Каменный век в эпоху цифровизации

Россия переживает нелегкие времена: ставшее трендом последних двух десятилетий противостояние "цивилизованному миру" обострилось до предела. На данный момент, обостренная фаза этого противостояния с трудом удерживающаяся в рамках локального вооруженного конфликта с Украиной, того и гляди может перерасти в нечто большее. Военная операция, которая изначально воспринималась в массовом сознании как быстрая, затянулась и приобрела тактический характер, что, в свою очередь, потребовало вливания в операцию дополнительных ресурсов.

Одной из мер такого усиления стала частичная мобилизация военнообязанных запаса, наиболее подготовленных для выполнения боевых задач. По многократно озвученному требованию руководства страны, "призыву по частичной мобилизации в первую очередь подлежат находящиеся в запасе и имеющие военный опыт". Иными словами, речь шла о молодых людях, ещё не утративших физическую форму, владеющих современными вооружением и техникой, желательно, имеющих опыт службы по контракту (ибо современный годичный срок по призыву - это, по сути, ни о чём). В принципе, для нашей огромной страны отобрать, согласно плану частичной мобилизации, 300 тысяч  "молодцев" (по заявлению министра обороны, это 1% от общего количества резервистов) - задача более чем посильная.

И вот тут-то система мобилизации в главном оборонном ведомстве страны проявила себя совсем не с лучшей стороны. Иначе как объяснить скандальные случаи с мобилизацией совсем не тех, кто подходил под декларируемые параметры и был готов выполнять боевые задачи? "Были случаи, когда врачей с многолетним опытом зачисляли мотострелками или вручали повестки вышедшим из призывного возраста отцам со множеством хронических заболеваний", - это слова президента. По всей видимости, местные военкоматы не организовали должным образом работу призывных комиссий. Если бы тут было всё нормально, то хотя бы один человек в комиссии обратил бы внимание, к примеру, на то, как можно пихать в окоп человека габаритами "семь-на-восемь, восемь-на-семь".

Всё это дало повод специалистам соответствующего профиля разогнать в обществе панику немалых масштабов. Под разговоры типа "на фронте дело швах - гребут всех подряд" немалая часть военнообязанного мужского населения, что называется, рванула из страны. Семьи рассоединились, работодатели потеряли специалистов (хотя кто-то и сохранил работу за счёт "удаленки"), сами в большинстве случаев обрекли себя на прозябание в недружественном или полу-дружественном ближнем зарубежье (кому-то посчастливилось отъехать и подальше)... -  ущерб и материальный, и моральный. По некоторым данным, в количественном отношении этот "исход" точно превысил норму мобилизации. Вообще интересно бы ознакомиться со статистикой уехавших от мобилизации: общее количество, возрастные рамки, военно-учебные специальности, гражданские профессии и т.п. Иными словами, важно осознать масштаб утраченного ресурса. А ведь многие из уехавших даже и не попадали под заявленные мобилизационные характеристики, только не были уверены в том, что их не тронут.

Конечно же, здесь вполне к месту разговоры и о трусости, и об эгоизме, об отсутствии чувства долга, о том, что экстренные ситуации как раз и позволяют видеть реальную сущность некоторых граждан... Но, тем не менее, это не оправдывает ущерб государству, причиненный бездарными организаторами, "паркетными" начальниками и пр. Вместо того, чтобы процессу мобилизации придать характер патриотического подъёма, устроили кампанию, полную нервозности, скандалов и истерик. И это, наверняка, ещё и на сроках проведения мобилизации сказалось: таки долго вымучивали отбор трехсот тысяч запасников.

Согласно публикации Е. Егоровой "...Каменный век и как его преодолеть" ("МК", 01.11.2022), проблемы частичной мобилизации и вообще призыва на военную службу разбирались на "круглом столе" в Совете Федерации с участием представителей Комитета обороны СФ и Организационно-мобилизационного управления Генштаба МО РФ. Судя по тексту публикации, обе стороны преследовали разные цели. Первые (условно обозначим их КО СФ) жаждали "разбора полетов", целью вторых (ОМУ) была прежде всего презентация "передовых технологий" в работе военкоматов. Получилось так, что разговор затронул не только проведенную частичную мобилизацию военнообязанных запаса, но и вообще организацию призывов и военного учёта.

Опустим должности, фамилии, конкретные названия... - они все есть в данной статье. Попробуем представить образно характер обсуждения проблем на основе опубликованного текста. Первую из указанных выше участвующих сторон условно назовем КО, вторую - ОМУ.

ОМУ: В военкоматах внедрена автоматизированная система учёта. Мы успешно осваиваем современные технологии, уже отошли от традиционной системы ведения учётных карточек. 

КО: Если были выявлены серьезные нарушения в ходе мобилизации, то получается, что ваша система учёта несовершенна и ее контент неактуальный! Ведь самому президенту публично приходится разъяснять, кто подлежит мобилизации!

ОМУ: А что делать, если граждане игнорируют обязанность сообщать об изменениях анкетных данных? (Ст. 10 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе". - Авт.). Руководители предприятий и учреждений плохо с нами сотрудничают (Кстати, к вопросу об эффективности военно-учетных столов! - Авт.). Вот здесь мы надеемся на вашу депутатскую законодательную поддержку в части механизма ответственности за невыполнение требований законодательства.

КО: "...Куда-то загонять палками" - это неправильный подход. "Каменный век!" (Согласно публикации, заковыченные фразы прозвучали прямым текстом. - Прим. авт.). Другие государственные службы располагают актуальными данными о гражданах, опираясь на современные информационно-коммуникационные технологии, и не требуют систематической явки с документами!

Какая черта была подведена под этой дискуссией, из публикации непонятно. Но было озвучено, что Министерству по цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) вроде как уже поручено реализовать проекты по цифровизации систем военного учёта, интеграции с ГАС "Выборы" и другими государственными службами. Но в целом, такое впечатление, что стороны так и не пришли к абсолютному взаимопониманию.

В этом же контексте, под самый новый год, на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ (сюжет транслировался по новостям) Президентом России В.В. Путиным была озвучена задача модернизировать систему военкоматов в стране: "Это касается цифровизации баз данных, взаимодействия с местными и региональными властями..." Ещё раньше глава государства имевшие место нарушения и перегибы при проведении мобилизации назвал бестолковщиной.

Что же это за цифровизация такая, на что, как мы видим,  уповают прогрессивно мыслящие люди в том числе в контексте совершенствования в работы  военкоматов. Почему это не смогли сделать предыдущие этапы научно-технического прогресса: механизация с автоматизацией и даже компьютеризация?

Отношусь к поколению, которое еще застало очереди в сберкассу для оплаты коммунальных услуг с кипой платёжек в руках, использовало городскую телефонную связь как единственное "средство выхода в соцсеть", с раскрытым ртом смотрело фантастические фильмы, где демонстрировалось общение по видеосвязи. Напечатать документ на пишущей машинке - это было уделом избранных, специально обученных чувствовать пальцами клавиатуру. Много интересного, что может удивить современную молодежь, можно вспомнить.

Со временем процессы оптимизировались в той или иной мере. Появились персональные компьютеры, программное обеспечение, сетевые решения, наконец, интернет. Однако, всё это само по себе укладывалось в поговорку на основе литературной классики:  "Дома новЫ, но предрассудки стАры". Иными словами, на систему общественных отношений эти совершенства особо не влияли, лишь давали исполнителям определенное облегчение.

Сейчас мы говорим об "Индустрии 4.0",  или  о цифровизации всех жизненных сфер. Но на поверку оказалось, что это вовсе не очередная "...ация", а реальная технологическая революция. Суть в том, что полноправным проводником общественных отношений стал искусственный интеллект, который банально не терпит лажи (подмены, прикрытия и прочих жизненных хитростей). Умение управлять искусственным интеллектом или хотя бы обслуживать основанные на нем процессы в наше время является важным критерием профессиональной востребованности и продвижения.

О цифровизации в различных аспектах не написал уже, как говорится, только ленивый. Нам же здесь важна только ее социальная суть. Сегодня во многих отраслях неуютнее всего ощущают себя те, кто "не дружит" с новыми технологиями  и всячески отторгает их внедрение и применение. Кстати, пандемия оказалась серьезным тестом на выживаемость не только в прямом смысле, но также в профессиональном отношении, т.к. при ограничениях в перемещении реализацию должностных обязанностей никто не отменял. Иными словами, в сфере трудовых отношений произошел и сейчас реализуется в большей степени не искусственный, а вполне естественный отбор.

Там, где преобладает желание оставить всё как есть и не напрягаться, внедрения искусственного интеллекта боятся, как огня, и всеми силами тормозят процесс. И, как выяснилось, одним из таких "островков счастья" является организация призыва и мобилизации на военную службу. Тут практически ничего не поменялось с тех пор, как 40 лет назад автор этих строк сам призывался на срочную военную службу. Ну разве что в военкоматовских кабинетах можно увидеть компьютеры.

Всё также по адресам ходят разносчики повесток: обязаны лично вручить, под подпись. Только вот работать им, особенно в крупных городах, в наше время гораздо сложнее. Их мало где ждут: зачастую приходится просто "поцеловать" домофон на двери подъезда. А если даже удастся каким-либо изворотливым путем оказаться у двери квартиры, где зарегистрирован адресат, то скорее всего последует диалог:

- А он здесь не живет!

- Так ведь зарегистрирован...

- Да, прописан, но не живет!

- А где он живёт?

- А вот не знаем!

Последний ответ в данном диалоге от проживающих в квартире (родителей, близких и т.п.) ничего противозаконного не содержит: закон освобождает от свидетельствования против собственных интересов, если даже посыльный от военкомата придет вместе с участковым полицейским. А повестку у порога не оставишь, даже в почтовый ящик кинуть - всё равно что в мусорку. Повестка должна быть вручена военнообязанному под личную подпись! Ищите, господа, - ваши проблемы!.. (Ответственность за уклонение от воинской обязанности несёт призывник, но не близкие и знакомые, отказавшиеся против него свидетельствовать!). Если пытаться "подловить" призывника на входе или выходе из подъезда, то скорее всего напрасная трата времени и нервов.

Дело в том, что, в основном, современный призывник в наше время - это  в редком случае восемнадцатилетка, живущий "под крылом" у родителей. Такие, как правило, продолжают образование в вузах: в наше время, после ЕГЭ или на платной основе, уж куда-нибудь поступить и получить студенческий билет гораздо проще, чем раньше. (К слову сказать, сейчас вполне закономерно прорабатывается вопрос об увеличении начальной и конечной границ призывного возраста). А вот после бакалавриата или даже магистратуры, когда право на отсрочку от призыва утрачивается, молодому человеку уже за двадцать. Он может быть уже женат и реально проживать по месту жительства своей половинки. Даже если и не женат, то может проживать где-угодно:  в  "бабушкиной" квартире, снимать жилье  и т.п. Следует также учитывать, что молодой человек работает, возможно, участвует в успешном бизнесе и вполне по силам обеспечить себе самостоятельную жизнь, желая при этом пройти армейскую школу жизни "заочно".

И что тут удивляться, если из года в год недоборы по призыву вряд ли имеют тенденцию к снижению, а подразделения из срочников недоукомплектованы. И это при том, что в наше время срочная служба - один год (не как раньше: два года и более!), в основном, в своем же регионе, и, что немаловажно, в горячие точки срочников служить не посылают. Но даже и эти "удобства" нисколько не стимулируют желание отсрочить жизненные планы во имя выполнения конституционного долга. Скажем прямо, армия до сих пор ничего не сделала (явный проигрыш на информационном поле!), чтобы разрушить бытующие стереотипы о неуставщине, организационном бардаке, высоком риске по чьей-то глупости или недосмотру стать инвалидом, а то и лишиться жизни. Тут одних фильмов с крутыми симпатичными девушками в камуфляжах явно недостаточно. Но это так, к слову... Гораздо важнее то, какими средствами и способами выполняется задача комплектования вооруженных сил государства.

И теперь вопрос: кто, к примеру из читающих эти строки согласится разносить повестки от военкомата? Большинство точно скажет: да что я, совсем ку-ку! Тогда кому приходится этим заниматься? Недавно нашел в интернете несколько материалов на эту тему. На такую миссию добровольно-принудительно подряжают работников низкооплачиваемых бюджетных контор, школ или детских садов. Бедолага, которого лично пришлось лицезреть, очень напоминал мигранта. Действительно, попробуй возрази - будут проблемы с работодателем или миграционной службой. Понятно, что ни о какой достойной оплате этой неблагодарной (но необходимой государству!) работы здесь речи не идёт... спасибо, если не стукнут где-нибудь по затылку.

Казалось бы, в чем тут проблема? Определенной службе поставлена конкретная задача - реализовать мероприятие в определенный срок по установленным критериям. Первое, что тут необходимо, - иметь актуальный информационный ресурс, бросить все силы на его поддержку. А тут выходит, что исполнители в качестве конечного результата вовсе не заинтересованы: проще отписаться, найти крайних, или "козлов отпущения". Как будто в данном вопросе все являются жертвами обстоятельств: местный начальник, которому спустили план, исполнители, которых насильно запрягли, и, конечно же, сами попавшие "под раздачу".

В наше время, когда мы уже привыкли оплачивать счета, вызывать такси, записываться на прием к врачу и т.п. сидя дома на диване и играясь с телефоном, а то и вообще одновременно занимаясь каким-либо другим делом, ехать с бумажкой в приписной военкомат представляется очень обременительным. Это - "ломать" день, менять планы и пр.  Тем более, если учесть, что приписной военкомат может находиться довольно далеко от места реального проживания и работы. Причем не факт, что об отданной в один кабинет бумажке будут знать в другом кабинете, и где тогда гарантия, что не станешь жертвой очередной ошибки. Не проще ли не гонять людей (и своих, и чужих) туда-сюда, а собирать актуальные данные, работая с официальными данными из других ведомств. (Кстати, страшилка о том, что войдешь в военкомат отдать справку и тебя тут же куда-нибудь отправят,  также в обществе весьма популярна).

Даже если пока нет системы учёта, способной автоматически загружать данные из ведомственных информационных систем, неужели так сложно направлять запросы по интересуемым гражданам в Налоговую службу (выход на работодателя), Минобрнауки (единая база по студентам), Минздрав (ЕМИАС) и др. Да, это большая работа, требующая квалифицированных и ответственных специалистов, но всё же лучше и эффективнее, чем впустую гонять по адресам большое количество людей, имитируя при этом кипучую деятельность, основываясь на данных о призывниках со времен, когда школьных выпускников в массовом порядке организованно ставят на воинский учет.

Подводя итог, отметим, что перспектива в данном вопросе всё-таки имеет позитивный характер, хотя многое надо было делать "еще вчера".  Мобилизация ресурсов для обороны государства в наше нестабильное время - это серьезная и насущная задача. В этом вопросе должны быть задействованы передовые технологии и усовершенствована правовая база. Без кардинальных организационных реформ в сфере мобилизации также не обойтись. Еще одной мобилизации по правилам "каменного века" наше общество вряд ли выдержит.


Рецензии