Как фашисты оказались артистами

Эту весёлую историю поведал мне уникальный человек, заслуженный деятель науки России, доктор наук, профессор Пшикан Кесович Таов. Возможно, он не рассчитывал, что я напишу её, а если бы знал, возможно, не стал бы мне историю рассказывать.


Случилась история при Советском Союзе, в бытность, когда Пшикан Кесович Таов был председателем Кабардино-Балкарского Областного Совета Профсоюзов. Для непосвященных поясню, что этот областной профсоюз владел практически всеми санаториями и турбазами Кабардино-Балкарии. Плюс ко всему профсоюз владел некими бумажками, которые назывались «путёвками». Советский человек имел право посетить заграницу только при наличии такой вот путёвки, которую продавал профсоюз. Купить путёвку за границу имел право только передовик производства, который отличился в социалистическом соревновании. Помню, как моя мама - Габаева Аминат Рахаевна, имевшая четыре медали победителя в социалистическом соревновании и переходящее Красное знамя победителя купила за 400 рублей путевку и поехала в страну, которой теперь нет на карте мира, в Югославию. Одним словом, Таов Пшикан Кесович был крупным советским боссом. В его подчинении были начальники разного калибра.


Среди крупных руководителей внутри системы профсоюзов была должность председателя курортного совета, которую занимал в те годы Михаил Кафтанов (фамилия изменена). Человек он был по советским меркам весьма важный, таких называли «ответственными работниками». Ну и на самом деле, он был щепетильный в делах и редко даже уходил в отпуск. Был случай, когда Пшикан Кесович спросил Кафтанова, собирается ли тот в отпуск? На что председатель курортного совета с обидой ответил: «Пшикан Кесович, какой к чёрту отпуск, работа горит же. Я в отпуск не ходил уже пять лет». На что Таов иронично заметил: «Михаил, если даже двери Областного Профсоюза заколотят досками крест-на крест, жизнь не остановится и не ухудшится в республике. Пожалуйста, иди в отпуск». В отпуск Кафтанов так и не ушёл. Одним летним прекрасным утром, согласно плану ответственного работника, он поехал проверять жизнедеятельность детской турбазы «Голубые озёра». До турбазы можно было проехать двумя маршрутами. Один из них лежал через Урванский район, дорога была хорошая, но длинная. Второй, более короткий маршрут, лежал через селения Хасанья, Герпегеж, Аушигер.

Тут дорога всегда была подвержена эрозии, так как в основании дороги лежат подвижные пласты грунта. Кафтанов поехал по короткому маршруту. Его чёрная машина «Волга ГАЗ-24» не спеша двигалась по хасаньинской дороге. Председатель курортного совета спокойно почитывал газетку «Кабардино-Балкарская правда». Далеко за Хасаньей, в районе селения Герпегеж, водитель обратил внимание своего шефа на скопление людей у обочины. Вооруженные мужчины стояли в непонятных чёрных военных одеждах, которую советские вооруженные силы не носили. Плюс были мотоциклы с люльками зелёного цвета. Кафтанов напряжённо смотрел вперёд и на всякий случай приказал шофёру притормозить. Он не мог поверить своим собственным глазам. Его терзали смутные сомнения. Но они тут же отпали, когда один из вооруженных автоматом людей развернул знамя Рейха!

Кафтанов неожиданно для себя истерично закричал водителю: «Разворачивайся, фашисты!!!». Шофёр, которого звали Чамаль, тут же развернул ГАЗ-24 в обратном направлении. «Куда ехать?» – крикнул нервно Чамаль, надавливая педаль газа. Ответ последовал моментально: «В Обком!!!», и машина понеслась к Дому Советов, как тогда называли Дом правительства республики на проспекте Ленина 27. Не соблюдая светофоров, «Волга» мчалась по всем проселочным улицам Хасаньи, разгоняя спокойно гуляющих кур и баранов. Михаил Кафтанов нервно протирал платком потный лоб. В голове звучала только одна мысль - скорее бы предупредить товарищей, что немцы высадились в районе Герпегежа и наступают в сторону Хасаньи, а значит скоро будут в Нальчике. Служебная «Волга» оглушительно затормозила у Дома Советов, а Кафтанов уже бежал, сломя голову, по ступенькам в Обком партии. На проходной в те времена вооруженной полицейской охраны не было, сидели посменно женщины вахтёры, которые проверяли у посетителей служебные удостоверения. Кафтанова, что называется, знали в лицо, и он беспрепятственно буквально залетел в Дом Советов. К кому он зашёл первому, точно не помнит даже Пшикан Кесович Таов.

По пути следования он всем начальникам возбужденно кричал: «Что вы тут спокойно сидите, Герпегеж и Хасанью уже заняли немцы, скоро будут в Нальчике, занимайте оборону»… Это все продолжалось, пока кто-то из встречных работников Обкома партии не сказал ему: «Михаил ты не беспокойся, это не фашисты, это советские артисты, там художественный фильм снимают про войну».

Вот так закончилась эта весёлая история, которую мне поведал Пшикан Кесович Таов в 2021 году.


Рецензии