Материалистические основания креационизма

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КРЕАЦИОНИЗМА

Борис Ихлов

Реферат

Великий Дуx несовершенен. У него есть светлая сторона и тёмная. Иногда тёмная сторона даёт нам больше знаний, чем светлая.
Индейский вождь Сиэттл

Мифы, Платон, теология

В индуизме мир возник из звука Ом, произведённого барабаном Шивы. По другой версии мир и человек появились из яйца, пришедшего из космоса, т.е. космос был до сотворения мира. Вселенную также порождают «первичное тепло» или первочеловек Пуруша - путем жертвоприношения частей своего тела самому себе и т.д.
Наконец, согласно основной версии, творцом жизни (но не мира) является один из богов Тримурти — Брахма. Другие члены индуистской троицы, Вишну и Шива, отвечают за поддержание и разрушение Вселенной.
Тримурти (санскр. «три лика») – духовное начало, Брахман, объединяющий Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое.
Большинство индуистов признают нечто единое и богоподобное, что творит, поддерживает и разрушает вселенную. Это дуалистическое направление рассматривает Брахман как безличный аспект личностного бога, являющегося в виде аватар Вишну, Кришны, Шивы или Шакти.
Однако данное воззрение родилось уже на поздних стадиях эволюции индуизма. В ведах слово среднего рода «brahman» изначально соотносилось с какой-либо молитвенной формулой или словесным выражением определённого универсального принципа. Лишь позднее оно стало использоваться в том числе и для обозначения самого этого принципа. Еще позднее данная концепция могла быть подвергнута персонификации в виде конкретного образа, грамматически перейдя в мужской род.

В буддизме не рассматривается вопрос о начале мира (Будда хранит молчание, сам не знает). Но бог-создатель присутствует в различных канонах буддизма, например, Брахма – в палийском каноне.
В древнем даосизме путь Дао — закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует всегда и во всём, его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао можно трактовать и как материю, и как духовное начало, но безличное.
Конфуцианство не содержит учения о боге-творце.
В джайнизме тоже нет создателя Вселенной, она саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.
Единый, всемогущий и всепронизывающий бог появляется лишь в сикхизме, возникшем на севере Индии на основе индуизма и ислама, при этом бог сикхов не требует жрецов и обрядов.
Языческие боги, славянские Даждьбог, Перун, Стрибог, Ярило, античные Кронос, Зевс, Гея, Посейдон, египетские Ра, Атон, Термутис, Киа, Геб, Изида и пр. – не являются творцами мира. Аналогично не творят мир Вишну, Шива, Сарасвати и др., наоборот, Шива – разрушает.

Кстати, в некоторых поздних славянских легендах мир создавали бог и сатана совместно.
Таким образом, в ряде мифологий и религиозных течений Добро и Зло равноправны, у перса Мани темная материя (зло) даже предшествует духу (свету), является вечной и неистребимой, что явно противоречит христианству. Манихейство доводит дуализм добра и зла в зороастризме до завершения. В фольклоре различных этносов Добро лишь восстанавливает, наоборот, Зло активно, деятельно, прогрессивно.

В скандинавских мифах в начале была чёрная бездна Гиннунгагап, по оба края которой лежали царства: тумана Нифльхейм (олицетворение холода и мрака) и огня — Муспельхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир, из которого истекали 12 мощных потоков (Эливагар). Холод превращал воду в лёд, но потоки не застывали, и лед двигался к Муспельхейму. Вблизи царства огня он стал таять, искры из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и произвели великана Имира и телицу Аудумлу. Из пота Имира родились мужчина и женщина, а одна нога великана совокупилась с другой и родила сына. Корова Аудумла лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосков, и от тепла её языка и холода камней родился Бури. Его сын Бор взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард: из мяса землю, из костей горы, из волос растения, из мозга облака, из черепа небосвод, каждый из четырёх углов которого они свернули в рог и посадили туда двергов Нордри, Судри, Аустри и Вестри. Сотворив мир, Один и его братья нашли на берегу моря ясень и ольху. Из ясеня сделали первого мужчину, Аска, а из ольхи первую женщину, Эмблу. Один вдохнул в них жизнь, Вили дал им разум, Ве - кровь и румяные щеки.
То есть, Один не создавал природу, она существовала изначально.

В греческой мифологии исток всего - Хаос, начало начал. Из Хаоса возникли Гея, Тартар, Эрос, Эреб и Нюкта. Из Ночи произошел Эфир и Гемера (День). Затем Гея родила Урана (Небо) и Понта (Море).
Античные боги антропоморфны, титан (по другой версии бог) Кронос кастрирует отца Урана, его гениталии падают в океан, превращаются в пену, из которой рождается богиня любви Афродита. Далее Зевс убивает Крона, в другом варианте – переселяет на «остров блаженных».
Аналогичная картина – в египетской мифологии: из Нуна (Хаоса) возник бог Ра. Ра вычленил из себя богов Шу (Воздух) и Тефнут (Вода), от которых возникли Геб (Земля) и Нут (Небо), породившие Осириса (Рождение), Исиду (Возрождение), Сета (Пустыня), богиню рождения и смерти Нептиды, бога неба и солнца Хора (Гора) и богиню радости и любви Хатхор.

В зороастризмае Менок (невидимый, духовный) - первый период мира, одновременное предсуществование вещей и идей, т.е. уже существовали прообразы всего, что позднее было создано. Второй период - сотворение реального мира. Бог Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. Одновременно другой бог, Ахриман, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер, загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. При этом у Ахура-Мазды есть обиталище – за Солнцем, т.е. космос существует вне акта творения, хотя в Авесте Ахура-Мазда – творец пространства.

Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу мир возник и смешения вод Тиамат и Апсу.
В мифологии Вуду бог Бонди всемогущ, но не вмешивается в происходящее в мире. В религии банту нет мифа о творении мира, как и в религии майя. В синтоизме божества ками – не творцы мира.
У народов Северной Евразии и Северной Америки миф о происхождении земли и живых существ, сформировавшийся приблизительно 15 тыс. лет назад, гласит, что первоначально была только вода, в которой жили животные (у разных народов утки, лебеди, гагары, ондатры, бобры, раки и др., ныряльщики), среди них был удачливый ныряльщик, который однажды вынырнул с почвой, из этой почвы появилась суша.
В более поздних представлениях земледельцев и скотоводов мир создается очень большим существом. В древнекитайском мифе Солнце, Луна, звёзды, ветер, почва, горы, реки, дороги, дождь и прочее появились после смерти Паньгу из частей его тела, люди возникли из вшей, живших на его теле.

Но сам Паньгу ничего не творил. Версия творения каким-либо божеством по его воле возникла лишь при появлении земледелия, когда абсолютизировались творения человека.
То есть: исток креационизма – в материальной способности человека с помощью орудий труда создавать продукт труда. Отсюда «Великий Часовщик», тотальная «запрограммированность мира» и пр. Хотя данные верования неразрывно связаны с общественной иерархией, с фатальной подчиненностью низших слоев населения высшим, в первую очередь – вождю племени, фараону, падишаху, императору.
В первобытных племенах вождями становились умевшие лить металл, владевшие гончарным искусством и т.д. В период рабовладельческого строя демиургом (мастером) уже выступал рабовладелец. Это мастерство переносилось на небо и абсолютизировалось, так возник бог-творец.

Причина неспособности языческих богов создать Вселенную очевидна: генетически эти божества возникли из фетишизма, анимизма, тотемизма. Их самих в сознании людей творили природа и общественное разделение труда.
То есть, в основе мифов о творении мира лежат материалистические предпосылки: из воды, из земли со дна, из смешения вод, из тела божества и независимо от его воли, из яйца, из первичного тепла и т.д. с одной стороны, с другой - из способности человека создавать продукты труда, и из практики биологического воспроизводства общества с третьей. Таковые три материалистические источника, три составные части креационизма.

И лишь в иудаизме (и далее в православии, католицизме и исламе) мир создается идеальным началом, причем личностным.
Вульгарный атеизм указывает, что перемещение проблемы возникновения мира в бога не решает проблемы, т.к. возникает дополнительный вопрос о возникновении бога. Это неверно, т.к. теолог объявит, что бога никто не создавал точно так же, как в рамках марксизма никто не создавал материю. Ситуация меняется, если бог личностный, вопрос «кто создал бога» становится правомерным.

Термин «креационизм», связанный именно с версией Ветхого Завета, утверждается лишь в конце XIX в.
В дуалистической концепции материя и бог существуют параллельно,  в деизме бог выступает лишь в качестве перводвигателя для первотолчка.
Сотворение мира в Ветхом Завете представлен как создание Вселенной и форм жизни неизменными. Данный момент, как и последовательность творения, как и объекты творения - не могут быть аллегорическими и не выдерживают критики.
Биологический креационизм признан ненаучным, общепризнанной же является эволюционная биология.
Староземельный креационизм пытается согласовать геохронологичекую шкалу с Библией, но, поскольку отвергает теорию эволюции, является антинаучным.
Научный креационизм тоже является антинаучным, т.к.отвергает данные археологии, космологии и эволюционной биологии.
Неокреационизм формулирует свое основание более гибко: «разумный замысел».
В данной схеме не обязательно отвергать ни данные космологии, ни теорию эволюции.
Пьер Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека» утверждает, что бог создал Землю и живые существа, а затем запустил эволюцию, в конце которой возникнет ноосфера.
В 1950 году папа Пий XII издал буллу, в которой изложил аналогичные идеи, теория эволюции была включена в католическую концепцию сотворения мира.
То есть, католическая церковь фактически отвергла Священное писание.

Второй исток креационизма – идеалистическое учение об эманациях, которое отстоит от теологии. В античной философии эманация (лат. истечение, распространение) - переход от высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам, распространение избыточной полноты абсолютного Бытия за пределы собственного бытия.
Вещи в данном, близком в зороастризму учении появляются вследствие истечения из ранее существовавших объектов их копий, которые и вызывают у человека ощущения. Так представляли себе происхождение мира Эмпедокл и древние материалисты, Левкипп и Демокрит. По мысли Левкиппа и Демокрита эманации истекают из атомов.

Платон не мог быть продолжателем основоположника античной философии Фалеса Милетского, поскольку Фалес считал, что мир произошел из воды, а космос для Фалеса – живое существо.
Не мог Платон быть и последователем Гераклита, который утверждал: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим» [1].
Философы милетской школы вообще не ставили вопрос об отношении материи и сознания.
Платон позаимствовал в индуизме и у Пифагора метемпсихоз и удвоил мир, приписав к реальному миру мир самостоятельно существующих идей, а также наделил идеи свойствами вечности и первичности.
У Платона человеческие души тоже обладают самостоятельным существованием, после смерти тел души отправляются на звезды.
Платон исказил материалистические представления атомистов, подменив изначально существовавшие объекты неким сверхсущим и сверхразумным Благом, которое излучает бытие.

В неоплатонизме (шедший от манихейства Плотин и др.) подмена получила свое завершение.
Эманация у Плотина, как и у Платона, есть следствие онтологической избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в излиянии Единого вовне собственного бытия. В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия, на самом низшем уровне - материя как небытие (меон).
То есть, возникновение мира есть деградация Абсолюта. Развитие идет вспять, от более общего и свершенного к менее общему и менее совершенному.
Плотин задолго до Канта фактически формулирует принцип трансцедентальной апперцепции: бессмертная душа воссоединяется с создавшим ее совершенством путем экстатической сверхъестественной интуиции. Остался один шаг до откровения, божественного озарения.
Именно воззрения Плотина легли в фундамент христианского (и далее мусульманского) канона. Позднее уже христианский канон вернулся к греческим религиозным деятелям в лице представителя Александрийской школы Филона, который в дополнение к Яхве ввел понятие логоса.

Но почему именно так, а не иначе, представляли себе дело Платон, Плотин, Гегель? Они исходили опять же исключительно из материалистических представлений: вещи разрушаются, исчезают, а идеи живут веками без изменений.

Манихейский идеализм дуалистичен, он допускает единство эманации и излучающего ее Единого, которое расщепляется на две противоборствующие противоположности. Августин Аврелий ликвидирует борьбу противоположностей, представляя бога независимым от природы. Тем самым кладет начало деградации религии как догматической, архаичной формы идеализма.

Марксизм

В концепции диалектического материализма нет дуалистической эклектики теологии и неоплатонизма. Материи не требуется сверхприродное единое, она сама единое, сама внутренне противоречива, возникновение Вселенной обязано именно снятию этого противоречия. В процессе развертывания противоречия происходит возникновение нового, потенциальные возможности становятся актуальными. Кондорсе в период Великой французской революции, Гегель и затем Маркс и Энгельс предложили противоположную концепцию: мир не есть деградация, напротив, он развивается от простого к сложному, от низшего к высшему.
Гегелевский закон борьбы и единства противоположностей, закон диалектического противоречия, означает, что  противоположные стороны противоречия взаимопроникают и одновременно взаимоисключают друг друга. Стороны единого суть противоположности, они находятся во взаимоотрицании. Единство и борьба противоположностей являются внутренним источником движения и развития, источник изменения не находится вне субстанции, как считали метафизики, но имманентен субстанции. Например, в биологической эволюции борьба наследственности и изменчивости приводит к становлению новых форм жизни.
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Отрицание А есть – А, отрицание отрицания – (-А)(-А) = + А2 (Энгельс).
Но что же противоположно чему в самой материи? Что чего и как отрицает?

Например, жизнь можно определить, следуя предикабилиям последователя Плотина сирийца Порфирия: указать род, вид, видовое отличие, собственный признак и случайный, несобственный признак. «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения» [2]. То есть, указан род – органическая материя, белки. Указан видовой признак – метаболизм. Этот признак нужно дополнить видовыми отличиями живой системы: это система с обратной связью, это самовоспроизводящаяся система. Случайный признак указать невозможно в виду отсутствия примеров не земной жизни, на основе кремния или мышьяка и т.д.
А. И. Опарин добавляет такие существенные атрибуты, как 1) способность к приспосабливаемости и 2) наследственность (Жизнь как форма движения материи. В кн. «Диалектика живой природы», М., 1984, С. 43), что не тождественно воспроизводству.
Понятие материи предельно. Поэтому его можно определить только через ее свойство, качество, путем диалектического противоположения. Что и делает Ленин, противопоставляя материи сознание. Поскольку сознание есть лишь мизерная часть мира, то в более общем виде нужно расширить ленинское определение материи, нужно противопоставить материи такое ее свойство, как отражение. Сам Ленин указывает, что отражение присуще всей материи.
Но и у Спинозы, и в гегелевской схеме, как справедливо отмечал Кьеркегор, не содержится активность субстанции, порождающая движение от низшего к высшему. Соответственно, и в марксизме  нет решения проблемы первотолчка. А именно.
Левкипп, Демокрит, Лукреций Кар ставят на место перводвигателя материю, Анагсагор, следовавший элейскому учению, и Эмпедокл (а позднее деисты, Гоббс и др.) – предполагали некий «нус», ум, внешнюю силу, причем нус не вечен.
Фома Аквинский ставил на место нуса высшую сущность: «… невозможно, чтобы нечто было одновременно в одном и том же отношении и одним и тем же образом и движущим, и движимым, - иными словами, было бы само источником своего движения. Следовательно, всё, что движется, должно иметь источником движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущий предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно, чтоб так продолжалось до бесконечности, ибо в таком случае не было бы перводвигателя, а следовательно, и никакого иного двигателя: ибо источники движения второго порядка сообщают движение лишь постольку, поскольку сами движимы первичным двигателем… Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным…»
Т.е. Фома отделяет источник движения от объекта, но так можно поступать только с конкретными субстанциями, но не с предельными понятиями.
Платон подчеркивал, что «истинная природа» совмещает в себе единство и двойственность: она есть и неизменное, тождественное себе бытие и отличное от него изменчивое бытие. Как отличающаяся от бытия «кормилица» происхождения» есть небытие, но как присущая небытию она есть сущее небытие».  Отнюдь не атеисты  Критий, Гиппон или Диагор Милетский, именно Левкипп и Демокрит поняли, что существует небытие. Не вне материи, а самой материи, причем актуально. Они обозначили тем самым источник движения. Аристотель же полагал, что небытие – лишь в возможности, в потенции. Дальнейшее развитие эта мысль нашла у Спинозы, утверждавшего, что материя есть causa sui, причина самой себя - к той же мысли, в конце концов, пришел и Стивен Хокинг.
Однако вопрос в другом: время начало свой ход в планковской Вселенной, т.е. до Большого взрыва времени не было. Движение, изменение по Энгельсу может существовать лишь во времени. Следовательно, утверждение прежнего марксизма о вечном существовании пространственно-временной формы наталкивается на невозможность Большого взрыва. Изменения, которые послужили толчком к Большому взрыву, произошли вне временной формы.

Здесь выявляется еще одно немаловажное отличие материализма от идеалистических построений и теологии.
У Платона идеи вещей порождают вещи, на сами идеи остаются неразличенными, неизменными. В зороастризме, манихействе единое расщепляется на свет и тьму, у Августина бог порождает отдельный от него мир, но сам остается неизменным.
В марксизме нет процесса отторжения от материи отражения, нет никакого расщепления на противоположности, обе стороны диалектического противоположения существуют изначально, при этом отражение (в развитой форме сознание) неотделимо от материи. Материя развивается от низшего к высшему, от физической формы к химической, к биологической и социальной, но по существующим научным представлениям это развитие никоим образом не связано с эволюцией Вселенной.
Гегелевская схема не применима к материи: материя развивается, благодаря внутреннему противоречию, но, как и духовный Абсолют, не пресуществляется, снятие противоречия, возникновение нового не отрицает ни материю, ни ее свойство, отражение.

Поскольку противоположность материи и ее свойства, отражения, не может быть положена в основу возникновения Вселенной, нет в марксизме и представления о расщеплении Единого на противоположности, поэтому вопрос о возникновении массы во Вселенной от 10-8 кг в планковском состоянии до 1053 кг в современной Вселенной  остается непонятым не только философами-материалистами, но и физиками.
Следовательно, нужно применять схему Гегеля не к понятию материи, а к ее физической форме.
То есть, вопрос о том, что первично, заменяется вопросом, как физическая форма материи породила Вселенную. Хотя, разумеется, в настоящее время и в России, и за рубежом не прекращаются попытки вернуться к версии Пифагора, что в основе мира лежит число. Так, общая теория относительности подменяется геометродинамикой (Дж. Уилер и др.), в теории струн в основе мира – фактически математический объект, струна, не имеющая толщины.

Обычно ссылаются на то, что новая масса якобы полностью компенсирована ростом отрицательной гравитационной энергии (А. Линде и др.), но элементарный расчет показывает, что это неверно.
В физике расщепление «единого» наличествует только в виде разделения единого взаимодействия на его отдельные виды: сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное.
Космологический вакуум (небытие) обладает плотностью, но, в отличие от обычного вещества, не является динамической системой, он не движется, не реагирует на объекты. Но, скажем, электромагнитный вакуум может оказывать давление не стенки какого-либо объема (эффект Казимира).
Как отражение есть свойство материи, так и вакуум есть основное состояние обычного вещества – с наинизшей энергией.
Можно сказать, что противоположность вакуума и обычного вещества является источником движения, например, электроны на возбужденных орбитах не могут вернуться на низшие, их сталкивает лишь взаимодействие с вакуумом, поэтому мы можем видеть излученный свет. В моделях Глинера или Фридмана именно отрицательная плотность вакуума порождает разбегание галактик.
Однако к настоящему моменты представление о распадении «единого» на вещество и вакуум, генерирующий пространство-время, еще не нашло теоретического осмысления.

Согласно диалектическому материализму содержание первично, оно определяет форму. Следовательно, пространственно-временная форма не вечна, как полагал Энгельс, а возникает. В таком случае, если масса лишь слегка искривляет пространство, что является материальной основой пустого пространства времени?
Если механизм возникновения масс благодаря полю Хиггса имеет место, можно также предположить, что, подобно тому, как массы искривляют пространство Минковского, вакуум поля Хиггса (или иного скалярного поля), возможно, формирует пустое пространство Минковского, как своего рода основное состояние [3]. Тогда в уравнении Эйнштейна    нужно положить равным нулю не тензор энергии-импульса, как в модели де Ситтера, а рассмотреть нулевую кривизну, но при наличии вакуума:
 ,
Отсюда компоненты тензора энергии-импульса   , компоненты метрического тензора пропорциональны компонентам метрики пустого пространства Минковского.
Таким образом, противоположность вакуума и обычного вещества предстает весьма отчетливо: масса черных дыр сворачивает, «уменьшает» пространство, вакуум наоборот, его порождает.

С другой стороны, все имеющееся космологические модели выстроены из локальных представлений о минимуме потенциальной энергии, о законе роста энтропии и о законе сохранения энергии, хотя 2-й закон термодинамики нарушает уже классическое гравитационное поле, в космологии он неприменим, а закон сохранения энергии в ОТО отсутствует.
В космологическом контексте невозможно ввести понятие полной энергии, включающей в себя энергию самого гравитационного поля, следовательно, закон сохранения энергии, запрещающего рост или убывание энергии какой-нибудь формы материи, отсутствует [4].
Так или иначе, и термодинамические расчеты, и некоторые теоретические модели, и феноменология показывают, что масса Вселенной продолжает расти «из ничего» [5].

Но что должно возникнуть в результате диалектического синтеза небытия (вакуума) и бытия (обычного вещества)? Гегель отмечает, что если в системе недостаточно сил, чтобы удержать в единстве противоборствующие стороны, система просто распадается: «Если нечто существующее не в состоянии в своем положительном определении вместе с тем перейти в свое отрицательное  определение и удержать одно в другом, если оно не способно иметь в самом себе противоречие, то это нечто - не есть живое единство, не есть основание, но в противоречии идет к гибели»  [6]. Возможно, темная материя и темная энергия и есть продукт деградации системы.
Если поле Хиггса находится в состоянии ложного вакуума, то, благодаря квантовому туннелированию, квантовые частицы могут покинуть ложный вакуум, он распадается, меняются физические законы, жизнь прекращается. Или, наоборот, жизнь возникает - существует гипотеза, что Большой взрыв был результатом распада ложного вакуума.
Вместе с тем, вероятен и другой сценарий: возникновение нового вида физической материи. То есть: линия развития в сторону химической, биологической в ее белковом виде и социальной формы материи, движущейся от первобытного общества к коммунизму – лишь частность во Вселенной, крайне малая. Основной путь ее развития, если он единственный, иной, еще не проявленный.

Литература

1. Антология мировой философии. М.: 1963. Т. I. Ч. I, С. 276.
2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг, М.: 1957. С. 322.
3. Ихлов Б. Л. Хиггсовский вакуум в теории гравитации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. М.: МГУ, 1988. 13 с.
4. Рубаков В., Штерн Б. Масштабная линейка Вселенной. ТрВ-Наука №83 от 19.7.2011.
5. Ихлов Б.Л. Об увеличении массы Вселенной. Материалы XVIII Международной конференции «Финслеровы обобщения теории относительности». РУДН. 25 – 26 ноября 2022 года. С.114-122.
6. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Учение о сущности.


Рецензии