Глава 6. Цифровые технологии

В 1970-х годах в СССР началось внедрение вычислительной техники. Преподавателей лесотехнических вузов направляли на курсы повышения квалификации, проводимые в Московском лесотехническом институте. Меня тоже вынудили поехать на курсы. Как не хотелось, отрываться от семьи. А что делать? В октябре 1679 года я приехал на куры. Съехались примерно тридцать преподавателей со всех лесотехнических вузов страны. Обычно занятия проводились в течение четырех месяцев, а в тот год, в связи с проведением Московской Олимпиады 1980 года, курсы заканчивались в декабре.

Поселили приехавших в общежитии, в комнате четыре человека, все чисто, пристойно. Начались занятия. На лекциях изучали язык программирования Fortran. Название произошло от слов FORmula TRANslator. Затем начались практические занятия, изучали порядок составления программы. Выдали домашнее задание, требовалось составить программу и выполнить расчет по любой самостоятельно выбранной задаче. Я выбрал пример расчета мощности круглопильного станка. Написав программу на языке программирования Fortran, отчет сдал в центр подготовки данных. Там программу преобразовали в перфокарты, которые загрузили в вычислительную машину Минск-2. Машина споткнулась, обнаружив ошибку. После исправления ошибки, машина все сосчитала, выдала распечатку решенной задачи.

Пока другие были заняты решением своей задачи, я оказался свободен. Подумалось, а не съездить ли домой в Свердловск. Купил мяса, там в магазинах можно было купить сколько угодно, купил купейный билет на поезд. И вот я дома. Теперь мои родные какое-то время могли питаться мясом.

Вернувшись снова в Москву, обнаружил, некоторые преподаватели, уважаемые доценты, все еще не смогли решить свою задачу. Не могли одолеть машину. Как они мучались, бедные.

Будучи в Свердловске, я узнал, что в нашем институте имеется ЭВМ Наири-2. Спросил у преподавателя курсов какой язык программирования используется для ЭВМ Наири-2. «Наверное, АЛГАМС», – последовал ответ. Наведался в книжный магазин, купил книжку по программированию на языке АЛГАМС, изучил и написал программу для расчета режимов пиления на лесопильной раме.

Вернувшись после окончания курсов в институт, я показал свою работу заведующему кафедрой вычислительной техники Владимиру Александровичу Попову. Посмотрев и недовольно поморщившись Владимир Александрович предложил:
– Позвольте, я перепишу это по-своему.

На следующий день программа была правильно написана, передана в центр перфорации. Наконец, мне вручили распечатку решаемой задачи и рулон перфоленты. Там была напечатана сама программа и результаты расчета. Как все просто и интересно! Показал распечатку преподавателям кафедры. Особенно заинтересовался доцент Александр Александрович Голованников.  Мы с ним сделали планшет, образец подготовки исходных данных. Решали различные прикладные задачи. Программы использовали при выполнении хоздоговорных научно-исследовательских тем, студенческих курсовых и проектов. Интересно, как-то мы научились читать перфоленту. При обнаружении ошибки на перфоленте находили бракованный участок, вырезали его, вклеивали новый исправленный отрезок.

Через какое-то время в институте появилась новая вычислительная машина ЕС-1020 с языком программирования ПЛ-1. На кафедре станков и инструментов уже сформировался интерес к расчетам на ЭВМ. Мы переучились на новую машину. Здесь программа и исходные данные задачи записывались на перфокартах. Готовилась огромная колода перфокарт.  Машины прочно входили в учебный и научный процесс кафедры.

Не успели привыкнуть к ЭВМ ЕС-1020, в институте появились персональные компьютеры. Сначала в деканате оказался один персональный компьютер. Осторожно, с опаской поглядывали на неизвестное чудо. А сейчас эти машины заполонили все пространство. Интересно, если я в использовании старых машин чувствовал себя уверенно, то в современных просто растерян, беспомощен. Но и без них тоже не могу. Современные компьютеры глубоко проникли в учебный процесс. Сейчас лекции для студентов подаются в форме презентаций. Классная доска и мел почти не используются.

В свое время за мной была закреплена учебная дисциплина «Подъемно-транспортные машины отрасли», включающей раздел «Аспирационные системы деревообрабатывающих цехов». Это системы, предназначенные для удаления стружек и пыли от станков и создания нормативных санитарно-гигиенических условий труда в рабочих зонах станков. Используя таблицы Excel, я составил программу для расчета параметров аспирационной системы, выбора тканевого рукавного фильтра, мощности вентилятора. Программа успешно в течение многих лет используется студентами и инженерами при проектировании систем.


Рецензии