По комсомольской путёвке

   Опять моросит за окном нудный дождик, он поёт свою монотонную песенку, а на меня нахлынули воспоминания…
   После окончания пединститута я выехала работать в село Шереметьево Вяземского района Хабаровского края. Когда там проработала четыре года и выпустила своих ребят в 5 класс, узнала о том, что около села Нижняя Тамбовка на Амуре началось строительство нового города. Туда выехало несколько отрядов добровольцев со всей нашей страны, со всего огромного Советского Союза: по 50 ребят и девчат из Белоруссии, Украины, Кубани, Воронежа и Тамбова.
    Их поселили в длинные одноэтажные домики, каждый отряд  в  свой. Добровольцы с Дальнего Востока освоили небольшие вагончики.
    Меня продолжала беспокоить мысль, а смогу ли я , бросив комфортные условия , благоустроенную квартиру , которую мне предоставило государство бесплатно, поехать на строительство нового города, осваивать ещё необжитые земли.
     Решение было бесповоротным. Я обратилась в комитет комсомола и  попросила, чтобы меня отправили по комсомольской путёвке на эту ударную стройку.
     Когда в отделе народного образования Вяземского района оформляли документы, заведующая этого учреждения попросила: «У нас в детском доме № 5 нет вожатой  в летний лагерь на июнь. Поработай, пожалуйста, перед выездом в Нижнюю Тамбовку. А мы  предупредим администрацию школы, куда тебя отправляют, о твоей задержке».   Я, конечно, согласилась.
     Смена оказалась необычной. Во-первых, потому что я стала вожатой ребят из 8 класса. И поэтому помогала им готовиться к выпускным экзаменам. В то время сдавали итоговую аттестацию после окончания 8 класса, а потом ребята этого учреждения  поступали в училища и техникумы.
     Во-вторых, в детском доме – лагерная смена не 21 день, а 30. Поэтому, конечно, я задержалась и приехала в Нижнюю Тамбовку на неделю позже.
     То-то же было моё разочарование, когда на моё место учителя в начальной школе взяли жену приехавшего строителя. О моей задержке никто никого не предупредил. Было обидно до слёз. Пришла в штаб комсомольской стройки и обратилась к её руководителю: «Возьмите меня на любую работу, так как по специальности у меня сейчас места нет».
     «А вот и возьмём,- обрадовался высокий загорелый парень,- нам нужен воспитатель общежитий». «Воспитатель?»- удивилась я. Тогда и предположить не могла, что я , учитель начальных классов, стану воспитателем общежитий ребят моего возраста и старше меня…
     Пришлось рисковать.  Другого выбора не было. Меня поселили в общежитие отряда из Украины. Это здание представляло собой барак с длинным коридором, вдоль которого направо и налево располагались комнаты, где жили по 3-4  ребят. И только в одной поселились две девушки, с ними стала жить я.
     Что в ходит в обязанность воспитателя общежитий , я не знала. Пришлось, используя педагогический опыт, придумывать на ходу.
     Огляделась… Сюда приехали в основном парни, желающие построить город-красавец на берегу Амура. Место для этого подходящее. Сопки, заросшие багульником, спускались прямо к побережью. На их склонах планировалось построить коттеджи с приусадебными участками. Посередине посёлка намечалось заложить, в - первую очередь, детский сад. Молодёжи много, поэтому это вполне естественно. Ребята мечтали, чтобы в новом городе между домами разобьют сад, а автобусы будут перевозить детей только бесплатно.
     Но из-за того, что были на стройке в основном ребята, возникли проблемы с санитарным состоянием помещений и территории вокруг них.
    Провела вместе с ещё одним воспитателем, женщиной примерно 40-50 лет, во всех общежитиях собрания. После долгих обсуждений было решено организовать дежурство каждого отряда в своём корпусе и уборку вокруг бараков. Пока на этой территории можно было найти всё, что угодно… Запланировали субботник. Ребята живо откликнулись, им самим не нравилось жить в антисанитарных условиях.
    А как организовать отдых строителей? Как сохранить созданный порядок? Об этом говорили на комсомольских собраниях в каждом отряде.
   
Создали сектора:
а) Санитарный контролировал чистоту в помещениях и около них и выпускал «Молнию» о тех, кто нарушил порядок и уют строителей.  На территории жилого городка стало чисто, кое- где были сделаны клумбы, посажены деревца.
Б) Культурно-массовый сектор организовал агитбригаду, которая поднимала проблемы, возникающие на стройке. А их было предостаточно: то стройматериалы не завезут, то плиты для коттеджей дырявые. Боевой настрой ребят действовал отрезвляюще, постепенно некоторые проблемы исчезли…
    Этот же сектор помогал мне вести культурно-массовые мероприятия. Ребята предложили в помещении столовой организовать конкурс на лучшее молодёжное кафе. Для каждого отряда была намечена своя дата. К ней представители отряда оформляли столовую, готовили любимые блюда, придумывали им в меню шуточные названия.
    Запомнились очень интересные конкурсы и игры, которые готовили добровольцы  разных народов. Так мы побывали в «Таёжной заимке» дальневосточников, в белорусском дворике «Вкусное местечко». Украинская «Скатерть самобранка» удивила всех разнообразием блюд и гостеприимством хозяев. Другие отряды тоже поразили своей выдумкой и фантазией. Конкурс на лучшее молодёжное кафе удался на славу!
    Используя опыт телепередачи «Клуб весёлых и находчивых», мы решили проводить КВН между отрядами. Так встретились в занимательном поединке команды Белоруссии и Украины, Тамбова и Воронежа, Кубани и дальневосточников. Затем и другие отряды.
В) Спортивный сектор взялся за подготовку и проведение соревнований между представителями отрядов по баскетболу, волейболу, футболу. Оборудовали для этого спортивные площадки.
     По желанию девушек нашей стройки я организовала занятия по аэробике. Была удивлена, что на занятия с удовольствием приходили и ребята.
    А ещё у нас был создан туристический клуб. Мы учились ставить палатки, перебираться по верёвкам через речушки, преодолевать  обрывистые склоны и другие препятствия. Мы с удовольствием ходили в походы, пели у костра песни… Никогда не забудем эти чудесные вечера! Было, конечно, здорово!
     Коллектив нашей стройки в социалистическом соревновании занял первое  место, и нас пригласили на награждение в Хабаровск.
     Забавный случай произошёл тогда в ресторане «Лотос», где чествовали победителей. После награждения, участвуя в конкурсе на лучшее буриме, я написала интересное стихотворение, и меня пригласили за подарком. Когда вручали приз, ведущий спросил: «Кем Вы работаете?» «Воспитателем»,- ответила я. «Желаю ,- подытожил ведущий ,- Вам стать заведующей детского сада». Мои ребята грохнули от смеха. Ведь, среди моих воспитанников были бородачи 20- 30 лет.
     Жизнь на стройке кипела. Я бы не сказала, что не было трудностей. Вот, представьте: в домиках не было ни холодной , ни горячей воды. Ежедневно приезжала машина, и по её вечернему гудку из бараков выскакивали парни и девушки с вёдрами, тазиками, ванными… , набирали воду на сутки. И так каждый день. Чтобы получить горячую воду ,нужно было кипятить холодную. 
     Сейчас , оглядываясь назад, думаю, что на строительстве нового города могли оказаться  и  диверсанты. Ведь, не раз горела баня для строителей. А как-то раз перед 8 марта вышел из строя дизель , мы неделю готовили пищу на кострах. В общем, романтики  хоть отбавляй! Испытаний было достаточно.
    Через полгода в сельской школе Нижней Тамбовки не стало учителя, и меня приняли туда сначала воспитателем группы продлённого дня, а затем учителем начальных классов. А через год , в 1986 году стройку закрыли.  Якобы по требования Японии и Китая, так, как  намечено, было строить в этом новом городе завод азотных удобрений, а для нереста рыб Амура – это опасно! Мы полностью с этим согласны! Но, ведь, можно было на этом месте построить другое предприятие, например по переработке рыбы или дикоросов. Их здесь предостаточно!
    Но, нет , стройку закрыли, ребят увезли домой, а на месте строительства будущего города остались несколько коттеджей  да недостроенный, зарастающий бурьяном, детский садик.
    Ох, непродуманное это было решение! Сколько сил, средств потратили впустую, а потом уничтожили! Остаётся вопрос: а зачем?   

Опубликовано в «Бумажном слоне» 23.11 .2021 г.


Рецензии
Да уж, обидно, что город- мечта, так и стал ею.
Иван

Иван Цуприков   27.02.2024 17:46     Заявить о нарушении
Благодарю Вас,Иван, за неравнодушный комментарий. Абсолютно с Вами согласна. Нам до сих пор не понятно, зачем было потрачено столько средств, чтобы потом оставить разрушаться то, что было построено.
- С уважением и признательностью, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   28.02.2024 03:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.