Алексий Бортсурманский продолжение повести Долги м

                Алексий Бортсурманский.


                Нынче нужно иметь мужество, чтобы открыто      
                писать о вере, о Церкви, о духовной жизни, обо
                всем том, что идет вразрез с мирскими      
                представлениями о счастье. Это важная и    
                ответственная миссия, которую нужно   
                выполнять, ибо если в нашем сердце будет   
                гореть пламень веры, Господь укрепит каждого   
                из нас, даст благословение и оградит от происков
                лукавого мира. 
               
                Поздравление Блаженнейшего Митрополита Онуфрия         
                (УПЦ) творческому коллективу портала «Православная 
                жизнь» с 5- летием.

    Блаженнейший митрополит Онуфрий – глава Украинской православной церкви, которая переживает -  как я понимаю -  не лучшие времена. Но, тем не менее, и  Русская православная церковь далеко не процветает.
   Поэтому, то, что я опубликовал в эпиграфе, в какой-то степени относится и к нам. И, «выход из небытия» таких великих подвижников веры, как святой праведный Алексий Бортсурманский, можно расценивать как помощь, реальная помощь небесных сил русскому народу, который переживает не простой период.
  Помнили об Алексии Бортсурманском во времена моего детства? Ведь Озерки и Бортсурманы, где священником был отец Алексей, относились к одному уезду – Курмышскому (сейчас это Пильнинский район, Нижегородской области).
  Помнили, пока были живы люди, рожденные во второй половине 19 века.
   Я, например, слышал от своей бабушки это имя, как и имя другого, канонизированного еще 1903 году Преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
  Да, только имена -  и больше ничего, никаких подробностей, и нигде нельзя было почитать об их подвижнической жизни.
  В мое время даже проклятий, которые посылала советская власть или каких либо «разоблачений» тех чудес, которые совершались ими, нельзя было узнать, как это делали в 20-е годы.
   Власть тоталитарная взяла курс на полное забвение имен, деяний подвижников, истории Церкви, каких либо текстов Библии, Евангелий и т.д.
    Когда, лет в тридцать, я захотел прочитать Библию, мне её принесли и дали почитать на время. Эта Библия была издана Баптистской церковью, и, как я потом догадался, была издана за рубежом. Но это неважно, текст Библии, кем бы ни был напечатан – неизменен.
   Дело не в этом. А в том, что я недели две пытался читать эту Книгу. Почему? – пытался… Я никак не мог вникнуть в смысл написанного.
  Удалялся на сеновал, где я устроил себе лежанку, и там уединялся в одиночестве, надеясь сосредоточиться.
   Ничего не получалось. Через две недели, не поняв ничего, я отдал эту книгу Ивану Николаевичу Илюшину, который мне дал Библию.
   Он и теперь живет в Наватах. Ему сейчас лет восемьдесят. Известен всем, больше по сельскому прозвищу – Яшин Ваня, по-мордовски это звучит как – Яшо Ваня.
   Много позже, - понял, почему не мог вникнуть в смысл библейского текста. Библия -  не простая книга. К её восприятию нужна определенная «подготовка». Какая подготовка?
   Если у человека нет настоящего желания понять смысл текстов библейских, а только для «культурного развития», - он ничего не поймет. После может рассказывать о библейских чудесах, как о сказке.
  На самом деле, Библия очень сложная книга и её изучают и продолжают изучать, есть специальная наука – библеистика.
   И понятно, что писать о людях, канонизированных как святые, - писать непросто. Особенно людям светским.
    В рассказе я не ставлю задачу как-то по - новому описать жизнь этого святого подвижника. Житие святого праведного Алексия Бортсурманского -  написано, - с текстом жития легко можно ознакомиться в интернете. Снят фильм об обретении мощей Алексия Бортсурманского.
   Память этого святого церковь чтит 4 мая по новому стилю (21 апреля по с.с.) и 17 августа по н.с.(4августа с.с.)
    Родился святой праведный  Алексий Гнеушев в 1762 году в семье священника. Согласно этой дате – понятно, что он был современником преподобного Серафима Саровского, который родился в 1754 году (по некоторым данным – в 1759 г.).
    Лично эти праведники не были знакомы, но по каким-то -   нам неведомым путям,  саровский монах – Серафим знал о священнике Алексее Гнеушеве и отсылал обратно тех людей, которые приходили из Курмышского уезда – уверяя, что у них есть свой ходатай и молитвенник перед богом: « Сей человек своими молитвами подобен свече, возожженной перед престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте» (портал «Православная жизнь», Сергей Комар).
   Я упомянул про описание жизни святого, – «Житии» или житийная литература (агиография в современном звучании) имеет свои особенности, и её нельзя воспринимать как род обычной художественной, описательной литературы.
   Цель составителя (агиографа) житий, - не воссоздание исторически достоверной биографии праведника, причисленного к лику святых, а выявление сути и вневременного содержания духовного подвига, земная жизнь которого была путем к Богу.
   Конечно, с точки зрения христианства, путь любого человека – это путь к Богу. И большинство этим путем идут, во многих случаях – бессознательно или с разной степенью осознанности.
   А святые праведники четко осознают это свое движение и его этапы. На примере жития Алексия Бортсурманского легко прослеживаются и его путь к Богу, и испытания, и его духовные подвиги.
   Обычно агиограф составляет житие  по заданному канону, это выглядит примерно так: рождение от праведных родителей,  описывают случаи, говорящие о необычности ребенка, - будущего святого, духовные подвиги, помощь людям, кончина

праведника…
    В этом плане, житии Алексия Бортсурманского несколько необычно, но, тем не менее -  не нарушает канон, а наоборот показывает, что начало пути к Богу может быть и таким.
  Здесь я просто кратко перескажу описанный случай, и все станет ясно.
   В житии прочитаете, что первое время после начало своего исполнения обязанностей в Бортсурманкой церкви, отец Алексий «не отличался особой строгостью жизни и предавался иногда пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая». 
    Далее идет описание случая, когда к Алексию приехали из соседней деревни звать к тяжело больному человеку. Священник отказался, посетовав, что уже поздно и до утра больной не умрет.
   Но, когда посланные уехали, священник уснуть не мог. Он среди ночи сам поехал к больному, и оказалось, что крестьянин умер и лежит на лавке под образами, и «рядом с ним стоял Ангел со святой Чашею в руках…».
   Далее в житии написано, что «это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени перед покойным и всю ночь молился. Вернулся домой уже другим человеком».
   Вот эта ночь стала той точкой отсчета, когда происходит «рождение» подвижника и отец Алексий начинает свой путь к Богу.
   Возможно одномоментное перерождение человека в реальности?  Да, не просто возможно, но и происходит достаточно часто. В 90-е годы я однажды прочитал о случае такого перерождения.
   В маленькой заметке говорилось о событии, когда мужчина бросил пить после одного случая. А до этого дело дошло до следующего: девочка, дочь этого человека, утром не пошла в школу.
    Отец проснулся и, увидев, что его дочь – шестиклассница находиться дома, - спросил о причине.  Девочка тихо ответила: «Пап, ты вчера пропил мое пальто, что мне купили накануне».
    Этот случай, почему-то перевернул жизнь этого человека. Он больше не употреблял спиртного. Вероятно, можно объяснить этот случай с точки зрения науки, как сильнейшее эмоциональное потрясение. А можно и так: через эту девочку проявилось действие сил небесных.
    Кстати, в житии описано множество примеров чудесных исцелений, помощи всякого рода, который оказывал Алексий Бортсурманский.
    Выдумано все это? Нет. В - первых,  канонизации святого подвижника и молитвенника не происходит просто так.
    А как это происходило в случае с Алексием Бортсурманском? Его канонизация готовилась русской православной церковью еще в начале двадцатого века. Была создана соответствующая комиссия.
   Что входит в задачу таких комиссий? -  сбор письменных и устных свидетельств от реальных людей с именами и фамилиями, которые свидетельствуют о том или ином моменте чудесного исцеления и т.п.
  В большинстве случаев ведутся письменные записи еще при жизни подвижника в специальные тетради. Фиксируются чудеса и исцеления,  которые произошли после смерти подвижника: при молитве ему или на могиле, или в церкви, или иных местах так или иначе связанных с его служением Господу.
  Но, готовившаяся канонизация не состоялась: началась первая мировая война, а потом революция…
  В фильме, о котором я упоминаю, имеются воспоминания жителей деревни, которые слышали от старшего поколения о попытках осквернения могилы Алексия Бортсурманского.
  Таких попыток было несколько, но бабушки ( так прямо сказано – бабушки) спасли могилу, а одна даже легла на могилу.
   Что меня поразило: в фильме прямо говорится, как варварски разграбили храм, в котором служил Алексий Бортсурманский.
    Опять же жители Бортсурман вспоминали рассказы об этом разорении.
   Храм был очень богат: много икон, церковной утвари, церковных парчовых облачений. Это немудрено, - Алексий Бортсурманский был очень популярен, в храм  было настоящее паломничество. Приходили, приезжали состоятельные люди много жертвовали.
    Много средств шло на поддержание храма и этим занимался сам отец Алексий.
     Растащили иконы, много просто пожгли и описывается случай, что даже в бане был устроен полок, на котором вместо досок была положена большая церковная икона.
    А из церковного парчового облачения шили тюбетейки и продавали на базаре…
    Я читаю про это разграбление, смотрю фильм и думаю, - как все же может меняться время?  И у меня нет этому объяснения, кроме общепринятого: зло может прийти на землю только при падении веры в народе, и может широко распространиться среди людей…
   И такое событие, которое определяют как – предание, описано в житии Алексия Бортсурманского.
  Это событие, произошло в Бортсурманах года за три до кончины праведника.
  Жил в селе мальчик, - сын простых крестьян. Все его звали – ангелом. Так он был тих и приветлив. Где ни затеяться ссора – он тут как тут, - стоит, смотрит, как будто просит – не ссорьтесь, - и – брань и ругань прекращалась сама собой. Так ходил по всему селу, только кабак стороной обходил.
  Мальчика все любили. Но, однажды, во время праздника, который затянулся на неделю, - перепились мужики, и дело дошло до драк.
  А мальчик, во время этого буйства непотребного – возьми, да – умри…
  Как узнали об этом, слетел со всех хмель и все потянулись в дом, где оный отрок умерший лежит. Стоят, горюют, себя казнят…
   А мальчик, как живой во гробе лежит и на лице – улыбка. Многие в обморок падали и их из избы выносили, - слезы, плач… Целую неделю не решались хоронить, пока не появились признаки разложения.
  Наконец, принесли гроб в церковь для отпевания. Несколько часов длилось отпевание: ни священник, ни певчие не могли служить, - служба прерывалась рыданиями. Каждый винил себя в его смерти, а на тех, кто пьянствовал, невозможно было смотреть…
     Очень переживал это событие отец Алексий. Старенький, согбенный, отошел от гроба и вошел в алтарь, стал перед престолом с воздетыми руками и стал молиться горячо.
   В молитве он говорил, что у него нет сил «дать отроку сему последнее целование… Не отнимай от нас отрока сего…».
    Опустившись на колени перед престолом, беседовал отец Алексей с Богом» «Так Господи, так воскреси же его, ибо Ты все  можешь…»
    Обернувшись, отец Алексей  увидел мальчика, сидящего во гробе, - так житие описывает этот чудесный случай.
    Предание не оставило нам имя мальчика, только прозвание – Ангел. Как нам, ныне живущим, расценивать это предание?
    Как предупреждение, что распри, ссоры, брань, злоупотребление алкоголем – дело рук темных сил, которым противостоят ангелы. Именно так, с духовной и назидательной стороны нужно смотреть на это.
   Сам отец Алексей при жизни вел записи своих видений, в которых описаны явления ему Богородицы и другие случаи чудесных знаков особого к нему благоволения сил небесных.
   Вот как об этом пишет потомок Алексия Бортсурманского по женской линии известный протоирей Владимир Вигилянский, настоятель храма Святой Мученицы Татианы при МГУ в статье, посвященной празднику Успения Пресвятой Богородицы «Неугасимая свеча»: «Матерь Божия являлась моему предку – святому праведному Алексию Бортсурманскому, жившему в конце 18 – го, начале 19 века. Об этом он оставил записи в своем дневнике, недавно обнаруженном в архиве Ульяновска».
   В статье опубликованной в интернет портале «Православная жизнь», Сергей Комар пишет, что «за усиленную подвижническую жизнь отец Алексий получил от Бога многие дары: прозорливости, исцеления, духовного утешения… Также праведник удостоился посещения Самого Спасителя и Его Пречистой Матери».
   Алексей Бортсурманский тихо скончался 21 апреля 1848 года. В день кончины вся площадь была наполнена народом. Время от времени праведник открывал окно и благословлял народ.
   Отца Алексея похоронили в церковной ограде против алтаря. Перед кончиной он говорил, что не совсем уходит от народа, и кто его будет помнить, того и он не забудет.
   И после смерти праведника многие люди получали и продолжают получать исцеления и благодатную помощь, молясь на могиле святого праведного Алексия Бортсурманского. Об этом достаточно подробно написано в его житие.
  К лику святых святого праведного Алексия Бортсурманского причислили в 2000 году на Архирейском соборе РПЦ, то есть через 152 года после кончины.
   Мощи святого угодника были торжественно перенесены в Успенский храм села Бортсурманы в специально устроенную раку.
  Срок немалый, но это только говорит об одном: как я уже писал, что нашей Курмышской, сейчас Пильнинской земле, как никогда нужна его благодатная помощь. А сейчас я коротко расскажу о знаках такой помощи…

     Я не случайно привел в тексте  выдержку из статьи протоирея Вигилянского. За девять лет до своей кончины отец Алексей передал свое место отцу Павлу Вигилянскому, женатому на его внучке от старшей дочери Надежды.
    Протоирей Владимир Вигилянский, потомок Алексия Бортсурманского в четвертом колене, его дочь – Александрина Вигилянская отыскала в Ульяновском архиве рукописный дневник отца Алексея, тот самый дневник, который Бортсурманский батюшка вел в течении многих лет.
  Именно Александрина, провела разыскания данных по своей родословной и поняла, что их семья являются потомками по прямой линии. До этого ей ничего не было известно.
  Подробный рассказ об этом чудесном случае напечатан в «Ведомостях Нижегородской эпархи» 18 (174) и на сайте Нижегородской митрополии 26 сентября 2019 года.
   С недавнего времени Александрина Вигилянская работает в Благотворительном фонде святого праведного Алексия Бортсурманского.

   В данный момент фонд занимается восстановлением храма Рождества Богородицы в селе Курмыш.
   Подробные отчеты о ходе восстановительных работ и фото на эту тему, публикуются в Одноклассниках в группе «Моя история. Курмышской уезд» и в Фейсбуке группа «Курмышская история».
   
                Валерий Педин.   2019 год (14- 16) декабря).

               


Рецензии