лет крупный чиновник Госплана СССР Михаил Кесович Таов с супругой Валентиной Ивановной отправился в туристическую поездку в Испанию. Уж очень хотелось Михаилу Кесовичу побывать на родине Сальвадора Дали и посетить его усадьбу. Пребывание в Испании было очень приятным. Теплый и приветливый воздух королевства радовал чету Таовых. Советские люди в капиталистической стране всегда находили много неожиданного для себя. На второй день Таов вышел из гостиницы и пошёл в магазин по площади Pla;a de Catalunya в Барселоне. Площадь Каталонии – центральная площадь и одно из самых красивых мест Барселоны, откуда начинаются самые популярные туристические маршруты по городу. Вдруг его кто-то окликнул: «Мишка, Мишка!!!». Таов стал оглядываться и увидел улыбающегося Юрия Темирканова. Он не мог поверить, что в Испании повстречает своего друга детства из города Нальчика. Друзья крепко обнялись. Темирканов был не один и представил спутника - Кирилла Кондрашина, крупнейшего дирижёра XX века. Кондрашин тот самый народный артист СССР, возглавлявший в 70-е Симфонический оркестр Московской филармонии, который бежал из Советского Союза в декабре 1978 года во время гастролей в Нидерландах и попросил там политического убежища. Для СССР это был жуткий скандал.               
 
Друзья долго разговаривали, вспоминали детство и юность. Неожиданно Юрий спросил дружка, а помнит ли он те самые пять рублей, которые выманил на пиджак? Михаил со смехом утвердительно кивнул. Тогда Темирканов из кармана достал пачку американских долларов и сказал: «Мишка возьми, тут пять тысяч. Это я тебе возвращаю твои пять рублей» и рассказал Кондрашену историю про украденный в городе Прохладном пиджак и деньги. Кондрашин хохоча вытащил из кармана три тысячи долларов со словами: «А это от меня, раз ты Юрия друг». Пока Таов ошарашенный раздумывал, как реагировать, Темирканов извинился, обнял Михаила и сказал, что им надо идти репетировать, и они быстро ушли. В магазин Таов так и не дошёл и с огромной кучей денег вернулся в номер гостиницы. Вызвал сразу такси и повёз жену в музей Дали, который был в 80-и километрах от Барселоны. Валентина Ивановна удивленно смотрела на мужа, задавая немой вопрос: откуда деньги? Ещё пару часов назад в гостинице они считали копейки и продумывали свою поездку в музей, что бы дешевле было, а тут вдруг туда на такси и обратно на такси. Михаил хранил молчания, зная, что супругу лохматят смутные сомнения. Музей Дали Таовым очень понравился. По пути обедали, кушали хамон и другие испанские деликатесы. Явно же потратили намного больше, чем у них вообще было денег, которые меняли советским туристам. Уже в гостинице Валентина Ивановна спросила мужа: «Мишка, ты что банк испанский ограбил»? Михаил рассмеялся и успокоил жену, рассказал о встрече с Юрой. Теперь перед ними стояла задача не экономить менянные копейки, а потратить 8 тысяч долларов, так как в СССР привести из Испании доллары было самоуничтожением, уголовной статьёй. И они их потратили, посетив ещё два музея Дали и все возможные культурные достопримечательности королевства. Домой вернулись с большими чемоданами набитыми вещами для детей, племянников и прочей родни.

                Вот так Советский Союз мог объединять кавказцев, русских, евреев, великих музыкантов и художника Сальвадора Дали с его русской женой Галой на земле солнечной Испании.   


Рецензии